Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2013 в 22:37, контрольная работа
Статистика образования - отрасль статистики, изучающая деятельность учреждений: дошкольных; общеобразовательных; начального среднего и высшего профессионального образования; дополнительного образования. Система показателей, характеризующая количественные и качественные изменения, происходящие в сфере образования, позволяет получить по каждому уровню образования информацию о числе учебных заведений, контингенте обучающихся, характеристики внутренней эффективности процесса обучения, данные о приеме в учебные заведения, выпуске специалистов, количественные и качественные характеристики преподавательского персонала, состояние материально-технической базы учебных заведений.
Теоретическая часть………………………………………………………………3
Практическая часть…………………………………………………………...…12
Список используемой литературы……………
Статистическая отчетность предусматривает получение данных об абитуриентах, движении численности студентов и причинах выбытия, их обеспеченности общежитиями, составе по возрасту и полу.
Материально-техническая база представлена показателями общей площади зданий, в том числе учебной, общежитии, жилых домов; количеством посадочных мест в предприятиях общественного питания учебных заведений и общежитии.
Высшее образование
По данным Министерства образования количество высших учебных заведений в стране неуклонно растет. За период с 1990 г. по 2005 г. их число выросло с 514 до 1068, т.е. более чем в два раза. Наибольший вклад внесли негосударственные высшие учебные заведения. Если в 1990 г. в России не было зарегистрировано ни одного негосударственного вуза, то в 2005 г. их насчитывалось уже 413. Аналогично обстоит дело и с ростом числа первокурсников. В 1990 г. на первый курс высших учебных заведений было принято около 584 тыс. человек, а в 2005 г. их уже было около 1 млн.640 тыс.. Если в 1990г. на 10000 населения приходилось 190 студентов, то в 2005г. - уже 481. В 1990 г. успешно закончили высшие учебные заведения 401 тыс. человек, а в 2005 г. высшее образование получили уже 1 млн.151 тыс.
Если говорить о том, какие группы специальностей наиболее популярны, то и здесь наблюдается интересная картина. Если в 1990г. специалистов в области экономики и управления было около 14%, в гуманитарно-социальной сфере около 12%, то в 2003 году их было примерно 30% и 21% соответственно. При этом относительная доля специалистов технической направленности, имеющих высшее образование, уменьшилась примерно в два раза. Таким образом, абсолютное количество "технарей" осталось прежним, а "экономистов" стало в шесть раз больше.
В результате увеличения
числа выпускников значительно
Профессиональное образование
Система профессионального образования включает разветвленную сеть государственных высших, средних профессиональных учреждений, учебных заведений начального профессионального образования, институты повышения квалификации специалистов; учебные центры для переобучения безработных, отделения и филиалы зарубежных учебных заведений, негосударственные учебные заведения, центры дистанционного обучения.
Система профессионального образования в России должна будет расширяться в первые годы нового тысячелетия, когда спрос на такие услуги достигнет максимума. Вместе с тем в конце 90-х гг. данная ступень обучения существенно сократилась. За период с 1994 по 1998 г. число учреждений начального профессионального образования и прием в них уменьшились на 6% (с 4203 до 3954 учебных заведений, прием с 949 до 893 тыс. человек).
Государственной статистикой учитываются число учреждений начального профессионального образования, численность учащихся в них, в том числе по отделениям на базе основной школы, на базе полной средней школы и группы молодежи, не получающей среднего образования. Изучаются движение учащихся, прием и выпуск - Численность выпущенных (подготовленных) рабочих кадров распределяется по отраслям экономики и профессиональным группам.
Основной формой подготовки специалистов выступает обучение в средних профессиональных и высших учебных заведениях, Государственная статистическая отчетность деятельности учебных заведений данных видов, представляемая на начало учебного года, использует следующую систему показателей:
- число и состав учебных заведений; показатели численности, состава и движения (прием, отсев, выпуск, перевод) учащихся;
- результаты конкурса, распределение принятых по формам обучения (дневная, вечерняя, заочная), распределение студентов по формам обучения, по курсам, по отраслевым группам;
- распределение выпускников по отраслевым направлениям и группам специальностей, их трудоустройство;
- численность студентов, обучающихся по системе целевой контрактной подготовки.
К показателям педагогических кадров в статистической отчетности относятся:
- численность их;
- распределение педагогов по уровню образования, стажу работы, возрасту, занимаемым должностям и окладам;
- численность преподавателей, имеющих ученую степень кандидатов или докторов наук.
Показатели
материально-технического обеспечения
учебных заведений характеризую
- наличие и использование учебных и лабораторных зданий, помещений;
- обеспеченность учебными местами, оборудованными компьютерами;
обеспеченность студентов местами в столовых, общежитиями и библиотеками.
В конце 90-х гг. в России функционировали: 2,6 тыс. государственных средних профессиональных заведений, в которых обучались 2 млн. студентов; 47 негосударственных средних профессиональных учебных заведений с 16,6 тыс. учащихся; 580 государственных и 334 негосударственных вуза с численностью студентов соответственно 3,3 млн. и 251 тыс. человек. Одновременно статистические данные фиксируют незначительные структурные изменения в подготовке профессиональных кадров специалистов за последнее десятилетие XX в. в России.
В целом по учебным заведениям профессионального образования прослеживается преемственность выделенных ступеней подготовки квалифицированных кадров рабочих и специалистов. При этом более равномерное распределение наблюдается в учебных заведениях промышленности и строительства, а наиболее неравномерное - в учебных заведениях транспорта и связи. Одновременно искажена структура подготовки педагогических кадров в пользу вузовского обучения.
Практическая часть
Задача 1
ЧИСЛЕННОСТЬ ОБУЧАЮЩИХСЯ
И УЧИТЕЛЕЙ В ГОСУДАРСТВЕННЫХ
И МУНИЦИПАЛЬНЫХ | |||||||||||
1980/81 |
1990/91 |
2000/01 |
2005/06 |
2006/07 |
2007/08 |
2008/09 |
2009/10 |
2010/11 |
2011/12 |
2012/13 | |
Численность обучающихся
в общеобразовательных |
20216 |
20851 |
20493 |
15559 |
14727 |
14103 |
13752 |
13619 |
13569 |
13654 |
13713 |
в том числе: |
|||||||||||
в гоpодах и поселках гоpодского типа |
13525 |
14948 |
14389 |
10845 |
10271 |
9871 |
9698 |
9692 |
9761 |
9923 |
10046 |
в сельской местности |
6691 |
5903 |
6104 |
4714 |
4456 |
4232 |
4054 |
3927 |
3808 |
3732 |
3667 |
Из них численность обучающихся: |
|||||||||||
общеобpазовательных
учреждений (без вечерних (сменных)
общеобразовательных |
17638 |
20328 |
20013 |
15113 |
14291 |
13695 |
13363 |
13258 |
13244 |
13362 |
13445 |
в том числе: |
|||||||||||
в гоpодах и поселках гоpодского типа |
11531 |
14531 |
13998 |
10497 |
9929 |
9557 |
9395 |
9405 |
9502 |
9690 |
9835 |
в сельской местности |
6107 |
5797 |
6015 |
4616 |
4362 |
4138 |
3968 |
3854 |
3742 |
3672 |
3610 |
вечеpних (сменных) общеобpазовательных учреждений, включая обучавшихся заочно |
2578 |
523 |
480 |
446 |
425 |
408 |
389 |
360 |
325 |
292 |
267 |
в том числе: |
|||||||||||
в гоpодах и поселках гоpодского типа |
1995 |
417 |
391 |
348 |
331 |
314 |
303 |
287 |
259 |
233 |
211 |
в сельской местности |
583 |
106 |
89 |
98 |
94 |
94 |
86 |
73 |
65 |
59 |
56 |
Численность учителей1) |
1135 |
1460 |
1751 |
1575 |
1517 |
1467 |
1407 |
1103 |
1067 |
1047 |
1041 |
1) С 2009/10 учебного года - без руководящих работников и внешних совместителей. |
1. Анализ структуры обучающихся и структурных изменений
Общую численность обучающихся в каждом году примем за 100% и рассчитаем долю обучающихся для каждой группы в общем числе. Сведём расчёты в таблицу 1.
Таблица 1. Доля
обучающихся в государственных
и муниципальных
1980/81 |
1990/91 |
2000/01 |
2005/06 |
2006/07 |
2007/08 |
2008/09 |
2009/10 |
2010/11 |
2011/12 |
2012/13 | |
Численность обучающихся в общеобразовательных учреждениях |
100,00% |
100,00% |
100,00% |
100,00% |
100,00% |
100,00% |
100,00% |
100,00% |
100,00% |
100,00% |
100,00% |
в том числе: |
|||||||||||
в гоpодах и поселках гоpодского типа |
66,90% |
71,69% |
70,21% |
69,70% |
69,74% |
69,99% |
70,52% |
71,17% |
71,94% |
72,67% |
73,26% |
в сельской местности |
33,10% |
28,31% |
29,79% |
30,30% |
30,26% |
30,01% |
29,48% |
28,83% |
28,06% |
27,33% |
26,74% |
Из них численность обучающихся: |
|||||||||||
общеобpазовательных учреждений (без вечерних (сменных) общеобразовательных учреждений) |
87,25% |
97,49% |
97,66% |
97,13% |
97,04% |
97,11% |
97,17% |
97,35% |
97,60% |
97,86% |
98,05% |
в том числе: |
|||||||||||
в гоpодах и поселках гоpодского типа |
57,04% |
69,69% |
68,31% |
67,47% |
67,42% |
67,77% |
68,32% |
69,06% |
70,03% |
70,97% |
71,72% |
в сельской местности |
30,21% |
27,80% |
29,35% |
29,67% |
29,62% |
29,34% |
28,85% |
28,30% |
27,58% |
26,89% |
26,33% |
вечеpних (сменных) общеобpазовательных учреждений, включая обучавшихся заочно |
12,75% |
2,51% |
2,34% |
2,87% |
2,89% |
2,89% |
2,83% |
2,64% |
2,40% |
2,14% |
1,95% |
в том числе: |
|||||||||||
в гоpодах и поселках гоpодского типа |
9,87% |
2,00% |
1,91% |
2,24% |
2,25% |
2,23% |
2,20% |
2,11% |
1,91% |
1,71% |
1,54% |
в сельской местности |
2,88% |
0,51% |
0,43% |
0,63% |
0,64% |
0,67% |
0,63% |
0,54% |
0,48% |
0,43% |
0,41% |
Численность учителей1) |
5,61% |
7,00% |
8,54% |
10,12% |
10,30% |
10,40% |
10,23% |
8,10% |
7,86% |
7,67% |
7,59% |
Доля обучающихся в городах и поселках городского типа в 2012-13 уч. году увечилилась по сравнению с 1980-81 гг. Резкий прирост наблюдался с 1980 по 1990-й гг., затем с 1990-х по 2000-е наблюдалось снижение доли обучающихся в городах, а затем их доля вновь стала возрастать. Доля обучающихся в сельской местности изменялась противоположным образом.
По сравнению с 1980-81 гг. доля обучающихся общеобразовательных учреждений, не считая вечерников и заочников, непрерывно увеличивается, а обучающихся в вечерних общеобразовательных учреждениях – наоборот, уменьшается. Нарушение динамики наблюдалось в 2005-2008 гг., когда доля обучающихся в вечерних учреждениях вновь стала возрастать, однако прирост был незначительным и вскоре он вновь пошёл на спад.
2.
Анализ динамики числа
Для анализа динамики числа обучающихся используем темпы роста и абсолютные приросты численности. Результаты расчётов представим в таблицах .
Таблица 2. - Расчет абсолютного прироста
1980/81 |
1990/91 |
2000/01 |
2005/06 |
2006/07 |
2007/08 |
2008/09 |
2009/10 |
2010/11 |
2011/12 |
2012/13 | |
Численность обучающихся
в общеобразовательных |
- |
635 |
-358 |
-4934 |
-832 |
-624 |
-351 |
-133 |
-50 |
85 |
59 |
в том числе: |
|||||||||||
в гоpодах и поселках гоpодского типа |
- |
1423 |
-559 |
-3544 |
-574 |
-400 |
-173 |
-6 |
69 |
162 |
123 |
в сельской местности |
- |
-788 |
201 |
-1390 |
-258 |
-224 |
-178 |
-127 |
-119 |
-76 |
-65 |
Из них численность обучающихся: |
- |
||||||||||
общеобpазовательных учреждений (без вечерних (сменных) общеобразовательных учреждений) |
- |
2690 |
-315 |
-4900 |
-822 |
-596 |
-332 |
-105 |
-14 |
118 |
83 |
в том числе: |
|||||||||||
в гоpодах и поселках гоpодского типа |
- |
3000 |
-533 |
-3501 |
-568 |
-372 |
-162 |
10 |
97 |
188 |
145 |
в сельской местности |
- |
-310 |
218 |
-1399 |
-254 |
-224 |
-170 |
-114 |
-112 |
-70 |
-62 |
вечеpних (сменных) общеобpазовательных учреждений, включая обучавшихся заочно |
- |
-2055 |
-43 |
-34 |
-21 |
-17 |
-19 |
-29 |
-35 |
-33 |
-25 |
в том числе: |
|||||||||||
в гоpодах и поселках гоpодского типа |
- |
-1578 |
-26 |
-43 |
-17 |
-17 |
-11 |
-16 |
-28 |
-26 |
-22 |
в сельской местности |
- |
-477 |
-17 |
9 |
-4 |
0 |
-8 |
-13 |
-8 |
-6 |
-3 |
Численность учителей1) |
- |
325 |
291 |
-176 |
-58 |
-50 |
-60 |
-304 |
-36 |
-20 |
-6 |