Объект статистического наблюдения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2013 в 18:21, реферат

Описание работы

Цель наблюдения. Статистические наблюдения чаще всего преследуют практическую цель – получение достоверной информации для выявления закономерностей развития явлений и процессов. Например, целью микропереписи
населения России 1994 г. было получение данных о численности,составе населения, условиях его проживания.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
ПОНЯТИЕ СТАТИСТИЧЕСКОГО НАБЛЮДЕНИЯ, И ЕГО ЭТАПЫ ПРОВЕДЕНИЯ
ЦЕЛЬ СТАТИСТИЧЕСКОГО НАБЛЮДЕНИЯ
ПРОГРАММА СТАТИСТИЧЕСКОГО НАБЛЮДЕНИЯ
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ РАБОТА В СТАТИСТИЧЕСКОМ НАБЛЮДЕНИИ
ФОРМЫ СТАТИСТИЧЕСКОГО НАБЛЮДЕНИЯ
СПОСОБЫ СТАТИСТИЧЕСКОГО НАБЛЮДЕНИЯ
ВИДЫ СТАТИСТИЧЕСКОГО НАБЛЮДЕНИЯ
ОШИБКИ НАБЛЮДЕНИЯ
ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ ВЫБОРОЧНОГО МЕТОДА В ИССЛЕДОВАНИИ КЛИЕНТОВ СЛУЖБЫ ЗАНЯТОСТИ.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

Файлы: 1 файл

обьект стат набл.docx

— 73.95 Кб (Скачать файл)

Следующий вид несплошного наблюдения – это метод основного массива. При

нем обследованию подвергаются самые  существенные, обычно наиболее крупные

единицы изучаемой совокупности, которые  по основному (для конкретного

исследования) признаку имеют наибольший удельный вес в совокупностн. Именно

этот вид используется для организации  наблюдения за работой городских  рынков.

     Монографическое обследование представляет собой вид несплошного

наблюдения, при котором тщательному  обследованию подвергаются отдельные  единицы

изучаемой совокупностй, обычно представители  каких-либо новых типов явлений.

Оно проводится с целью выявления  имеющихся или намечающихся тенденций  в

развитии данного явления.

Монографическое обследование, ограничиваясь  отдельнымн единицами наблюдения,

изучает их с высокой степенью детализации, которой нельзя достигнуть при

сплошном или даже выборочном обследовании. Детальное статистико-

монографическое изучение одного завода, фермы, бюджета семьи и т. д.

позволяет уловить те пропорции  и связи, которые ускользают из поля зрения при

массовых наблюдениях.

Таким образом, при монографическом  обследовании статистическому наблюдению

подвергаются отдельные единицы  совокупности, причем они могут представлять

собой как действительно единичные  случаи, так и совокупности малого размера.

Монографическое обследование часто  проводится для составления программы

нового массового наблюдения. Можно  сказать, что существует тесная связь  между

сплошным (или выборочным) и монографическим  наблюдениями. С одной стороны,

для отбора единиц наблюдения, которые  должны быть подвергнуты

монографическому изучению, используют данные массовых обследований. С другой

– результаты монографических обследований дают возможность уточнить структуру

исследуемой совокупности и, что очень  важно, связь между отдельными

признаками, характеризующими изучаемое  явление. Это позволяет уточнить

программу массового наблюдения, характерные  черты и основные признаки объекта

исследования.

                            ОШИБКИ НАБЛЮДЕНИЯ                           

     Точностью  статистического наблюдения называют степень соответствия

величины какого-либо показателя (значение какого-либо признака), определенной

по материалам статистического  наблюдения, действительной его величине.

Расхождение между расчетным и  действительным значением изучае-мых  величин

называется ошибкой наблюдения.

Точность данных – это основное требование, предъявляемое к статистическому

наблюдению. Чтобы избежать ошибок наблюдения, предупредить, выявить  и

исправить их возникновение, необходимо:

°  обеспечить качественное обучение персонала, который будет прово-

дить наблюдение;

°  организовагь специальные частичные  или сплошные контрольные

проверки правильности заполнения статистических формуляров;

° провести логический и арифметический контроль полученных данных после

окончания сбора информации.

В зависимости от причин возникновения  различают ошибки регистрации и  ошибки

репрезентативности.

     Ошибки регистрации – это отклонения между значением показателя,

полученного в ходе статистического  наблюдения, и фактическим, действительным

его значением. Этот вид ошибок может  быть и при сплошном, и при несплошном

наблюдениях.

Систематические ошибки регистрации  всегда имеют одинаковую тенденцию  либо к

увеличению, либо к уменьшению значения показателей по каждой единице

наблюдения, и поэтому величина показателя по совокупности в целом  будет

включать в себя накопленную  ошибку. Примером статистической ошибки

регистрации при проведении социологических  опросов населения может служить

округление возраста населения, как  правило, на цифрах, оканчивающихся на 5 и

0. Многие опрашиваемые, например, вместо 48-49 и 51-52 лет говорят, что им 50

лет.

В отличие от ошибок регистрации  ошибки репрезентативности характерны только

для несплошного наблюдения. Они  возникают потому, что отобранная и

обследованная совокупность недостаточно точно воспроизводит (репрезентирует)

всю исходную совокупность в целом.

Отклонение значения показателя обследованной  совокупности от его величины по

исходной совокупности называется ошибкой репрезентативности.

Ошибки репрезентативности также  бывают случайные и систематические. Случайные

ошибки возникают, если отобранная совокупность неполно воспроизводит  всю

совокупность в целом. Ее величина может быть оценена.

Систематические ошибки репрезентативности появляются вследствие нарушения

принципов отбора единиц из исходной совокупности, которые должны быть

подвергнуты наблюдению. Для выявления  и устранения допущенных при регистрации

ошибок может применяться счетный  и логический контроль собранного

материала.репрезентативности (так  же, как и ошибки регистрации) могут  быть

случайиымв и систематическими.

     Счетный контроль заключается в проверке точности арифметических

расчетов, применявшихся  при составлении  отчетности или заполнении формуляров

обследования.

     Логический контроль заключается в проверке ответов на вопросы

программы наблюдения путем их логического  осмысления или путем сравнения

полученных данных с другими  источниками по этому же вопросу.

Примером логического сопоставления  могут служить листы переписи населения.

Так, например, в переписном листе  двухлетний мальчик показан женатым, а

девятилетний ребенок – грамотным. Ясно, что полученные ответы на вопросы

неверны. Подобные записи требуют  уточнения сведений и исправления  допущенных

ошибок. Примером сравнения могут  быть сведения о заработной плате  работников

промышленного предприятия, которые  имеются в отчете по труду и  в отчете по

себестоимости продукции. В торговле примером такого логического контроля

может служить сопоставление сведений о фонде оплаты труда, содержащихся как в

отчетности по труду, так и в  отчете по издержкам обращения.

После получения статистических формуляров следует прежде всего провести

проверку полноты собранных  данных, т. е. определить, все ли отчетные единицы

заполнили статистические формуляры  и значения всех ли показателей отражены в

них. Следующим этапом контроля точности информации является арифметический

контроль. Он основывается на использовании  количественных связей между

значениями различных показателей. Например, если среди собранных данных

имеются сведения о численности  промышленно-производственного персонала,

выработке товарной продукции в  среднем на одного работающего и  стоимости

товарной продукции, то произведение первых двух показателей должно дать

значение третьего показателя. Если арифметический контроль покажет, что

данная зависимость не выполняется, это будет свидетельствовать  о

недостоверности собранных данных. Поэтому в программу статистического

наблюдения целесообразно включать показатели, которые дают возможность

провести арифметический контроль.

Обычно для исправления ошибок, выявленных в ходе логического контроля,

требуется повторно обратиться к источнику  сведений.

    

ПРАКТИЧЕСКОЕ  ПРИМЕНЕНИЕ ВЫБОРОЧНОГО МЕТОДА В

 

                 ИССЛЕДОВАНИИ КЛИЕНТОВ СЛУЖБЫ ЗАНЯТОСТИ.                

Структурные изменения в экономике  оказали существенное влияние на занятость

населения (увеличился уровень безработицы).

Куда же идут люди, оставшиеся без  работы? Сначала каждый пытается устроиться

на работу «своими силами». Многие сразу или после безуспешных  поисков работы

обращаются в органы службы занятости, основной задаче которых является

трудоустройство обратившихся в них  граждан по специальности с достаточной  для

каждого оплатой труда, удобно по месту  расположения.

Для того, чтобы предлагать подходящую работу, необходимо иметь информацию о

каждом нуждающемся в трудоустройстве.

Следует отметить целесообразность анализа  состава безработных, обратившихся в

службу занятости. Результаты анализа  будут не только интересны, на и получены

для работы.

Состав и численность обратившихся в службу занятости меняется от месяца к

месяцу, от сезона к сезону. Для  оценки ситуации и выявления пожеланий

безработных можно проводить выборочные обследования. Бесспорным преимуществом

выборочного метода являются минимальные  затраты времени на получение

репрезентативных данных.

Для формирования выборочной совокупности из общего числа обратившихся в

службу занятости можно применить  типическую выборку, которая предполагает

предварительное разделение генеральной  совокупности на однородные группы,

которые образуются посредством специально проведенной типической, группировки

единиц генеральной совокупности или использования имеющихся, естественно

сложившихся явлений. В данном случае численность обратившихся за помощью  в

трудоустройстве можно разделить  на мужчин и женщин, выделяя их по уровню

образования, специальности, должности  и другим признакам и в каждой

полученной группе провести отбор, пропорциональный численности групп.

На стадии проектирования рассчитывается объем выборочной совокупности. При

отборе единиц пропорционально  численности типических групп число  наблюдений

по каждой группе определяется по формуле:

                        ni =n*Ni/N,                       

где ni- объем выборки для i-й типической группе;

Ni- объем i-й типической группе;

n - общий объем выборки;

N - общих объем генеральной выборки.

После проведения выборочного наблюдения следует рассчитать ошибки выборочных

показателей. Для определения предельной ошибки выборки средней величины

количественного признака при бесповторном отборе использовании формула:

                 Dx=tÖsx2/n*(1-n/N).                

При этом коэффициент доверия t зависит  от вероятности, с которой

гарантируется величина предельной ошибки выборки. Рекомендуется принимать

доверительную вероятность, равную 0,997 (t=3). доверительный уровень

вероятности 0,997 означает, что только в 3-х случаях из 1000 ошибка может

выйти за установленные границы.

Для получения дополнительных сведений о безработных в выборочной совокупности

можно провести анкетирование. Определяя  необходимый круг вопросов надо

исходить из цели анкетирования - получения  дополнительной информации для

трудоустройства с учетом имеющейся  профессии и желаний обратившегося  в службу

занятости. Таким образом, в анкету следует включить вопросы об образовании,

профессии, стаже и последнем  месте работы. Следует выяснить по результатам

анкетирования численность желающих обучаться на курсах с целью повышения

квалификации и приобретения новой  профессии. Распространив результаты

выборочного наблюдения на генеральную  совокупность, можно определить

численность будущих обучаться - это  необходимо для принятия решения  о

целесообразности организации  обучения на курсах и дальнейшем их

трудоустройстве. Таким образом, принятие решения об организации учебы

возможно на данных анкетирования  минимального числа обратившихся в  службу

занятости.

Если включить в анкету вопрос о  требованиях безработного к новой  работе, то

можно определить сферу, географию, режим  работы и другие характеристики

желаемой работы. Используя полученные данные, можно сопоставить численность

безработных с имеющимися вакантными местами и определить возможность

трудоустройства обратившихся в службу занятости.

Наиболее сложным и ответственным  этапом составления анкеты является

формулировка вопросов. Поэтому  вопрос должен соответствовать теме и задачам

исследования. Форма вопросов должна ориентироваться на сотрудничество.

Рассмотрим ряд вопросов, которые, на мой взгляд, следует включить в анкету.

Для определения уровня квалификации ставится вопрос об уровне специальной  и

общей подготовки, квалификационных разрядах и категориях, стаже работы. Для

более подробной характеристики можно  включить вопросы о владении иностранными

языками, о навыках работы с ПЭВМ.

Анализ социальной структуры безработицы  предлагает выявление структуры

безработных по основным социальным слоям и группам, по уровню доходов.

Выбор нового места работы, помимо отмеченных факторов, зависит и от состояний

здоровья. В этой связи ставится вопрос и о том, имеются ли ограничения  к

работе по состоянию здоровья.

В конце анкеты респонденту предлагается в открытой форме высказать общее

мнение по теме опроса, предложения  и пожелания.

Опираясь на выработанные в практике некоторые нормы, можно определить размер

проектируемой анкеты. Считается, что 20-30 минут - это достаточное время,

которое позволяет, не утомляясь ответить на все вопросы.

После составления анкеты рекомендуется  проведение пробного анкетирования  для

выяснения целесообразности применения данной анкеты.

Информация о работе Объект статистического наблюдения