Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2014 в 14:00, курсовая работа
Значительное расширение масштабов хозяйственной деятельности на современном этапе, а также возросшая потребность в усилении всех видов взаимосвязей в процессах управления материальными и денежными потоками обусловили основные требования к новым формам и методам, связанным с повышением эффективности управления производством, В связи с указанным особую роль и значение на современном этапе приобретает такая научная дисциплина, как логистика, формы и методы которой наиболее полно отвечают задачам глубокой и всесторонней интеграции производственно-хозяйственной деятельности и поиску оптимальных управленческих решений на различных этапах и уровнях управления производством.
Иногда в экономической литературе можно встретить мнение, что микрологистические системы являются отдельными звеньями макрологистических систем. Однако это не является обязательным. Производственно-хозяйственные структуры, входящие в макрологистическую систему, являясь юридически независимыми, могут выполнять все требования и функции данной системы, воспринимая их как факторы внешней среды. При этом свою внутрипроизводственную и хозяйственную деятельность они могут осуществлять традиционным образом.
С другой стороны, предприятие, функционирующее на основе логистической концепции, может не входить в макрологистическую систему, тем более, если ее нет. Оно строит свою деятельность как локальная микрологистическая система, адаптирующаяся к динамичности внешней среды.
Таких примеров большинство. Пока еще редки варианты, когда крупная макрологистическая система состоит из высокоинтегрированных микрологистических систем. Однако такие примеры существуют.
В зависимости от вида логистических цепей (каналов) логистические системы делятся на три вида.
1) Логистические системы с
2) Эшелонированные логистические системы.
3) Гибкие логистические системы.
Логистические системы с прямыми связями -- это системы, в которых материальный поток доводится до потребителя без участия посредников, на основе прямых хозяйственных связей.
Эшелонированные, или многоуровневые, логистические системы -- это системы, в которых материальный поток доводится до потребителя с участием как минимум одного посредника.
Гибкие логистические системы -- такие системы, в которых доведение материального потока до потребителя осуществляется как по прямым связям, так и с участием посредников.
3. Основные элементы и факторы, влияющие на выбор модели логистических систем
Важнейшей характеристикой логистических систем является целостная совокупность элементов, взаимодействующих друг с другом. Если рассматривать систему логистики в целом, то можно выделить семь ее основных элементов.
1. Закупка материальных ресурсов.
Это подсистема, которая обеспечивает поступление материальных потоков в логистическую систему.
2. Запасы.
Этот элемент логистических систем состоит из двух подсистем:
· подсистемы производственных запасов;
· подсистемы товарных запасов.
Запасы выполняют буферную роль между материально-техническим обеспечением, транспортом, производством и сбытом. Они позволяют оптимизировать функционирование всей системы. Это особенно важно в условиях быстрой реакции на изменения спроса. Запасы являются одним из важнейших факторов, определяющих ритмичность работы производства и транспорта. Они могут быть размещены непосредственно у производителя или различными путями приближены к потребителю.
3. Склады (системы хранения и переработки продукции).
В складское хозяйство включаются здания, сооружения, устройства, технологическое оборудование и т. д. На складах размещаются и хранятся производственные и товарные запасы. Как уже отмечалось, они являются преобразователями материальных и в значительной степени информационных потоков. Данный элемент логистики представляет собой сложную подсистему, состоящую из складского хозяйства конкретных предприятий, складских комплексов регионального характера для оптовой торговли, а при необходимости -- складских сооружений и оборудования для розничной торговли.
4. Транспорт (транспортная система).
Под данным элементом логистической системы подразумеваются не только транспортные средства, но и вся материально-техническая база, с помощью которой осуществляются транспортно-перемещающие процессы между поставщиком и потребителем. Данный элемент включает в себя также всю инфраструктуру, которая обеспечивает функционирование транспорта. В сущности, данный элемент представляет собой очень сложную и наиболее динамичную подсистему в логистике. Эта подсистема учитывает все транспортные связи, даже если поставщик и потребитель привлекают и оплачивают транспорт со стороны.
5. Обслуживание производства.
Это совокупность подразделений логистики, которые непосредственно обслуживают процесс производства. Они должны не просто определять и удовлетворять потребности производственных структур, но и быть способными сглаживать несоответствия спроса и наличия ресурсов внутри логистической системы.
6. Информационная связь и
Этот элемент состоит из двух тесно взаимосвязанных подсистем:
· информационной;
· контролирующей.
Информационная подсистема обеспечивает информационную связь между другими элементами логистической системы. Она принимает, обрабатывает и передает заказы, требования об отгрузке и транспортировке продукции.
Контролирующая подсистема обеспечивает соответствующее выполнение логистических операций и функций.
Обе подсистемы регулируют уровень и структуру статичных и динамичных потоков, направляют производство, определяют тактику предприятий в хозяйственной деятельности.
7. Кадры.
Это определенным образом организованный персонал, который управляет деятельностью логистических подсистем, занят выполнением логистических операций и осуществляет выполнение логистических задач для достижения логистических целей.
Элементы логистики определяют структуру модели логистической системы. Однако в свою очередь они зависят от размеров и целей логистической системы, от стратегии и тактики ее функционирования, от ее транспортно-складской модели.
Необходимо отметить, что постоянные структурные изменения на транспорте, рост цен на топливно-энергетические ресурсы, влияние научно-технического прогресса приводят к изменению стоимости складских, транспортно-экспедиционных, информационных и прочих работ. Исходя из этого, субъектам логистики приходится время от времени переоценивать не только транспортно-складскую стратегию, но и всю систему логистики.
Современные технологии в сфере производства и обращения, а также требования покупателей расширяют и усложняют ассортимент сырьевых и товарных ресурсов. Современные средства связи позволяют быстро обрабатывать и передавать сложную информацию. Прогрессивные системы обработки заказов не требуют однозначного ввода заказов только в хронологическом или приоритетном порядке. Нужная очередность их выполнения определяется самой логистической системой в зависимости от ситуации.
При разработке моделей логистических (макро- и микро-) систем пользователи должны учитывать влияние многих объективных и субъективных факторов, действующих на определенный момент времени. Важнейшие из них следующие:
1) Количество субъектов, входящих в логистическую систему, и их размещение.
Система может включать одно или несколько юридически зависимых или независимых предприятий сферы производства и обращения. Выбор модели логистической системы определяется потребностью в материальных, финансовых и трудовых ресурсах, а также маркетинговой стратегией на рынке товаров и услуг.
При формировании логистической системы, создании новых производств обязательно учитывается наличие и размещение поставщиков. Большинство хозяйственных структур не имеют возможности эффективно влиять на локализацию поставщиков или потребителей. Поэтому они стремятся размещать свои предприятия так, чтобы свести к минимуму транспортные издержки.
2) Число и размещение
Они могут располагаться непосредственно на предприятиях, объединяться в системы хранения и переработки материальных ресурсов, полученных от поставщиков, или в складские трансформационные центры (комплексы), ориентированные на удовлетворение запросов потребителей. При необходимости возможно создание промежуточных складов в непосредственной близости от потребителей.
В Соединенных Штатах 20% складских систем являются многопрофильными как по ассортименту перерабатываемых ресурсов, так и по функциональной деятельности. Еще 20% систем по хранению и переработке продукции оказывают дополнительные услуги по индивидуальным требованиям потребителей.
3) Транспортные модели.
При создании логистических систем разрабатывается несколько вариантов транспортных моделей. Каждый из них отличается издержками, видом транспорта, скоростью поставки, надежностью, ритмичностью, своеобразием упаковки и складирования. Определяется и реализуется оптимальный в сложившихся на данный момент условиях вариант. Однако при изменении условий, повлекших за собой изменение расчетных показателей, субъекты логистических систем должны иметь возможность воспользоваться другими вариантами транспортных моделей.
4) Связь.
Функциональные подразделения логистической системы всех уровней интегрированы не только транспортной, контрольной, но и коммуникационной связью, образующей сложные подсистемы. Взаимосвязь между подразделениями и подсистемами осуществляется с помощью телефона, телеграфа, кабельной связи, телекса, компьютерной сети и проч. Каждый из вышеперечисленных видов связи имеет свои преимущества и недостатки. Фактор оперативной связи играет очень важную роль в процессе функционирования логистической системы. Он влияет на уровень адаптации системы к окружающей среде, оказывает прямое воздействие на процессы принятия и реализации решений.
5) Информационная система.
Ее наличие является обязательным при создании логистических систем. Однако ее структура зависит от пользователей, в число которых включаются не только элементы данной системы, но и внешней среды.
Контроль над последними ограничен. В то же время большое влияние на вид информационной системы оказывает избранный подход при обработке заказов. В связи с этим система может быть централизованной или децентрализованной. Они различаются степенью интеграции, которая зависит от поставленных целей, избранной стратегии, состояния коммуникационной инфраструктуры и т. д.
Процесс формирования логистических систем основывается на логистических принципах и предполагает четкое взаимодействие и согласованность всех перечисленных ранее функциональных элементов с учетом влияния действующих факторов. Структура моделей логистической системы представляет собой специфическую организацию связей и отношений между подсистемами и составными элементами системы, а также взаимосогласованный состав этих подсистем и элементов, каждому из которых соответствует определенная функция.
Логистическим системам свойственна
полиструктурность, которая выражается
во взаимопереплетении разнокачественных подсистем, образующих несколько интегрированных
иерархических структур: производственно-
Особенностью логистических систем является то, что они относятся к системам с переменной структурой. Они подвижны, формируются применительно к условиям функционирования, обладают свойством быстрой реструктуризации.
Заключение
На основании вышеизложенного материала по данной теме контрольной работы можно сделать следующие выводы:
Системность логистики заключается в следующих свойствах:
- способность взаимодействия с
окружающей средой и
- наличие органа управления;
управляемость системы;
- вариантность поведения;
- наличие информационных
- наличие контуров обратной связи в каналах информации;
- целенаправленное поведение
Существуют следующие типы логистических систем:
1. Макрологические,в которых
а) региональные;
б) национальные;
в) трансконтинентальные.
2. Микрологистические.
Виды логистических систем:
1. Логистическая система с
2. Эшелонированные логистические системы;
3. Гибкие логистические системы.
Основными элементами и факторами, влияющими на выбор модели логистических систем являются:
1. Закупка материальных ресурсов.
2. Запасы.
3. Склады (системы хранения и переработки продукции).
4. Транспорт.
5. Обслуживание производства.
6. Информационная связь и
7. Кадры.
Особенностью логистических систем является то, что они относятся к системам с переменной структурой.
Таким образом, можно определить, что системный подход в логистике играет важную роль в планировании управления и контроля движения экономических и информационных потоков.
Информация о работе Основные элементы и факторы влияющие на выбор модели логистической системы