Контрольная работа по дисциплине "Статистика"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2015 в 18:48, контрольная работа

Описание работы

1. Предмет и задачи статистики.
2. Индивидуальный, групповой и комбинированный отбор.
3. Показатели изменения уровней рядов динамики: базисные, цепные и средние абсолютные приросты, коэффициенты и темпы роста.
Практическая часть: задача

Файлы: 1 файл

готовая статистика.docx

— 393.16 Кб (Скачать файл)

Содержание:

  1. Предмет и задачи статистики.
  2. Индивидуальный, групповой и комбинированный отбор.
  3. Показатели изменения уровней рядов динамики: базисные, цепные и средние абсолютные приросты, коэффициенты и темпы роста.

Список использованной литературы

Практическая часть: задача

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Предмет и задачи статистики

Под предметом статистики понимается количественная сторона массовых общественных явлений в постоянной связи с их содержанием или количественной стороной, а также количественное выражение закономерностей общественного развития в конкретных условиях места и времени. Одной из характерных особенностей статистики является то, что при изучении количественной стороны общественных явлений и процессов она всегда отображает качественные особенности исследуемых явлений, т.е. изучает количество в неразрывной связи, единстве с качеством (качество – это свойства, присущие предмету или явлению, которые отличают данный предмет или явление от других).

Предмет статистики исследуется при помощи определённых понятий, таких как: статистическая совокупность, единица совокупности, признак, статистический показатель, система статистических показателей.

Статистической совокупностью называют совокупность объектов или явлений общественной жизни, объединённых общей связью.

Первичным элементом статистической совокупности, являющимся носителем признаков, подлежащих регистрации, и основой ведущегося при обследовании счёта – является единица совокупности.

Общие признаки обязательно должны присутствовать среди исследуемых объектов, для того, чтобы можно было выделить статистическую совокупность или даже несколько рядов статистической совокупности для этих объектов. Совокупность объектов, имеющих один или больше общих признаков, называется однородной. А совокупность, включающая в себя разные типы и явления, является разнородной.

Определение состава статистической совокупности, отграничение элементов разных совокупностей, достигаемое совместно с другими науками, - одна из наиболее важных задач статистики.

Система признаков используется для составления программы статистического наблюдения и последующей группировки материалов. Признаки, принимающие различные значения или видоизменения у отдельных единиц совокупности, называются варьирующими, а отдельные их значения или видоизменения - вариантами.

Варьирующие признаки подразделяются на атрибутивные (качественные) и количественные. Признак называется атрибутивным, если отдельные его значения (варианты) выражаются в виде состояния, свойств и т.д., присущих явлению. К таким признакам относятся: профессия, отраслевая принадлежность предприятий и др.

Признак называется количественным, если отдельные его значения (варианты) выражаются в виде чисел.

По характеру варьирования количественные признаки подразделяются на дискретные и непрерывные. Дискретными называются такие количественные признаки, которые могут принимать только вполне определенные значения, между которыми не могут иметь место промежуточные значения (например, число членов семь и т.п.). Варианты дискретных признаков обычно выражаются в виде целых чисел.

Количественные признаки, которые могут в определенных пределах принимать любые значения как целые, так и дробные, называются непрерывными (например: возраст, стаж работы, вес поезда, скорость движения и т.п.). Градация признаков на качественные и количественные достаточно условна, т.к. всегда существует неразрывная связь качества и количества.

Признаки могут быть основные, определяющие социально-экономическое содержание процессов, и второстепенные, внешние по отношению к сущности изучаемых явлений, т.е. непосредственно не связанные с внутренней структурой процессов (экстенсивные признаки).

Статистическая наука требует выделения в программах наблюдения и группировке в первую очередь главных, основных признаков. Признаки бывают первичные, которые лежат в основе программы сбора первичных статистических материалов, и вторичные, характеризуемые в процессе обработки и анализа данных.

Статистический показатель – обобщённая количественная характеристика явлений и процессов в единстве с их качественной определённостью. Численность населения, удельный вес работающих людей в этой численности – наиболее простой для понимания пример статистического показателя. Сводные экономические показатели, относящиеся к сложному комплексу экономических явлений или к многообразным национально-хозяйственным процессам и объектам, называют синтетическими (например: валовый национальный продукт, национальный доход, национальное богатство).

Величина показателя определяется в результате измерения объектов (элементов) и меняется в зависимости от методологических особенностей его построения, обусловленных в свою очередь степенью охвата изучаемых процессов.

Показатели называются натуральными, когда они выражены в единицах счета или в различных физических единицах измерения (в мерах линейных, площади, объема, массы и др.), и денежными (стоимостными), когда они представляют собой денежную оценку экономических объектов.

Условно, статистические показатели можно разделить и на объёмные и качественные. Себестоимость единицы изделия – это качественный статистический признак. Он даёт представление о возможностях и закономерностях развития событий (сколько будет стоить партия данного товара и даже возможная прибыль с его продажи).

Показатели, связанные с изменениями величины совокупности объектов относят к объёмным показателям, т.к. они не влияют на качество. Совокупность взаимосвязанных показателей, отображающих процессы общественной жизни в определённых условиях, образуют систему статистических показателей.

Эта система постоянно совершенствуется, из-за изменений условий жизни и системы экономических показателей.

Статистическая совокупность состоит из массы отдельных единиц, разрозненных фактов. Задача статистики – установить общие свойства единиц совокупности, изучить имеющиеся взаимосвязи и закономерности развития. Достигается это с помощью расчета статистических показателей и их анализа.                                      

Задачи статистики можно условно разделить на две группы:

- Постоянные (долговременные);

- Актуальные.

Постоянные задачи:

- обеспечить органы управления государством, регионами, отраслями и отдельными предприятиями своевременной полной и достоверной информацией, необходимой для принятия решения;

- информировать общественность о явлениях и процессах, происходящих в обществе.

Актуальные задачи формируются исходя из потребности общества и экономики на современном этапе:

- получение объективной информации о деятельности хозяйственных структур с учетом теневого сектора; 

- создание автоматизированных баз данных о деятельности текущих хозяйственных структур с возможностью санкционированного доступа к ним для получения информации, необходимой для решения текущих хозяйственных задач;

- прогнозирование развития важных социально-экономических процессов и явлений;

- распространение выборочных обследований во всех секторах общественной и экономической жизни;

- проведение организационно-методологической работы по постепенному переходу на систему национальных счетов.

Статистический показатель – это количественно-качественная обобщающая характеристика какого-то свойства группы единиц или совокупности в целом. Этим он отличается от индивидуальных значений, которые, как отличалось, называются признаками.

Величина – характеристика объекта или явления материального мира, общая в качественном отношении, но индивидуальная для каждого из них в количественном отношении.

Значение конкретной величины – это её оценка, выражаемая произведением отвлеченного числа на принятую для данной величины единицу. Значение показателя является функцией пространства и времени.

Итак, основной задачей статистики является сбор, учет, обработка и хранение данных (информации), отображающих ход общественного развития.

2. Индивидуальный, групповой и комбинированный отбор

Понятие «выборочный метод» объединяет большую группу методов, значительно отличающихся друг от друга схемами и способами организации отбора единиц наблюдения из генеральной совокупности.

Но в основе каждого из них, как правило, лежит принцип случайного отбора. Различают индивидуальный, групповой и комбинированный отбор.

При индивидуальном отборе в выборочную совокупность извлекаются отдельные единицы генеральной совокупности (например: при обследованиях промышленности - предприятия, при обследованиях населения - конкретные люди и т.д.). Индивидуальный отбор применяется при организации собственно случайной, механической и типической выборок.

При групповом отборе единицы извлекаются группами (например: бригады, микрорайоны (свойственно для серийной выборки)).

Комбинированный отбор предполагает сочетание индивидуального и группового отбора (например: сначала отбираются группы единиц (групповой отбор), а затем из них случайным образом извлекаются конкретные единицы (индивидуальный отбор)). В этом случае выборка называется комбинированной.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Показатели изменения уровней рядов динамики: базисные, цепные и средние абсолютные приросты, коэффициенты и темпы роста.                                                                                                                                          

Рядом динамики называется ряд последовательно расположенных во времени статистических показателей, которые в своем изменении отражают ход развития изучаемого явления.

Показатели изменения уровней ряда динамики.                                   Аналитические показатели уровней ряда динамики получаются в результате сравнения уровней ряда между собой. При этом сравниваемый уровень называется текущим, а тот, с которым происходит сравнение - базисным. 
 
При сравнении каждого последующего уровня с каждым предыдущим получаются цепные показатели. При сравнении каждого последующего уровня с одним уровнем (базой) получаются базисные показатели. Выбор базы сравнения должен быть обоснован экономически. 
 
К показателям изменения уровней ряда относятся: абсолютный прирост темпа роста, темп прироста, абсолютное значение 1% прироста.

Абсолютный прирост (∆y) характеризует размер увеличения (или уменьшения) уровня за определенный промежуток времени. Он равен разности сравниваемых уровней и выражает абсолютную скорость изменения: 
 
∆y=yn-yn-к, где yn - любой уровень ряда, кроме первого (текущий), а yn-к - базисный уровень. Если k=1, то yn-к - предыдущий уровень и все абсолютные приросты будут цепными. Если k≠1, то абсолютные приросты будут базисными. 
 
Темп роста (Тр) - показывает во сколько раз текущий уровень ряда больше (или меньше) базисного уровня. Он равен отношению сравниваемых уровней. 
 
. При k=1 Тр - цепные, а при k≠1 - базисные. Темпы роста выражаются в коэффициентах и в процентах. 
 
Темп прироста (Тпр) показывает на какую долю (или %) уровень текущий больше (или меньше) базисного уровня  . Он также может быть цепным и базисным. 
Между темпом роста и темпом прироста существует взаимосвязь: 
 
 (в коэффициентах). 
 
Тпр(%)=Тр(%)-100% - в процентах. 
 
Абсолютное значение 1% прироста (А1%) получается в результате сравнения абсолютного прироста и темпа прироста (в%) за один и тот же промежуток времени.   или (yn-yn-k):  , т.е. равно 1% базисного уровня. Этот показатель имеет смысл лишь для цепных показателей. Он позволяет показывать, что замедление темпов прироста часто не сопровождается уменьшением абсолютных приростов и наоборот (смотри решение тренировочных заданий, дискета №1 PR-2 задание 13). 

Средние характеристики ряда динамики. 
Средние характеристики ряда динамики охватывают изменение явления за весь период, к которому относится ряд динамики. К средним характеристикам относятся: средний уровень ряда, средний абсолютный прирост, средний темп роста и средний темп прироста. 
 
Средний уровень ряда ( ) показывает, какова средняя величина уровня характерная для всего периода ряда. Средний уровень ряда исчисляется по разному для интервальных и моментных рядов. 
 
Для интервального ряда с равным интервалом, он определяется по средней арифметической простой, делением суммы уровней ряда на число периодов. 
 
, где  - сумма уровней ряда, n - число периодов. (смотри решение тренировочных заданий, дискета №1 PR-2 задание 13). 
 
Для интервального ряда с неравным интервалом средний уровень ряда определяется по формуле средней арифметической взвешенной.  , где ti - величина интервала. (смотри решение тренировочных заданий, дискета №1 PR-2 задание 14). 
 
Для моментного ряда с равным интервалом средний уровень ряда определяется по формуле средней хронологической    

Для моментного ряда с неравным интервалом средний уровень ряда можно определить по формуле средней скользящей взвешенной: 

В различных источниках эту среднюю называют по разному: средняя арифметическая взвешенная моментного ряда, средняя хронологическая взвешенная.

Средний абсолютный прирост характеризует скорость развития явления во времени. Его можно определить как среднюю величину из цепных абсолютных приростов  , где m - число цепных абсолютных приростов. Либо по данным уровней ряда  , т.к. сумма цепных абсолютных приростов всегда равна последнему базисному абсолютному приросту (смотри решение тренировочных заданий. 

Средний темп роста дает сводную характеристику интенсивности изменения явления за весь период ряда динамики. Он может быть определен по формуле средней геометрической на основании данных о цепных темпах роста (в коэффициентах) 
 
, где m - число темпов роста. Либо на основании данных об уровнях ряда 
 
, т.к. произведение цепных темпов роста (в коэффициентах) всегда равно последнему базисному темпу роста. Эта формула ценна тем, что позволяет определить средний темп роста при отсутствии нескольких или всех промежуточных данных (смотри решение тренировочных заданий, дискета №1 PR-2 задание 13). 
 
Средний темп прироста определяется на основании данных о среднем темпе роста как разность:  (в коэффициентах) либо  (в процентах).

Список используемой литературы.

 

1. Елисеева И.И., Юзбашев М.Н. Общая теория статистики, М, 2003, 400 с.

2. Статистика: Курс лекций / Харченко Л. П., Долженкова В.Г., Ионин В.Г. и др., Под ред. к.э.н. В.Г. Ионина. - Новосибирск- Изд-во НГАЭиУ, М.: ИНФРА-М, 2000. – 310 с.

Информация о работе Контрольная работа по дисциплине "Статистика"