Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2013 в 11:49, курсовая работа
Целью работы является анализ занятости населения, а также проблемы безработицы и путей их решения.
В соответствии с целью были поставлены и решены следующие задачи:
• Рассмотреть сущность, виды и формы занятости;
• Выделить факторы, влияющие на занятость населения;
• Оценить состояние занятости в России на сегодняшний день.
Значение t-критерия Стьюдента при уровне значимости α = 5% и числе степеней свободы n-m = 7
tα = 2,447
(формула 15)
Интервальная оценка прогноза 62624,5≤ y2011 ≤68295,3
С вероятностью 95 % можно ожидать, что в 2011 году занятость будет не меньше 62624,5 тыс. чел., но и не больше 68295,3 тыс. чел.
Рисунок 5. Динамика экономически активного населения в Российской Федерации за 2001-2009 г.г.
3. Современное
состояние рынка труда в
По оценкам МВД, в 2007 г. численность профессиональной теневой активности составляла примерно 9 млн. человек, или около 14% всех занятых в экономике России. Российский рынок труда характеризуется низким уровнем цены рабочей силы и ее большим отрывом от стоимости.
Рынки труда в России весьма существенно различаются в разных регионах.
Российский рынок труда не сбалансирован: с одной стороны, он избыточен по объему, а с другой стороны, является трудодефицитным по своей структуре, т.е. происходит перенакопление рабочей силы на предприятиях, аккумуляция избыточной численности работников, при этом повышение спроса на рабочую силу приводит к трудодефициту.
Рынок труда в России слабо связан с рынком капитала. Все это вызывает необходимость вырабатывать соответствующую российскую политику занятости, а также стратегии и тактики механизма регулирования российского рынка труда.
В 2009 году на российском рынке труда продолжилась тенденция значительного роста спроса на персонал. Особенно хорошо обстоят дела в Москве и Санкт-Петербурге. Эксперты в один голос утверждают, что с ростом экономики, рынок труда также будет «раздуваться». Более того, по прогнозам кадровиков, через пять-шесть лет на рынке может возникнуть острый дефицит молодых специалистов.
По оценкам разных специалистов, Рынок труда в России в этом году вырос на 20-30%.
Что касается прогнозов на ближайшее будущее, то практически все эксперты сходятся в одном: пока экономика страны идет на подъем, недостатка в рабочих местах не будет. Структура спроса по типу позиций в следующем году сохранится приблизительно такой же, как и в этом. Практически равное количество запросов придется на технических специалистов и специалистов продаж, в сумме эти категории составят около 55% всего объема запросов, около 15% придется на финансовых специалистов, еще 10% — на маркетологов и пиарщиков и около 20% рынка — это администраторы, специалисты в области логистики, IT и юристы. Однако, несмотря на столь радужную картину, в среднесрочной перспективе российский рынок труда столкнется с серьезными сложностями. Уже сейчас менеджеры по персоналу отмечают тот факт, что работодатели начинают обращать меньшее внимание на наличие у соискателя опыта работы (исключая «топовые» должности) и все больше ориентируются на студентов-старшекурсников и выпускников вузов.
В конце марта 2008г 5,6 млн.
человек, или 7,6% экономически активного
населения, классифицировались как
безработные (в соответствии с методологией
Международной Организации
Заключение
Рынок труда является
одним из элементов рыночной экономики.
Он представляет собой систему общественных
отношений в согласовании интересов
работодателей и наемной
В настоящее время российский рынок труда не сбалансирован, о чем свидетельствуют серьезные структурные перекосы как со стороны спроса, так и со стороны предложения.
По мнению большинства экономистов, полная занятость – понятие абстрактное, не совместимое с идеей развитого рыночного хозяйства. Однако все же безработица должна быть поставлена в определенные рамки, в пределах которых достигаются режим эффективного роста и состояние экономической стабильности.
Формирование рынка труда в России, его прогнозирование, является неотъемлемой частью становления рыночного механизма. Основными направлениями его регулирования должны стать: борьба против дальнейшего спада производства; недопущение массовой безработицы; принятие мер по повышению уровня жизни населения и др.
Главный путь решения проблемы безработицы на рынке труда, по моему мнению, – экономический рост производства (восстановление законсервированных производственных мощностей), что приведет к увеличению темпа роста числа занятых в экономике.
В Росси идет формирование конкретных механизмов государственного регулирования рынка трудовых ресурсов. Определенные шаги здесь уже сделаны: принят Закон о занятости, создана государственная служба занятости, развертывается система переподготовки кадров, официально устанавливаются прожиточный минимум и минимальная заработная плата. Впрочем, пока два последних индикатора являются в России (в отличие от высокоразвитых стран с рыночной экономикой) лишь условными показателями. Дело в том, что минимальная заработная плата установлена на столь низком уровне, что любая – даже откровенно грабительская ставка – легко укладывается в этот норматив.
На основе анализа статистики занятости в Российской Федерации можно сделать следующие выводы:
В России идёт формирование конкретных механизмов государственного регулирования рынка трудовых ресурсов. Определённые шаги здесь уже сделаны: создана государственная служба занятости, развёртывается система переподготовки кадров, официально устанавливаются прожиточный минимум и минимальная заработная плата. Впрочем, пока два последних индикатора являются в России (в отличие от высокоразвитых стран с рыночной экономикой) лишь условными показателями. Дело в том, что минимальная заработная плата установлена на очень низком уровне.
Одним из основных элементов формирования политики эффективной занятости является разработка и задействование механизма, регулирующего динамичное равновесие спроса и предложения рабочей силы на рынке труда. Для этого необходимо: оживление экономической ситуации и инвестиционной активности в стране, создание условий для динамичного движения капитала, разрабатывать меры по развитию системы рабочих мест и увеличению потребности предприятий и организаций в рабочей силе; совершенствование системы оплаты труда, расширение возможностей получения населением дополнительных доходов (дивиденды от ценных бумаг, проценты по вкладам и т.д.), развитие системы социальных пособий, дотаций и льгот, снижающих потребность в труде отдельных социально-демографических групп населения, особенно женщин, учащихся и пенсионеров.
Забота государства о достижении в стране наиболее полной и эффективной занятости как важной социальной гарантии для экономически активного населения является важнейшим аспектом государственного регулирования рынка труда, механизм формирования которого будет постоянно совершенствоваться применительно к новым условиям развития многоукладной экономики.
Список использованных источников