Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2013 в 12:11, контрольная работа
Правовая статистика - система концепций и методов общей теории статистики, применяемых к области изучения правонарушений и мер социального контроля над ними.
Для того чтобы изучить массовые явления и процессы общественной жизни, в том числе и преступность, следует, прежде всего, собрать необходимые сведения, то есть статистические данные. Статистические данные - это совокупность количественных (цифровых) характеристик, полученных в результате статистического исследования (наблюдения и научной обработки). Формирование информационной базы (статистических данных) с помощью статистического исследования социальных явлений и процессов - сложный многоступенчатый процесс.
Введение
В настоящее время термин "статистика"
употребляется в различных
Правовая статистика - система концепций и методов общей теории статистики, применяемых к области изучения правонарушений и мер социального контроля над ними.
Для того чтобы изучить массовые явления и процессы общественной жизни, в том числе и преступность, следует, прежде всего, собрать необходимые сведения, то есть статистические данные. Статистические данные - это совокупность количественных (цифровых) характеристик, полученных в результате статистического исследования (наблюдения и научной обработки). Формирование информационной базы (статистических данных) с помощью статистического исследования социальных явлений и процессов - сложный многоступенчатый процесс. В данном процессе выделяются следующие этапы:
- статистическое наблюдение;
- сводка и группировка собранного материала;
- обработка и анализ сводных статистических данных.
Статистическое наблюдение - это основополагающий способ сбора данных во всех сферах общественной жизни, в том числе и в сфере реализации государственных мер социального контроля над правонарушениями. Сформированные в процессе наблюдения данные - исходный статистический материал для решения последующих задач статистического исследования. От качества проведения статистического наблюдения зависят окончательные данные, которые характеризуют изучаемые явления. Статистическое наблюдение может проводиться органами государственной статистики, соответствующими подразделениями правоохранительных органов (например, в МВД России - ГИЦ - ЗИЦ - ИЦ- учетно-регистрационными подразделениями территориальных органов внутренних дел), научно-исследовательскими институтами и т.д.
1. Этапы статистического наблюдения.
Статистическое наблюдение - это планомерное, научно- организованное и, как правило, систематическое получение данных о массовых явлениях и процессах социальной и экономической жизни путем регистрации существенных признаков каждой единицы их совокупности. Статистическое наблюдение должно отвечать следующим основным требованиям:
- наблюдаемые факты должны иметь научно-практическую ценность, выражать важные явления и процессы социально-экономической, правовой жизни общества;
- непосредственный сбор массовых данных должен обеспечить полноту фактов, относящихся к рассматриваемому вопросу, учитывая постоянное изменение, движение, развитие явлений и процессов общественной жизни;
- обеспечение соответствия (адекватности) статистических данных исследуемому явлению или процессу путем тщательной и всесторонней проверки (контроля) их качества;
·- создание наилучших условий для получения объективных материалов, что обеспечивается теоретическим обоснованием и научной организацией статистического наблюдения.
Статистическое наблюдение включает следующие этапы:
1. Подготовительный этап
включает разработку плана его
проведения, который должен содержать
решение программно-методологич
2. Разработка программы
статистического наблюдения
3. Разработка инструментария включает выбор форм документов первичного учета, содержащих программу и результаты статистического наблюдения.
Рассмотрим более подробно каждый из этапов статистического наблюдения.
1.1 Подготовительный этап статистического наблюдения
Подготовительный этап представляет собой разработку плана его проведения, который должен содержать решение программно-методологических и организационных вопросов. К программно-методологическим вопросам относятся: определение цели (задачи), объекта, единиц наблюдения, совокупности и измерения; состава признаков, подлежащих регистрации; разработка программы наблюдения и документов для сбора данных, а также выбор места и времени наблюдения.
Цель статистического наблюдения - это получение достоверной информации об исследуемом явлении и процессе для выявления закономерностей их развития. Цель наблюдения должна быть сформулирована ясно, четко и развернуто, так как неясно поставленная цель может привести к тому, что в процессе наблюдения будут собраны ненужные данные или недополученные данные для анализа.
Главная цель статистического наблюдения для правоохранительных органов - это регистрация каждого выявленного преступления и лица, его совершившего, в соответствующих документах. Учет преступлений, преступников и избранных мер наказания - суть статистического наблюдения преступности, основное содержание уголовно-правовой статистики.
После установления цели наблюдения необходимо четко определить, что именно подлежит исследованию, то есть определить объект наблюдения.
Объект статистического наблюдения - это совокупность общественных явлений, процессов, фактов или событий, подлежащих исследованию. Для четкого определения наблюдаемой совокупности необходимо указать существенные признаки объекта наблюдения, отличающие его от других объектов. Например, при учете лиц, совершивших преступления, регистрации подлежат только субъекты именно преступления, а не лица, совершившие административные или другие правонарушения.
На основе вышеизложенного
определим объекты
Основная цель уголовно-правовой
статистики - это предоставление исчерпывающей
информации о количественной стороне
преступности и определение характера
действия соответствующих
- преступление;
- преступник;
- наказание.
Необходимо заметить, что объекты уголовно-правовой статистики отражают специфические особенности каждой стадии уголовного процесса (возбуждение уголовного дела, вынесение приговора и т.д.). Количественно-качественные характеристики данных объектов уголовно-правовой статистики позволяют определить приоритетные направления контроля над ними и их место, соответствующее значению в криминологической характеристике структуры современной преступности.
Гражданско-правовая статистика
учитывает гражданские
- спор о праве гражданском (гражданское, арбитражное дело);
- стороны в гражданском, арбитражном процессе (истец и ответчик);
- судебное решение.
Одним из постоянных объектов статистического наблюдения данной отрасли правовой статистики являются денежные поступления в бюджет, полученные в результате деятельности судов и других учреждений юстиции (помимо возмещения причиненного преступлением ущерба), в частности суммы, полученные от удержаний из заработков осужденных к исправительным работам без лишения свободы, взысканные судами штрафы, государственная пошлина и судебные издержки.
Административно-правовая
статистика учитывает количественную
сторону административных правоотношений
и характеризует
- административные правонарушения (проступки);
- лица, совершившие административные правонарушения,
- меры административной ответственности -административные наказания.
Полное представление
об объекте статистического
Единица наблюдения - это неделимый составной элемент изучаемой совокупности, признаки которой регистрируются в процессе статистического наблюдения. Иными словами, единица наблюдения - это часть, элемент объекта изучения, носитель регистрируемых при наблюдении признаков. Единицей наблюдения может выступать человек, факт, предмет, процесс и т.д. Применительно к правовой статистике такими единицами выступают преступник, преступление, гражданское дело, истец, ответчик.
Отчетная единица - это источник, откуда поступает первичная статистическая информация о признаках, характеризующих единицы наблюдения. Например, в уголовно-правовой статистике такими источниками являются отделение милиции, городские (районные) органы внутренних дел, районная (межрайонная) прокуратура, районный суд, исправительная колония и т.д.
Единица измерения показывает,
в каких величинах учитываются
изучаемые статистикой
Выбор места проведения обследования зависит главным образом от цели наблюдения. Применительно к правовой статистике местами проведения наблюдения будут являться все правоохранительные органы РФ, уполномоченные возбуждать уголовные дела и проводить по ним уголовно-процессуальные действия.
Выбор времени наблюдения в уголовно-правовой статистике определяется единицей наблюдения. Так, система единого учета преступлений и лиц, их совершивших, основывается на регистрации преступлений по моменту возбуждения уголовного дела и лиц, совершивших преступления, - по моменту утверждения прокурором обвинительного заключения.
Организационные вопросы
подготовительного этапа
Рассмотрим основные понятия и сущность данных вопросов.
1.2 Формы статистического наблюдения.
Различают следующие
организационные формы
- статистическая отчетность;
·- специально организованное наблюдение;
·- регистры и мониторинг.
Главным источником статистической информации является отчетность.
Отчетность - это официальный документ, содержащий занесенные в специальную форму и представленные в вышестоящие учреждения или статистические органы сведения о работе подотчетных подразделений за определенный период. Отчетность основана на первичном учете и является результатом его обобщения. Первичный учет - это регистрация различных фактов, событий, производимая по мере их совершения, как правило, на особом документе, называемом первичным учетным документом.
Различают общегосударственную
и внутриведомственную
Внутриведомственная отчетность используется министерствами и ведомствами для своих оперативных нужд.
По способам предоставления сведений отчетность бывает телеграфной, телетайпной и почтовой.
По содержанию отчетность
бывает типовой и специализированной.
Типовые формы отчетности содержат
одни и те же показатели для всех
предприятий и организаций
Все формы статистической отчетности утверждаются Росстатом.
В правовой статистике наблюдение проводится, главным образом, в форме государственной статистической отчетности, которая поступает в отделы статистики соответствующих органов МВД России, Прокуратуры РФ, Верховного суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ и Минюста России. Например, в целях совершенствования показателей статистического учета, в связи с изменением законодательства и необходимостью анализа практики его применения, Судебным департаментом при Верховном Суде РФ был введен и утвержден табель форм статистической отчетности о деятельности федеральных судов общей юрисдикции и мировых судей, образцы форм и статистическую карточку на подсудимого.(Приказ Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 20.04.2007 г. № 51 «Об утверждении табеля форм статистической отчетности о деятельности федеральных судов общей юрисдикции и мировых судей»)