Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2013 в 12:11, контрольная работа
Правовая статистика - система концепций и методов общей теории статистики, применяемых к области изучения правонарушений и мер социального контроля над ними.
Для того чтобы изучить массовые явления и процессы общественной жизни, в том числе и преступность, следует, прежде всего, собрать необходимые сведения, то есть статистические данные. Статистические данные - это совокупность количественных (цифровых) характеристик, полученных в результате статистического исследования (наблюдения и научной обработки). Формирование информационной базы (статистических данных) с помощью статистического исследования социальных явлений и процессов - сложный многоступенчатый процесс.
Исходя из вышеизложенного, можно составить основные программы наблюдения двух из основных отраслей правовой статистики.
Программа наблюдения уголовно-правовой статистики:
1. состояние преступности,
ее структуру, динамику, причины
и условия, способствующие
2. систему виктимологических показателей и других общественно опасных последствий преступности;
3. деятельность органов прокуратуры;
4. деятельность органов МВД России;
5. деятельность судебных органов;
6. деятельность учреждений ФСИН;
7. деятельность других правоохранительных органов.
Программа наблюдения гражданско-правовой статистики:
1. состояние гражданских
правоотношений, находящихся на
разрешении в судах, арбитраже,
2. деятельность судов, арбитража и нотариата.
Современные технологии
сбора и обработки данных позволяют
создавать такие программы
3. Разработка инструментария - третий этап статистического наблюдения.
Следующий этап статистического наблюдения - это разработка инструментария, то есть выбор формы документов первичного учета информации, содержащих программу и результаты статистического наблюдения.
Инструментарий
Статистический формуляр - это документ единого образца, содержащий программу и результаты наблюдения. Он может быть представлен в разных формах: отчет, статистическая карточка, переписной лист, опросный бланк, анкета и др. различают две системы формуляров:
·- индивидуальная система, в которой каждая карточка-формуляр предназначается для регистрации одной единицы наблюдения и ее признаков.
·- списочная система, в которой каждая карточка-формуляр предназначается для регистрации сведений о нескольких единицах наблюдения.
К статистическому формуляру обычно прилагается подробная инструкция, в которой объясняются цели и задачи наблюдения, порядок заполнения формуляров и т.д.
В настоящее время получили большое распространение технические носители информации, то есть совершенствуется так называемая безбумажная технология сбора информации и введения ее в ЭВМ. Собранные в результате данные проходят контроль и преобразуются в форму, воспринимаемую современной техникой, переносятся на машинные носители.
Заключение
Для снижения роста преступности необходимо привлекать все резервы эффективного социально-правового контроля над преступностью. Существенный потенциал в этом направлении содержит правовая статистика.
Согласно Указа Президента от 18 апреля 1996 г. N 567 "О координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью" (в ред. От 25.11.2003 г.) правоохранительные органы осуществляют совместный анализ состояния преступности, ее структуры и динамики, прогнозирование тенденций развития, изучение практики выявления, расследования, раскрытия, предупреждения и пресечения преступлений; выполнение федеральных и региональных программ борьбы с преступностью; разработку совместно с другими государственными органами, а также научными учреждениями предложений о предупреждении преступлений.
Для проведения данных мероприятий необходимо овладеть знаниями общих основ статистики и общими навыками проведения статистического исследования. Формирование информационной базы статистического исследования в правовой статистике сложный, многоступенчатый процесс. Одним из первоначальных этапов статистического исследования является статистическое наблюдение. Статистическое наблюдение - это основополагающий способ сбора данных во всех сферах общественной жизни, в том числе и в сфере реализации государственных мер контроля над правонарушениями.
В настоящее время ГИАЦ МВД России и ИЦ являются держателями межведомственных статистических баз данных, представляющих собой государственные информационные ресурсы, отражающие состояние правонарушений и результаты борьбы с ними. Анализ статистических баз данных позволяет информировать руководство страны, принимать управленческие решения центральным аппаратам в министерствах и ведомствах, использовать его в работе по совершенствованию законодательства.
ЛИТЕРАТУРА
1. Савюк Л.К. Правовая статистика: Учебник. - М.: Юристъ, 2005.
2. Правовая статистика ; Казанцев С.Я. , Лебедева С.Я.; 2007.
3. Федеральный Закон от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре РФ».
4.Приказ Генеральной
прокуратуры Российской
5. Постановление Росстата
от 15.02.2007 N 19 "Об утверждении
6. Постановление Госкомстата
РФ от 26 марта 1997 г. N 20 "Об утверждении
формы ведомственной
7. Приказ Росстата от 26.02.2009 г. № 34 «Об утверждении статистического инструментария для организации статистического наблюдения за деятельностью следственных органов и органов дознания, рассмотрением заявлений и сообщений о преступлении».
8. Постановление Федеральной
службы государственной
9. Постановление Правительства РФ от 23.06.2004 № 307 «Об утверждении положения о Федеральной службе по финансовому мониторингу».