Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2012 в 20:00, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение теоретических основ статистики цен на продукты первой необходимости и статистический анализ цен на молоко в РФ (на примере средних цен за 1 литр питьевого пастеризованного молока 2,5-3,2%) Задачи курсовой работы: 1. Рассмотреть итоги и тенденции цен на товары первой необходимости. 2. Дать понятие уровня, структуры цен, рассмотреть способы их расчета. 3. Изучить методы сбора информации о ценах, рассмотреть функции и задачи цен. 4. Изучить систему индексов цен на молоко. 5. Провести корреляционно-регрессионный анализ динамики цен на молоко.
Введение
Статистика цен входит составной
частью в социально-экономическую
статистику, она изучает всю систему
цен, действующую в сфере
Целью данной курсовой работы является изучение теоретических основ статистики цен на продукты первой необходимости и статистический анализ цен на молоко в РФ (на примере средних цен за 1 литр питьевого пастеризованного молока 2,5-3,2%) Задачи курсовой работы: 1. Рассмотреть итоги и тенденции цен на товары первой необходимости. 2. Дать понятие уровня, структуры цен, рассмотреть способы их расчета. 3. Изучить методы сбора информации о ценах, рассмотреть функции и задачи цен. 4. Изучить систему индексов цен на молоко. 5. Провести корреляционно-регрессионный анализ динамики цен на молоко. Объектом изучения курсовой являются средние цены на молоко. Предметом курсовой работы являются статистические методы для анализа цен товаров первой необходимости.
1 Продукты первой
необходимости и теоретические
основы статистики цен
1.1 Итоги и тенденции
динамики цен на товары первой
необходимости. Государ
Наименование товара |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
Хлеб и хлебобулочные изделия |
22,24 |
24,92 |
30,68 |
39,32 |
39,65 |
42,60 |
45,36 |
Сливочное масло |
102,42 |
109,71 |
155,10 |
175,54 |
191,68 |
239,55 |
256,48 |
Яйца куриные за 10 шт. |
24,50 |
27,06 |
34,89 |
40,02 |
34,16 |
38,56 |
41,25 |
Чай черный байховый |
193,61 |
204,25 |
224,65 |
269,53 |
339,81 |
348,21 |
367,68 |
Сахар песок |
19,69 |
22,71 |
21,63 |
23,07 |
33,02 |
40,62 |
30,22 |
Для наглядности, отобразим динамику цен на графике:
Рисунок 1 Динамика цен на некоторые товары первой необходимости за 2005-2011гг.
Итак, на данном графике мы можем видеть, что цены, на товары первой необходимости, представленные здесь, имеют явную тенденцию к повышению, за исключением цен на сахар. Это может происходить по нескольким причинам: рост инфляции, повышение цен на сырье, большие издержи на производство, и. т. п.
1.2 Понятие, уровень и структура цен, способы их расчета. Цена представляет собой денежное выражение стоимости продукции.
Факторы, влияющие на уровень и структуру цен:
- количество товара
- комплектация товара
- условия платежа и поставки
- законодательное регулирование
p = U + A + N (U + A),
где U – издержки производства; А – административные расходы и расходы по реализации, N- средняя норма прибыли на данном рынке или в отрасли.
1.3 Методы сбора информации о ценах. В ходе реформирования отечественной государственной статистики изменилась система сбора ценовой информации. До 1989 г. основным источником статистической информации о ценах была отчетность предприятий, поступающая в органы государственной статистики, по отдельным вопросам: себестоимость, рентабельность и т.д. В условиях сравнительно стабильных цен и мало меняющегося ассортимента товаров такой метод сбора информации в известной мере был оправдан. Динамика цен и тарифов практически отслеживалась в связи с периодически проводимыми пересмотрами цен. Между пересмотрами цен индексы динамики цен, как правило, были близки к 100%, поскольку применяемая методология их расчета не позволяла учесть скрытое изменение цен в связи со сменяемостью производства и потребления товаров.
С первого полугодия 1989 г. в практике отечественной статистики стал использоваться метод несплошного наблюдения за изменением цен по товарам-представителям. Вначале этот метод был внедрен при изучении динамики цен производителей продукции промышленности и потребительских цен, а затем и в других отраслях экономики.
При формировании совокупности товаров-представителей осуществляются:
Следует отметить, что при формировании совокупности товаров-представителей метод выборки наиболее типичных товаров, товаров, пользующихся массовым спросом, сочетается с выборкой периодически повторяющихся моментов (периодов) наблюдения за ценами. Такой подход к формированию совокупности товаров в теории выборочного метода рассматривается как выборка из последовательностей или, иначе, как модифицированный метод основного массива.
Общеметодологический подход к наблюдению за ценами заключается в том, чтобы регистрировать цены на одни и те же изделия, одинакового качества, на одних и тех же предприятиях на регулярной основе.
Цены, которые регистрируются, являются,
как правило, ценами предложения. Теоретически
сбор данных должен включать в себя
получение информации о ценах
сделок, совершаемых в рамках различных
стадий движения продукта. Однако представляется
практически невозможным
При наблюдении потребительских цен задача четкой классификации каждой сделки и обеспечения сопоставимости регистрируемых сделок во времени существенно осложняется.
Подходы к сбору ценовой информации различаются как для отдельных товаров, так и по регулярности получения данных (по состоянию на определенную дату месяца, в конкретный период внутри месяца, в течение всего месяца). По товарам, цены на которые меняются значительно и часто, например по овощам и фруктам, цены почти всегда регистрируются каждые 7—10 дней. По товарам длительного пользования, цены на которые меняются реже, их отслеживание может осуществляться раз в квартал. По товарам с фиксированным и одинаковым для всех покупателей уровнем цен или тарифов (например, коммунально-бытовые услуги, услуги связи) цены регистрируются централизованно. Общим правилом является необходимость регистрации цен на данный товар в один и тот же момент (день) каждого месяца, с тем, чтобы интервал наблюдения за изменением цен был постоянным.
Особые статистические проблемы при
регистрации цен возникают, когда
отобранные товары-представители с
течением времени оказываются
Обеспечение репрезентативности данных статистики цен требует решения многих методологических вопросов, связанных как с организацией наблюдения за системой цен, так и с исчислением системы обобщающих показателей, среди которых одно из приоритетных мест занимают индексы цен.
1.4 Функции и задачи статистики цен.
Цели статистики цен на товары и услуги:
Основные задачи статистики цен на товары и услуги: - регистрация цен и статистическое наблюдение за их изменением;
- анализ уровня и
- анализ и оценка факторов,
влияющих на уровень и
- анализ соотношения цен на различные товары;
- оценка, анализ и моделирование колеблемости, цикличности и сезонности цен; - характеристика структуры цен; - прогнозирование цен; В основу современной классификации концептуальных задач статистики цен могут быть так же положены следующие критерии: цели, достигаемые решением задачи, и субъекты, заинтересованные в решении задачи. Первая классификация включает три задачи: 1. Характеристика состояния (конъюнктуры) рынка. Решая эту общую задачу в условиях рынка, статистика рассматривает поведение цен как опосредованную реакцию на изменение экономической ситуации (изменение цен на взаимосвязанные товары, изменение уровня качества товаров и требований к нему и т. д.). 2. Характеристика цены как инструмента управления рынком. С этой позиции статистика изучает возможности и степень воздействия цен на производство, обращение (от цены зависят скорость оборота и издержки обращения) и спрос. 3. Анализ цен с позиции маркетингового управления ценообразованием и государственного регулирования цен. Решение этой задачи предполагает статистически выявить закономерности ценообразования, поведения цен и поведения покупателя, установить влияние их на уровень жизни, смоделировать и осуществить прогноз изменения цен. Вторая классификация - с позиции пользователей и заказчиков статистической ценовой информации - выделяются следующие общие задачи статистики цен. 1. С позиции государства: изучение цены как орудия социальной и экономической эффективности рынка, как фактора уровня жизни, как главной составляющей инфляционных процессов; изучение влияния цен на рынок труда, прогнозирование последствий изменения цены; изучение цены в роли дефлятора для пересчета стоимостных показателей: как важнейшего фактора формирования бюджета; статистическое изучение цен, моделирование их закономерностей для принятия решений по ценообразованию, для контроля над денежным обращением в стране; анализ цен с целью регулирования уровня цен на стратегические и жизненно важные товары, для выявления отраслей, в которые невыгодно вкладывать капитал, где неэффективен частный сектор, и т. д. 2. С позиции производителя, продавца: изучение цен как инструмента маркетинга, анализ внутривидовых, региональных уровней цен и их дифференциации, моделирование взаимосвязи цен и качественных характеристик товара, структуры цен в отрасли, изучение цен альтернативных товаров и других субрынков и т. д. 3. С позиции покупателя: изучение цен как фактора индексации доходов, формирования потребительской корзины и прожиточного минимума; определение ценового влияния на уровень жизни раз личных социальных групп населения; анализ соответствия цен качеству товаров и уровню доходов, предпочтениям потребителей; выявление ассортиментной дифференциации цен как фактора выбора (вынужденности) покупки и т. д.