Общероссийские классификаторы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2013 в 08:34, курсовая работа

Описание работы

С развитием информационных технологий приобрели актуальность методы классификации и кодирования информации. В бывшем СССР существовали довольно хорошая научно-методическая база и широкая система классификаторов технико-экономической информации. Однако современные рыночные условия в экономике потребовали существенной модернизации действующих классификаторов и создания новых.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Общероссийские классификаторы
Действующие общероссийские классификаторы и их характеристика
Новая система классификации
Глава 2. Взаимосвязь общероссийских классификаторов с основными экономическими международными и региональными классификациями ISIC, NACE, CPC, CPA, PRODCOM
2.1 Взаимосвязь международных классификаторов ООН и ЕС с общероссийскими классификаторами
Заключение
Литература

Файлы: 1 файл

СТАТИСТИКА КУРСОВАЯ готовая.rtf

— 408.54 Кб (Скачать файл)

На каждой ступени классификации деление осуществлено по наиболее значимым экономическим и техническим классификационным признакам.

На первой ступени классификации располагаются классы продукции (XX 000), на второй - подклассы (XX X000), на третьей - группы (XX XX00), на четвертой - подгруппы (XX XXX0) и на пятой - виды продукции (XX XXXX).

Коды 2 - 5-разрядных группировок продукции дополнены нулями до 6 разрядов и записываются с интервалом между вторым и третьим разрядами.

Классификация продукции в ОКП может быть завершена на третьей, четвертой или пятой ступенях классификационного деления.

При записи отдельных наименований классификационных группировок используют сокращенную форму записи с заменой лексических элементов графическими, при этом:

опускают начальную часть полного наименования, вместо которой ставят тире, когда она повторяет предшествующее наименование,

предшествующее наименование или его часть, соответствующая опускаемой части сокращенного наименования, отделяют косой чертой.

Например:

57 1430 9 Плиты облицовочные пиленые / из природного камня

57 1431 4 - из гранита, диорита, сиенита, лабрадорита, габбро, базальта, диабаза, андезита;

57 1432 0 - из белого мрамора;

57 1433 5 - из цветного мрамора.

Для однозначности понимания и разграничения объемов используемых понятий отдельные позиции ОКП включают пояснения. Пояснения приведены непосредственно под наименованием позиции, к которой они относятся.

Пояснения приводятся для исключения возможности попадания в данную позицию классификатора объекта, входящего в другую его позицию, в целях единообразного понимания специалистами отдельных слов или словосочетаний в составе наименования позиции, при необходимости уточнения области применения данной позиции или при необходимости перечисления объектов, которые могут входить в данную позицию.

Например:

58 5300 4 Детали водопропускных труб

Пояснение: включая плиты днищ, блоки плиты х-перекрытий, оголовки.

В ОКП для кодирования иноаспектных группировок используют "нулевые" группировки, имеющие 0 на внутреннем разряде кода. Иноаспектные группировки образованы по признакам, отличающимся от признаков группировок основного классификационного деления.

При необходимости отражения конкретных типов, марок, моделей и других характеристик отдельных видов продукции, в создаваемых для этих целей отраслевых классификаторах продукции в качестве первых шести знаков должны использоваться коды из настоящего Общероссийского классификатора продукции.

Ведение ОКП осуществляет Всероссийский научно - исследовательский институт классификации, терминологии и информации по стандартизации и качеству (ВНИИКИ) Госстандарта России совместно с головными и ведущими организациями по ОКП министерств и ведомств.

 

2.1 Новая система классификации

 

Л. Соловьева, журнал "Учет в бюджетных учреждениях" № 2/2008

 

С 2008 года действует новая редакция Бюджетного кодекса РФ. В том числе нововведения коснулись и классификации секторов государственного управления. Почему же нововведения были необходимы?

Федеральным законом от 26 апреля 2007 г. № 63-ФЗ в Бюджетный кодекс РФ введена новая статья 23.1 «Классификация операций сектора государственного управления». Это связано в первую очередь с реформой бюджетного процесса и необходимостью приближения бюджетной классификации к требованиям международных стандартов. Возникла необходимость интеграции плана счетов с бюджетной классификацией. В основном это направлено на максимально эффективное управление государственными (муниципальными) финансами.

Кроме того, изменения связаны с необходимостью обеспечить учет затрат методом начисления по программам и функциям участников бюджетного процесса. Поэтому нововведения коснулись именно порядка применения классификации операций сектора государственного управления (КОСГУ).

Деление операций секторов бюджета

В рамках классификации КОСГУ операции разделены на: текущие (доходы и расходы); инвестиционные (операции с нефинансовыми активами); финансовые (операции с финансовыми активами и обязательствами).

Последние изменения в Бюджетном кодексе РФ указывают на приведение структуры бюджетной классификации в соответствие с экономическим содержанием операций в секторе государственного управления.

 

В классификацию добавлены категории

Из-за реформы бюджетного процесса при методе начисления потребовалось введение дополнительных категорий классификации. Единственный собственник средств на соответствующем уровне бюджетной системы -- это орган государственной власти и управления (орган местного самоуправления). Условно его можно представить как самостоятельное юридическое лицо, а бюджетные учреждения -- его структурные подразделения. Объемы финансирования, направляемые с единого счета бюджета на лицевые счета учреждений, не приводят к расходу средств в целом в системе. Происходит лишь выбытие денежных средств со счета собственника (уменьшение финансовых активов -- группа кодов 600) и поступление средств на счета учреждений (увеличение финансовых активов - группа кодов 500). При этом итог актива баланса собственника не меняется.

В случае приобретения нефинансовых активов учреждением также не происходит расхода средств (затраты по приобретению -- группа кодов 300). Итог актива баланса собственника опять же не меняется. Аналогичным образом следует рассуждать и при рассмотрении иных операций сектора государственного управления.

 

Категории КОСГУ

 

Необходимость применения в учете (наряду со счетами бюджетного учета) кодов различных классификаторов подтверждает и анализ категорий, включаемых в классификацию операций сектора государственного управления (см. таблицу ).

 

Согласованность с другими классификаторами

 

Коды КОСГУ, установленные статьей 23.1 Бюджетного кодекса РФ, соответствуют другим видам классификаторов, применяемым в бюджетной сфере, и аналитическим счетам бюджетного плана счетов. Такое соответствие классификации (доходов, источников финансирования дефицита бюджетов, ведомственной и функциональной классификации расходов бюджетов) коду бюджетного счета рассмотрено в приложении № 4 к Инструкции № 25н.

 

Классификация расходов бюджета

 

Так, в случае осуществления операций с нефинансовыми активами в структуру номера счета преимущественно включены коды функциональной классификации расходов (ФКР). Ведь имущество учреждения приобретают для использования в текущей деятельности с последующим списанием на расходы. Поменялось аналитическое содержание и название отдельных кодов (изменения - в рубрике «Для справки» журнала «Учет в бюджетных учреждениях» №2, 2008).

 

Источники внутреннего финансирования

 

Такие активы, как земля, ресурсы недр, драгоценности, являются источниками внутреннего финансирования дефицита бюджета (по ним применяют код типа КИВФ). Государство в случае необходимости может распорядиться этими активами как собственник и в любой момент использовать их для привлечения заемных средств, в целях погашения дефицита бюджета и т. д. Денежные средства и финансовые вложения также относятся к источникам внутреннего финансирования дефицита бюджета. Так, денежные средства на лицевых счетах учреждений (не использованные на определенную дату) могут быть отозваны и перераспределены и т. п.

 

Классификация доходов бюджета

 

Счета расчетов с дебиторами по доходам корреспондируют с «доходными» счетами. Таким образом, они пополняют доходы бюджета, поэтому в номер счета включены коды классификации доходов (КД).

 

Преимущества новой классификации

 

Новая система классификации по методу начисления более эффективна по сравнению с тем, что действовала ранее. Ведь было предусмотрено всего две категории (все денежные поступления на счета бюджетов считались доходами, а средства, списанные со счетов бюджетов, -- расходами). Данная классификация позволяет оценить результат исполнения бюджетов не только с точки зрения дефицита (профицита) бюджета, но и с точки зрения увеличения или уменьшения чистой стоимости государства в результате изменения активов государства и его обязательств.

 

Глава 2. Взаимосвязь общероссийских классификаторов с основными экономическими международными и региональными классификациями ISIC, NACE, CPC, CPA, PRODCOM»

 

2.1 Взаимосвязь международных классификаторов ООН и ЕС с общероссийскими классификаторами

 

ОКВЭД построен на основе гармонизации с официальной версией на русском языке Статистической классификации видов экономической деятельности в Европейском экономическом сообществе (далее - КДЕС Ред.1) - Statistical classification of economic activities in the European Community (NACE Rev. 1) путем сохранения в ОКВЭД из КДЕС Ред.1 кодов (до четырех знаков включительно) и наименований соответствующих позиций без изменения объемов понятий. Особенности, отражающие потребности российской экономики по детализации видов деятельности, учитываются в группировках ОКВЭД с пяти- и шестизначными кодами.

Международная стандартная отраслевая классификация всех видов экономической деятельности (МСОК; ISIC) -- справочная классификация видов экономической деятельности, разработанная ООН. Классификация обеспечивает механизм, в рамках которого возможно производить сбор, обработку и хранение информации необходимой для экономического анализа и принятия решений в макроэкономическом масштабе. Также МСОК обеспечивает непрерывный поток информации, которая может быть использована для международных сопоставлений. Основная область применения классификатора ограничивается экономической статистикой, однако, в последнее время всё шире используется и в административных целях. В настоящее время используется четвёртая пересмотренная версия классификатора от 2009 года (МСОК 4).

 

 

Общая структура МСОК 4:

Раздел

Подраздел

Описание

A

01-03

Сельское хозяйство, лесоводство и рыболовство

B

05-09

Горнодобывающая промышленность и разработка карьеров

C

10-33

Обрабатывающая промышленность

D

35

Снабжение электроэнергией, газом, паром и кондиционированным воздухом

E

36-39

Водоснабжение; системы канализации, удаление отходов и меры по восстановлению окружающей среды

F

41-43

Строительство

G

45-47

Оптовая и розничная торговля; ремонт автомобилей и мотоциклов

H

49-53

Транспорт и складское хозяйство

I

55-56

Размещение и общественное питание

J

58-63

Информация и связь

K

64-66

Финансовая деятельность и страхование

L

68

Операции с недвижимым имуществом

M

69-75

Профессиональная, научная и техническая деятельность

N

77-82

Деятельность в сфере административных и вспомогательных услуг

O

84

Государственное управление и оборона; обязательное социальное страхование

P

85

Образование

Q

86-88

Деятельность в сфере здравоохранения и социальных услуг

R

90-93

Искусство, сфера развлечений и отдыха

S

94-96

Прочие виды деятельности в сфере услуг

T

97-98

Деятельность домашних хозяйств в качестве работодателей; недифференцированная деятельность домашних хозяйств по производству товаров и услуг для собственного использования

U

99

Деятельность экстерриториальных организаций и органов


 

Идея интеграции в ОКДП состоит в создании единой классификационной схемы для описания предприятий по видам их экономической деятельности и конечным результатам деятельности - производимой продукции и предоставляемым услугам. Такая схема в наибольшей степени приспособлена к задачам управления экономикой в условиях рынка, в то время когда отрасли народного хозяйства, как организационные структуры, существенно изменяют форму взаимодействия с предприятиями, передавая значительную часть функций управления на уровень предприятий. За государством же сохраняются лишь правовые и экономические рычаги управления на уровне макроэкономики, которые должны стимулировать производство с одновременным обеспечением государственных интересов.

Объекты классификации ОКДП - виды экономической деятельности*, продукция и услуги - в свою очередь являются основными классификационными признаками предприятий. Совместное использование при описании предприятий кодов ОКПО, кодов территорий и населенных пунктов по ОКАТО (ранее СОАТО), а также кодов ОКДП на уровне видов изделий и данных о потребительских свойствах этих изделий из каталожных листов по ГОСТ Р 1.3-92 позволяет создать целостную, "сквозную" схему описания предприятий, как многопрофильных субъектов экономики. Введение кодов ОКДП в утвержденные на государственном уровне первичные регистрационные документы предприятий, а также в квартальные и годовые формы их финансово-бухгалтерской отчетности позволяет увязать адресно-справочные реквизиты предприятий с видами их экономической деятельности, производимой и потребляемой продукцией, предоставляемыми и потребляемыми услугами. При этом обеспечивается максимальная достоверность и оперативность обновления (поквартальная) получаемой от предприятий информации при минимальных затратах по ее сбору и первичной обработке.

Таким образом, ОКДП открывает возможность создания по единой методологии автоматизированных информационных систем в центральных ведомствах, регионах, предприятиях и их объединениях в части языка описания предприятий, видам их экономической деятельности, производимой и потребляемой продукции, предоставляемым и потребляемым услугам. При этом имеется возможность существенного расширения создаваемых информационных массивов с использованием ОКДП за счет:

- установления взаимосвязей видов экономической деятельности, продукции и услуг с действующими международными и национальными нормативно-техническими документами, правовыми и нормативными актами;

- создания фактографических банков данных по группам однородной продукции, прежде всего, межотраслевого применения (по комплектующим изделиям, материалам и веществам, крепежным изделиям, инструменту, метрологическим средствам и т.д.);

Информация о работе Общероссийские классификаторы