Моделирование и прогнозирование индексов цен на потребительском рынке Оренбургской области

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2013 в 10:39, реферат

Описание работы

Относительная величина, получаемая при сравнении уровней, называется индивидуальным индексом, если исследователь не интересуется структурой изучаемого явления и количественную оценку уровня в данных условиях сравнивает с такой же конкретной величиной уровня этого явления в других условиях.
Если известно, что изучаемое явление неоднородно и сравнение уровней можно провести только после приведения их к общей мере, экономический анализ выполняют посредством так называемых общих индексов. Индекс становится общим, когда в расчетной формуле показывается неоднородность изучаемой совокупности.

Файлы: 1 файл

СТАТЬЯ!.docx

— 51.24 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное  учреждение

высшего профессионального  образования 

«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(Оренбургский филиал РГТЭУ)

 

Специальность/направление ФИНАНСЫ И КРЕДИТ

Шифр__011_________________________________________

Курс_3____________________________________________

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА

по  дисциплине Статистика коммерческой деятельности

тема Моделирование и прогнозирование индексов цен на потребительском рынке Оренбургской области

 

 

Выполнила:Константинова Ю.

Проверила: Золотова Л.В.

 

 

«12_»апреля 2012г.                                            Подпись___________

 

 

 

 

г. Оренбург

1.Понятие и значение индекса цен, методология их исчисления

 

Индекс – это относительная  величина, показывающая, во сколько  раз уровень изучаемого явления  в данных условиях отличается от уровня того же явления в других условиях.

Относительная величина, получаемая при сравнении уровней, называется индивидуальным индексом, если исследователь  не интересуется структурой изучаемого явления и количественную оценку уровня в данных условиях сравнивает с такой же конкретной величиной  уровня этого явления в других условиях.

Если известно, что изучаемое  явление неоднородно и сравнение  уровней можно провести только после  приведения их к общей мере, экономический  анализ выполняют посредством так называемых общих индексов. Индекс становится общим, когда в расчетной формуле показывается неоднородность изучаемой совокупности.

Индекс цен - статистический показатель, применяемый для измерения  динамики цен во времени и пространстве, представляет относительную величину.

Методика принципов расчета  индексов цен: определение набора товаров; выбор базовых объектов путем  репрезентативной выборки (предприятий  различных отраслей, торговли, сферы  услуг); выбор системы взвешивания  показателей и формулы расчета  индексов. Расчеты индексов цен обеспечивают построение индексов фактических цен  и индексов средних цен. Индекс средних  цен учитывает наряду с изменением цен на отдельные товары, структурные  изменения. В набор товаров-представителей входят все важнейшие группы товаров  с учетом их доли во всей изучаемой  совокупности.

Система индексов цен включает индексы цен производителей на промышленную продукцию, цен реализации сельскохозяйственной продукции, грузовых транспортных тарифов, цен по капитальным вложениям, потребительских (розничных) цен и тарифов на услуги, индекс цен внешней торговли, индексы-дефляторы.

Сложным вопросом при исчислении индекса цен является учет изменения  качества товаров-представителей. Для  устранения влияния качественных изменений  практика международной статистики применяет ряд методов:

1) исчисление цен затрат (в расчет индекса цен включается  цена модифицированного товара  за вычетом дополнительных издержек, связанных с повышением качества);

2) определение цен компонентов; 

3) гедонистический метод,  позволяющий через веса основных  параметров товара, заложенных в  калькуляцию цены, определить долю  изменения цены, связанную с изменением  качества, и долю, связанную с  изменением цен; 

4) расчет цен на единицу  основных технико-экономических  параметров (1 кВт/ч, 1 куб. м емкости ковша и т. д.).

Индексы цен используются для мониторинга движения цен  и тарифов, изучения конъюнктуры  рынка, изучения влияния динамики цен  на уровень жизни населения, расчета  показателей уровня жизни, показателей  макроуровня - валового национального продукта (ВНП), валового внутреннего продукта (ВВП), национального дохода, определения их динамики в сопоставимых ценах; для обеспечения международных сопоставлений по важнейшим макроэкономическим показателям и др.

Как мы уже выяснили ранее, существуют следующие виды индексов цен:

  • Индекс потребительских цен (ИПЦ);
  • Индексы цен на первичном и вторичном рынках жилья;
  • Индекс цен производителей промышленных товаров;
  • Индексы цен производителей сельскохозяйственной продукции;
  • Сводный индекс цен строительной продукции ;
  • Индексы тарифов на грузовые перевозки .

 

Система показателей статистики цен представляет собой совокупность взаимосвязанных и взаимодополняющих  показателей, характеризующих изменение  и уровни цен на потребительском  рынке и в производстве товаров.

Индекс потребительских  цен (ИПЦ) измеряет отношение стоимости  фиксированного набора товаров и  услуг в ценах текущего периода  к его стоимости в ценах  базисного периода и характеризует  изменение во времени общего уровня цен на товары и услуги, приобретаемые  населением для непроизводственного  потребления.

Расчет ИПЦ производится ежемесячно путем объединения двух информационных потоков: данных об изменении  цен, полученных путем регистрации  цен и тарифов на потребительском  рынке; данных о структуре фактических  потребительских расходов населения  за предыдущий год.

Наблюдение осуществляется в организациях торговли и сферы  услуг, на вещевых, смешанных и продовольственных  рынках, как в стационарных торговых заведениях, так и при передвижной  торговле (палатках, киосках и т.д.).

Индекс цен производителей промышленных товаров рассчитывается на основе зарегистрированных цен на товары-представители в базовых  организациях. Цены производителей представляют собой фактически сложившиеся на момент регистрации цены указанных  организаций на произведенную продукцию, предназначенную для реализации на внутреннем рынке (без косвенных  товарных налогов – налога на добавленную  стоимость, акциза и т.п.). Рассчитанные по товарам-представителям индексы  цен производителей последовательно  агрегируются в индексы цен соответствующих  видов, групп, классов, разделов  экономической  деятельности. В качестве весов используются данные об объеме производства в стоимостном  выражении базисного периода.

Индексы цен производителей сельскохозяйственной продукции исчисляются на основании регистрации в отобранных для наблюдения сельскохозяйственных организациях цен на основные виды товаров-представителей, реализуемых заготовительным, перерабатывающим организациям, на рынке, через собственную торговую сеть, населению непосредственно с транспортных средств, на ярмарках, биржах и аукционах, организациям, коммерческим структурам и т.п.

Цены производителей сельскохозяйственной продукции приводятся с учетом надбавок и скидок за качество реализованной  продукции, без расходов на транспортировку, экспедирование, погрузку и разгрузку  продукции, а также без налога на добавленную стоимость.

Сводный индекс цен строительной продукции отражает общее изменение цен в строительстве объектов различных видов экономической деятельности и рассчитывается как агрегированный показатель из индексов цен производителей в строительстве (строительно-монтажные работы), на машины и оборудование, используемые в строительстве, и прочие капитальные работы и затраты, взвешенных по доле этих элементов в общем объеме инвестиций в основной капитал.

Индексы тарифов на грузовые перевозки характеризуют изменение  за текущий период тарифов на грузовые перевозки без учета изменения за этот период структуры перевезенных грузов по разнообразным признакам: по виду груза, размеру отправки, скорости доставки, расстоянию перевозки и др.

За услугу-представитель принимается перевозка одной тонны массового груза на фиксированное расстояние. Обследование тарифов осуществляется в выборочной совокупности транспортных организаций. В качестве весов используются доходы от перевозок грузов за базисный период.

 

 

2.Индексы цен на потребительском  рынке в  Оренбургской области

 

В 2012 году ситуация в потребительском  секторе экономики характеризовалась  замедлением темпов роста цен  по сравнению с предыдущим годом, в значительной степени за счет снижения темпов роста цен на продовольственные  товары на 11,9 процентного пункта, при  этом темп роста цен на услуги вырос  на 1,2, непродовольственные товары на 1,4 процентного пункта.

В I квартале 2012 года наблюдался рост цен на продовольственные товары, отдельные виды бытовых услуг, традиционно увеличились тарифы на жилищно-коммунальные услуги. Из продовольственных товаров наиболее существенно в I и II кварталах выросли цены на мясопродукты, рыбопродукты, хлеб и хлебобулочные изделия, макаронные и крупяные изделия. При этом в I квартале отмечался рост, а во II квартале снижение цен на масло и жиры, сыр, плодоовощную продукцию, включая картофель. Во II  квартале отмечался рост цен на такие группы непродовольственных товаров как трикотажные изделия, обувь, табачные изделия, строительные материалы, нефтепродукты. Повысилась стоимость большинства наблюдаемых видов бытовых услуг, услуги пассажирского транспорта, медицинские и санаторно-оздоровительные услуги. В III и IV кварталах по сравнению с предыдущим периодом наблюдалось повышение цен на непродовольственные товары, особенно на моющие и чистящие средства, строительные материалы, нефтепродукты. Отмечалось снижение цен на продовольственные товары, такие как мясо птицы, масло подсолнечное, сахар-песок, крупа и бобовые, плодоовощная продукция, включая картофель. Одновременно был отмечен рост цен на услуги образования, организаций культуры.

В 2012 году изменение индекса потребительских  цен по Оренбургской области и  Российской Федерации имели схожие тенденции. Рост потребительских цен  на товары и услуги по Оренбургской области составил 106,3%, в том числе на продовольственные товары – 103,4, по России 106,1 и 103,9% соответственно. Рост цен и тарифов на услуги превышал рост  индекса потребительских цен на все товары и услуги.

В течение 2012 года диапазон изменения цен производителей промышленных товаров находился от 91,2% в мае до 102,8% в марте и на 2012 год составил 101,2 %. Основное влияние на общий индекс цен оказало изменение цен на добычу топливно-энергетических полезных ископаемых, прирост цен на которые с начала года составил 37,8%. В обрабатывающих производствах существенно выросли цены на топливо автомобильное для бензиновых двигателей с октановым числом не более 80 на 39,2%, серу техническую газовую в 3,1 раза.

Индекс цен производителей сельскохозяйственной продукции в  2012 году составил 106,7 %, увеличение наблюдалось в основном за счет повышения цен на пшеницу, просо, картофель и овощи.  Отмечен рост цен на продукцию животноводства, кроме молока и птицы.

Индекс цен строительной продукции в 2012 году составил 104,9%, за счет роста цен на прочие капитальные работы и затраты (110,2) и строительно-монтажные работы (113,0%).

Наглядно это можно  увидеть в таблице 1:

Таблица 1.

ИНДЕКСЫ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ ЦЕН И ЦЕН  ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ

(декабрь к декабрю  предыдущего года; в процентах)

                                                                                                                   

 

 

2008

2009

2010

2011

2012

Индекс потребительских цен

112,5

107,7

109,2

105,7

106,3

Индекс цен производителей

   промышленных товаров

67,5

128,3

114,8

 

122,3

 

101,2

 Индекс цен производителей

  сельскохозяйственной продукции

107,1

91,9

125,9

 

95,4

 

106,7

Сводный индекс цен строительной

   продукции

113,5

105,4

106,7

 

109,6

 

104,9

Индекс тарифов на грузовые

   перевозки

118,1

88,4

100,4

 

147,6

 

105,5


 

 

3. Прогнозирование индексов  цен на потребительском рынке  Оренбургской области

 

В формирующейся новой  экономической среде, где основным регулятором является рынок, особую значимость приобретает прогнозирование  индексов цен. На основе индексов цен  определяются темпы инфляции, осуществляется соизмерение затрат с результатами, анализируется и прогнозируется производственная и торговая деятельность. Они используются при разработке социально-экономических прогнозов. В связи с этим, весьма актуальным является вопрос более точного определения индексов цен на прогнозируемый период в отраслях экономики.

Информация о работе Моделирование и прогнозирование индексов цен на потребительском рынке Оренбургской области