Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 18:54, курсовая работа
Метод группировки дает возможность в первичном статистическом материале отделить существенные черты от несущественных; выделить общие черты, характерные для всех единиц изучаемой совокупности, рассчитать сводные показатели по группам, появляется возможность их сравнения, анализа причин различий между группами и изучение взаимосвязей между признаками.
В своей работе, я поставила целью проанализировать различные виды группировок по различным существенным признакам для управления социально-экономическими процессами на предприятии.
ВВЕДЕНИЕ
1. Теоретико-функциональные особенности построения статистических группировок в экономическом исследовании
1.1 Группировка статистических данных и её роль в анализе информации5
1.2 Этапы построения статистических группировок
1.3 Задачи статистических группировок и их виды
2. Моделирование материальной структуры исследуемого объекта
2.1 Группировки показателей трудовых ресурсов
2.2 Практическое применение метода группировок при анализе трудовых ресурсов
2.3 Изучение размера вариации признаков на основе метода группировок
3. Выявление взаимосвязи социально-экономических явлений на основе многомерных группировок
3.1 Этапы изучения взаимосвязей
3.2 Многомерные группировки
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Комбинированные группировки – это образование групп по двум и более признакам, взятым в определённом сочетании. При этом Группировочные признаки принято располагать, начиная с атрибутивного, в определённой последовательности.
Применение
комбинированных группировок
Для изучения влияния нескольких факторов на результат проводится многофакторная аналитическая группировка. Она строится как комбинационная группировка по признакам-факторам, в которой для каждой подгруппы рассчитывается среднее значение результативного признака.
Многофакторная аналитическая группировка – очень гибкий приём изучения связей. Она позволяет уловить, как определяется влияние факторов на результат с изменением условий. Однако этот метод имеет минус - дробление совокупности, в результате чего выделяются подгруппы с малым числом единиц. Но, не смотря на это, он является уникальным. [4, с. 117]
Данные группировки позволяют сделать вывод о том, что устойчивые и надёжные хозяйственные связи между сторонами, основанные на договорах, оказывают положительное влияние также и на качество поставляемых товаров.
статистический многомерный трудовой моделирование
Повышение
экономической эффективности и
качества продукции требуют полной
мобилизации всех имеющихся резервов.
Это предполагает максимальное развитие
хозяйственной инициативы трудовых
коллективов предприятий. Прежде всего,
необходимо определить какие изменения
в использовании труда
Правильная оценка хозяйственной деятельности позволяет установить наиболее действенное, соответствующее затраченному труду, материальное поощрение, выявить имеющиеся резервы, определить степень выполнения заданий, ориентировать трудовые коллективы на принятие более напряженных планов. [1, с. 235]
В процессе анализа трудовых ресурсов изучаются степени:
1. Обеспеченности
рабочих мест
2. Качественного
использования трудовых
3. Эффективности
использования трудовых
Таким образом, целью анализа труда является выявление резервов и неиспользованных возможностей, разработка мероприятий по приведению их в действие. [1, с. 236]
Для всесторонней
характеристики трудовых ресурсов широко
применяется метод группировок.
В экономическом анализе каждая
из группировок имеет
Группировка по уровню образования. Уровень образования является одним из показателей качества трудовых ресурсов. Для его изучения в российской статистике обычно применяется следующая группировка:
В 2007 году в общей численности занятых в экономике России лица с высшим профессиональным образованием составляли 20,1%, со средним профессиональным – 32,7%, со средним общим – 34,6%, основным общим – 10,3% и не имеющие основного общего образования – 1,7%.
Численность занятого населения с разным уровнем образования разрабатывается в группировке на работающих по найму, и на лиц наёмного труда. Например, в 2007 году из общей численности лиц, работающих по найму, имели высшее профессиональное образование 20,2%, а среди лиц ненаёмного труда – только 19%.
Для исследования
квалификационного состава
Группировки трудоспособного населения по занятиям и профессиям позволяет изучать распределение работников по конкретным формам трудовой деятельности. Профессия определяется полученной работником подготовкой, суммой профессиональных навыков, необходимых для конкретных видов экономической деятельности. Более узким понятием по отношению к профессии является специальность, которая отражает конкретную область приложения труда работников (например, профессия – экономист, специальность – статистика). Группировка занятого населения по профессиям отражает те качественные изменения, которые происходят в экономике. При определении общей численности работников одной и той же профессии необходимо учитывать их во всех отраслях экономики. [10, с. 217]
Занятие
часто не совпадает с профессией.
Занятие определяется местом работы
и должностью работника. В основе
изучения профессии лежат классификации,
которые разрабатываются
Фактическая занятость населения не по профилю профессиональной подготовки часто ведёт к утрате образовательного, а, следовательно, и трудового потенциала, и поэтому должна быть учтена.
Основной группировкой, отражающей степень использования трудовых ресурсов в экономике, является их деление на занятых и незанятых. В свою очередь, занятое население группируется по секторам, отраслям и сферам деятельности. Характеристика занятого населения по сферам деятельности, т.е. на занятых производством товаров и оказанием услуг, имеет важное значение для характеристики трудового потенциала этих сфер.
Эффективность
использования трудового
Метод группировки
позволяет получить общее представление
о различных сторонах изучаемого
объекта или процесса, выявить
закономерности изменения основных
показателей в совокупности, установить
взаимосвязи и зависимости
Для рассмотрения метода группировок на практике необходимо рассмотреть деятельность какого-либо предприятия. В данном случае это – ОАО «ЛЗПМ».
Аналитическая группировка проводится по такому признаку, который выбирается в качестве факторного, остальные признаки выступают в роли результативных.
Рассмотрим это на конкретном примере. Построим ряд распределения рабочих по стажу работы, образовав 5 групп с равными интервалами, а затем вычислим удельный вес рабочих в каждой образовавшейся группе. Все данные для расчётов будем брать в ПРИЛОЖЕНИИ А.
Стаж работы – факторный признак, число образуемых групп равно 5, а число единиц изучаемой совокупности – 34. Отсюда можно найти величину интервала (i) – это отношение разности максимального и минимального значения признака к числу образуемых групп.
i = (21,0 - 1,0) : 5 = 4 года.
Найдём группы: первая группа: 1,0 – 5,0; вторая группа: 5,0 – 9,0; третья группа: 9,0 – 13,0; четвёртая группа: 13,0 – 17,0; пятая группа: 17,0 – 21,0.
Теперь подсчитаем число рабочих, характерное для каждой выделенной группы, а затем определим удельный вес рабочих каждой группы. Удельный вес определяется отношением числа рабочих в каждой конкретной группе к числу всех рабочих. Например, 15 : 34 = 44,1%
Аналогичным образом рассчитывается удельный вес остальных групп. После чего все результаты записываются в таблицу “Таблица 1 – Распределение рабочих по стажу”.
Таблица 1
Распределение рабочих по стажу
№ п/п |
Группы рабочих по стажу, лет |
Число рабочих, человек |
Удельный вес рабочих каждой группы, % |
1 |
1,0-5,0 |
15 |
44,1 |
2 |
5,0-9,0 |
11 |
32,4 |
3 |
9,0-13,0 |
5 |
14,7 |
4 |
13,0-17,0 |
2 |
5,9 |
5 |
17,0-21,0 |
1 |
2,9 |
ИТОГО: |
34 |
100,0 |
Таким образом, в ходе вычислений определили, что наибольшим удельным весом обладают рабочие в группе со стажем от 1 до 5 лет; самым наименьшим – рабочие с высоким стажем работы от 17 до 21 лет; рабочие со стажем от 5 до 9 лет на второй ступени; за ними идут рабочие от 9 до 13 лет; а после рабочие от 13 до 17 лет.
Графически
это можно представить
Рисунок 1 – Удельный вес работников по каждой группе.
Данный рисунок показывает явную тенденцию к уменьшению численности работников в группах под влиянием увеличения стажа работников.
Теперь
проведём группировку по стажу работы,
образовав 4 группы с равными интервалами
для выявления зависимости
Стаж работы - факторный признак, но теперь число групп равно 4.
Найдём величину интервала:
i = (21,0 - 1,0) : 4 = 5 лет
Найдём группы: первая группа 1,0 – 6,0; вторая группа 6,0 – 11,0; третья группа – 11,0 – 16,0; четвёртая группа 16,0 – 21,0.
Для того, чтобы охарактеризовать каждую образовавшуюся группу необходимо составить рабочую таблицу “Таблица 2 – Данные для расчётов средних величин”.
Таблица 2
Данные для расчётов средних величин
№ группы |
Группа рабочих по стажу, лет |
№ п/п |
Стаж работы, лет |
Отработано всего, часов |
1 |
1,0–6,0 |
9 |
1,0 |
75 |
11 |
5,6 |
139,5 | ||
14 |
3,0 |
- | ||
15 |
4,5 |
155,5 | ||
17 |
4,3 |
160 | ||
18 |
1,0 |
164 | ||
19 |
2,5 |
170 | ||
20 |
4,7 |
174 | ||
21 |
5,3 |
188 | ||
22 |
1,0 |
187 | ||
24 |
4,9 |
192 | ||
25 |
3,0 |
68 | ||
27 |
3,5 |
53 | ||
30 |
4,5 |
170 | ||
31 |
3,7 |
91 | ||
32 |
4,0 |
37 | ||
33 |
5,0 |
96 | ||
Итого по 1 группе |
17 |
61,5 |
2120 | |
2 |
6,0–11,0 |
4 |
8,0 |
192 |
5 |
8,3 |
180 | ||
6 |
7,0 |
169 | ||
7 |
10,0 |
106 | ||
8 |
10,0 |
120,5 | ||
12 |
9,0 |
108 | ||
13 |
7,4 |
144 | ||
16 |
7,4 |
183 | ||
23 |
11,0 |
147 | ||
26 |
7,0 |
19 | ||
28 |
7,6 |
180 | ||
29 |
9,3 |
94 | ||
34 |
7,1 |
121 | ||
Итого по 2 группе |
13 |
109,1 |
1763,5 | |
3 |
11,0–16,0 |
2 |
12,0 |
29 |
3 |
15,0 |
180 | ||
10 |
15,7 |
68 | ||
Итого по 3 группе |
3 |
42,7 |
277 | |
4 |
16,0–21,0 |
1 |
21,0 |
204 |
Итого по 4 группе |
1 |
21,0 |
204 | |
ВСЕГО: |
34 |
234,3 |
4364,5 |