Организация информационного потока об отдыхе и туризме

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2014 в 13:05, реферат

Описание работы

Туризм является одной из наиболее распространенных форм отдыха населения, который развивается более быстрыми темпами, чем другие виды аналогичных услуг. Кроме того, В общей системе мероприятий по поддержанию и укреплению здоровья населения значительное место занимают не только такие формы отдыха, как занятия физкультурой и спортом, но и туристские путешествия. В связи с этим возрастает потребность в специализированной статистической информации, необходимой для анализа рынка туристских услуг, измерении туристских ресурсов и туристских потоков, измерении объема и интенсивности поездок местных жителей, удовлетворении потребности населения в данных услугах, отраслевых инвестициях и т.д. Поэтому ведение статистики отдыха и туризма представляется весьма актуальным.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………3
Сбор первичных данных в ходе статистического исследования………….4
Сводка, группировка и обработка первичных данных……………………13
Использование статистической информации……………………………...20
Заключение…………………………………………………………………..22
Список использованных источников…………………

Файлы: 1 файл

Рефера.Организация информационного потока об отдыхе и туризме..docx

— 88.52 Кб (Скачать файл)

Министерство образования и науки Российской Федерации

Новосибирский государственный университет экономики и управления «НИНХ»

 

Кафедра Статистики

 

Учебная дисциплина: Организация информационных потоков в государственной статистике

 

 

РЕФЕРАТ

на тему: «Организация информационного потока об отдыхе и туризме»

 

Выполнила:

Равилова Екатерина Геннадьевна

Группа 1071

 

Проверила: к.э.н., доцент Шмарихина Елена Сергеевна

 

 

Дата регистрации на кафедре: «___» __________ 2014 г.

 

 

 

 

 

 

2014 г.

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение………………………………………………………………………3

Сбор первичных данных в ходе статистического исследования………….4

Сводка, группировка и обработка первичных данных……………………13

Использование статистической информации……………………………...20

Заключение…………………………………………………………………..22

Список использованных источников………………………………………23 
ВВЕДЕНИЕ

 

Туризм является одной из наиболее распространенных форм отдыха населения, который развивается более быстрыми темпами, чем другие виды аналогичных услуг.  Кроме того, В общей системе мероприятий по поддержанию и укреплению здоровья населения значительное место занимают не только такие формы отдыха, как занятия физкультурой и спортом, но и  туристские путешествия. В связи с этим возрастает потребность в специализированной статистической информации, необходимой для анализа рынка туристских услуг, измерении туристских ресурсов и туристских потоков, измерении объема и интенсивности поездок местных жителей, удовлетворении потребности населения в данных услугах, отраслевых инвестициях и т.д. Поэтому ведение статистики отдыха и туризма представляется весьма актуальным.

Цель работы – изучить основные направления статистических исследований в сфере туристической деятельности.

Для достижения цели необходимо решить следующие задачи: 
- рассмотреть основные направления статистических исследований в сфере туризма и отдыха; 
- подробно изучить сбор первичных данных в ходе статистического наблюдения;

- рассмотреть сводку, группировку, обработку первичных данных, осуществляемые органами государственной статистики; 
- рассмотреть статистику отдыха и туризма в Российской Федерации за период 2008 - 2012 гг.;

- изучить использование  статистической информации.

 

СБОР ПЕРВИЧНЫХ ДАННЫХ В ХОДЕ СТАТИСТИЧЕСКОГО НАБЛЮДЕНИЯ

 

В Федеральном законе от 24 ноября 1996 г. № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» раскрываются основные понятия в области туризма. Туризм в этом документе определяется как временные выезды (путешествия) граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства с постоянного места жительства в оздоровительных, познавательных, профессионально-деловых, спортивных, религиозных и иных целях без занятия оплачиваемой деятельностью в стране (месте) временного пребывания.

Под туристской деятельностью понимаются туроператорская  и турагентская деятельность, а также иная деятельность по организации путешествий.

В этом Законе также выделяются различные  виды туризма: 
- туризм внутренний – путешествия в пределах Российской Федерации лиц, постоянно проживающих в Российской Федерации; 
- туризм выездной – путешествия лиц, постоянно проживающих в Российской Федерации, в другую страну; 
- туризм въездной – путешествия в пределах Российской Федерации лиц, не проживающих постоянно в Российской Федерации; 
- туризм социальный – путешествия, субсидируемые из средств, выделяемых государством на социальные нужды; 
- туризм самодеятельный – путешествия с использованием активных способов передвижения, организуемые туристами самостоятельно.

Субъектом туристской деятельности в  соответствии с Законом является турист. Турист – гражданин, посещающий страну (место) временного пребывания в оздоровительных, познавательных, профессионально-деловых, спортивных, религиозных и иных целях без занятия оплачиваемой деятельностью в период от 24 ч до 6 мес. подряд или осуществляющий не менее одной ночевки.

Тур – комплекс услуг по размещению, перевозке, питанию туристов, экскурсионных услуг, а также услуг гидов-переводчиков и других, предоставляемых в зависимости от целей путешествия.

Перечисление этих основных понятий  показывает, что туризм – явление сложное, зависящее от многих социально-экономических, юридических, природно-климатических факторов и регулируемое ими. Опыт исследования подобных явлений свидетельствует, что наиболее перспективным здесь является системный подход.

Статистический подход к туризму делает возможным построение качественной модели его развития, где имеет место учет наиболее важных составляющих элементов.

Важнейшими составляющими элементами такой модели являются: 
- туристские ресурсы; 
- туристская индустрия; 
- турист; 
- туристский продукт; 
- продвижение туристского продукта;  
- туроператорская и турагентская деятельность.

Первичным в туризме, на мой взгляд, можно считать объект туристского интереса. Таким объектом в самом общем понимании является некоторый территориально закрепленный комплекс свойств, обусловливающий у туристов интерес, побуждающий их предпринять туристскую поездку или другие действия для ознакомления с этим объектом. К этому определению можно отнести самые разнообразные объекты туристского интереса: зарубежные страны, отечественные культурно-исторические памятники (церкви, монастыри, уникальные объекты архитектуры, объекты, связанные с жизнью выдающихся исторических деятелей, и др.), природно-ландшафтные комплексы (парки, уникальные природные объекты: рощи, пещеры, водопады, озера, минеральные источники и т.п.); территории, характеризующиеся определенными природно-климатическими условиями (побережья морей, степи, пустыни, горы и др.). Территории, имеющие значительное число объектов туристского интереса или туристские ресурсы, обладают высоким потенциалом развития туризма, прежде всего уже тем, что в состоянии привлечь огромное число туристов.

Туристский интерес может стать  важнейшим отправным моментом в развитии объектов туристской сферы. Его учет позволяет обосновать вероятный спрос на туристские услуги и определить их оптимальную структуру. Наличие таких объектов на территории района, области, федерального округа является условием развития индустрии туризма данного и прилегающих к нему регионов.

При более активном подходе к  развитию туризма речь может идти уже об искусственном создании объектов туристского интереса с интенсивным использованием технологий воздействия на общественное сознание средств массовой информации. Примерами могут служить создание крупных развлекательных центров, инициирование традиций проведения различных мероприятий и т.п.

Информационный поток – организованное в пределах информационной системы движение данных от источников информации к потребителю.

Источником статистической информации, представляемой в органы государственной статистики, являются предприятия и организации различных отраслей экономики.

В Российской Федерации статистический инструментарий в сфере туризма закреплен на государственном уровне. Приказом Росстата от 10 августа 2011 № 351 «Об утверждении статистического инструментария для организации федерального статистического наблюдения за деятельностью в сфере платных услуг, туризма и правонарушений» введены в действие формы отчетов о деятельности туристической фирмы, обязательные к заполнению и сдаче в уполномоченный орган.

Респондентами по форме федерального статистического наблюдения

«№ 1- турфирма» являются юридические лица, граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (индивидуальные предприниматели), за исключением микропредприятий, занимающиеся туристской деятельностью, если они зарегистрированы в Едином федеральном реестре туроператоров.

Респондент заполняет форму  и предоставляет ее в территориальный  орган Росстата по месту своего нахождения. При наличии у респондента обособленных подразделений, расположенных на территории других субъектов Российской Федерации, форма заполняется как по каждому такому обособленному подразделению, так и по респонденту в целом без обособленных подразделений, расположенных на территории других субъектов Российской Федерации. Заполненная форма по обособленному подразделению предоставляется респондентом в территориальный орган Росстата по месту нахождения этого обособленного подразделения, по респонденту в целом (без обособленных подразделений) – по месту нахождения респондента.

В случае, когда респондент (его обособленное подразделение) не осуществляет деятельность по месту своего нахождения, форма предоставляется по месту фактического осуществления им деятельности.

Руководитель юридического лица/индивидуальный предприниматель назначает должностных лиц, уполномоченных предоставлять статистическую информацию от имени юридического лица/индивидуального предпринимателя.

В адресной части формы указывается  полное наименование респондента в  соответствии с учредительными документами, зарегистрированными в установленном порядке, а затем в скобках – краткое наименование. На бланке формы, содержащей сведения по обособленному подразделению юридического лица, указывается наименование обособленного подразделения и респондента, к которому оно относится.

Фирма-туроператор, имеющая собственные турагентства, выделенные на отдельный баланс, во избежание повторного счета предоставляет сведения без учета данных по этим агентствам и в качестве фактического вида туристской деятельности указывает туроператорскую. Если турагентства не выделены на отдельный баланс, то головная фирма должна включить данные по ним в свой отчет. Сами турагентства в этом случае форму не заполняют.

Турфирмы с сезонным характером работы (работающие не полный календарный год) предоставляют форму на общих основаниях.

Все стоимостные показатели в форме  приводятся в тысячах рублей, с  одним десятичным знаком, остальные  показатели – в целых числах.

Турфирмы, которые в отчетном году, кроме туристской, занимались другими  видами деятельности, показывают численность персонала без работников, выполняющих работу, связанную с другими видами деятельности.

Турфирмы также выделяют: численность работников, имеющих высшее и среднее профессиональное образование в сфере туризма (по специальностям: туризм, социально-культурный сервис и туризм и др.), женщин, работников в возрасте до 30 лет включительно, а также приводят среднюю численность работников по занимаемым должностям (менеджеры, гиды-переводчики, экскурсоводы).

Далее, турфирмы показывают все средства, поступившие от реализации туристского продукта (за минусом налога на добавленную стоимость, акцизов и аналогичных обязательных платежей). Отдельно выделяются суммы полученных комиссионных, агентских и иных вознаграждений. Турфирмы, которые, кроме туристской деятельности, дополнительно занимаются реализацией авиа - или железнодорожных билетов, свои комиссионные, агентские и иные вознаграждения за их реализацию не показывают. 
В форме № 1, помимо прочего,  показываются средства, перечисленные поставщикам туристского продукта – резидентам российской экономики за услуги, оказанные на территории Российской Федерации. 

Таким образом, анализ и обобщение  статистической информации в сфере туризма и отдыха поставлены на государственный контроль, а обязательность предоставления субъектами туристического рынка статистической информации уполномоченному органу закреплена в нормативно-правовых актах Российской Федерации.

Рассмотрим подробно программно – методологические и организационные вопросы.

Программно – методологические вопросы

  1. Объект статистического наблюдения – совокупность социально – экономических явлений и процессов, которые подлежат исследованию или точные границы, в пределах которых будут регистрироваться статистические сведения.
  2. Единица статистического наблюдения – составная часть объекта статистического наблюдения, которая служит источником сведений, получаемых в ходе наблюдения.
  3. Программа статистического наблюдения – перечень вопросов, по которому собираются сведения или перечень признаков и показателей, подлежащих регистрации.

Организационные вопросы

  1. Субъект статистического наблюдения – это те, кто проводят статистическое наблюдение.
  2. Место статистического наблюдения – место, где объект наблюдения поддается наиболее точному учету.
  3. Время статистического наблюдения:
    • срок наблюдения – период времени, в течение которого проводится статистическое наблюдение;
    • объективное время наблюдения – время, к которому относятся регистрируемые сведения (период и момент).
  1. Организационные формы статистического наблюдения:
    • статистическая отчетность – форма, при которой единицы наблюдения предоставляют сведения о своей деятельности в виде формуляров, регламентируемого образца;
    • специально организованное статистическое наблюдение – единицы наблюдения предоставляют сведения в соответствии со специально разработанной программой наблюдения;
    • регистр – форма, которая предполагает  непрерывный учет какой - либо единицы наблюдения по перечню закрепленных мало меняющихся признаков.
  1. Виды статистического наблюдения:
    1. по времени регистрации фактов:
    • текущее – проводится непрерывно, охватывая факты по мере их возникновения;
    • периодическое – проводится регулярно, но не постоянно, а через определенные промежутки времени;
    • единовременное – проводится не регулярно, для решения какой-либо задачи  или через неопределенные промежутки времени;

Информация о работе Организация информационного потока об отдыхе и туризме