Организация информационного потока об отдыхе и туризме

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2014 в 13:05, реферат

Описание работы

Туризм является одной из наиболее распространенных форм отдыха населения, который развивается более быстрыми темпами, чем другие виды аналогичных услуг. Кроме того, В общей системе мероприятий по поддержанию и укреплению здоровья населения значительное место занимают не только такие формы отдыха, как занятия физкультурой и спортом, но и туристские путешествия. В связи с этим возрастает потребность в специализированной статистической информации, необходимой для анализа рынка туристских услуг, измерении туристских ресурсов и туристских потоков, измерении объема и интенсивности поездок местных жителей, удовлетворении потребности населения в данных услугах, отраслевых инвестициях и т.д. Поэтому ведение статистики отдыха и туризма представляется весьма актуальным.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………3
Сбор первичных данных в ходе статистического исследования………….4
Сводка, группировка и обработка первичных данных……………………13
Использование статистической информации……………………………...20
Заключение…………………………………………………………………..22
Список использованных источников…………………

Файлы: 1 файл

Рефера.Организация информационного потока об отдыхе и туризме..docx

— 88.52 Кб (Скачать файл)
    1. по полноте охвата фактов:
    • сплошное – полный учет всех единиц совокупности;
    • несплошное – учет части единиц совокупности, на основе которой можно получить обобщающую характеристику всей совокупности. Несплошное наблюдение делится на: выборочное – часть совокупности отбирается в определенном порядке, наблюдение основного массива – отбираются наиболее крупные единицы, в которых сосредоточена значительная доля всех  подлежащих изучению фактов, монографическое – изучаются отдельные, но типичные единицы совокупности.
    1. по источнику фактов:
    • непосредственное – факты получают путем непосредственного пересмотра, пересчета и т.п.;
    • документальное – источником являются систематические записи  в первичных документах, подтверждающих тот или иной факт;
    • опрос – сведения о себе дают опрашиваемые лица.
  1. Способ статистического наблюдения:
    • экспедиционный – специально подготовленный регистратор фактов опрашивает людей и с их слов заполняет бланк наблюдения;
    • отчетный – бланки наблюдения раздаются лицам ответственным за их заполнение;
    • корреспондентский – бланки наблюдения и инструкция по их заполнению рассылается по почте (не по электронной);
    • саморегистрационный – обследуемому лицу вручают бланк наблюдения и разъясняют заполнение, но бланк заполняется им самостоятельно;
    • явочный – лицо должно явиться в организацию, ведущую наблюдение и сообщить о себе необходимую информацию;
    • анкетный – определенному кругу лиц вручают анкеты, заполнение которых является добровольным и анонимным, что не всегда гарантирует полноту и достоверность информации;
    • метод экспертных оценок – применяется, когда первые шесть способов невозможно применить.

Далее рассмотрим программно – методологические и организационные вопросы по форме №1 – турфирма «Сведения о деятельности туристской фмрмы».

Программно – методологические вопросы:

  1. объект статистического наблюдения – юридические лица, граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (индивидуальные предприниматели), за исключением микропредприятий, занимающихся туристской деятельностью;
  2. единица статистического наблюдения – юридическое лицо;
  3. программа статистического наблюдения – сведения о персонале, основные экономические показатели, число и стоимость реализованных турпакетов (договоров о реализации туристского продукта и оказания туристских услуг), число обслуженных туристов без учета однодневных посетителей 9экскурсантов).

Организационные вопросы:

  1. субъект статистического наблюдения – территориальный орган Росстата в субъекте Российской Федерации по установленному им адресу;
  2. место статистического наблюдения – место нахождения;
  3. время статистического наблюдения:
    1. срок – с 1 января по 20 апреля;
    2. объективное время наблюдения – год;
  4. организационная форма наблюдения – статистическая отчетность;
  5. вид статистического наблюдения:
    1. по времени регистрации фактов – периодическое;
    2. по полноте охвата фактов – сплошное;
    3. по источнику фактов – документальное;
  6. способ статистического наблюдения – отчетный.

 

СВОДКА, ГРУППИРОВКА И ОБРАБОТКА ПЕРВИЧНЫХ ДАННЫХ

Каждая отрасль экономики имеет определенный круг утвержденных статистических отчетов, которые в соответствии с табелем отчетности должны быть представлены органам статистики. Статистическая отчетность, как правило, проходит последовательную обработку на всех уровнях системы Росстата, где на каждом уровне осуществляется сводка, группировка, а также обработка по различным признакам (территориям, ведомствам, отраслям экономики и т.д.).

В органах государственной статистики можно выделить несколько стандартных схем потоков информации.

Обычно первичные статистические отчеты поступают от предприятий и организаций в районные (городские) управления (отделы) статистики, а по некоторым отчетам (закрытые предприятия) и в региональные комитеты статистики, где производится автоматизированное составление различных сводных отчетов в соответствующем территориальном разрезе.

Сводная отчетность представляется потребителям (территориальным органам управления и вышестоящим уровням системы Росстата). При этом используется как почтовый способ представления информации (таблицы, магнитные носители), так и по каналам связи (электронная почта).

Статистика туризма исследует  два взаимосвязанных потока информации. Один поток определяет спрос на туристские услуги со стороны потребителей. Изучается информация о социально-экономическом составе потребителей туристских услуг, в том числе их ориентации и предпочтения, объем и частота потребляемых услуг, возможные туристские расходы. Проводится анализ бюджетов времени населения, где определяются объем свободного времени, приоритетные виды и направления отдыха и досуга. Потребляемые услуги дифференцируются по социально-демографическим группам населения. По отдельным группам населения, например с разным уровнем платежеспособности и возраста, выявляются качество и частота потребляемых туристских услуг, предпочтения и намерения.

Другой поток информации определяет предложение туристских ресурсов и туристских услуг. Туристские ресурсы условно подразделяются на природные, исторические, социально-культурные. К туристским услугам относятся услуги по размещению, экскурсионные, транспортные, медицинские, финансовые, услуги по страхованию, обеспечению безопасности и др.

В последнее время появилась  потребность в информации, характеризующей воздействие туризма на развитие национальной экономики.

Поскольку туризм представляет собой  собирательную отрасль или межвидовую деятельность, уровень развития которой определяет состояние целого ряда отраслей, особенностью статистической информации в туризме является многообразие источников ее получения.

Источниками информации в туризме выступают: 
- статистическая отчетность федерального и регионального наблюдения по отраслям экономики: гостиницы и рестораны, транспорт и связь, аренда и предоставление услуг, здравоохранение и предоставление социальных услуг, предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг; 
- отчетность Минэкономразвития РФ, Росстата, Министерства культуры РФ, Министерства путей сообщения РФ, Федеральной пограничной службы РФ; 
- выборочные обследования, проводимые Росстатом, территориальными органами статистики, другими организациями.

Росстат, на основе анализа  информационных потребностей органов управления, финансовых институтов и других структур, используя разнообразные источники, создает информационный фонд в области туризма по следующим направлениям:                                                : 
- основные индикаторы развития туризма; 
- труд и заработная плата в сфере туризма; 
- международные туристские потоки; 
- туристские перевозки; 
- гостиничные предприятия;  
- специализированные средства размещения;  
- общественное питание;  
- производство товаров для туризма; 
- платные услуги в сфере туризма; 
- цены на туристские услуги; 
- финансы туристский сферы; 
- инвестиции в сфере туризма; 
- деятельность туристских фирм; 
- туристские ресурсы; 
- туристские зоны федерального значения в России; 
- международные сравнения.

Рассмотрим некоторые показатели, которые характеризуют деятельность туристских фирм.

 

Таблица 1 – Число поездок российских граждан за границу по целям за 2008 – 2012 гг.

(в страны дальнего  зарубежья; тысяч человек)

 

Число выездов российских граждан за границу

 

2008

2009

2010

2011

2012

Всего

20464

21641

25487

29271

33142

в том числе

         

по целям поездок:

         

служебная

1614

1043

1133

1203

975

туризм

10822

9192

12331

14052

14816

частная

6072

9881

10188

11962

15141

обслуживающий персонал

1956

1526

1936

2054

2210


 

 

 

Таблица 2 – Численность туристов, обслуженных туристскими фирмами Российской Федерации за 2008 – 2012 гг.

(тысяч человек)

 

По формуле 1 рассчитаем для табл. 1 абсолютный прирост.

Δ =yi – yi-1 (1)

 

Далее, по формуле 2 рассчитаем темп роста и по формуле 3 темп прироста.

                             
                                  (2)

 

           
                         (3)

 

Результаты расчетов представлены в табл. 3.

 

Таблица 3 – Расчет показателей прироста

 

 

Δ, тыс. чел

Тр, %

Тпр, %

2008

-

-

-

2009

1177

105,75

5,75

2010

3846

117,77

17,77

2011

3784

114,85

14,85

2012

3871

113,22

13,22


 

 

Затем рассчитаем среднегодовой абсолютный прирост (формула 4), средний темп роста (формула 5) и средний темп прироста (формула 6).

 

                                                                           (4)

 

                            
                             (5) 

 

                             = – 100%                              (6)

 

Итак, среднегодовой  абсолютный прирост равен 3169,5, а это означает, что число поездок российских граждан за границу за 5 лет увеличилось на 3169,5 раз.

Средний темп роста равен 112,8 и средний темп прироста равен 12,8 %.

Исходя из проведенных расчетов, можно сделать вывод о том, что в целом на протяжении пяти лет наблюдается положительная динамика.

По данным табл. 1 можно также рассчитать относительную величину структуры.

Относительные величины структуры характеризуют состав изучаемых совокупностей. Исчисляются они как отношение абсолютной величины каждого из элементов совокупности к абсолютной величине всей совокупности, то есть как отношение части к целому, и представляют собой удельный вес части в целом. Как правило, относительные величины структуры выражаются в процентах (база сравнения принимается за 100). Показатели структуры могут быть выражены также в долях (база сравнения принимается за 1).

Результаты расчета относительной величины структуры представлены в табл. 4.

 

Таблица 4 – Расчет относительной величины структуры

(в %)

 

i структуры

2008

2009

2010

2011

2012

Всего

100,00

100,00

100,00

100,00

100,00

в том числе

         

по целям поездок:

служебная

7,89

4,82

4,45

4,11

2,94

туризм

52,88

42,47

48,38

48,01

44,70

частная

29,67

48,28

49,78

58,45

73,99

обслуживающий персонал

9,56

7,05

7,60

7,02

6,67


 

 

Из таблицы заметно, что наибольшую долю из всех поездок российских граждан за границу составляют поездки, связанные с туризмом. На втором месте частные поездки. Наименьшую долю во всей совокупности составляют служебные поездки.

Далее можно рассчитать все эти же показатели для данных, представленных в табл. 2.

Используем те же самые формулы. Результаты расчетов показателей прироста отражены в табл. 5.

 

Таблица 5 – Результаты расчетов показателей прироста

 

Δ, тыс. чел.

Тр, %

Тпр, %

2008

-

-

-

2009

-588,6

92,32

-7,68

2010

1349,7

119,06

19,06

2011

-142,1

98,31

-1,69

2012

891,4

110,76

10,76

Информация о работе Организация информационного потока об отдыхе и туризме