Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2013 в 12:20, контрольная работа
При сопоставлении каких-либо данных, характеризующих экономические явление или процесс во времени и в пространстве, широко используются относительные статистические показатели — индексы. Они позволяют рассчитать и соизмерить сложные социально-экономические явления, особенно состоящие из непосредственно несопоставимых элементов. Индексы основаны на отчетных и базисных данных в зависимости от отношения показателей к содержанию исследования. Элементами индексов являются индексируемая величина, ее тип (форма), вес, срок исполнения. Использование индексов позволяет создавать математические модели и проводить расчеты относительно финансового положения фирмы и планов ее развития.
Индексы и их использование в статистике………………………..3
Индексы, их общая характеристика и сфера применения………4
Индексы количественных показателей…………………………….7
Индексы качественных показателей. Факторный анализ……….9
Заключение…………………………………………………………….12
Список использованной литературы…………
Индексы качественных показателей. Факторный анализ.
Качественные показатели определяют
уровень исследуемого итогового
показателя и определяются путем
соотношения итогового
Самым распространенным индексом в этой группе является индекс цен.
Индивидуальный индекс цен характеризует изменение цен по одному виду продукции и определяется по формуле
(9)
где p1 и p0 - цена за единицу продукции в текущем и базисном периодах.
Соответственно определяются индексы себестоимости и затрат рабочего времени по каждому виду продукции.
Агрегатный индекс цен определяет среднее изменение цены р по совокупности определенных видов продукции q.
Для характеристики среднего изменения цен на потребитель-ские товары используют индекс цен, предложенный Э. Ласпейресом (индекс Ласпейреса):
(10)
где q0 - потребительская корзина (базовый период); p0 и p1 - соответственно цены базисного и отчетного периодов.
Если количество набора продуктов принимается на уровне отчетного периода (q1 ), то в этом случае индекс цен именуется индексом Пааше:
(11)
Если известны индивидуальные индексы цен по отдельным видам продукции и стоимость отдельных видов продукции, то применяются средние взвешенные индексы цен (средний взвешенный арифметический и средний взвешенный гармонический индексы цен).
Формула среднего взвешенного арифметического индекса цен
(12)
где i - индивидуальный индекс по каждому виду продукции; p0 q0 - стоимость продукции каждого вида в базисном периоде.
Формула среднего взвешенного гармонического индекса цен
(13)
где p1 q1 - стоимость продукции каждого вида в текущем периоде.
В статистической практике очень широко используется агрегатный территориальный индекс цен, который может быть рассчитан по следующей формуле:
(14)
где pA pB - цена за единицу продукции каждого вида соответственно на территории А и В; qA - количество выработанной или реализованной продукции каждого вида по территории А (в натуральном выражении).
Из формулы видно, что в данном индексе в качестве фиксированного показателя (веса) принят объем продукции территории А. При расчете данного индекса в качестве веса можно принять также объем продукции территории В или суммарный объем продукции двух территорий.
Возможны два способа расчета индексов: цепной и базисный.
Цепные индексы получают путем сопоставления текущих уровней с предшествующим, при этом база сравнения постоянно меняется.
Базисные индексы получают путем сопоставления с тем уровнем периода, который был принят за базу сравнения.
В качестве примера можно привести цепные и базисные индексы цен.
Цепные индивидуальные индексы
цен имеют следующий ряд
... . (15)
Базисные индивидуальные индексы цен:
... . (16)
Следует помнить, что произведение цепных индивидуальных индексов цен равно последнему базисному индексу:
(17)
Цепные агрегатные индексы цен:
... . (18)
Базисные агрегатные индексы цен:
... . (19)
Между индексами существует также
взаимосвязь и
Предположим, что результативный признак зависит от трех факторов и более. В этом случае результативный индекс примет вид
(20)
Изменение результативного индекса за счет каждого фактора может быть выражено следующим образом:
(21)
Для выявления роли каждого фактора в отдельности индекс сложного показателя разлагают на частные (факторные) индексы, которые характеризуют роль каждого фактора. При этом используют два метода:
1. метод обособленного изучения факторов;
2. последовательно-цепной метод.
При первом методе сложный показатель берется с учетом изменения лишь того фактора, который взят в качестве исследуемого, все остальные остаются неизменными на уровне базисного периода.
Последовательно-цепной метод предполагает
использование системы
Заключение
Индексы относятся к важнейшим обобщающим показателям. С помощью экономических индексов можно измерить динамику социально-экономического явления за два и более периодов времени, динамику среднего экономического показателя и сопоставить уровни явления в пространстве: по странам, экономическим районам, областям и т.д. Индексы широко используются также для определения степени влияния измерений значений одних показателей из фактических цен в сопоставимые.
В практике статистики индексы наряду
со средними величинами являются наиболее
распространенными
Обычно сопоставляемые показатели
характеризуют явления, состоящие
из разнородных элементов, непосредственное
суммирование которых невозможно в
силу их несоизмеримости. Например, промышленные
предприятия выпускают, как правило,
разнообразные виды продукции. Получить
общий объем продукции
С помощью индексных показателей решаются следующие основные задачи:
Способы построения индексов зависят от содержания изучаемых показателей, методологии расчета исходных статистических показателей, имеющихся в распоряжении исследователя статистических данных и целей исследования.
Индексные показатели в статистике вычисляются на высшей ступени статистического обобщения и опираются на результаты сводки и обработки данных статистического наблюдения.
Список использованной литературы.
1. Гусаров В.М. Статистика: Учеб. Пособие для вузов - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001.- 463с.
2. Статистика: Курс лекций (Харченко Л. П., Долженкова В.Г., Ионин В.Г. и др.; Под ред. к.э.н. В.Г. Ионина. - Новосибирск: Изд-во НГАЭиУ, М.: ИНФРА-М, 1999. - 310 с.
3. Статистика: Учеб. Пособие/А.В. Багот, М.М. Конкина, В.М. Симчеры и др. - М.: Финансы и статистика, 2005.- 368 с.
4. Общая теория статистики: Статистическая методология в изучении коммерческой деятельности: Учеб./ Под ред. О.Э. Башиной, А.А. Спирина. - 5-е изд., доп. И перераб. - М.: Финансы и статистика, 2005. - 440с.
5. Ряузов Н.Н. Общая теория статистики: Учеб. Для студ. Эконом. Спец. Вузов - 3-е изд., перераб. И доп. - М.: Статистика, 1980 - 344с.
6. Мхитарян. Т. А Статистика: Среднее специальное образование. 2011 г.