Методы индивидуальных экспертных оценок

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2013 в 10:05, реферат

Описание работы

Целью моей работы является изучение метода индивидуальных экспертных оценок.
Задачи:
Понять сущность метода экспертных оценок.
Рассмотреть критерии и методы отбора экспертов.
Ознакомиться с областью применения метода экспертных оценок.
Изучить индивидуальные методы экспертных оценок.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….. 3
Глава 1. Сущность и значение метода экспертных оценок……………… 4
Сущность метода экспертных оценок…………………………. 4
Критерии и методы отбора экспертов…………………………. 6
Область применения метода экспертных оценок…………….. 7
Глава 2. Индивидуальные методы экспертных оценок……………………8
Заключение………………………………………………………………… 12
Список литературы……………………………………………………….. 13

Файлы: 1 файл

прогнозирование и планирование.docx

— 43.28 Кб (Скачать файл)

    Для успешного  проведения интервью необходимо  осуществить точный выбор респондента,  как объекта исследования; определить  место и время проведения интервью, оптимально соответствующих цели  и задачам исследования; необходима  полная и правильная запись  ответов респондентов.

    В основе интервью лежит беседа. От характера общения, от тесноты контакта и взаимопонимания сторон во многом зависит успех интервью, качество получаемой информации. Для проведения исследования методом интервью требуется тщательный подбор и специальное обучение интервьюеров. От профессиональных и личностных качеств интервьюера во многом зависит успех интервью. Как правило, социологи предварительно разрабатывают подробный план интервью с указанием конкретных тем, которых должен касаться в беседе интервьюер.

    Различают множество видов интервью: «от полной свободной беседы с опрашиваемым до полностью формализованной процедуры опроса». Виды интервью выделяют по различных критериям: по форме и технике опроса (стандартизированное, полустандартизированное и нестандартизированное интервью), по целевому назначению (ретроспективное, интроспективное, прожективное интервью), по типу опрашиваемых лиц (интервью экспертов, интервью простых респондентов, интервью ответственных, должностных лиц), по количеству опрашиваемых респондентов (индивидуальное и групповое интервью), по процедуре (однократное, многократное, фокусированное, глубинное и ненаправленное интервью), по способу общения социолога и респондента (личное и телефонное интервью), по месту проведения интервью (интервью по месту жительства, интервью по месту работу, интервью на улице), по цели исследования (разведывательное, контрольное и основное интервью), по способу регистрации ответов (интервью с записью в опросном листе, интервью с записью на магнитофоне и интервью с ассистентом).

    Существует два  направления в процедуре использования  интервью:

1. создание опросного  листа на базе программы социологического исследования;

2. организация и проведение  собственно интервью, что предполагает  определение места, времени опроса, с одной стороны, и соответствующую  подготовленность, опыт интервьюера  - с другой.

    Человек, проводящий  интервью, называется интервьюер. Цель  его работы заключается в налаживании  контакта с респондентом, правильной  постановке вопросов интервью  и правильной фиксации ответов.  Интервьюеру запрещается вступать  в дискуссии с опрашиваемыми, прерывать их, подчеркивать личную заинтересованность в результатах исследования. В процессе интервьюирования интервьюер должен занимать нейтральную позицию по отношению к предмету исследования. Во время интервью интервьюер может потребовать от респондента добавочной информации, уточнения и пояснения своей мысли. Продолжительность интервью не лимитируется: не рекомендуется торопить респондента с ответами.

   В качестве интервьюеров  могут выступать профессиональные  социологи, а также представители  других профессий при условии  успешного завершения обучения. Практика социологических исследований  говорит в пользу использования  в качестве интервьюеров именно  неспециалистов в связи с их  большей беспристрастностью и  нейтральностью по отношению  к результатам исследования, а  значит, их большей изначальной  объективности. 

    Основной проблемой  метода интервью является необходимость  большего количества времени  для получения одного и того  же объема информации, нежели  при других видах опроса. Использование интервью предполагает также наличие штата специально обученных интервьюеров, что требует определенных дополнительных финансовых и временных затрат. Несколько проблематичным становится обеспечение анонимности беседы, так как данный вид опроса предусматривает открытое словесное представлении своей точки зрения опрашиваемым респондентом интервьюеру, что предполагает совершенно особый подход к поиску респондентов и процедуре самого интервьюирования.  Указанные проблемы метода ориентируют на оптимизацию методики проведения и организации интервью. Необходимость совершенствования метода вызвана актуальностью и целесообразностью использования именно  интервью в социологической практике, что поставляет более полную, глубокую, качественную информацию.

   Интервью применяется  в социологии, психологии, журналистике, медицине, криминологии.

     Аналитический метод предусматривает тщательную самостоятельную работу эксперта над анализом тенденций, оценкой состояния и путей развития прогнозируемого объекта. Эксперт может использовать всю необходимую ему информацию об объекте прогноза. Сюда относятся и морфологический анализ. Термин «морфологический анализ» был впервые введен американским астрофизиком Цвики Ф., который занимался техническим прогнозированием в области реактивных двигателей. При использовании этого метода объект прогнозирования прежде всего рассматривается с точки зрения его структуры, а не с точки зрения выполняемых им функций. Смысл его в том, что объект делится на ряд характерных составляющих, параметров. Составляется матрица вариантов реализации. Каждый вариант представляет совокупность соединений параметров. Затем оценивается целесообразность вариантов.

    Аналитический  метод предполагает длительную  работу эксперта по анализу  поставленных перед ним вопросов. Осуществляется логический анализ какой-либо прогнозируемой ситуации, составляются докладные записки. Основное преимущество этого метода — возможность максимального использования индивидуальных способностей эксперта. Однако он мало пригоден для прогнозирования сложных систем и выработки стратегии из-за ограниченности знаний одного специалиста-эксперта в смежных областях знаний.

     Метод написания  сценария основан на определении логики процесса или явления во времени при различных условиях. Он предполагает установление последовательности событий, развивающихся при переходе от существующей ситуации к будущему состоянию объекта.

Прогнозный сценарий определяет стратегию развития прогнозируемого объекта. Он должен отражать главную цель развития объекта, критерии оценки верхних уровней дерева целей, приоритеты проблем и ресурсы для достижения основных целей. В сценарии отображаются последовательное решение задачи, возможные препятствия. При этом используются необходимые материалы по развитию объекта прогнозирования.

После прочтения сценария должна быть ясна главная цель проводимой работы в свете социально-экономических  задач на прогнозный период. Обычно сценарий носит многовариантный характер и освещает три линии поведения: оптимистическую - развитие системы в наиболее благоприятной ситуации; пессимистическую - развитие системы в наименее благоприятной ситуации; рабочую - развитие системы с учетом противодействия отрицательным факторам, появление которых наиболее вероятно. В рамках прогнозного сценария целесообразно прорабатывать резервную стратегию на случай непредвиденных ситуаций.

Сценарий в готовом  виде должен быть подвергнут анализу, на основании чего формулируются цели, определяются критерии, рассматриваются альтернативные решения.

При анализе и прогнозе систем широко используются прогнозный граф и дерево целей. Графом называют фигуру, состоящую из точек-вершин, соединенных отрезками-ребрами. Дерево целей - это граф-дерево, выражающее отношение между вершинами-этапами или проблемами достижения цели. Каждая вершина представляет собой цель для всех исходящих из нее ветвей.

Дерево целей предполагает выделение нескольких структурных  уровней. Каждая цель верхнего уровня должна быть представлена в виде подцелей следующего уровня таким образом, чтобы объединение понятий подцелей полностью определяло понятие исходной цели. Построение дерева целей требует решения многих прогнозных задач: формулировки сценария прогнозируемой цели, уровней и вершин "дерева целей прогноза развития объекта в целом; критериев и их весов в ранжировании вершин. Эти задачи могут решаться при необходимости методами экспертных оценок. Данной цели как объекту прогноза может соответствовать множество разнообразных сценариев.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

   Сущность методов экспертных оценок заключается в том, что в основу прогноза закладывается мнение специалиста или коллектива специалистов, основанное на профессиональном, научном и практическом опыте. Различают индивидуальные и коллективные экспертные оценки.

   Индивидуальные экспертные оценки – частный случай метода экспертных оценок, когда используются оценки одного или нескольких экспертов без их усреднения. Индивидуальные экспертные оценки применяются прежде всего при анализе проблем, для к-рых информационный потенциал недостаточен.

   В состав индивидуальных экспертных оценок входят: метод «интервью», аналитический метод, метод написания сценариев, построения «дерева целей». При разграничении указанных методов используется третий признак классификации метод – способ получения прогнозной информации.       

   Основные преимущества вышеперечисленных методов — возможность максимально использовать индивидуальные способности экспертов, при этом оказывая незначительное психологическое давление на отдельных работников.

   Достоинством индивидуальной экспертизы является оперативность получения информации для принятия решений и относительно небольшие затраты. В качестве недостатка следует выделить высокий уровень субъективности и, как следствие, отсутствие уверенности в достоверности полученных оценок. Поэтому очень большую роль играет выбор грамотного, высококвалифицированного, вполне компетентного в рассматриваемых вопросах и достаточно опытного специалиста. Весьма полезным является специальное предварительное обучение и совершенно необходимым — инструктаж экспертов. На завершающем этапе выбора эксперта целесообразно провести тестирование, самооценку, взаимооценку экспертов, анализ их надежности и проверку согласованности мнений.

   Интуитивные методы прогнозирования применяются для тех процессов, которые невозможно описать математическими формулами. Использование данных методов дает возможность получить прогнозную оценку состояния развития объекта в будущем независимо от информационной обеспеченности.

    В настоящее время все шире применяются различные методы экспертных оценок. Они незаменимы при решении сложных задач оценивания и выбора технических объектов, в том числе специального назначения, при анализе и прогнозировании ситуаций с большим числом значимых факторов - всюду, когда необходимо привлечение знаний, интуиции и опыта многих высококвалифицированных специалистов-экспертов.

 

 

 

Список литературы

  1. Орлов А.И. Теория принятия решений. Учебное пособие. – М.: Издательство «Март», 2004 г.
  2. Черныш Е. А. Прогнозирование и планирование в условиях рынка: Учебное пособие / Черныш Е. А., Молчанова Н. П., Новикова А. А., Салтанова Т. А.. – М.: Издательство «ПРИОР», 2000 г.
  3. Басовский Л. Е. Прогнозирование и планирование в условиях рынка. Учебное пособие. – М.: Издательство «ИНФРА –М», 2000 г.
  4. Егоров В. В., Парсаданов Г. А. Прогнозирование национальной экономики: Учебное пособие. – М.: Издательство «ИНФРА – М», 2001 г.
  5. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. Учебное пособие. - М.,2001 г.
  6. Борисевича В. И., Кандауровой Г. А. Прогнозирование и планирование экономики. Учебное пособие. - Минск, ЧП "Экоперспектива", 2000 г.

Информация о работе Методы индивидуальных экспертных оценок