Г. С. Батыгин
предлагает следующую модель построения
такого исследования. В ней обобщается
сказанное выше в данном разделе (рис.
17).
Первый, этап
("дескриптивная модель") —
описание ситуаций на данный момент, второй
— прогноз, опирающийся, с одной
стороны, на экстраполяцию существующих
тенденций, т. е. развитие процессов
без вмешательства в ход событий,
а с другой — на нормативный
прогноз. Последний предполагает обоснование
желательного состояния с учетом реальных
возможностей. Различные комбинации включения
имеющихся ресурсов для реализации того
или иного норматива (обычно предлагается
несколько нормативов, от минимума до
максимума) образуют третий этап разработки
проекта рекомендаций — "древо возможных
решений", в которых могут рассчитываться
вероятности приближения эксплоративных
прогнозов к нормативному состоянию.
На четвертом
этапе (в схеме В. И. Герчикова — это
вторая стадия работы) осуществляется
сбор дополнительной информации, нужной
для обоснования возможных решений, а
на пятом — предлагаются конкретные варианты
решений — "древо решений", мероприятий,
инноваций, затем осуществляется экспериментальный
шестой этап, за которым на седьмом этапе
следует прогноз возможных проблем, порождаемых
нововведениями. Завершающий восьмой
этап - собственно внедрение, которому
предшествует разработка нормативных
документов (регламентации, обязанности
различных служб и подразделений).
Возврат от
сбора дополнительной информации к
"древу решений" необходим для
того, чтобы уточнить варианты решений,
а движение от эксперимента к стадии
принятия решений — путь их коррекции
на основе практического опыта. Седьмой
этап предполагает прогноз ситуации после
осуществления нововведений, что может
привести к поправкам в процедуре внедрения.
Особое внимание
в прикладном исследовании должно быть
уделено обоснованию оценки эффекта
предлагаемых решений. Это самая
трудная, но совершенно необходимая
фаза работы социолога. Часто социальный
эффект пытаются выразить исключительно
в экономических категориях, показателях
экономии материальных и человеческих
ресурсов. Такие расчеты, хотя они
и необходимы, всегда являются грубо
приблизительными и малодостоверными.
Другая крайность — стремление свести
социальный эффект к перечню мероприятий,
результативность которых принимается
за очевидное. Между тем их "очевидность"
бывает обманчивой.
Профессиональный
уровень социолога лучше всего
и проверяется в том, как он
сумеет выделить качественные критерии
социального эффекта в соответствии
с природой изучаемых процессов.
Будет ли эффект оцениваться по показателям
сугубо организационным (введение новых
форм работы, обслуживания, управления),
или же будет предложено учесть качественную
результативность социальных нововведений
— ключевой вопрос. Лучший способ качественной
проверки социального эффекта нововведений — контрольное
обследование с использованием таких
же приемов и методов, которые были разработаны
для получения информации в основном исследовании: экспертные
оценки, опросы, наблюдения, анализ документов
и соответствующей статистики.
Для контрольных
обследований, каковые следует планировать
в числе мероприятий, рекомендуемых
для принятия решений, лучше использовать
малые, но непременно квотные выборки.
Квоты надлежит тщательно обосновать
по объективным характеристикам, обнаружившим
в основном исследовании сильные
связи с рассматриваемыми процессами.
Сдвиги в социальных показателях, признанных
существенными индикаторами данных
процессов, должны перекрывать ошибку
измерения исходной информации, как
это делается при оценке социального
сдвига в повторном и сравнительном
исследованиях.
При опросах
особенно, внимательно надо подходить
к оценке сдвигов в показателях
субъективных оценок удовлетворенности
условиями и содержанием деятельности.
Показатели общей удовлетворенности,
и тем более суммарные, по всем
группам обследуемых крайне неинформативны,
так как с изменением условий
изменяются потребности и запросы
людей, т. е. субъективный критерий оценки
"социальной нормы". Поэтому, как
правило, распределения оценок общей
удовлетворенности различными обстоятельствами
условий и содержания деятельности,
стремятся к нормальному распределению.
Главное внимание должно быть обращено
на изучение структурных составляющих
общей оценки удовлетворенности. Именно
здесь в случае эффективности
проведенных мероприятий должны
фиксироваться значимые сдвиги. Социальный
эффект обнаруживается в перемещении
проблем из одной зоны в другие,
но не в том, что исчезают все проблемы
и наступает всеобщее довольство.
В опросах
общественного мнения и маркетинговых
исследованиях, профессиональный долг
социолога обязывает его, прежде
всего не поддаваться соблазну "угодить
заказчику". Это требует соблюдения,
как минимум, следующих требований:
- Не допускать сколь-нибудь внушающих
формулировок вопросов и не забывать оставлять
место для уклонения от ответа ("не знаю",
"не могу сказать", "еще не решил"
и т. п.);
- Строго соблюдать требования репрезентативности
выборки (или иных моделей выборочного
обследования). В отчете заказчику четко разъяснить
ограничения выводов характером выборочной
совокупности и допустимой ошибкой распределений.
Заказчик может радоваться тому, что некий
рейтинг повысился на 2%, или огорчаться,
узнав о падении популярности товара на
2%. Но социолог, указав на допустимую ошибку,
скажем, +3%, обязан дать понять, что, возможно,
здесь не обнаружено существенных сдвигов.
- В опросах общественного мнения, предназначенных
для публикации в средствах массовой информации,
не менее важно соблюдать требования,
описанные выше. Вместе с тем, здесь следует аккуратно
воспроизвести формулировку вопроса и
формат ответов. Даже в том случае, если
журналист неумышленно (или хуже того
— преднамеренно) неадекватно истолкует
данные, грамотный читатель или слушатель
сам разберется, что к чему, у него есть
полная исходная информация, предоставленная
исследователем.
- Излагать данные и комментарии на их
основе раздельно. К тому же, когда комментарий
предшествует описанию данных, он настраивает
на их интерпретацию в заданном ракурсе.
Лучше комментировать то, над чем читатель
может и сам поразмыслить, соглашаясь
или не соглашаясь с вами.
- Никоим образом нельзя смешивать описание
и комментарий данных относительно опросов
общественного мнения с прогнозом ожидаемого
поведения людей.
Такая ошибка
нередко имеет место при сообщениях
о рейтинге политиков в опросах
избирателей. Рейтинг не является достаточным
"предиктором" итогов голосования,
это лишь один из компонентов (действительно,
существенный) такого прогноза. Прогноз
предусматривает необходимость
учета многих факторов: помимо рейтинга
— характер и качество выборки, осведомленность
респондента о кандидатах и их
позициях, его готовность участвовать
в голосовании, характер социальной
среды (за кого голосует большинство
в данной местности), прошлый опыт
участия в выборах и т.д. Аккуратный
прогноз — немалое искусство.
Взаимоотношения
социологов-исследователей общественного
мнения с прессой — особая проблема.
Социологическое сообщество постоянно
напоминает журналистам о требованиях
грамотного сообщения результатов
опросов. Совместно с прессой
мы исполняем свой гражданский долг,
если адекватно информируем общество
о его проблемах.
Специфика программы и организации
прикладного исследования
Программа и рабочий план прикладного
исследования образуют единый документ,
который обсуждается с заказчиком и должен
быть им одобрен.
Поэтому содержание
программы излагается непременно на общедоступном
языке, в ней нельзя злоупотреблять узкоспециальной
терминологией и аргументацией. Основные
элементы такой программы следующие.
- Четкая формулировка задач исследования
с указанием ожидаемого практического
результата. В этом разделе обосновывается
необходимость проведения исследования,
исходя из актуальности конкретных проблем
и противоречий, мешающих нормальному
функционированию и развитию данного
объекта. Например, подчеркивается, что
реализация определенных социальных целей
затруднена вследствие неосведомленности
о проблемах различных групп населения;
по имеющимся данным очевидно нарастание
напряженности в таких-то сферах или возможен
конфликт и т. д.
Ожидаемые в итоге исследования результаты
описываются в терминологии возможных
управленческих решений с указанием их
общего характера и направленности: для
таких-то целей в форме таких-то действий
и для таких-то органов управления. Например,
рекомендуется осуществить переговоры
между конфликтующими сторонами.
- Краткое научно-практическое обоснование
проблемы и возможных способов ее изучения.
Этот раздел программы совмещает уточнение
основных понятий, перечень подлежащих
анализу структурных единиц данного объекта
(групп работников или населения, производственных
ячеек и т. п.) и социальных процессов, которые
следует проанализировать, а в заключение
содержит перечень предполагаемых причин,
мешающих нормальному функционированию
и развитию данных структурных единиц,
объекта в целом в данных направлениях
деятельности. Например, если задачи исследования
предполагают анализ проблем национальных
меньшинств в данном регионе, то аналитическими
категориями в этом прикладном исследовании
могут быть "национальная идентификация",
"социальный потенциал", "относительная
депривация потребностей" данных групп
населения. Но в программе, представляемой
заказчику, эти научные категории надо
заменить на общепонятные. Например, указать,
что надлежит прежде всего установить,
как самоопределяются во взаимоотношениях
с большинством населения представители
национальных меньшинств, насколько они
испытывают потребность в изучении языка
и поддержании своих культурных традиций,
обособленность своих интересов по таким-то
вопросам, чувствуют ли недоверие к себе
в качестве меньшинств или даже враждебность
и т. д. Таким образом исследователь переводит
категорию национальной идентичности
на общедоступный язык.
То же самое следует сделать и для описания
задач исследования, связанных с оценками
"социального ресурса" национальных
меньшинств: объяснить, что будут изучены
соотношения между основным составом
населения и меньшинствами по различным
показателям их потенциальных возможностей
на рынке труда (образование, квалификация
и т. п.), в области притязаний на участие
в политической жизни, по уровню самооценок
материальных и других условий жизни;
являются ли они аналогичными оценкам
большинства или существенно отличаются
— это говорит о различиях в субъективных
"ресурсах", необходимых для преодоления
каких-то жизненных трудностей, что может
стать или уже является источником социального
напряжения в отношениях между большинством
и национальными меньшинствами.
Здесь исследователь опирается на теорию
относительной депривации потребностей.
Равным образом можно использовать теорию
социальных движений и ставить задачу
определить состояния "мобилизованности"
меньшинств на те или иные коллективные
действия, провести опрос об их отношении
к различным "репертуарам" совместных
акций (обращения к властям, протест и
т. д.). Вместе с тем, используя теоретическое
знание, исследователь не пугает заказчика
своей академической ученостью, но добивается
должного взаимопонимания.
- В третьем, методическом, разделе программы
предлагается тип выборки (при выборочном
обследовании), указывается ее объем, перечисляются
методы сбора данных и способ обработки
результатов — все это в сжатом виде, в
нескольких фразах. Задача данного раздела
— переход к обоснованию ресурсных затрат,
необходимых для осуществления исследования.
- Рабочий план исследования составляет
непременный раздел программы. В нем поэтапно
определяются сроки проведения работы,
если нужно, фиксируются соисполнители,
предлагается расчет денежных средств,
необходимых для размножения полевых
документов и машинной обработки данных,
для транспортных расходов и т. п., обосновывается
численность сотрудников и их квалификация,
включая вспомогательный персонал. Здесь
определяются сроки представления предварительных
и итоговых результатов работы.
В отличие
от программы теоретико-прикладного
исследования, каковая может быть
самостоятельной научной публикацией,
программа прикладного исследования
— весьма краткий рабочий документ
объемом в несколько машинописных
страниц. Однако она может содержать
достаточно обширные приложения, отнесенные
к любому из названных разделов или
к каждому из них. Это зависит
от степени изученности проблемы
и данного объекта. В случае крайнего
недостатка исходной информации в разделе
4 (рабочий план) предусматривается
время на формулятивный этап исследования,
а все предшествующие разделы излагаются
в более общем виде с оговоркой, что более
четкая постановка задач подлежит уточнению
к согласованному сроку. Если имеются
апробированные методики, их можно приложить
к 3-му разделу программы; там же в качестве
приложения может быть и расчет выборки.
К рабочему плану непременно прилагается
обоснование объема ресурсов на проведение
исследования. В исследованиях с участием
соисполнителей ко второму разделу программы
целесообразно приложить подпрограммы,
разработанные соисполнителями по частным
направлениям и задачам.
Организация прикладного исследования требует,
прежде всего, установления должного взаимопонимания
с "заказчиком". Следует четко уяснить,
что ожидает заказчик от планируемого
исследования и что, с точки зрения социолога,
может быть реализовано, несомненно, предположительно
или вовсе не удастся. Если цель и задачи
исследования не согласованы с заказчиком
надлежащим образом, итог, как правило,
бывает плачевным: заказчик сомневается
в полезности полученных данных. Сомнения
такого рода могут быть вполне обоснованными,
но случается и так, что продиктованы ложным
впечатлением заказчика о его информированности
в данной области.
В свое время
прикладные социологические исследования
наиболее широко были распространены
на предприятиях, в отраслях, т. е. в
сфере производства. Здесь создавались
социологические службы, накопившие
большой опыт. Социологическая служба,
получая задания на изучение определенной
проблемы, в то же время информировала
администрацию о наличии других проблем,
важность которых подчас признавалась
не меньшей. В конце концов принималось
разумное решение по перечню задач исследования.
В практике
конца 80-х и начала 90-х гг. главные
направления прикладной социологии
— опросы общественного мнения,
маркетинг, исследования процессов приватизации
и др. на региональном и общенациональном
уровнях. Жесткость взаимоотношений с
заказчиком диктуется целевым финансированием
таких исследований. Дискуссии о целевых
установках сводятся к минимуму. Вместе
с тем, если данная социологическая служба
постоянно работает на определенном объекте
или в регионе, она располагает обширной
информацией о состоянии социальных процессов,
особых интересах и позициях различных
групп и общностей. При выполнении заказа
задачи исследования могут быть уточнены
и сформулированы не так, как они представляются
заказчику, что весьма полезно объяснить
в доступной для него форме. Профессиональный
долг социолога состоит также в том, чтобы
убедить заказчика в необходимости финансирования
всех требуемых должным качеством информации
расходов на проведение исследования,
признании полной независимости в программно-методическом
плане.
Нет надобности
каждый раз проводить обследование
по классической схеме. Как замечает В.
И. Герчиков, социологическая служба накапливает
обширную информацию о своем объекте,
пользуется статистикой, обращается к
другим службам за экспертизой, прибегает
к целенаправленным интервью небольшой
численности работников разного уровня
и занятых в различных областях. Отсюда
следует, что, уточнив задачи исследования,
надо подумать, не достаточно ли уже имеющейся
информации, а если так, то какой именно
не хватает. Это существенно сокращает
сроки работы и позволяет сосредоточиться
на анализе проблем и разработке проектов
решений в большей мере, чем на работе
по сбору исходных данных.
Важный организационный
вопрос в исследованиях на предприятиях,
в учреждениях, фирмах — гарантия
сохранения доверия респондентов —
работников предприятия, к которым
неоднократно приходится обращаться.
Требование анонимности опросов
здесь неприемлемо, и проблема доверия
к социологической службе заключается,
во-первых, в обеспечении очевидной
эффективности проводимых обследований
(т. е. их полезности) и в безусловном
соблюдении этических норм работы социолога.
Обычно в интервью или при анкетном
опросе исследователь гарантирует
использование полученной информации
только в общественных целях. Нельзя
пренебрегать и таким важным каналом
поддержания доверия к социологической
службе, как информация о проводимых
обследованиях и особенно об их результатах
по местному радиовещанию, в выступлениях
на совещаниях руководящего персонала,
но особенно — на общих собраниях работников
и управленческого персонала.
Нередко успешно
проведенное исследование заканчивается
не вполне удачно только потому, что
его авторы допускают ошибки в
построении итогового отчета, передаваемого
заказчику. Типичные ошибки состоят
в преувеличенном внимании к технике
проведения исследования, описательным
разделам, изобилующим таблицами
и малосущественными деталями. Итоговый
отчет должен быть максимально кратким.
Он концентрирует внимание на выводах
и рекомендациях, которые относятся
к осуществлению предлагаемых мероприятий.
Целесообразна следующая структура отчета.
- Четкая формулировка задач исследования
с указанием, какой орган социального
управления поручил провести исследование.
- Информация о календарных сроках, в течение
которых проводилось исследование, на
каких объектах и какие источники информации
были использованы.
- Основные выводы диагностического характера,
т. е. формулировка главных результатов,
указывающих на наличие социальных проблем
и факторов, препятствующих их решению.
В этом разделе следует приводить убедительные
и не требующие особых пояснений статистические
данные, которые иллюстрируют наиболее
важные положения. Никоим образом нельзя
вводить в отчет промежуточные обоснования
выводов (например, описание индексов,
конструируемых для уплотнения информации,
корреляционных матриц, факторных статистик
и т. п.)- Как и в тексте программы, здесь
надо избегать специальной социологической
терминологии, пользоваться общедоступным
языком.
В отчете социологической лаборатории
п/о "Ижорский завод" (рук. А. М. Гришин),
составленном В. Б. Винишским, приводятся
данные опроса рабочих относительно их
удовлетворенности различными сторонами
производства и условий труда. После краткого
объяснения методики и перечня охваченных
подразделений автор отчета поименно
благодарит всех, кто содействовал исследованию
и участвовал в нем. Полторы страницы отведено
инструкции, как пользоваться сведениями
о корреляционных связях, а дальше последовательно
предложены таблицы значимых корреляций
между удовлетворенностью одним из перечисляемых
факторов и всеми остальными. Каждая такая
таблица сопровождается живым комментарием.
Например, интеркорреляции с показателем
"интересная работа" комментируются
следующим образом: работа интересна,
когда есть возможность раскрытия своих
способностей, сознание полезности своего
труда, чувство перспективы роста и т.
д.
Данная таблица имеет исключительно важное
значение. В ней перечислены "болевые
точки", на которые ни в коем случае
нельзя давить. Интерес — вещь весьма
деликатная: его сложно возбудить и очень
легко спугнуть.
Если вы хотите отбить у ваших сотрудников
интерес к выполняемой работе, создавайте
у них неудовлетворенность перечисленными
здесь параметрами.
- Предлагаемые решения, ожидаемые экономические
и социальные эффекты их реализации, способы
контроля успешности нововведений и, наконец,
указания службам органов управления,
ответственным за осуществление данных
мероприятий или заинтересованных в них.
- В заказах на опросы общественного мнения
и маркетинговые обследования раздел
"рекомендаций" как правило, не предусматривается.
Если заказчик нуждается в рекомендациях,
он в этих случаях использует советы экспертов
— политиков, экономистов, других специалистов.
Отчет социологической службы по результатам
опроса является здесь материалом для
осмысления и принятия решений специалистами
или же становится достоянием широкой
публики, которой исследователь не вправе
что-либо рекомендовать.
- Полный отчет по описанной форме разумно
снабдить краткой аннотацией (краткий
отчет) с отсылкой к соответствующим разделам
и приложениям основного текста.