Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2013 в 08:34, курсовая работа
С развитием информационных технологий приобрели актуальность методы классификации и кодирования информации. В бывшем СССР существовали довольно хорошая научно-методическая база и широкая система классификаторов технико-экономической информации. Однако современные рыночные условия в экономике потребовали существенной модернизации действующих классификаторов и создания новых.
Введение
Глава 1. Общероссийские классификаторы
Действующие общероссийские классификаторы и их характеристика
Новая система классификации
Глава 2. Взаимосвязь общероссийских классификаторов с основными экономическими международными и региональными классификациями ISIC, NACE, CPC, CPA, PRODCOM
2.1 Взаимосвязь международных классификаторов ООН и ЕС с общероссийскими классификаторами
Заключение
Литература
На каждой ступени классификации деление осуществлено по наиболее значимым экономическим и техническим классификационным признакам.
На первой ступени классификации располагаются классы продукции (XX 000), на второй - подклассы (XX X000), на третьей - группы (XX XX00), на четвертой - подгруппы (XX XXX0) и на пятой - виды продукции (XX XXXX).
Коды 2 - 5-разрядных группировок продукции дополнены нулями до 6 разрядов и записываются с интервалом между вторым и третьим разрядами.
Классификация продукции в ОКП может быть завершена на третьей, четвертой или пятой ступенях классификационного деления.
При записи отдельных наименований классификационных группировок используют сокращенную форму записи с заменой лексических элементов графическими, при этом:
опускают начальную часть полного наименования, вместо которой ставят тире, когда она повторяет предшествующее наименование,
предшествующее наименование или его часть, соответствующая опускаемой части сокращенного наименования, отделяют косой чертой.
Например:
57 1430 9 Плиты облицовочные пиленые / из природного камня
57 1431 4 - из гранита, диорита, сиенита, лабрадорита, габбро, базальта, диабаза, андезита;
57 1432 0 - из белого мрамора;
57 1433 5 - из цветного мрамора.
Для однозначности понимания и разграничения объемов используемых понятий отдельные позиции ОКП включают пояснения. Пояснения приведены непосредственно под наименованием позиции, к которой они относятся.
Пояснения приводятся для исключения возможности попадания в данную позицию классификатора объекта, входящего в другую его позицию, в целях единообразного понимания специалистами отдельных слов или словосочетаний в составе наименования позиции, при необходимости уточнения области применения данной позиции или при необходимости перечисления объектов, которые могут входить в данную позицию.
Например:
58 5300 4 Детали водопропускных труб
Пояснение: включая плиты днищ, блоки плиты х-перекрытий, оголовки.
В ОКП для кодирования иноаспектных группировок используют "нулевые" группировки, имеющие 0 на внутреннем разряде кода. Иноаспектные группировки образованы по признакам, отличающимся от признаков группировок основного классификационного деления.
При необходимости отражения конкретных типов, марок, моделей и других характеристик отдельных видов продукции, в создаваемых для этих целей отраслевых классификаторах продукции в качестве первых шести знаков должны использоваться коды из настоящего Общероссийского классификатора продукции.
Ведение ОКП осуществляет Всероссийский научно - исследовательский институт классификации, терминологии и информации по стандартизации и качеству (ВНИИКИ) Госстандарта России совместно с головными и ведущими организациями по ОКП министерств и ведомств.
2.1 Новая система классификации
Л. Соловьева, журнал "Учет в бюджетных учреждениях" № 2/2008
С 2008 года действует новая редакция Бюджетного кодекса РФ. В том числе нововведения коснулись и классификации секторов государственного управления. Почему же нововведения были необходимы?
Федеральным законом от 26 апреля 2007 г. № 63-ФЗ в Бюджетный кодекс РФ введена новая статья 23.1 «Классификация операций сектора государственного управления». Это связано в первую очередь с реформой бюджетного процесса и необходимостью приближения бюджетной классификации к требованиям международных стандартов. Возникла необходимость интеграции плана счетов с бюджетной классификацией. В основном это направлено на максимально эффективное управление государственными (муниципальными) финансами.
Кроме того, изменения связаны с необходимостью обеспечить учет затрат методом начисления по программам и функциям участников бюджетного процесса. Поэтому нововведения коснулись именно порядка применения классификации операций сектора государственного управления (КОСГУ).
Деление операций секторов бюджета
В рамках классификации КОСГУ операции разделены на: текущие (доходы и расходы); инвестиционные (операции с нефинансовыми активами); финансовые (операции с финансовыми активами и обязательствами).
Последние изменения в Бюджетном кодексе РФ указывают на приведение структуры бюджетной классификации в соответствие с экономическим содержанием операций в секторе государственного управления.
В классификацию добавлены категории
Из-за реформы бюджетного процесса при методе начисления потребовалось введение дополнительных категорий классификации. Единственный собственник средств на соответствующем уровне бюджетной системы -- это орган государственной власти и управления (орган местного самоуправления). Условно его можно представить как самостоятельное юридическое лицо, а бюджетные учреждения -- его структурные подразделения. Объемы финансирования, направляемые с единого счета бюджета на лицевые счета учреждений, не приводят к расходу средств в целом в системе. Происходит лишь выбытие денежных средств со счета собственника (уменьшение финансовых активов -- группа кодов 600) и поступление средств на счета учреждений (увеличение финансовых активов - группа кодов 500). При этом итог актива баланса собственника не меняется.
В случае приобретения нефинансовых активов учреждением также не происходит расхода средств (затраты по приобретению -- группа кодов 300). Итог актива баланса собственника опять же не меняется. Аналогичным образом следует рассуждать и при рассмотрении иных операций сектора государственного управления.
Категории КОСГУ
Необходимость применения в учете (наряду со счетами бюджетного учета) кодов различных классификаторов подтверждает и анализ категорий, включаемых в классификацию операций сектора государственного управления (см. таблицу ).
Согласованность с другими классификаторами
Коды КОСГУ, установленные статьей 23.1 Бюджетного кодекса РФ, соответствуют другим видам классификаторов, применяемым в бюджетной сфере, и аналитическим счетам бюджетного плана счетов. Такое соответствие классификации (доходов, источников финансирования дефицита бюджетов, ведомственной и функциональной классификации расходов бюджетов) коду бюджетного счета рассмотрено в приложении № 4 к Инструкции № 25н.
Классификация расходов бюджета
Так, в случае осуществления операций с нефинансовыми активами в структуру номера счета преимущественно включены коды функциональной классификации расходов (ФКР). Ведь имущество учреждения приобретают для использования в текущей деятельности с последующим списанием на расходы. Поменялось аналитическое содержание и название отдельных кодов (изменения - в рубрике «Для справки» журнала «Учет в бюджетных учреждениях» №2, 2008).
Источники внутреннего финансирования
Такие активы, как земля, ресурсы недр, драгоценности, являются источниками внутреннего финансирования дефицита бюджета (по ним применяют код типа КИВФ). Государство в случае необходимости может распорядиться этими активами как собственник и в любой момент использовать их для привлечения заемных средств, в целях погашения дефицита бюджета и т. д. Денежные средства и финансовые вложения также относятся к источникам внутреннего финансирования дефицита бюджета. Так, денежные средства на лицевых счетах учреждений (не использованные на определенную дату) могут быть отозваны и перераспределены и т. п.
Классификация доходов бюджета
Счета расчетов с дебиторами по доходам корреспондируют с «доходными» счетами. Таким образом, они пополняют доходы бюджета, поэтому в номер счета включены коды классификации доходов (КД).
Преимущества новой классификации
Новая система классификации по методу начисления более эффективна по сравнению с тем, что действовала ранее. Ведь было предусмотрено всего две категории (все денежные поступления на счета бюджетов считались доходами, а средства, списанные со счетов бюджетов, -- расходами). Данная классификация позволяет оценить результат исполнения бюджетов не только с точки зрения дефицита (профицита) бюджета, но и с точки зрения увеличения или уменьшения чистой стоимости государства в результате изменения активов государства и его обязательств.
2.1 Взаимосвязь международных классификаторов ООН и ЕС с общероссийскими классификаторами
ОКВЭД построен на основе гармонизации с официальной версией на русском языке Статистической классификации видов экономической деятельности в Европейском экономическом сообществе (далее - КДЕС Ред.1) - Statistical classification of economic activities in the European Community (NACE Rev. 1) путем сохранения в ОКВЭД из КДЕС Ред.1 кодов (до четырех знаков включительно) и наименований соответствующих позиций без изменения объемов понятий. Особенности, отражающие потребности российской экономики по детализации видов деятельности, учитываются в группировках ОКВЭД с пяти- и шестизначными кодами.
Международная стандартная отраслевая классификация всех видов экономической деятельности (МСОК; ISIC) -- справочная классификация видов экономической деятельности, разработанная ООН. Классификация обеспечивает механизм, в рамках которого возможно производить сбор, обработку и хранение информации необходимой для экономического анализа и принятия решений в макроэкономическом масштабе. Также МСОК обеспечивает непрерывный поток информации, которая может быть использована для международных сопоставлений. Основная область применения классификатора ограничивается экономической статистикой, однако, в последнее время всё шире используется и в административных целях. В настоящее время используется четвёртая пересмотренная версия классификатора от 2009 года (МСОК 4).
Общая структура МСОК 4:
Раздел |
Подраздел |
Описание |
A |
01-03 |
Сельское хозяйство, лесоводство и рыболовство |
B |
05-09 |
Горнодобывающая промышленность и разработка карьеров |
C |
10-33 |
Обрабатывающая промышленность |
D |
35 |
Снабжение электроэнергией, газом, паром и кондиционированным воздухом |
E |
36-39 |
Водоснабжение; системы канализации, удаление отходов и меры по восстановлению окружающей среды |
F |
41-43 |
Строительство |
G |
45-47 |
Оптовая и розничная торговля; ремонт автомобилей и мотоциклов |
H |
49-53 |
Транспорт и складское хозяйство |
I |
55-56 |
Размещение и общественное питание |
J |
58-63 |
Информация и связь |
K |
64-66 |
Финансовая деятельность и страхование |
L |
68 |
Операции с недвижимым имуществом |
M |
69-75 |
Профессиональная, научная и техническая деятельность |
N |
77-82 |
Деятельность в сфере административных и вспомогательных услуг |
O |
84 |
Государственное управление и оборона; обязательное социальное страхование |
P |
85 |
Образование |
Q |
86-88 |
Деятельность в сфере здравоохранения и социальных услуг |
R |
90-93 |
Искусство, сфера развлечений и отдыха |
S |
94-96 |
Прочие виды деятельности в сфере услуг |
T |
97-98 |
Деятельность домашних хозяйств в качестве работодателей; недифференцированная деятельность домашних хозяйств по производству товаров и услуг для собственного использования |
U |
99 |
Деятельность экстерриториальных организаций и органов |
Идея интеграции в ОКДП состоит в создании единой классификационной схемы для описания предприятий по видам их экономической деятельности и конечным результатам деятельности - производимой продукции и предоставляемым услугам. Такая схема в наибольшей степени приспособлена к задачам управления экономикой в условиях рынка, в то время когда отрасли народного хозяйства, как организационные структуры, существенно изменяют форму взаимодействия с предприятиями, передавая значительную часть функций управления на уровень предприятий. За государством же сохраняются лишь правовые и экономические рычаги управления на уровне макроэкономики, которые должны стимулировать производство с одновременным обеспечением государственных интересов.
Объекты классификации ОКДП - виды экономической деятельности*, продукция и услуги - в свою очередь являются основными классификационными признаками предприятий. Совместное использование при описании предприятий кодов ОКПО, кодов территорий и населенных пунктов по ОКАТО (ранее СОАТО), а также кодов ОКДП на уровне видов изделий и данных о потребительских свойствах этих изделий из каталожных листов по ГОСТ Р 1.3-92 позволяет создать целостную, "сквозную" схему описания предприятий, как многопрофильных субъектов экономики. Введение кодов ОКДП в утвержденные на государственном уровне первичные регистрационные документы предприятий, а также в квартальные и годовые формы их финансово-бухгалтерской отчетности позволяет увязать адресно-справочные реквизиты предприятий с видами их экономической деятельности, производимой и потребляемой продукцией, предоставляемыми и потребляемыми услугами. При этом обеспечивается максимальная достоверность и оперативность обновления (поквартальная) получаемой от предприятий информации при минимальных затратах по ее сбору и первичной обработке.
Таким образом, ОКДП открывает возможность создания по единой методологии автоматизированных информационных систем в центральных ведомствах, регионах, предприятиях и их объединениях в части языка описания предприятий, видам их экономической деятельности, производимой и потребляемой продукции, предоставляемым и потребляемым услугам. При этом имеется возможность существенного расширения создаваемых информационных массивов с использованием ОКДП за счет:
- установления взаимосвязей видов экономической деятельности, продукции и услуг с действующими международными и национальными нормативно-техническими документами, правовыми и нормативными актами;
- создания фактографических банков данных по группам однородной продукции, прежде всего, межотраслевого применения (по комплектующим изделиям, материалам и веществам, крепежным изделиям, инструменту, метрологическим средствам и т.д.);