Организация исследования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2013 в 16:31, реферат

Описание работы

Теоретико-прикладные исследования выполняются, как правило, в рамках перспективной исследовательской программы, в которой должны быть предусмотрены направления и наиболее важные стадии разработки достаточно крупной социальной проблемы. Организация каждого отдельного исследования является, таким образом, частью более общего научного замысла.
В этом разделе мы рассмотрим требования к организации исследования по "жесткой" стратегии.

Файлы: 1 файл

Организация исследований приклад..docx

— 96.73 Кб (Скачать файл)

Теперь (табл. 17) мы имеем три градации со значениями индекса в максимально позитивной зоне (4) от 35 до 50 (21% опрошенных) и в  минимальной (1) — от 10 до 28 с 15% от числа  опрошенных).

Обработка и анализ данных осуществляются в соответствии с задачами исследования поэтапно. Логические задачи переводятся теперь в серию технических операций с исходными и производными признаками. Исследователь, если он сам не продолжает анализ на компьютере, передает в вычислительный центр задания в форме макетов нужных таблиц и иных вычислений или группировок, пользуясь кодовыми обозначениями признаков.

Например, задание  на простую группировку предлагается в простейшей форме: "Выдать простые  распределения по признакам 001—112, 124—211". После анализа простых распределений  может следовать задание на укрупнение шкал: "Выполнить объединения  градаций шкал пр. 004: 1+2, 3+4+5, 6, 7; пр. 112: 1, 2+3, 4+5, 6+7..." Для построения двухмерных распределений: "Выдать двухмерные распределения по пр. 021x041, 021x042..." Для многомерных классификаций: "Создать подмассивы: 041/1, 041/2, 041/3 и для каждого получить двухмерные распределения 021x041, 021x042" и т. д. Формирование подмассивов означает расчленение совокупности по разрядам шкалы признака 041 и в рамках этих разрядов — построение двухмерных таблиц. Такое задание может быть передано для формирования таблиц.

В сложных  обработках, если для этого имеются  соответствующие алгоритмы, задание  передается в более общей форме, например: "Произвести факторизацию признаков 121, 123, 141— 146, 217—222", или: "Выполнить  кластеризацию, таксономию (многомерную  классификацию) по признакам (следует  их перечень)", или: "Выдать матрицу  интеркорреляций (ранговые и метрические коэффициенты) признаков (следует перечень)".

Рассмотрим  пример преобразования логических задач  анализа в систему заданий  на обработку данных.

Гипотеза: ожидается, что функциональное содержание труда (пр. 032 — номинальная шкала по группам содержания труда) детерминирует  удовлетворенность работой (пр. 048 —  пятичленная шкала) в большей  мере, чем размер заработной платы (пр. 165 — пятичленная упорядоченная  шкала).

Задания на обработку: выдать двухмерные таблицы: 032f048 и 165г'048. Статистики: процентные распределения, где 032 = 100%, корреляции рангов и критерий согласия Пирсона (х 2 )-

Контрольное задание: сформировать подмассивы 032/1, 032/2, 032/4, 032/5 и выдать для каждого двухмерные таблицы: 16514)48 с теми же статистиками + коэффициент энтропии (Н).

В этой серии  заданий проверяется, справедливо  ли, что группировка по уровню содержательности труда больше ассоциируется с  удовлетворенностью работой, чем группировка  по уровню зарплаты, а затем уточняется, являются ли такие связи (если они  будут) прямыми или косвенными, т. е. опосредованными чем-то еще. Если в подгруппах по содержанию труда (032/1 — 032/5) связи уменьшатся сравнительно с исходными, то налицо прямая зависимость удовлетворенности работой от содержательности труда.

Как правило, социологи используют стандартные  компьютерные программы, пригодные  для обработки различной социальной информации: в простых распределениях, процентах, средних и дисперсиях отклонений, коэффициентах ассоциации качественных признаков, ранговых и  парных коэффициентах корреляции, факторизации, энтропии, регрессионных показателях, а также в специальных индексах и типологиях 1 .

  • Имеется три пакета программ для компьютерной обработки данных: SPSS + или SPSS for Windows : Statistical package for Social sciences ; Excel for Windows — пакет для создания статистических таблиц, графиков и диаграмм; Word for Windows — для текстового форматирования и иллюстрирования текстов.

Анализ данных производится по порядку задач, объединенных едиными гипотезами. Если в работе участвует много сотрудников, некоторые  таблицы дублируются, так как различные гипотезы могут проверяться на общем исходном материале.

Важны систематические  обсуждения по ходу анализа, сообщения  участников исследования о добытых  результатах, обсуждения промежуточных  итогов с другими специалистами, В этих дискуссиях возникают новые догадки, требующие дополнительного изучения материала.

Изложение итогов в виде отчета или публикации. Итоговый документ следует составить так, чтобы дать возможность читателю самостоятельно проанализировать обоснованность и достоверность всех выводов, а также при желании воспользоваться эмпирическими данными для постановки иных задач. Поэтому в публикации следует придерживаться максимальной последовательности и ясности изложения всех данных и выводов.

Для научной  публикации наиболее целесообразно  придерживаться такого порядка:

  1. Изложение целей и задач исследования. Формулировка проблемы. Краткая или более пространная характеристика литературы по вопросу.
  2. Основные идеи программы исследования и концептуальная схема. Уточнение исходных понятий.
  3. Описание основных процедур сбора первичных данных (методики типа выборки).
  4. Изложение и анализ полученных данных по группам гипотез (задач или проблем).
  5. Теоретические и практические выводы из исследования. Сопоставление полученных данных с имеющимися в литературе.
  6. Постановка вопросов для дальнейшего изучения, выдвижение новых гипотез, которые не могли быть проверены в данном исследовании.
  7. Приложения: методики сбора первичных данных, сводные таблицы, основные статистические показатели по ведущим гипотезам (или задачам).

Авторы исследования не должны забывать, что в работе принимали участие многие специалисты, научные работники и практики. Этика науки строго предписывает отметить всех участников работы, от ее инициаторов и теоретиков, до научно-вспомогательного персонала и многочисленных критиков, рецензентов, помощников на объектах. Работа социолога невозможна без сотрудничества многих людей, которые заслуживают того, чтобы быть названными в итоговом документе.

2. Особенности методики  и этапов развертывания прикладного исследования.

Условия и логика развертывания  исследования

Специфика прикладного  исследования. Граница, разделяющая теоретико-прикладное и прикладное исследования, определяется в зависимости от основной цели, по преимуществу связанной с углублением научного знания о социальных процессах или же преимущественно направленной на непосредственное решение конкретных социальных проблем. В теоретико-прикладном исследовании социальный заказ часто имеет место как некая общественная потребность, "взывающая" к ее изучению и удовлетворению. В прикладном же имеется и конкретный заказчик, управленческий орган, непосредственно заинтересованный в помощи исследователей.

Направленное  на анализ актуальных общественных проблем, теоретически ориентированное исследование не менее практично, чем прикладное. Его результатами являются обнаружение  взаимосвязей и тенденций в развитии социальных процессов, оценка условий, способствующих или, напротив, препятствующих снижению социальных напряжений, разрешению конфликтов и т.д.

Практическая  составляющая такого исследования состоит  в том, что углубленное понимание  социальных проблем позволяет обществу его гражданским и административным структурам лучше ориентироваться  в социальном пространстве и соответственно действовать.

Практичность  прикладного исследования — в  его непосредственной устремленности на решение социальных проблем в  их строго фиксированной пространственно-временной  локализации, т. е. именно "здесь" и "сейчас". Прикладные исследования завершаются детальной проработкой  управленческих решений и, в конечном счете — внедрением в практику социальных нововведений.

Отсюда вытекают их основные особенности:

  • (1) В прикладном исследовании, в отличие от теоретико-прикладного, четко определен объект и неявно — его предмет. Предмет изучения зависит здесь от общей социальной ситуации на данном объекте и тех особых проблем, с которыми сталкиваются принимающие решения. Они могут поставить перед исследователем четкую задачу, связанную с необходимостью разработки определенных проектов, но могут выдвинуть и общую проблему: выявить возможные трудности, которые возникнут после реализации тех или иных нововведений, и т. д. 3

Обобщая опыт работы социологической службы Пермского  телефонного завода , ее руководитель В. И. Герчиков выделял два основных типа прикладных исследований: (1) по разовым запросам руководства и (2) специализированные по проблемам, требующим последовательных и часто долгосрочных управленческих воздействий. Короче говоря, в прикладном исследовании предметная область должна быть определена применительно к заданному социальному объекту, чтобы содействовать нормальному функционированию и развитию организации.

  • (2) Время на проведение теоретико-прикладных исследований рассчитывается с учетом сложности и значимости изучаемых проблем. В прикладном же исследовании, какими бы ответственными и сложными ни были поставленные задачи, их решение должно быть найдено в сроки, устанавливаемые заказчиком, исходя из времени, отпущенного для принятия соответствующих решений. 
    Следовательно, для повышения надежности итоговых выводов прикладного исследования необходимо тщательно обдумать, насколько ресурс времени и отпущенных средств позволяет детализировать информацию и ее анализ. Всегда надо помнить, что меньший объем достоверной информации намного полезнее, чем большой объем сомнительных сведений.
  • (3) Положение социолога в прикладном исследовании облегчается тем, что ему предстоит изучать типичные социальные проблемы и процессы, которые в другое время и в другом месте уже были предметом теоретико-прикладного или прикладных исследований. Поэтому целесообразно воспользоваться уже разработанными методиками или же их модификациями. В теоретико-прикладном исследовании, напротив, оригинальность программы диктует нестандартность методик сбора первичных данных и логики их анализа.
  • (4) Немаловажная особенность прикладного исследования состоит и в том, что, выполняя оплачиваемый заказ, социолог, концентрирует внимание на практическом решении определенных проблем, так что глубина их теоретического осмысления в собственно социологических категориях отступает на второй план. Если имеются удовлетворительные объяснения, предложенные экономистами, юристами, психологами, специалистами-управленцами, другими компетентными лицами, все должно быть принято во внимание. Работающий же по программе теоретике-прикладного исследования, напротив, должен не только стремиться к обоснованности своих выводов, но, в не меньшей мере, — к полноте и многосторонности их теоретической интерпретации.
  • (5) Порядок действий, этапы работы определяются здесь в первую очередь логикой практического использования информации для управленческих решений, тогда как в теоретико-прикладном поиске это, прежде всего логика осмысления социальных процессов, а затем уже практического приложения добытых знаний.
  • (6) Итоговый "продукт" теоретико-прикладного исследования — научная публикация, прикладного — рабочий документ, в котором содержится минимум сведений о состоянии объекта и найденных взаимосвязях, максимум — о способах реализации предлагаемых решений, обоснованию которых должно быть уделено главное внимание.

Этапы развертывания  прикладного исследования на предприятиях, в организации могут быть представлены следующим образом.

На первом этапе рекомендуется максимально локализовать проблему и объект исследования, выделив их из более широкого круга проблем и концентрируя на той части основного объекта, где проблема воспринимается как особо острая. Например, это может быть вопрос об отстающих подразделениях предприятия, в отношении которых хотя бы в первом приближении надо выделить достаточно очевидные факторы, отличающие эти подразделения от большинства и тем более от успешных. Такой предварительный анализ целесообразно провести на основе уже имеющейся информации и путем активного привлечения экспертов-специалистов разного профиля и уровня управления. Как замечает В. И. Герчиков, экспертов надо спрашивать только о том, о чем нет объективной информации. В итоге данного этапа намечаются пути практического решения проблемы (или проблем),

Второй этап — разработка конкретной программы действий, которая может осуществляться параллельно несколькими путями: (а) целенаправленным поиском передового опыта; (б) обобщением сведений, полученных на первом этапе и дополнительной экспертизой, теперь уже с помощью целевых интервью со специалистами; (в) путем коллективного обсуждения возможных мероприятий методами так называемой "мозговой атаки", "фокус-групп", т. е. особым образом целенаправленного обсуждения. Разрабатываемая программа должна иметь четкий адрес, ясно указывать и способы действий, и ответственных за их реализацию, иными словами, она должна вылиться в определенную систему практических решений, взаимоувязанных по направленности и исполнителям, подкрепленных ресурсным обеспечением.

Когда проект действий в основном разработан, выделены направления работы и объекты  предполагаемого внедрения, снова  уточняется теоретическая концепция  решения и продумываются возможные  следствия его осуществления  для разных подразделений. Теперь целесообразно  провести выборочное обследование для  выяснения реакции работников на предлагаемые нововведения.

На третьем этапе осуществляется внедрение предлагаемых решений, сначала экспериментальное, на отдельном объекте, затем "базовое", с учетом накопленного опыта (возможно, еще до окончания эксперимента на опытном объекте), и, наконец, "полное внедрение", если предшествующие операции были успешными и доказали свою эффективность.

Итак, логика и структура последовательности действий социолога в прикладном исследовании существенно отличается от соответствующей логики теоретически ориентированного поиска. Это исследования инновационного типа, в которых итоговая рекомендация есть не просто логический вывод из полученных данных, но результат определенным образом организованного процесса самого исследования.

Информация о работе Организация исследования