Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2013 в 13:20, реферат
Цель работы и задачи исследования: выявить индивидуальные особенности памяти способности человека.
Основы изучения памяти были исследованы Немовым Р.В., Кравченко А.И., Столяренко Л.Д.,и др.
Введение………………………………………………………………………………………...3
1. Память. Понятие и теоретические основы
1.1 Общее представление о памяти человека…………………..……………….……………..4
1.2 Классификация видов памяти………………………………….…………………….……..5
1.3 Особенности функционирования памяти.……………………………….………….……11
2. Индивидуальные особенности памяти и способности человека
2.1 Индивидуальные особенности памяти……….………………………………………...…14
2.2 Способности памяти человека……….…………………………………………...………..15
Заключение………………………………………………………………………………….….18
Список используемых источников……………………………….…………………………...20
Приложение 1…….……………………………………………………………………………..21
Приложение 2…………………………………………………………………………………..22
Приложение 3…………………………………………………………………………………..24
Приложение 4…….…………………………………………………………………………….25
Приложение 5…………………………………………………………………………………..26
Приложение 6…………………………………………………………………………………..27
Приложение 7…………………………………………………………………………………..28
Приложение 8….……………………………………………………………………………….29
Приложение 9…………………………………………………………………………………..30
Приложение 10………………………………………………………………………………….31
Приложение 11…………………………………………………………………………………32
Приложение 12……………………………………………………………………………..…...33
Приложение 13……………………………………………………………………………...…..34
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Память. Понятие
и теоретические основы
1.1 Общее представление о памяти человека…………………..……………….…………….
1.2 Классификация видов памяти………………………………….…………………….…
1.3 Особенности функционирования памяти.……………………………….………….……11
2. Индивидуальные особенности памяти
и способности человека
2.1 Индивидуальные особенности памяти……….………………………………………...…
2.2 Способности памяти человека……….…………………………………………..
Заключение……………………………………………………
Список используемых источников……………………………….…………………
Приложение 1…….……………………………………………………………………
Приложение 2……………………………………………………………………………
Приложение 3……………………………………………………………………………
Приложение 4…….……………………………………………………………………
Приложение 5……………………………………………………………………………
Приложение 6……………………………………………………………………………
Приложение 7……………………………………………………………………………
Приложение 8….………………………………………………………………………
Приложение 9……………………………………………………………………………
Приложение 10…………………………………………………………………………
Приложение 11…………………………………………………………………………
Приложение 12…………………………………………………………………………
Приложение 13…………………………………………………………………………
Введение
Память – один из самых сложных
и достаточно изученных процессов включающий
фазы запечатления, хранения и извлечение
поступающей информации.
Память это основа
личности. Современный крупнейший математик
и кибернетик фон Нейман сделал расчёты,
которые показали, что в принципе человеческий
мозг может вместить примерно 1020 единиц
информации. Мы никогда даже близко не
подходили к границам наших возможностей
и память мы используем на ничтожную долю
своей мощности.
Актуальность: Память
лежит в основе способностей человека
и является условием научения, приобретения
знаний, формирования умений и навыков.
Без памяти невозможно нормальное функционирование
ни личности, ни общества. Благодаря памяти
человек выделился из животного царства
и достиг тех высот, на которых он сейчас
находится. Да и дальнейший прогресс человека
без постоянного улучшения этой функции
немыслим.
В психологии память
рассматривается как компонент общих
и специальных способностей. При факторном
анализе многочисленных познавательных
функций она выделена, как первичная умственная
способность. Память входит в структуру
интеллекта. Память включена также в общую
способность к учению и обучаемости, является
необходимым условием накопления фонда
знаний и «интеллектуальных умений».
Исследование данной проблемы является
важным и необходимым условием для осмысливания
самого процесса памяти. Т.к. память является
важнейшей определяющей характеристикой
психической жизни личности. Роль памяти
не может быть сведена к запечатлению
того, что «было в прошлом».
Цель работы и задачи исследования: выявить индивидуальные особенности памяти способности человека.
Основы изучения памяти были исследованы Немовым Р.В., Кравченко А.И., Столяренко Л.Д.,и др.
1. Память. Понятие и теоретические основы
1.1. Общее представление о памяти человека
Па́мять — одна из психических функций и видов умственной деятельности, предназначенная сохранять, накапливать и воспроизводить информацию. Способность длительно хранить информацию о событиях внешнего мира и реакциях организма и многократно использовать её в сфере сознания для организации последующей деятельности. Пионером в исследовании памяти человека считается Герман Эббингауз, ставивший эксперименты на себе (основной методикой было заучивание бессмысленных списков слов или слогов).
Процессы памяти:
Запоминание — это процесс памяти, посредством которого происходит запечатление следов, ввод новых элементов ощущений, восприятие, мышления или переживания в систему ассоциативных связей. Основу запоминания составляет связь материала со смыслом в одно целое. Установление смысловых связей — результат работы мышления над содержанием запоминаемого материала.
Хранение — процесс накопления материала в структуре памяти, включающий его переработку и усвоение. Сохранение опыта дает возможность для обучения человека, развития его перцептивных (внутренних оценок, восприятия мира) процессов, мышления и речи.
Воспроизведение и узнавание — процесс актуализации элементов прошлого опыта (образов, мыслей, чувств, движений). Простой формой воспроизведения является узнавание — опознание воспринимаемого объекта или явления как уже известного по прошлому опыту, установлением сходств между объектом и образом его в памяти. Воспроизведение бывает произвольным и непроизвольным. При непроизвольном образ всплывает в сознании без усилий человека [5, c.597].
Если в процессе
воспроизведения возникают
Забывание — потеря возможности воспроизведения, а иногда даже узнавания ранее запомненного. Наиболее часто забываем то, что незначимо. Забывание может быть частичным (воспроизведение не полностью или с ошибкой) и полным (невозможность воспроизведения и узнавания). Выделяют временное и длительное забывание.
1.2. Классификация видов памяти
Существуют различные типологии памяти:
- по сенсорной модальности — зрительная (визуальная) память, моторная (кинестетическая) память, звуковая (аудиальная) память, вкусовая память, болевая память;
- по содержанию — образная память, моторная память, эмоциональная память;
- по организации запоминания — эпизодическая память, семантическая память, процедурная память;
- по временным
характеристикам —
по физиологическим принципам — определяемая структурой связей нервных клеток (она же долговременная) и определяемая текущим потоком электрической активности нервных путей (она же кратковременная)
Таблица 1.2. – Критерий и вид памяти
Критерий |
Вид |
Содержание |
образная память словесно-логическая память сенсорная память эмоциональная память |
Время |
кратковременная память долговременная память оперативная промежуточная |
Организация запоминания |
эпизодическая память семантическая память процедурная память |
Сенсорная память
Сенсорная память
сохраняет стимульную информацию возникающую
при воздействии стимулов на ор
Иконическая память
Разновидностью сенсорной памяти является иконическая память. Иконическая память — дискретный сенсорный регистратор зрительных стимулов. Особенностью иконической памяти является фиксация информации в целостной, портретной форме.
С исследованием иконической сенсорной памяти, её объёма связаны эксперименты Джорджа Сперлинга. В экспериментах Сперлинг использовал как процедуру «общего отчета» (Whole Report Procedure), так и собственную разработку — процедуру «частичного отчета» (Partial Report Procedure). В силу скоротечности иконической памяти процедура общего отчета не позволяла объективно оценить объём регистрируемой в сенсорной памяти информации, поскольку в ходе самого процесса отчета происходило «забывание» портретной информации, стирание её из сенсорной иконической памяти. Процедура частичного отчета показала, что в иконической памяти осуществляется регистрация 75 % зрительного поля. Эксперименты Сперлинга показали, что информация затухает в иконической памяти быстро (в течение десятых долей секунды). Также было выяснено, что процессы, связанные с иконической памятью, не контролируется ментально. Даже тогда, когда испытуемые не могли наблюдать символы, они по-прежнему сообщали, что продолжают их видеть. Таким образом, субъект процесса запоминания не различает содержание иконической памяти и объекты, которые находятся в окружающей среде [1, c.119].
Стирание информации,
находящейся в иконической
Эхоическая память
Эхоическая память сохраняет стимульную информацию поступающую через органы слуха.
Тактильная память
Тактильная память регистрирует стимульную информацию поступающую через соматосенсорную систему.
Долговременная и кратковременная память
Физиологические
исследования обнаруживают 2 основных
вида памяти: кратковременная и
Другой закон, установленный Эббингаузом, — количество сохраняющегося материала зависит от промежутка времени с момента заучивания до проверки (так называемая «кривая Эббингауза»). Был открыт позиционный эффект (возникающий, если запоминаемая информация по объёму превышает кратковременную память). Он заключается в том, что лёгкость запоминания данного элемента зависит от места, которое он занимает в ряду (легче запоминаются первые и последние элементы).
В теории памяти Д.О. Хебба считается, что кратковременная память основана на электрофизиологических механизмах, поддерживающих возбуждение связанных нейронных систем, а долговременная память фиксируется структурными изменениями в отдельных клетках, входящими в состав нейронных систем, и связана с химической трансформацией, образованием новых веществ.
Кратковременная память
Кратковременная память существует за счет временных паттернов нейронных связей, исходящих из областей фронтальной (особенно дорсолатеральной, префронтальной) и теменной коры. Сюда попадает информация из сенсорной памяти. Кратковременная память позволяет вспомнить что-либо через промежуток времени от нескольких секунд до нескольких минут без повторения. Повторение сохраняет содержимое кратковременной памяти. Её емкость весьма ограничена. Джордж Миллер во время своей работы в Bell Laboratories провел опыты, показывающие, что ёмкость кратковременной памяти составляет 7±2 объекта (название его знаменитой работы гласит «Волшебное число 7±2»). Современные оценки ёмкости кратковременной памяти несколько ниже, обычно 4-5 объектов, причем известно, что ёмкость кратковременной памяти увеличивается за счёт процесса, называемого «Chunking» (группировка объектов). Например, если предъявить строку
ФСБКМСМЧСЕГЭ
человек будет способен запомнить только несколько букв. Однако, если та же информация будет представлена иным образом:
Информация о работе Индивидуальные особенности памяти и способности человека