Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Августа 2012 в 13:36, курсовая работа
Фундаментальная и важнейшая роль правительства состоит в разработке и внедрении административных и юридических процедур регистрации и доку-
ментального подтверждения демографических событий и их характеристик с целью решения важнейших проблем развития человека, включая защиту гражданских прав и прав человека граждан соответствующей страны, а также для использования этой информации в целях содействия социально-экономическому планированию и для ее применения в аналитических целях.
Введение…………………………………………………………………………3
1. Статистические данные о естественном движении населения…………….5
1.1. Показатели статического учета естественного движения………………..10
2. Интеграция и координация в системе статистического учета естественного движения населения……………………………………………………………..14
2.1. Рекомендуемые стратегии совершенствования систем регистрации актов гражданского состояния и статического учета естественного движения населения…………………………………………………………………………18
Заключение……………………………………………………………………….21
Список используемой литературы…………………………………………...…23
Экономическая статистика представляет собой самостоятельную науку, но количественное измерение экономических процессов и явлений основывается на положениях экономической теории.
Одним из элементов организации экономической статистики является сбор первичных данных от всех хозяйствующих субъектов. Методами сбора первичных данных являются:
1) бухгалтерская и статистическая отчетность предприятий и организаций;
2) составление регистров;
3) экономические переписи;
4) переписи населения;
5) выборочные обследования;
6) обследования бюджетов домашних хозяйств.
При этом значительный объем собираемой информации основывается на данных бухгалтерского учета. Эти данные используются для расчета обобщающих статистических показателей, а принципы и требования экономической статистики учитываются при формировании плана счетов и форм отчетности бухгалтерского учета.
1.1.Показатели статического учета естественного движения
Группировки населения используются для его характеристики с помощью различных показателей. Наиболее важным группировками в демографической статистике являются группировки по полу и возрасту.
Население по своему составу по полу делится на мужчин и женщин, соотношение между которыми образует половую структуру общества.
Половая структура общества характеризуется с помощью абсолютных и относительных показателей. Среди абсолютных показателей можно выделить показатели численности мужчин и женщин, абсолютного перевеса женщин над мужчинами и наоборот, а среди относительных – показатели удельного веса мужчин и женщин в общей численности населения и соотношения численности мужчин и женщин.
Половозрастная пирамида является наглядным способом графического изображения распределения населения по полу и возрасту. Каждая пирамида характеризует сложившуюся на определенный момент половозрастную структуру населения. По ее виду можно судить о режиме воспроизводства населения, характерном для данной территории, и наличии в прошлом событий, резко изменявших уровни рождаемости и смертности.
Возрастной структурой населения называется распределение населения по возрастным группам и возрастным контингентам.
Возрастной контингент – это совокупности людей, объединенных в одну или несколько возрастных групп, обладающих однородными характеристиками.
В России в демографических исследованиях используются следующие возрастные группировки:
1) от 0 до 3 лет – ясельный возраст (дети до 1 года – младенцы);
2) от 3 до 7 лет – дошкольники;
3) от 7 до 16 лет – школьники (школьники от 13 до 16 лет – подростки);
4) от 16 до 60 лет – трудоспособный возраст (16–59 – мужчины, 16–55 – женщины);
5) от 60 и старше (для мужчин) или от 55 и старше (для женщин) – пенсионеры.
К показателям демографической нагрузки населения относятся:
> коэффициент нагрузки детьми:
где S – численность лиц соответствующих возрастов;
> коэффициент нагрузки стариками:
> коэффициент общей нагрузки:
КОН = КНД + КНС,
где КНД – коэффициент нагрузки детьми;
КНС – коэффициент нагрузки стариками.
Размещение населения по территории является результатом распределения населения и формирования сети населенных пунктов.
Географическое размещение населения характеризуется с помощью следующих показателей:
1) абсолютные показатели (численность населения отдельных территорий и населенных пунктов);
2) показатели структуры (доля населения, проживающая в тех или иных территориальных единицах);
3) показатели плотности.
К показателям плотности относятся:
1) показатель физической плотности – это число жителей, приходящихся на единицу общей площади территории (обычно на 1 км2);
2) показатель социально-экономической плотности – это отношение численности населения на экономически освоенной территории к площади этой территории. Под экономически освоенной территорией понимается территория с физической плотностью не менее 1 человека на км2.
Городским населением называется население, проживающее в городских населенных пунктах, т. е. территориях, имеющих определенную людность и выполняющих преимущественно не сельскохозяйственные функции.
Сельским населением называются жители всей совокупности сельских поселений, сел, деревень, аулов и др. Сельское население делится на три типа:
1) сельскохозяйственное;
2) несельскохозяйственное;
3) смешанное.
Вопрос 10. Показатели естественного движения населения. Рождаемость. Смертность
Естественным движением населения называется процесс изменения численности населения только за счет демографических факторов (рождаемости и смертности). Естественное движение населения характеризуется с помощью абсолютных и относительных показателей.
К абсолютным показателям естественного движения населения относятся:
1) число родившихся Р;
2) число умерших У;
3) абсолютный естественный прирост (Р-У).
К относительным показателям рождаемости относятся:
1) общий коэффициент рождаемости:
где Р – число родившихся;
– среднегодовая численность населения.
Этот показатель характеризует число родившихся в среднем на каждую тысячу человек населения. Однако он дает приближенное представление об уровне рождаемости, потому что зависит от половозрастной и брачной структуры населения;
2) коэффициент плодовитости:
где – среднегодовая численность женщин в возрасте 15–49 лет.
Этот показатель характеризует уровень рождаемости на каждую тысячу женщин репродуктивного возраста.
Между общим коэффициентом рождаемости и коэффициентом плодовитости существует взаимосвязь:
где d – доля женщин репродуктивного возраста в общей численности населения.
3) коэффициент брачной рождаемости:
где – среднегодовая численность женщин репродуктивного возраста, состоящих в браке;
4) коэффициент внебрачной рождаемости:
где – среднегодовая численность женщин репродуктивного возраста, не состоящих в браке.
Показатели брачной и внебрачной рождаемости характеризуют уровень рождаемости у замужних и незамужних женщин репродуктивного возраста.
К относительным показателям смертности относятся:
1) общий коэффициент смертности:
где У – число умерших;
?S – среднегодовая численность населения.
Этот показатель характеризует число умерших в среднем на каждую тысячу человек населения. Однако он дает приближенное представление об уровне рождаемости, потому что зависит от половозрастной и брачной структуры населения;
2) повозрастные коэффициенты смертности:
где Угр – число умерших изучаемой возрастной группы;
?Sгр– среднегодовая численность населения данной возрастной группы.
Эти показатели характеризую уровень смертности для половых, социальных, профессиональных и иных групп населения.
3) коэффициент младенческой смертности:
где У11– число умерших в возрасте до года из числа родившихся в данном году;
Р1 – число родившихся в данном году;
У10– число умерших до года в данном году из числа родившихся в предыдущем году;
Р0 – число родившихся в предыдущем году.
Коэффициент естественного прироста населения характеризует, на сколько увеличилась или уменьшилась численность населения за счет демографических факторов в расчете на тысячу человек.
2. Интеграция и координация в системе статистического учета естественного движения населения
Повсеместное использование статистических показателей естественного движения населения в качестве компонента данных, имеющих широкое применение в целях социально-экономического планирования и
в аналитических целях, требует высокой степени статистической интеграции. Оценка потребностей, установление целевых показателей и оценка хода реализации мероприятий зависят от наличия большого количества статистических рядов, в которых должна быть соблюдена логическая последовательность всех данных. Множество источников данных, используемых в социально-экономическом планировании и анализах, обусловливает необходимость последовательности определений элементов данных как внутри системы (например, внутри системы статистического учета естественного движения населения), так и между различными системами (например, между системой статистического учета естественного движения населения, системой регистрации актов гражданского состояния, выборочными обследованиями и общенациональной переписью).
Хотя мероприятия в каждой конкретной стране будут, естественно, зависеть от существующей в ней административной структуры, желательна централизованная координация статистической деятельности, с тем чтобы данная структура могла эффективно функционировать и разрабатывать статистические данные на базе стандартных концепций, определений и классификаций, которые были бы оформлены в виде таблиц и своевременно отвечали нуждам пользователей, не допуская ошибок, дублирования или упущений. Функция надзора за такой координацией должна быть возложена на центральное статистическое управление.
Для содействия максимальной координации и сопоставимости различных статистических рядов официальных данных следует создать межучрежденческий координационный комитет (или комитеты), в состав которого входили бы компетентные сотрудники соответствующих учреждений. Такой комитет должен собираться, как минимум, раз в год или чаще, если это необходимо, для обмена информацией о будущих планах
и изменениях по каждому из направлений статистической деятельности
Для обеспечения единых процессов и практики на всех уровнях системы помимо внешней координации необходима также координация внутри системы статистического учета естественного движения населения. Независимо от того, является система централизованной или децентрализованной, для установления и поддержания высоких стандартов качества работы системы необходима налаженная связь между различными
подразделениями, занимающимися сбором информации по линии регистрации актов гражданского состояния для разработки статистических данных о естественном движении населения. Связь должна действовать в обоих направлениях: от региональных управлений к центральному органу и от центрального органа к отделениям на местах. Кроме того, должна быть налажена прочная связь между подразделениями, занимающимися регистрацией, а также статистической и аналитической работой. В рамках системы статистики естественного движения населения хорошо зарекомендовали себя некоторые способы коммуникации, в том числе периодическое проведение семинаров-практикумов и конференций, разработка национальных правил, выпуск информационных бюллетеней, поездки консультантов на места, а также коммуникации посредством электронных сетей. Каждый из этих способов способствует выявлению проблем и разработке надлежащих и единых решений общих вопросов. Наличие эффективной системы коммуникации способствует налаживанию коллективной работы в рамках системы статистического учета естественного движения населения и помогает поддерживать здоровые рабочие отношения среди сотрудников. В коммуникационную сеть следует включать также представителей других учреждений, не входящих в систему статистического учета естественного движения населения, в первую очередь из системы регистрации актов гражданского состояния или министерства здравоохранения, в случаях, когда требуется координация с другими учреждениями или научными дисциплинами. Например, было бы целесообразным, чтобы представители, входящие в состав межучрежденческого координационного комитета, о котором говорилось выше, были включены в соответствующие звенья коммуникационных сетей.
Для усиления внутренней и внешней согласованности в рамках статистических программ и между ними должны быть приняты общенациональные единые законы и нормативные положения для каждой национальной статистической программы. В таком законодательстве особое внимание следует уделить формулировкам, с тем чтобы конкретные элементы данных в одной системе определялись таким же образом и в дру-
гой. Определения демографических событий, принятые в статистических программах и в системе регистрации актов гражданского состояния, должны согласовываться с определениями, которые используются для этих же событий в системе статистического учета естественного движения населения. Когда речь идет об источниках демографической статистики в целом, особо важное значение имеет координация концепций, определений,
классификаций и методов построения таблиц, которые используются в переписях населения, выборочных обследованиях на местах и в статистике международной миграции.
Требования в отношении сопоставимости применяются не только к определениям таких демографических событий, как рождение, смерть, внутриутробная смерть, брак и развод, но и к сведениям о лицах, к которым эти события имеют отношение, например вид деятельности, род занятий, образование, постоянное место жительства, единица административно-
каждому из общих признаков в источниках данных. С тем чтобы добиться соответствия между числителем и знаменателем (деноминатором) в коэффициентах естественного движения населения как по состоянию на данный момент времени, так и на длительные периоды времени, необходимо также принимать во внимание исходное население. Поэтому данные о рождениях и других демографических событиях, используемые странами
для исчисления показателей и коэффициентов естественного движения населения, должны относиться к событиям, имевшим место отдельно среди резидентов и среди нерезидентов в этой стране, с тем чтобы обеспечить соответствие числителей и знаменателей при расчете коэффициентов
Там, где удалось согласовать международные стандарты, как, например, в области переписей населения и в ряде областей, представляющих интерес для специализированных учреждений Организации Объединенных Наций, таких как классификация причин смерти и связанные с этим определения живорождения и внутриутробной смерти, исследование экономических характеристики образования, рекомендуется применять эти стандарты при сборе и распространении данных. Если в силу местных условий приходится отходить от этих стандартов, было бы полезно, чтобы для обеспечения сопоставимости результатов местные классификации составлялись в такой форме, которая позволяет, по возможности, приводить их к международным классификациям.