Этапы статистического наблюдения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2013 в 12:11, контрольная работа

Описание работы

Правовая статистика - система концепций и методов общей теории статистики, применяемых к области изучения правонарушений и мер социального контроля над ними.
Для того чтобы изучить массовые явления и процессы общественной жизни, в том числе и преступность, следует, прежде всего, собрать необходимые сведения, то есть статистические данные. Статистические данные - это совокупность количественных (цифровых) характеристик, полученных в результате статистического исследования (наблюдения и научной обработки). Формирование информационной базы (статистических данных) с помощью статистического исследования социальных явлений и процессов - сложный многоступенчатый процесс.

Файлы: 1 файл

Контрольная по правовой статистике.doc

— 103.50 Кб (Скачать файл)

Исходя из вышеизложенного, можно составить основные программы наблюдения двух из основных отраслей правовой статистики.

Программа наблюдения уголовно-правовой статистики:

1. состояние преступности, ее структуру, динамику, причины  и условия, способствующие совершению  преступлений, а также личность  преступника;

2. систему виктимологических показателей и других общественно опасных последствий преступности;

3. деятельность органов  прокуратуры;

4. деятельность органов  МВД России;

5. деятельность судебных  органов;

6. деятельность учреждений  ФСИН;

7. деятельность других правоохранительных органов.

Программа наблюдения гражданско-правовой статистики:

1. состояние гражданских  правоотношений, находящихся на  разрешении в судах, арбитраже,  нотариате, структуру и динамику  этих отношений, причины, способствующие нарушению гражданского законодательства, состав сторон (истцов и ответчиков);

2. деятельность судов,  арбитража и нотариата.

Современные технологии сбора и обработки данных позволяют  создавать такие программы статистического  наблюдения, которые гибко реагируют  на особенности явлений или изучаемых совокупностей.

 

 

3. Разработка инструментария - третий этап статистического наблюдения.

 

Следующий этап статистического  наблюдения - это разработка инструментария, то есть выбор формы документов первичного учета информации, содержащих программу и результаты статистического наблюдения.

Инструментарий статистического  наблюдения составляют: формуляр (карточки, анкеты, табели, формы отчетности, переписные листы) и инструкция по его заполнению.

Статистический формуляр - это документ единого образца, содержащий программу и результаты наблюдения. Он может быть представлен в разных формах: отчет, статистическая карточка, переписной лист, опросный бланк, анкета и др. различают две системы формуляров:

·- индивидуальная система, в которой каждая карточка-формуляр предназначается для регистрации одной единицы наблюдения и ее признаков.

·- списочная система, в которой каждая карточка-формуляр предназначается для регистрации сведений о нескольких единицах наблюдения.

К статистическому формуляру  обычно прилагается подробная инструкция, в которой объясняются цели и задачи наблюдения, порядок заполнения формуляров и т.д.

В настоящее время  получили большое распространение технические носители информации, то есть совершенствуется так называемая безбумажная технология сбора информации и введения ее в ЭВМ. Собранные в результате данные проходят контроль и преобразуются в форму, воспринимаемую современной техникой, переносятся на машинные носители.

 

Заключение

 

Для снижения роста преступности необходимо привлекать все резервы эффективного социально-правового контроля над преступностью. Существенный потенциал в этом направлении содержит правовая статистика.

Согласно Указа Президента от 18 апреля 1996 г. N 567 "О координации  деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью" (в ред. От 25.11.2003 г.) правоохранительные органы осуществляют совместный анализ состояния преступности, ее структуры и динамики, прогнозирование тенденций развития, изучение практики выявления, расследования, раскрытия, предупреждения и пресечения преступлений; выполнение федеральных и региональных программ борьбы с преступностью; разработку совместно с другими государственными органами, а также научными учреждениями предложений о предупреждении преступлений.

Для проведения данных мероприятий необходимо овладеть знаниями общих основ статистики и общими навыками проведения статистического исследования. Формирование информационной базы статистического исследования в правовой статистике сложный, многоступенчатый процесс. Одним из первоначальных этапов статистического исследования является статистическое наблюдение. Статистическое наблюдение - это основополагающий способ сбора данных во всех сферах общественной жизни, в том числе и в сфере реализации государственных мер контроля над правонарушениями.

В настоящее время  ГИАЦ МВД России и ИЦ являются держателями  межведомственных статистических баз  данных, представляющих собой государственные  информационные ресурсы, отражающие состояние  правонарушений и результаты борьбы с ними. Анализ статистических баз данных позволяет информировать руководство страны, принимать управленческие решения центральным аппаратам в министерствах и ведомствах, использовать его в работе по совершенствованию законодательства.

 

ЛИТЕРАТУРА

 

1. Савюк Л.К. Правовая статистика: Учебник. - М.: Юристъ, 2005.

2. Правовая статистика ; Казанцев С.Я. , Лебедева С.Я.; 2007.

3. Федеральный Закон от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре РФ».

4.Приказ Генеральной  прокуратуры Российской Федерации,  МВД России, МЧС России, Минюста  России, ФСБ России, Минэкономразвития  России, ФСКН России от 29 декабря 2005 г.№    39  /  1070 /  1021  /  253 /  780 / 353 /  399.

5. Постановление Росстата  от 15.02.2007 N 19 "Об утверждении статистического  инструментария для организации  статистического наблюдения за  рассмотрением заявлений и сообщений о преступлении".

6. Постановление Госкомстата  РФ от 26 марта 1997 г. N 20 "Об утверждении  формы ведомственной государственной  статистической отчетности о  следственной работе".

7. Приказ Росстата  от 26.02.2009 г. № 34 «Об утверждении  статистического инструментария для организации статистического наблюдения за деятельностью следственных органов и органов дознания, рассмотрением заявлений и сообщений о преступлении».

8. Постановление Федеральной  службы государственной статистики  от 28 июня 2006 г. N 24 "Об утверждении статистического инструментария для организации Генеральной прокуратурой Российской Федерации статистического наблюдения за работой прокурора".

9. Постановление Правительства РФ от 23.06.2004 № 307 «Об утверждении положения о Федеральной службе по финансовому мониторингу».





Информация о работе Этапы статистического наблюдения