Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Июня 2015 в 00:01, курсовая работа
Всё выше сказанное обусловило выбор темы исследования: «Особенности неблагополучных семей, воспитывающих детей младшего школьного возраста.
Цель: на теоретическом уровне изучить особенности неблагополучных семей, воспитывающих детей младшего школьного возраста.
1,25Объект исследования- воспитание детей младшего школьного возраста.
1,25Предмет исследования- особенности воспитания детей младшего школьного возраста в неблагополучных семьях
1,25Гипотеза исследования- воспитание детей младшего школьного возраста в неблагополучных семьях будет иметь свои психологические и педагогические особенности.
1,25Задачи исследования:
Введение……………………………………………………...………………..............…3
1. Психолого-педагогическая характеристика детей младшего школьного возраста…………………………………………………...…………………………........5
2. Понятие «неблагополучная семья»………………………………...................6
3. Классификация неблагополучных семей и особенности воспитания в них детей младшего школьного возраста……………….........…………………..................8
Заключение……………………………………...…………………………....................14
Список использованных источников……………………...…………………..............15
В данной семье дети чувствуют острую
потребность в новых ощущениях. Они излишне
активные, самолюбивые. Стараются как
можно чаще избегать общения со своей
семьей, предпочитая этому, общение со
сверстниками. Если проигнорировать данную ситуацию,
то ребёнок может связаться с плохой компанией,
а семья абсолютно потеряет над ним контроль.
«Семья-крепость» - это ещё один тип закрытой проблемной семьи, которая психологически вооружается против всех, кто не включен в семейный круг (у супругов возникает выраженное усиление чувства «мы»). В основе семейного союза лежат представления о жестокости, всеобщем зле и людях как носителях агрессивных намерений. Данные представления формируются по типу негативной проекции (враждебные чувства по отношению друг к другу трансформируются и переносятся на внешний мир в целом). В таких семьях часто наблюдается сильное доминирование отца или матери, жизнь регламентирована, внутрисемейная атмосфера лишена теплоты, непосредственности, близости. Ребенка любят «условно», т.е. ребенка любят тогда, когда его поведение соответствует предъявляемым требованиям. Он неизбежно попадает в ситуацию внутреннего конфликта, которая вызывается столкновением позиций родителей, собственным опытом и требованиями окружающего мира [8].
Ребёнок в данной семье раздражителен,
эгоистичен. К сверстникам, как и ко всем
людям, относится агрессивно. Считает,
что все люди настроены против него. Если не вмешаться, такой ребёнок может
стать тираном и искать в людях только
личную выгоду.
«Семья-театр»- эти семьи удерживают стабильность семейных отношений за счет специфического, демонстративного, «театрализованного» образа жизни. Эмоции бурные, но неглубокие, многое делается «напоказ». Например, посторонним людям демонстрируется любовь к ребенку (ее внешние проявления). Но дети при этом остро чувствуют, что родителям не до них. В такого рода семьях один из родителей испытывает потребность в признании, постоянном внимании, любовании. Отсутствие подлинной близости, демонстрация мнимых достоинств формируют в детях эгоцентризм [8].
Дети в таких семьях привыкли скрывать свои истинные чувства. Зачастую, они становятся любимцами учителей, с ними хотят общаться, но они не могут сформировать свой характер. Если вовремя не принять меры, эти дети скорее всего смогут найти хорошую работу и создать семью, но они не будут счастливы, т.к не смогут найти себя.
Семья «третий лишний»- это семьи, где родительство бессознательно воспринимается как помеха супружеским отношениям. Стиль детско-родительских отношений формируется по типу скрытого неприятия. В таких семьях дети испытывают чувство собственной неполноценности при сильной эмоциональной зависимости от родителей (они с трудом переносят разлуку с родителями, с трудом приспосабливаются к новым группам)[8].
В этих семьях ребёнок не сможет себя почувствовать полноценной личностью. Они очень нуждаются во внимании родителей. Плохо сходятся с людьми, тяжело воспринимают разлуку с родителями. Хотя родители не питают особой любви к ним. Если не принять меры, то этот ребёнок не сумеет социализироваться в обществе и будет всю жизнь чувствовать себя неполноценным.
«Семья с кумиром» - это семья, где воспитание ребенка является главным фактором, скрепляющим семью. Забота о ребенке объединяет супругов, так как они переносят нереализованные в супружеском контакте чувства на ребенка. Ребенок становится центром семьи, объектом гиперопеки, повышенного внимания. Все желания ребенка незамедлительно выполняются. У родителей, приносящих себя в жертву потребностям ребенка, существует бессознательное желание препятствовать взрослению ребенка, сохраняя и поддерживая его инфантильные проявления. Воспитываясь в семье такого типа, дети становятся пассивными, несамостоятельными. При столкновении с внесемейным окружением эти дети требуют к себе повышенного внимания и, не получая его, приписывают окружению жестокость и несправедливость [8].
Школьник в данной семье отождествляет себя со своей семьей. Он не может представить свои действия без участия семьи. Ребёнок замкнут, социофобен, раним, чрезвычайно не самостоятелен. Его общение зачастую ограничено его семьей. Если вовремя не начать действовать этот ребёнок не сможет занять своё место в обществе. К тому же он счастлив, только тогда, когда его семья рядом с ним. Он не сможет выжить в обществе, если его семьи нет рядом.
«Семья-маскарад» - это семья, для которой характерна рассогласованность жизненных целей и планов супругов. Каждый из родителей предъявляет ребенку различные требования, противоречащие друг другу. Мир семьи представляется ребенком как чередование и мелькание разных масок (маска строгого, гиперопекающего отца сменяется маской всепрощающей матери). Такое «мелькание» вызывает чувство тревожности и расщепления самооценки у ребенка [8].
Ребёнок в этой семье не может понимать других людей. Мир для него кажется чередой чёрных и белых полос. Он недоверчив, плохо находит общий язык со сверстниками. Если не принять меры, он не сможет выстроить свою жизненную позицию, сформировать свой характер.
Таким образом, мы можем сделать вывод, что у детей из неблагополучных семей формируются следующие личностные и поведенческие особенности, которые в дальнейшем будут влиять на формирование особенностей педагогических и психологических:
- неуверенность в себе, неадекватная самооценка;
- чрезмерная уступчивость, угодливость;
- боязнь взрослых, постоянное напряжённое ожидание удара, оскорбления;
- пониженное настроение, депрессия;
- неусидчивость, неспособность сосредоточится на чём-то интересном;
- агрессивность, жестокость по отношению к другим
- плохая успеваемость, трудности в усвоении школьной программы
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе проделанной работы мы представили возрастные особенности развития младшего школьника, раскрыли содержание понятия «неблагополучная семья», рассмотрели виды классификаций неблагополучных семей и особенности воспитания в них детей младшего школьного возраста.
Наша тема всегда была и будет актуальна. Неблагополучные семьи – это порок общества и нашей задачей является ослабить его, в той мере, в которой позволяют наши силы. Неблагополучие в семье практически всегда ведет к нарушениям психического развития ребёнка, и даже не столько в интеллектуальном плане, сколько с точки зрения дисгармонии созревания эмоционально- волевой сферы.
Эта проблема социальная и для её решения должны быть мобилизованы все силы общества. И в системе раннего выявления, профилактики, наряду с органами опеки, комиссиями по делам несовершеннолетних, другими контрольными и надзорными органами государства, именно учитель может и должен стоять на острие этой борьбы, защищая интересы ребёнка. Ведь именно благодаря его чуткости, гибкости, умению повлиять на ситуацию, своевременно и правильно реагировать на негатив, ребёнка можно вытащить из конфликтной и асоциальной среды и вернуть в атмосферу благополучия. Дети, воспитывающиеся в неблагополучных семьях, всё равно являются детьми и имеют право на счастливое и беззаботное детство.
Таким образом, мы может судить, что цель исследования достигнута, гипотеза на теоретическом уровне подтвердилась.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1 Буянов М.М. Ребенок из неблагополучной семьи: книга для учителей и родителей. – М.: Просвещение, 1988. – 207 с.
2 Галагузова М.А. Социальная педагогика: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: ВЛАДОС, 2008. - 416с.
3 Олиференко Л.Я. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска: учеб. пособие / Л.Я. Олиференко, Дементьева И.Ф. – М.: Академия, 2002. – 256 с.
4 Подласый И. П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студ. пед. вузов / Под ред. В. А. Салахетдинова. – М.: ВЛАДОС, 2007. – 576 с.
5 Шульга Т.И. Работа с неблагополучной семьей : учеб. пособие. — М. : Дрофа, 2005. - 254с.
6 Возрастные особенности младшего школьного возраста [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.ulsu.ru
7 Влияние неблагополучных семей на развитие детей [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://mybloginfo.ru