виды экономической
деятельности
- сельское
хозяйство, охота и лесное хозяйство
- рыболовство,
рыбоводство
- добыча полезных
ископаемых
- обрабатывающие
производства
- производство
и распределение электроэнергии, газа и воды
- строительство
- оптовая и
розничная торговля; ремонт автотранспортных
средств, мотоциклов, бытовых изделий и
предметов личного пользования
- гостиницы
и рестораны
- транспорт
и связь
- финансовая
деятельность
- операции
с недвижимым имуществом, аренда и предоставление
услуг
- государственное управление
и обеспечение военной безопасности; обязательное
социальное обеспечение
- образование
- здравоохранение
и предоставление социальных услуг
- предоставление
прочих коммунальных, социальных и персональных
услуг
ГИБКОСТЬ
ЗАНЯТОСТИ
Количественная
гибкость занятости предполагает способность
компаний изменять численность работников
или продолжительность рабочего времени
в соответствии в уровнем спроса на труд.
- Частичная
занятость – неполная трудовая
нагрузка.
- Временная
занятость - занятость на определенный
срок, который оговаривается в контракте.
- Надомничество.
Функциональная
гибкость занятости означает способность
компаний приспосабливать использование
своего персонала и содержание его труда
к изменяющимся требованиям производства.
Выражается в расширении функций работника
путем горизонтального и вертикального
объединения операций, в смене профессий,
в овладении многопрофильными профессиями.
Скрытая
безработица – это лица, формально занятые
в экономике, но которые могут быть высвобождены
без ущерба для производства (при сохранении
объема производства, его структуры)
Вторичная
занятость - любая дополнительная оплачиваемая
работа, за исключением работы на своей
даче, огороде, приусадебном участке.
Вторичная
занятость - дополнительная трудовая
деятельность лиц, уже имеющих основную
работу или занятых очным обучением, а
также как трудовая деятельность неработающих,
занятых в домашнем хозяйстве, а также
безработных.
Особенности
вторичной занятости:
- Носит временный
и нерегулярный характер;
- Реализуется,
как правило, в сфере действия неформальных
трудовых отношений;
- Концентрируется
в сфере малого бизнеса и самозанятости;
- Характерна,
прежде всего, конкурентоспособным и адаптивным
социальным группам;
- Поведение
людей на рынке второй работы определяется
наличием или отсутствием возможностей
ее получения, а не уровнем личного или
семейного дохода.
Безработица
Безработные -
лица 16 лет и старше, которые в рассматриваемый
период (методология МОТ):
а) не имели работы
(доходного занятия);
б) занимались поиском
работы (обращались в службу занятости,
к администрации предприятия, использовали
личные связи, помещали объявления в
печати) или предпринимали шаги к
организации собственного дела;
в) были готовы приступить
к работе.
Состояние безработицы
по Конвенции МОТ базируется на
трех критериях, не зависящих от правовых
норм, обусловленных регистрацией безработного
в службе занятости и выплатой пособия
по безработице, в отличие от того как
это практикуется в
России (пять критериев)
Некоторые
виды безработицы:
Фрикционная
безработица – связана с переходом
работника с одной работы на другую
Структурная
безработица, при которой наличие незанятых
лиц соседствует с наличием вакансий из-за
профессионального и географического
несоответствия безработных и рабочих
мест, а также из-за недостаточного уровня
профессиональной подготовки.
Технологическая
безработица является следствием вытеснения
рабочей силы из производства в связи
с его автоматизацией и внедрением новых
технологий.
Классическая
безработица – возникает при высвобождении
рабочей силы в целях повышения заработной
платы.
В составе безработных
выделяют:
- лица,
признанные безработными (зарегистрированные).
- лица, не
занятые трудовой деятельностью, зарегистрированные
в службе занятости в качестве ищущих
работу,
- работающие,
но желающие переменить место работы или
трудиться по совместительству в свободное
от основной работы время;
- студенты,
учащиеся общеобразовательных школ и
других учебных заведений, желающие работать
в свободное от учебы время.
Численность
занятых:
По
регионам:
- Текущая отчетность
предприятий (форма 1-Т «отчет по труду»,
1-МП «об основных показателях деятельности
малого предприятия)
По
ВЭД, секторам экономики:
- Баланс трудовых
ресурсов (информация от предприятий,
данные налоговой инспекции о занятых
индивидуальным трудом, работающих по
найму у отдельных граждан)
- Выборочные
обследования
Численность
безработных
- Данные органов
государственной службы занятости о численности
официально зарегистрированных безработных
Источники информации
Выборочные
обследования
- Обследования
населения по проблемам
занятости
- Обследование
заработной платы по
профессиям
Основные показатели:
- Абсолютная
численность занятых и безработных
- Уровень безработицы
и уровень занятости
- Удельный
вес экономически активного населения
в общем объеме трудовых ресурсов
- Соотношение
численности безработных и численности
незанятого населения
- Естественное
и механическое движение трудовых ресурсов
- Коэффициенты
демографической нагрузки
Оценка уровня
безработицы:
- естественный
уровень безработицы (от 1% до 4% экономически
активного населения);
- приемлемый
уровень безработицы (от 5 до 7% экономически
активного населения);
- критический
уровень безработицы (от 8 до 11% экономически
активного населения);
- массовый
уровень безработицы (от 11% экономически
активного населения и выше).
Продолжительность
безработицы:
- продолжительность
завершенной (законченной) безработицы;
- продолжительность
незавершенной безработицы;
- средняя продолжительность
безработицы.
относительная
плотность распределения безработных
по месяцам
Трудоустройство
населения
- численность
граждан, обратившихся в органы государственной
службы занятости по вопросам трудоустройства;
- численность
трудоустроенных граждан;
- численность
трудоустроенных граждан в общей численности
обратившихся в органы службы занятости;
- численность
направленных на профессиональное обучение
из числа не занятых трудовой деятельностью
и еще не трудоустроенных;
- численность
лиц, получивших консультации: по выбору
профессии, по профессиональному обучению,
по перемене места работы, по законодательству
о труде и занятости и другим вопросам;
- средняя продолжительность
трудоустройства граждан (дней);
- уровень обращаемости
населения в органы службы занятости;
- заявленная
потребность в работниках;
- нагрузка
незанятого населения на одну заявленную
вакансию;
- структура
обратившихся в службы занятости за помощью
в трудоустройстве по категориям, в разрезе
отраслей и секторов экономики, по полу,
возрасту, образованию;
- социальный
портрет безработного - информация качественном
составе безработных (распределение по
полу, уровню образования, причинам увольнения,
наличию детей, профессии, специальности).
Факторы,
определяющие ситуацию
на рынке труда:
- экономика
данного региона;
- ресурсы,
сосредоточенные на территории региона;
- демографическая
ситуация;
- качество
жизни;
- инфраструктура;
- значение
региона для более обширной территории,
страны, ближнего и дальнего зарубежья;
- экономико-географическое
положение региона;
- уникальные
особенности и культура данной местности.
- Благоприятная
– Неблагоприятная;
- Стабильная
- Нестабильная, изменяющаяся;
- Критическая;
- Напряженная;
- Меняющаяся
к лучшему.
Задачи
общей экономической
политики - создание благоприятных исходных
условий для достижения высокой степени
занятости. Используются инструменты
воздействия на спрос на рабочую силу.
Активная
политика в области
рынка труда заключается в непосредственном
воздействии на предложение рабочей силы.
Используются меры по предоставлению
работы, по переквалификации и повышению
квалификации, консультации по выбору
профессии, посредничество в получении
рабочих мест, выплата пособий по безработице
и т.д.
- Источники
информации о доходах населения
- Выборочное
исследование бюджетов домашних хозяйств
- Баланс денежных
доходов и расходов населения
- Показатели
доходов населения
- Социальные
нормативы и потребности
- Проблема
бедности
Выборочная
совокупность домашних хозяйств охватывает
48,7 тыс. домашних хозяйств и организуется
на принципах представительности структуры
населения и основных типов домашних хозяйств
в пределах городского и сельского населения
каждого субъекта Российской Федерации.
- Выборочное
обследование бюджетов домашних хозяйств
является постоянным обследованием и
проводится в течение 12 месяцев календарного
года.
- Сбор данных
осуществляется ежеквартально с 1 по 11
число месяца, следующего за отчетным
кварталом.
- Работы по
сбору данных при проведении обследования
бюджетов домашних хозяйств осуществляются
экспедиционным способом.
- Взаимодействие
с домохозяйствами обеспечивается специально
подготовленными работниками – специалистами
по обследованию бюджетов домашних хозяйств
(интервьюерами), состоящими в штате территориальных
органов государственной статистики (за
исключением интервьюеров в автономных
округах, которые являются внештатными
работниками).
- Программа
обследования бюджетов домашних хозяйств
представляет собой набор следующих видов
вопросников, отличающихся между собой
по периодам регистрации данных.