Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2013 в 21:58, контрольная работа
Интенсификация технологических процессов, повышение производительности и точности работы промышленного оборудования неразрывно связаны с усложнением общей схемы автоматизации производства. В этих условиях на первый план выдвигается очень важная проблема обеспечения надежной работы автоматизированного электрооборудования, выход из строя которого может привести к выпуску бракованной продукции, снижению производительности труда, потерям сырья и энергии, останову, а иногда и к авариям рабочих машин и механизмов, т.е. к большим экономическим потерям. Задача повышения надежности электропривода является сложной и комплексной проблемой, которая должна решаться как на стадии проектирования и изготовления его элементов, так и при его монтаже и эксплуатации.
ВВЕДЕНИЕ. 5
1. ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ТЕОРИИ НАДЕЖНОСТИ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ ЭЛЕКТРОПРИВОДАМИ 6
2. РАСЧЕТ НАДЕЖНОСТИ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ АСИНХРОННЫМ
ДВИГАТЕЛЕМ 16
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Коэффициент надежности релейно-контактных аппаратов равен:
(6)
где ki0,kjk - соответственно
коэффициенты надежности воспринимающей
(цепь катушки) и исполнительной (контактная
система) частей аппаратуры; а4 -коэффициент, учитывающий
время нахождения катушки аппарата под
напряжением в течение одного цикла "включено
- выключено" и температуру окружающей
среды; а3 - коэффициент, учитывающий
уровень электрической нагрузки контакта, пк - число контактов; fф и fиом - фактическая
и номинальная частота срабатывания аппарата
в час. Принять для контакторов и тепловых
реле fном =10 и fф =5 срабатываний в
час.
После
определения коэффициентов
5.При расчете показателей надежности системы управления электроприводом необходимо принять логически последовательную (основную) схему надежности, так как при отказе одного из функциональных узлов электропривода отказывает вся система.
При логически последовательном (основном) соединении элементов, узлов и устройств вероятность безотказной работы Р(Т3) за период времени Т3 равна:
P(T3)=expl-λ a O 3 Σ Njkil
i=i
где Ni - число однотипных элементов i-той группы в электроприводе; п - общее число элементов в электроприводе, имеющих логически последовательное соединение.
Наработка на отказ электропривода равна:
OI=1/Iλa 3 Σ Njkil
O/=/
Среднее время восстановления электропривода рассчитывается по уравнению:
τa = Σ Njki/ Σ Njkilτai
где τai - затраты времени на восстановление i -го элемента.
В (1,табл. 7) представлены затраты времени на восстановление основных элементов систем управления электроприводами.
Если рассчитанные значения показателей надежности меньше требуемых, необходимо повысить надежность электропривода путем введения различного вида избыточности, под которой подразумеваются дополнительные средства и возможности, превышающие минимально необходимые для выполнения заданных функций. Избыточность может быть внутри элементной, структурной и временной.
Рекомендуемая последовательность использования методов повышения надежности следующая:
-внутри элементная избыточность предусматривает снижение электрических нагрузок на элементах схемы (разгрузка); использование элементов с более высокими показателями надежности (замена); облегчение условий работы элементов (снижение температуры среды, герметизация и т.д.); сокращение времени активной работы элементов в схемах;
6.Различают два основных вида резервирования - общее и раздельное. Общее резервирование состоит в резервировании системы в целом, при раздельном резервировании система резервируется по отдельным участкам, блокам или элементам. По способу включения избыточных элементов как общее, так и раздельное резервирование разделяют на постоянное и замещением. При постоянном резервировании избыточные элементы присоединены к основным в течение всего времени работы и находятся в одинаковых с ними условиях. При резервировании замещением резервные элементы включаются в работу только после отказа основных. До этого они находятся в нагруженном, облегченном или ненагруженном состояниях.
В системах управления электроприводами наибольшее применение находят постоянное резервирование и резервирование замещением с ненагруженным состоянием резервных элементов.
Основным
параметром, характеризующим
Постоянное резервирование Общее (см. рис.2.а).
При условии, что все N элементов схемы имеют основное (последовательное) соединение, вероятность безотказной работы любой из цепочек определяется выражением:
P(t)=П Pi(t),
=
где P;(t) - вероятность безотказной работы i-го элемента в течение времени t.
При условии, что основные и резервные элементы равно надежны, вероятность безотказной работы резервированного соединения Pc(t) при кратности т будет равна:
Pc(t) = l-[1-P(t)]m+I.
Если надежность элементов характеризуется постоянными значениями интенсивностей отказов, а параметр потока отказов цепочки λ0 равен их сумме:
λ0=Σ λ i
=
то уравнение примет вид:
Tс = 1/λ 0 *[1 + 1/2 + 1/3 + ... + l/(m+l)I.
Учитывая, что 1/λ0 = Т0, найдем:
Тс = То *(1 + 1/2 + 1/3 + ... + 1/(m+l)J.
где Т0 - наработка на отказ нерезервированной (основной) системы.
Раздельное (см. рис. 2.6).
При раздельном резервировании резервируется каждый из N элементов функциональной цепочки. Вероятность безотказной работы при /я-кратном резервировании равно надежными элементами определяется выражением:
Характеристика постоянного резервирования:
Резервирование замещением
Общее (случай ненагруженного состояния резерва, см. рис. 2.в).
Вероятность
безотказной работы Pc(t) для различной
кратности резервирования (без учета надежности
переключающих устройств) определяется
выражением:
Pc(t)=e-λo*tΣ((λot)i/i!)
где λо - параметр потока отказов основной (и любой из резервных) цепочки (системы).
Наработка на отказ рассчитывается по формуле:
Тс = (т + 1)/Л 0= Т0 (т + 1).
Поэлементное резервирование замещением (см. рис. 2.г).
Без учета надежности переключающих
устройств вероятность
Pc(t) = ПPi(t),
где P,(t) вероятность безотказной работы i-го резервированного элемента системы.
Характеристика резервирования замещением:
ДВИГАТЕЛЕМ
Применим вышеизложенную методику расчета показателей надежности электропривода (см. рис. 1), работающего в закрытом помещении с повышенной запыленностью при температуре окружающей среды t = 55°С в длительном режиме.
Повышенную запыленность помещения учтем коэффициентом К=2,5. Таким образом, интенсивность отказов базового элемента (металлопленочного резистора) составит:
λл=λa-Ё = 0,3* 10 -7*2,5 = 0,75* 10-7 1/ч.
При расчете принимаем логически последовательную (основную) схему.
Расчет показателей проводим, используя все необходимые коэффициенты по надежности элементов схемы (см. рис. 1). С учетом данных ( 1,табл. 1 - 6 и рис. 2 - 6 ) получаем значения коэффициентов надежности элементов электропривода, которые представлены в табл, 1. Принимаем, что напряжение втягивания для реле соответствует 100% от номинального.
Таблица 1. Результаты расчета показателей надежности системы управления электроприводом с магнитным пускателем
Элементы |
M |
KMKK |
KMKC |
ккш |
KKKC |
QF |
SBI |
SB2 |
FA |
Ki |
252 |
- |
- |
- |
- |
4,6 |
5 |
5 |
25 |
Ki0 |
- |
20 |
- |
10 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
25 |
- |
17,8 |
- |
- |
||||
0,85 |
0,6 |
0,6 |
- |
0,6 |
0,6 |
0,6 |
|||
ʄф |
- |
- |
5 |
- |
5 |
- |
- |
- |
- |
а1 |
1 |
- |
- |
1 |
1 |
1 |
1 | ||
а2 |
1 |
- |
- |
- |
- |
1 |
1 |
1 |
1 |
аз |
0,4 |
- |
0,52 |
- |
0,52 |
0,52 |
1 |
1 |
1 |
а4 к\ |
1 |
6 120 |
- |
5 |
- |
1 |
1 |
1 |
1 |
Ki |
100,8 |
6,5 |
50 |
4,628 |
2.392 |
5 |
5 |
25 | |
Ni |
1 |
1 |
nk=4 |
2 |
nk=2 |
1 |
1 |
1 |
3 |
Nj* к'i, |
100,8 |
120 |
26 |
100 |
9,256 |
2.392 |
5 |
5 |
75 |
Ni* k'i/ ΣNi* ki |
0,227 |
0,271 |
0,0642 |
0,226 |
0,0224 |
0,005 |
0,011 |
0,011 |
0,178 |
Pi(T3) |
0,963 |
0,956“1 |
0,989 |
0,963 |
0,997 |
0,999 |
0,998 |
0,998 |
0,972 |
Т0i Tei [N* "k'i/ ZN,* k'i/* * T . l6l |
1,32* 105 |
1,11* 105 |
5,13* 105 |
1,32* 105 |
1,44* 106 |
5,57* 106 |
2,67* 106 |
2,67* 106 |
1,78* 105 |
Τвi |
3,25 0,829 |
1,8 |
1,8 |
1,8 |
1,8 |
0,65 |
0,65 |
0,65 |
0,065 |
(Ni*ki/Σ Ni* "k'i)*τ ZN,* k'i/* * T . l6l |
0,829 |
0,488 |
0,118 |
0,407 |
0,042 |
0,0032 |
0,008 |
0,008 |
0,012 |
Примечание. КМцк, ККцк и КМкс, ККкс - соответственно цепи катушек и контактных
систем контактора КМ и реле КК.
Сумма произведений Ni* к'i для электропривода равна 443,448.
Отношение вида Ni,* k'i/I Ni,* ki характеризует долю отказов системы управления электропривода за счет /-го элемента.
Отношение вида (Ni* k't /Σ Ni* ki')* τв1 определяет долю среднего времени восстановления системы управления электропривода, связанную с отказами i-го элемента.
Рассчитаем наработку на отказ, вероятность безотказной работы за время T3 = 5000 ч: и среднее время восстановления системы управления электроприводом:
Of = l/(λaΣNiki). = 1/ (0,75 10 -7* 443,448) = 30070 ч;
Р(Т3) =ex(-λa,O3ΣNiki) = exp (-0,75 10 -7 *5000 *443,448) = 0,847.
/= /
Τa= Σ ( Niki/ Niki )τai =1,92 ч.
Найденное значение вероятности безотказной работы СУ для 5000 часов меньше требуемой (0,847 < 0,9). Для обеспечения требуемого уровня надежности используем внутри элементную избыточность.
Сравнительный анализ надежности элементов электропривода (см. в табл. 3 долю отказов системы за счет элементов) позволяет определить элементы, надежность которых следует повысить в первую очередь. Этими элементами являются: электродвигатель М (доля отказов 0,227); тепловое реле КК (доля отказов 0,271); контактор КМ (доля отказов 0,226).
С учетом ввода элементов с повышенной надежностью получаем результаты расчета показателей надежности, представленные в табл. 2.
Таблица 2. Результаты расчета показателей надежности системы управления
электроприводом с магнитным пускателем при внутри элементной избыточности
Элементы |
M |
KMUK |
KMKC |
KKm |
KKkc |
QF |
SBI |
SB2 |
FA |
ki |
64 |
- |
- |
- |
4,6 |
5 |
5 |
25 | |
kio |
- |
20 |
- |
10 |
- |
- |
- |
- |
- |
Кiк |
- |
20 |
- |
17,8 |
- |
- |
|||
Кн |
0,85 |
0,6 |
0,6 |
- |
0,6 |
0,6 |
0,6 |
||
ƒф |
- |
- |
5 |
- |
5 |
- |
- |
- |
- |
а1 |
1 |
- |
- |
1 |
1 |
1 |
1 | ||
а2 |
1 |
- |
- |
- |
- |
1 |
1 |
1 |
1 |
аз |
0,4 |
- |
0,52 |
- |
0,52 |
0,52 |
1 |
1 |
1 |
а4 |
1 |
6 |
- |
5 |
- |
1 |
1 |
1 |
1 |
кi |
25,6 |
120 |
5,2 |
50 |
4,628 |
2.392 |
5 |
5 |
25 |
Ni |
1 |
1 |
2 |
nk=2 |
1 |
1 |
1 |
3 | |
Ni* k'i |
25,6 |
120 |
20,8 |
100 |
9,256 |
2.392 |
5 |
5 |
75 |
N* k'i/ |
0,071 |
0,331 |
0,0642 |
0,275 |
0,057 |
0,0065 |
0,014 |
0,014 |
0,207 |
Информация о работе Надежность систем управления электроприводами