Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2013 в 11:49, курсовая работа
Целью работы является анализ занятости населения, а также проблемы безработицы и путей их решения.
В соответствии с целью были поставлены и решены следующие задачи:
• Рассмотреть сущность, виды и формы занятости;
• Выделить факторы, влияющие на занятость населения;
• Оценить состояние занятости в России на сегодняшний день.
Первый этап характеризуется ежегодным сокращением численности экономически активного населения (исключением был лишь 1996г., когда эта численность оказалась на 141 тыс. Чел., или на 0,2% выше по сравнению с предыдущим 1993г.) и уровня экономической активности. При этом систематически уменьшалась численность занятых в экономике и увеличивалось количество безработных. В результате их противоположного движения соотношение занятых и безработных в составе экономически активного населения было возрастающее негативным.
Всплеск экономической активности, отмеченный в 2000г., связан в основном с двумя факторами.
Первый из них - это заметное снижение уровня жизни большой массы населения в связи с крупным сдвигом в росте потребительских цен на товары и тарифы на платные услуги. Совокупный годовой индекс на все товары и услуги в 1998г. Составил 111%, а в 1999г. -184 и в 2000г. -137%.
Второй- это важный шаг в проведение обследований населения по проблемам занятости, нацеленный на гораздо более полное отражение неформальной занятости в российской экономике, включая занятых в домашнем хозяйстве производством сельскохозяйственной продукции, предназначенной полностью или частично для реализации.
Второй этап становления
в общественном труде рыночных отношений
к периоду начавшегося
Таблица 2. Имеющие профессиональное образование в составе экономически активного населения
Год |
Всего |
Распределение по уровню профессионального образования, в % к общей численности имеющих | ||||
Тыс. человек |
В % численности экономически активного населения |
высшее |
Неполное высшее |
среднее |
начальное | |
1993 |
36873 |
49,1 |
32,3 |
3,8 |
63,9 |
… |
1996 |
36659 |
51,8 |
33,8 |
3,0 |
63,2 |
… |
1999 |
41681 |
61,8 |
31,4 |
3,2 |
52,9 |
12,5 |
2000 |
45692 |
62,8 |
30,5 |
3,8 |
51,3 |
4,4 |
2001 |
46617 |
64,4 |
32,1 |
7,0 |
43,5 |
17,4 |
2003 |
49184 |
67,9 |
33,4 |
3,7 |
46,4 |
16,5 |
2005 |
50447 |
69,2 |
34,4 |
3,0 |
37,1 |
25,5 |
2007 |
51508 |
69,5 |
35,5 |
2,6 |
36,0 |
25,9 |
2008 |
53753 |
71,6 |
37,5 |
2,2 |
35,6 |
24,7 |
Примечание. До 1998г. Лица, имеющие начальное профессиональное образование, учитывались по соответствующему уровню общего образования.
В соответствии с примечанием к таблице 2 данные об общем уровне профессионального образования экономически активного населения в нашей стране (графа3) и распределение его по составляющим (графы 4-7) можно считать полностью сопоставимыми лишь начиная с 1999г. За прошедший с этого года временной период рассматриваемый уровень повысился практически на 10 процентных пунктов.
Рассмотрим как в 2009 году распределилась численность занятых в экономике по возрасту и уровню образования, согласно данным таблицы 3.
Таблица 3. Распределение численности занятых в экономике по возрастным группам и уровню образования за 2009 год (на конец ноября; в процентах к итогу)
всего |
мужчины |
женщины | |
Всего занятые в экономике |
100 |
100 |
100 |
в том числе в возрасте, лет: |
|||
до 20 |
1,5 |
1,8 |
1,3 |
20 - 24 |
10,2 |
11,0 |
9,4 |
25 - 29 |
13,1 |
13,9 |
12,4 |
30 - 34 |
12,5 |
12,6 |
12,4 |
35 - 39 |
11,9 |
11,9 |
12,0 |
40 - 44 |
12,1 |
11,6 |
12,6 |
45 - 49 |
14,6 |
13,6 |
15,6 |
50 - 54 |
12,5 |
11,4 |
13,6 |
55 - 59 |
7,8 |
8,4 |
7,3 |
60 - 72 |
3,7 |
3,7 |
3,6 |
Средний возраст занятых в экономике, лет |
39,7 |
39,3 |
40,1 |
Всего занятые в экономике |
100 |
100 |
100 |
в том числе имеют образование |
|||
Высшее профессиональное |
27,9 |
25,2 |
30,7 |
неполное высшее профессиональное |
1,6 |
1,5 |
1,8 |
Среднее профессиональное |
26,5 |
21,4 |
31,9 |
Начальное профессиональное |
19,3 |
24,2 |
14,2 |
среднее (полное) общее |
20,1 |
22,3 |
17,8 |
основное общее |
4,1 |
5,0 |
3,2 |
начальное общее, не имеют начального общего образования |
0,5 |
0,5 |
0,4 |
Из таблицы 3 можно
увидеть, что средний возраст
занятых в экономике из общей
численности населения
Процесс развития в статистике называется динамикой, а система показателей, характеризующих этот процесс во времени, - рядом динамики.
Таблица 4. Расчет динамики занятых в Российской Федерации за 2001-2009 г.г.
Год |
Занятые в экономике, тыс. чел. |
Абсолютный прирост, тыс. руб. |
Темп роста, %. |
Темп прироста, %. |
Абсолютное значение 1% прироста, млн.руб. | |||
базисный |
цепной |
базисный |
цепной |
базисный |
цепной | |||
2001 |
65273 |
- |
- |
100,0 |
- |
0,0 |
- |
- |
2002 |
65124 |
-149 |
-149 |
99,8 |
99,8 |
-0,2 |
-0,2 |
652,73 |
2003 |
66266 |
993 |
1142 |
101,5 |
101,8 |
1,5 |
1,8 |
651,24 |
2004 |
67152 |
1879 |
886 |
102,9 |
101,3 |
2,9 |
1,3 |
662,66 |
2005 |
63134 |
-2139 |
-4018 |
96,7 |
94,0 |
-3,3 |
6,0 |
671,52 |
2006 |
68603 |
3330 |
5469 |
105,1 |
108,7 |
5,1 |
8,7 |
631,34 |
2007 |
69157 |
3884 |
554 |
106,0 |
100,8 |
6,0 |
0,8 |
686,03 |
2008 |
70814 |
5541 |
1657 |
108,5 |
102,4 |
8,5 |
2,4 |
691,57 |
2009 |
70603 |
5330 |
-211 |
108,2 |
99,7 |
8,2 |
0,3 |
708,14 |
(формула 2)
(формула 3)
(формула 4)
(формула 5)
(формула 6)
Вывод: Занятость в экономике за 2001-2009гг. ежегодно росла в среднем на 666,25 тыс. чел. или на 1%.
Таблица 5. Динамика занятых в Российской Федерации за 2001-2009
Год |
Занятые в экономике, тыс. чел. |
t |
t2 |
yt |
|
Средняя скользящая за 3 года |
2001 |
65273 |
-4 |
16 |
-261092 |
68421,1 |
- |
2002 |
65124 |
-3 |
9 |
-195372 |
68151,9 |
65554,3 |
2003 |
66266 |
-2 |
4 |
-132532 |
67882,7 |
66180,6 |
2004 |
67152 |
-1 |
1 |
-67125 |
67613,5 |
65517,3 |
2005 |
63134 |
0 |
0 |
0 |
67344,3 |
66296,3 |
2006 |
68603 |
1 |
1 |
68603 |
67075,1 |
66964,6 |
2007 |
69157 |
2 |
4 |
138314 |
66805,9 |
69524,6 |
2008 |
70814 |
3 |
9 |
212442 |
66536,7 |
70191,3 |
2009 |
70603 |
4 |
16 |
282412 |
66267,5 |
- |
Итого |
606099 |
0 |
60 |
-16150 |
606098,7 |
4702229,0 |
, (формула 7)
(формула 8)
(формула 9)
(формула 10)
Рисунок 1. Динамика занятых в Российской Федерации за 2001-2009гг.
Корреляционно-регрессионный анализ численности занятых в экономике.
На основе данных построим зависимость занятости от экономически активного населения в Российской Федерации и среднемесячной номинальной заработной платы работников организаций по видам экономической деятельности.
Таблица 6. Исходные данные.
Год |
Занятые тыс. чел. |
Экономически активное население тыс. чел. |
Среднемесячная номинальная |
2004 |
67125 |
72835 |
5498,5 |
2005 |
67134 |
72909 |
6739,5 |
2006 |
68603 |
73811 |
8554,9 |
2007 |
69157 |
74156 |
10633,9 |
2008 |
70814 |
75060 |
13593,4 |
2009 |
70603 |
75892 |
17226,3 |
Рисунок 2. Матрица коэффициентов парных корреляций.
Ryx1- экономически активное население тыс. чел.
Ryx2 - Среднемесячная номинальная заработная плата работников, тыс. руб.
Вывод:
Ryx1= 0,9631 это говорит о тесной и прямой связи между занятостью и экономически активным населением, то есть при увеличении экономически активного населения занятость возрастает.
Ryx2= 0,9407 коэффициент корреляции между результативным и вторым факторным признаком, показывает тесную прямую связь между занятостью и заработной платой, можно сказать, что при увеличении заработной платы, количество занятых возрастает.
Рисунок 3. Многофакторная регрессия.
А0- экономического смысла не имеет.
А1- Численность экономически активного населения на 1 тыс. чел., обеспечивает рост занятых в экономике на 2,831 тыс. чел.
А2- При уменьшении заработной платы, количество занятых сокращается на 0,423 тыс. чел.
R- Коэффициент множественной корреляции 0,972 говорит о тесной прямой связи между результативным признаком и комплексом факторных.
Д- Коэффициент детерминации 0,94 показывает, что на 94% занятость зависит от экономически активного населения и номинальной заработной платы, остальные (100-94)= 6% это влияние не учтенных факторов.
Следовательно с увеличением экономически активного населения на 1 тыс. чел., занятость возрастает на 0,9631 тыс. чел. связь между признаками прямая и тесная, на 94% результат зависит от выбранных факторов, и только на 6% от неучтенных факторов.
Таблица 7. Динамика занятых в Российской Федерации за 2000-2008
Год |
Занятые в экономике, тыс. чел. |
t |
t2 |
yt |
|
|
2001 |
65273 |
-4 |
16 |
-261092 |
68421,1 |
9910533,6 |
2002 |
65124 |
-3 |
9 |
-195372 |
68151,9 |
9168178,4 |
2003 |
66266 |
-2 |
4 |
-132532 |
67882,7 |
2613718,9 |
2004 |
67152 |
-1 |
1 |
-67125 |
67613,5 |
212982,2 |
2005 |
63134 |
0 |
0 |
0 |
67344,3 |
17726626,1 |
2006 |
68603 |
1 |
1 |
68603 |
67075,1 |
2334478,4 |
2007 |
69157 |
2 |
4 |
138314 |
66805,9 |
5527671,2 |
2008 |
70814 |
3 |
9 |
212442 |
66536,7 |
18295295,3 |
2009 |
70603 |
4 |
16 |
282412 |
66267,5 |
18796560,3 |
Итого |
606099 |
0 |
60 |
-16150 |
606098,7 |
84586044,4 |
Рисунок 4. Динамика занятости в Российской Федерации (тыс. чел.)
1) Уравнение основной
тенденции реальных доходов
ỹt = 67344,3-269,2t (формула 11)
2) Среднее квадратическое отклонение от тренда
(формула 12) тыс. чел.
3) Прогноз на 2010 год:
Экстраполируя для t = 6
ỹt = 67344,3-269,2*6=65729,1тыс. чел. (формула 13)
Значение t-критерия Стьюдента при уровне значимости α = 5% и числе степеней свободы n-m = 7. tα = 2,447
Величина доверительного интервала
(формула 14)
Интервальная оценка прогноза
62893,7≤ y2010 ≤ 68564,5
С вероятностью 95 % можно ожидать, что в 2010 году занятость будет не меньше 62893,7 тыс.чел., но и не больше 68564,5 тыс. чел.
4) Прогноз на 2011 год
Экстраполируя для t = 7 ỹt = 67344,3-269,2*7=65459,9