Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2013 в 13:20, реферат
Цель работы и задачи исследования: выявить индивидуальные особенности памяти способности человека.
Основы изучения памяти были исследованы Немовым Р.В., Кравченко А.И., Столяренко Л.Д.,и др.
Введение………………………………………………………………………………………...3
1. Память. Понятие и теоретические основы
1.1 Общее представление о памяти человека…………………..……………….……………..4
1.2 Классификация видов памяти………………………………….…………………….……..5
1.3 Особенности функционирования памяти.……………………………….………….……11
2. Индивидуальные особенности памяти и способности человека
2.1 Индивидуальные особенности памяти……….………………………………………...…14
2.2 Способности памяти человека……….…………………………………………...………..15
Заключение………………………………………………………………………………….….18
Список используемых источников……………………………….…………………………...20
Приложение 1…….……………………………………………………………………………..21
Приложение 2…………………………………………………………………………………..22
Приложение 3…………………………………………………………………………………..24
Приложение 4…….…………………………………………………………………………….25
Приложение 5…………………………………………………………………………………..26
Приложение 6…………………………………………………………………………………..27
Приложение 7…………………………………………………………………………………..28
Приложение 8….……………………………………………………………………………….29
Приложение 9…………………………………………………………………………………..30
Приложение 10………………………………………………………………………………….31
Приложение 11…………………………………………………………………………………32
Приложение 12……………………………………………………………………………..…...33
Приложение 13……………………………………………………………………………...…..34
ФСБ КМС МЧС ЕГЭ
человек сможет запомнить гораздо больше букв потому, что он способен группировать (объединять в цепочки) информацию о смысловых группах букв (в английском оригинале: FBIPHDTWAIBM и FBI PHD TWA IBM). Также Герберт Саймон показал, что идеальный размер для чанков букв и цифр, неважно осмысленных или нет, составляет три единицы. Возможно, в некоторых странах это отражается в тенденции представлять телефонный номер как несколько групп по 3 цифры и конечной группы из 4-х цифр, разделенных на 2 группы по две.
Существуют гипотезы о том, что кратковременная память опирается преимущественно на акустический (вербальный) код для хранения информации и в меньшей степени на зрительный код. В своём исследовании (1964) Конрад показал, что испытуемым труднее вспоминать наборы слов, которые акустически подобны [8, c.2].
Современные исследования коммуникации муравьёв доказали, что муравьи способны запоминать и передавать информацию объёмом до 7 бит.[16][17] Более того, продемонстрировано влияние возможной группировки объектов на длину сообщения и эффективность передачи. В этом смысле закон «Волшебное число 7±2» выполнен и для муравьёв.
Долговременная память
Хранение в сенсорной и кратковременной памяти обычно имеет жестко ограниченную емкость и длительность, то есть информация остается доступной некоторое время, но не неопределенно долго. Напротив, долговременная память может хранить гораздо большее количество информации потенциально бесконечное время (на протяжении всей жизни). Например, некоторый 7-значный телефонный номер может быть запомнен в кратковременной памяти и забыт через несколько секунд. С другой стороны, человек может помнить за счет повторения телефонный номер долгие годы. Долговременная память поддерживается более стабильными и неизменными изменениями в нейронных связях, широко распределенных по всему мозгу. Гиппокамп важен при консолидации информации из кратковременной в долговременную память, хотя, по-видимому, собственно в нем информация не хранится. Скорее гиппокамп вовлечен в изменение нейронных связей в период после 3 месяцев от начального обучения [10. c.671].
Одной из первичных функций сна является консолидация информации. Возможно показать, что память зависит от достаточного периода сна между тренировкой и тестом. Причем гиппокамп воспроизводит активность текущего дня во время сна.
Нарушение памяти.
Большое количество знаний об устройстве и работе памяти, которое сейчас имеется, было получено при изучении феноменов её нарушения. Нарушения памяти — амнезии — могут быть вызваны различными причинами. В 1887 русский психиатр С. С. Корсаков в своей публикации «Об алкогольном параличе» впервые описал картину грубых расстройств памяти, возникающих при сильном алкогольном отравлении. Открытие под названием «корсаковский синдром» прочно вошло в научную литературу. В настоящее время все нарушения памяти делятся на:
- Гипомнезии — ослабление памяти. Ослабление памяти может возникнуть с возрастом или/и как следствие какого-либо мозгового заболевания (склероза мозговых сосудов,эпилепсии и т. д.).
- Гипермнезии — аномальное обострение памяти по сравнению с нормальными показателями, наблюдается гораздо реже. Люди, отличающиеся этой особенностью, забывают события с большим трудом (Шерешевский)
- Парамнезии, которые подразумевают ложные или искаженные воспоминания, а также смещение настоящего и прошлого, реального и воображаемого [6, c.304].
Особо выделяется детская амнезия — потеря памяти на события раннего детства. По-видимому, этот вид амнезии связан с незрелостью гиппокампальных связей, либо с использованием других методов кодирования «ключей» к памяти в этом возрасте. Впрочем, есть данные, что воспоминания первых лет жизни (и даже внутриутробного существования) могут быть частично актуализированы в изменённых состояниях сознания.
Неврологическая память.
Память — совокупность видов деятельности, включающих в себя как биолого-физиологические, так и психические процессы, осуществление которых в данный момент обусловлено тем, что некоторые предшествующие события, близкие или отдалённые по времени, существенным образом модифицировали состояние организма. (Ц. Флорес).
1.3. Особенности функционирования памяти
Свойства памяти
Закономерности памяти
Память имеет объём, ограниченный количеством стабильных процессов, являющихся опорными при создании ассоциаций (связей, отношений)
Успешность припоминания зависит от способности переключать внимание на опорные процессы, восстанавливать их. Основной приём: достаточное количество и частота повторений.
Имеет место такая закономерность, как кривая забывания.
Таблица 1.3. – Законы памяти
Законы памяти | |
Закон памяти |
Практические приёмы реализации |
Закон интереса |
Интересное запоминается легче. |
Закон осмысления |
Чем глубже осознать запоминаемую информацию, тем лучше она запомнится. |
Закон установки |
Если человек сам себе дал установку запомнить информацию, то запоминание произойдёт легче. |
Закон действия |
Информация, участвующая в деятельности (т.е. если происходит применение знаний на практике) запоминается лучше. |
Закон контекста |
При ассоциативном связывании информации с уже знакомыми понятиями новое усваивается лучше. |
Закон торможения |
При изучении похожих понятий наблюдается эффект "перекрытия" старой информации новой. |
Закон оптимальной длины ряда |
Длина запоминаемого ряда для лучшего запоминания не должна намного превышать объём кратковременной памяти. |
Закон края |
Лучше всего запоминается информация, представленная в начале и в конце. |
Закон повторения |
Лучше всего запоминается информация, которую повторили несколько раз. |
Закон незавершённости |
Лучше всего запоминаются незавершённые действия, задачи, недосказанные фразы и т.д. |
Мнемотехнические приемы запоминания
Основная статья: Мнемоника
- Образование смысловых фраз из начальных букв запоминаемой информации.
- Рифмизация.
- Запоминание
длинных терминов или иностранн
- Нахождение ярких необычных ассоциаций (картинки, фразы), которые соединяются с запоминаемой информацией.
- Способ связующих
звеньев применим для
- Способ образования структурных связей помогает запечатлеть информацию, для которой трудно образовать смысловые или ассоциативные связи.
Вывод:
Анализируя различные теории памяти, можно сделать вывод, что проблемой памяти занимаются представители различных наук. В каждой из наук существуют свои вопросы, в силу которых они обращаются к памяти. Все эти науки вместе взятые расширят знания человека о памяти.
Из полученных
данных по изучению зависимости
непроизвольного запоминания
Изучение непроизвольного запоминания должно привести к преодолению в психологии противопоставления высших форм памяти низшим, должно способствовать дальнейшей разработке проблемы памяти, выяснению некоторых психических основ и путей руководства видам запоминания в учебной и других видах деятельности человека
2. Индивидуальные
особенности памяти и
2.1. Индивидуальные особенности памяти
Каждая личность имеет индивидуальные различия (особенности) памяти, которые проявляются в различных сферах ее мнемической деятельности.
В процессах памяти индивидуальные различия проявляются в скорости, точности, прочности запоминания и готовности к воспроизведению.
Скорость запоминания определяется количеством повторений, необходимых человеку для запоминания нового материала.
Точность запоминания
характеризуется соответствием
воспроизводимого том, что запоминалось,
и количеством сделанных
Прочность запоминания
проявляется в
Готовность к воспроизведению проявляется в том, как быстро и легко в нужный момент человек может вспомнить необходимые ему сведения [11].
Индивидуальные различия памяти могут быть обусловлены типами высшей нервной деятельности. Скорость образования временных нервных связей связана с силой процессов забывания и торможения, что приводит точность и прочность запоминания. При сильном, но недостаточно подвижном торможении дифференциация впечатлений происходит медленно, что может сказываться на точности запоминания. Если у человека сформированы рациональные способы мнемической деятельности, выработаны соответствующие привычки: аккуратность, точность, ответственность, то негативные проявления, которые обусловливаются типологическими особенностями нервной системы, могут корректироваться. Индивидуальные различия памяти проявляются и в том, какой материал лучше запоминается - образный, словесный одинаково продуктивно как тот, так и другой.
Учитывая изложенное в психологии различают следующие типы памяти: наглядно-образное, словесно-абстрактный, смешанный, или промежуточный. Эти типы обусловлены частично соотношением первой и второй сигнальных систем в высшей нервной деятельности человека, но главное — условиями жизни и требованиями профессиональной деятельности.
Так, наглядно-образный тип памяти чаще встречается у художников, писателей, музыкантов, словесно-абстрактный — у ученых, философов.
Смешанный тип памяти встречается у людей, в деятельности которых не наблюдаются заметные преимущества наглядно-образного или словесно-абстрактного типа. Учитывать индивидуальные различия памяти важно в учебной работе, чтобы максимально продуктивно использовать потенциальные возможности каждого ученика и всесторонне развивать память.
2.2. Способности памяти человека
Наша память способна кодировать , хранить , сохранять и впоследствии вспоминать информацию и накопленный опыт.
Это сумма, того что мы помним, и дает нам возможность учиться и приспосабливаться, а также строить отношения. Способность памяти человека запоминать прошлый опыт, позволяет контролировать наши действия, ссылаясь на факты, опыт, впечатления, навыки и привычки.
Информация о работе Индивидуальные особенности памяти и способности человека