Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2013 в 10:05, реферат
Целью моей работы является изучение метода индивидуальных экспертных оценок.
Задачи:
Понять сущность метода экспертных оценок.
Рассмотреть критерии и методы отбора экспертов.
Ознакомиться с областью применения метода экспертных оценок.
Изучить индивидуальные методы экспертных оценок.
Введение…………………………………………………………………….. 3
Глава 1. Сущность и значение метода экспертных оценок……………… 4
Сущность метода экспертных оценок…………………………. 4
Критерии и методы отбора экспертов…………………………. 6
Область применения метода экспертных оценок…………….. 7
Глава 2. Индивидуальные методы экспертных оценок……………………8
Заключение………………………………………………………………… 12
Список литературы……………………………………………………….. 13
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«Уральский Финансово-
Реферат
по дисциплине: «Прогнозирование и планирование»
тема: Методы индивидуальных экспертных оценок.
Оглавление
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Сущность и значение метода экспертных оценок……………… 4
Глава 2. Индивидуальные методы экспертных оценок……………………8
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Введение
Метод проведения экспертного опроса является одним из этапов экспертной оценки. Сегодня экспертные оценки стали одной из наиболее бурно развивающихся научно-практических дисциплин, задачей которой стало структурирование и системная организация процесса получения и кодирования данных и знаний, источником которых является человек-эксперт. Экспертные оценки стали единственным и незаменимым средством для решения неформализованных задач в научно-технической и научно-исследовательской деятельности, они помогают установить степень сложности и актуальности проблемы, определить основные цели и критерии, выявить важные факторы и взаимосвязи между ними, выбрать наиболее предпочтительные альтернативы.
Целью моей работы является изучение метода индивидуальных экспертных оценок.
Задачи:
Объектом исследования являются группа индивидуальных методов экспертных оценок.
Предметом исследования является оценка комплексного применения индивидуальных методов для решения задач.
В конце контрольной работы дано заключение и список литературы, использованный для ее выполнения.
Экспертная оценка
- компетентное мнение, мнение эксперта
по какой-либо из проблем, находящихся
в сфере его компетенции.
Основным отличием экспертного опроса
от массового является то, что количество
респондентов в массовом опросе значительно
больше, чем в экспертном; экспертный опрос
не является анонимным; экспертный опрос
отличается более сложным инструментарием;
труд экспертов, в отличие от труда респондентов
всегда оплачивается.
При экспертной оценке событий необходимо:
Сущность метода экспертных оценок заключается в проведении экспертами интуитивно-логического анализа проблемы, с количественной оценкой суждений и формальной обработкой результатов. Полученное в результате обработки обобщенное мнение экспертов принимается как решение проблемы. Комплексное использование интуиции, логического мышления и количественных оценок с их формальной обработкой позволяет получить эффективное решение проблемы.
Экспертные оценки бывают индивидуальные и коллективные. Индивидуальные оценки - это оценки одного специалиста. Например, преподаватель единолично ставит отметку студенту, а врач - диагноз больному. Но в сложных случаях заболевания или угрозе отчисления студента за плохую учебу обращаются к коллективному мнению - симпозиуму врачей или комиссии преподавателей. Среди индивидуальных экспертных оценок наиболее широкое распространение получили методы интервью, аналитический, написания сценария. Наиболее достоверными являются коллективные экспертные оценки. Методы коллективных экспертных оценок предполагают определение степени согласованности мнений экспертов по перспективным направлениям развития объекта прогнозирования, сформулированным отдельными специалистами. В современных условиях используется математико-статистический инструментарий для обработки результатов опроса экспертов. В мировой практике широкое применение нашли такие методы коллективных экспертных оценок, как метод коллективной генерации идей, метод 635, метод Дельфи, метод "комиссий", метод написания сценария.
Существует масса методов получения экспертных оценок. В одних с каждым экспертом работают отдельно, он даже не знает, кто еще является экспертом, а потому высказывает свое мнение независимо от авторитетов. В других экспертов собирают вместе для обсуждения проблемы друг с другом, учатся друг у друга, и неверные мнения отбрасываются. В одних методах число экспертов фиксировано и таково, чтобы статистические методы проверки согласованности мнений и затем их усреднения позволяли принимать обоснованные решения. В других - число экспертов растет в процессе проведения экспертизы.
Для осуществления процедуры экспертного оценивания необходимо сформировать группу экспертов. Проблема подбора экспертов является достаточно сложной. Очевидно, что в качестве экспертов необходимо использовать тех людей, чьи суждения в лучшей степени помогут решению сложившейся проблемы. Для этого необходимо, во-первых, сформулировать критерии отбора, во-вторых, определить процедуры отбора.
При отборе экспертов, как правило, необходимо руководствоваться следующими основными критериями:
Из всего разнообразия методов отбора экспертов можно выделить:
Прием исключения. Несколько
специально подобранных выборщиков
(специалистов) составляют предварительный
список кандидатов. Организаторы изучают
его, выделяя наиболее ценные кандидатуры.
Попарное сравнение кандидатов. Из предварительного
списка берется произвольно два кандидата,
и при сравнении один из них обязательно
исключается.
Метод «приятелей» предполагает отбор
экспертов из числа знакомых. Эксперты-выборщики
предлагают свои кандидатуры, дальше эти
кандидаты предлагают свои кандидатуры
- нарастание числа потенциальных кандидатов
происходит по принципу «снежного кома».
Метод экспертных оценок широко применяется для решения важных проблем различного характера. В различных отраслях, объединениях и на предприятиях действуют постоянные или временные экспертные комиссии, формирующие решения по различным сложным проблемам.
Все сложно решаемые проблемы
условно делят на две группы. К
первой группе относятся проблемы,
которые содержат много информации,
что позволяет успешно их решить.
Основными трудностями при
опроса и обработки основываются на использовании принципа «хорошего» измерителя. Данный принцип означает, что выполняются следующие гипотезы:
- эксперт является хранилищем большого объема рационально обработанной информации, и поэтому он может рассматриваться как качественный источник информации;
- групповое мнение экспертов близко к истинному решению проблемы.
Если эти гипотезы верны, то для построения процедур опроса и алгоритмов обработки можно использовать результаты теории измерений и математической статистики.
Ко второй группе относятся проблемы, которые содержат недостаточно информации для уверенности в правильности приведенных выше гипотез. При решении этой группы проблем экспертов уже нельзя рассматривать как «хороших измерителей», это может привести к большим ошибкам. Например, мнение одного эксперта, сильно отличающееся от мнений остальных экспертов, может оказаться правильным. В связи с этим для
проблем второй группы должна применяться качественная обработка.
В настоящее время много задач в различных областях решается при помощи метода экспертных оценок:
Индивидуальные методы предполагают проведение работы по анализу данных одним человеком, являющимся экспертом в выбранной области. При этом прогноз строится на основании знаний и опыта эксперта, что, конечно, предполагает значительную долю субъективизма в оценке.
Основными целями использования индивидуальных экспертных оценок являются:
- прогнозирование хода развития событий и явлений в будущем, а также оценка их в настоящем. Применительно к анализу и оценке риска -- это выявление источников и причин риска, прогнозирование действий конкурентов, установление всех возможных рисков, оценка вероятности наступления рисковых событий, назначение коэффициента относительной важности (значимости) последствия и ранжирование рисков, выявление путей снижения риска и многое другое;
- анализ и обобщение
результатов, представленных
- составление сценариев действий;
- выдача заключений на работу других специалистов и организаций (рецензии, отзывы, экспертизы и т. п.).
В состав индивидуальных экспертных оценок входят: метод «интервью», аналитический метод, метод написания сценариев, построения «дерева целей». При разграничении указанных методов используется третий признак классификации метод – способ получения прогнозной информации. Рассмотрим подробнее каждый из этих методов.
Метод интервью. Интервью - это проводимая по определенному плану беседа, предполагающая прямой контакт интервьюера с респондентом, причем запись ответов производится либо самим интервьюером, либо механически. Основные достоинства интервью заключаются в том, что существует возможность наблюдать за реакцией респондента на вопросы и по ходу беседы корректировать, видоизменять форму и их последовательность; ситуация интервьюирования по форме близкая к обыденному разговору, способствует возникновению непринужденной обстановки общения и повышению искренности ответов; в ходе устного контакта возможно устранить незапланированное восприятие вопросов посредством их уточнения или разъяснения.