Основные этапы и способы применения статистических методов управления качеством

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2013 в 19:28, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является анализ применения статистических методов управления качеством на ООО«Завод МДФ»
Задачи курсовой работы:
изучить теоретические вопросы применения статистических методов управления качеством;
проанализировать применение статистических методов управления качеством на ООО «Завод МДФ»

Содержание работы

Введение
1. Теоретические вопросы применения статистических методов в управлении качеством.
1.1. История развития статистических методов в управлении качеством.
1.2. Понятие о статистических методах качества.
1.3. Освоение статистических методов.
1.4. Простые статистические методы.
2. Анализ применения статистических методов управлением в качестве на ООО «Завод МДФ».
2.1. Организационная характеристика предприятия,
2.2. Анализ качества продукции ООО «Завод МДФ»
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

Статистические методы.doc

— 1.24 Мб (Скачать файл)

  Используемые в сегодняшней практике предприятий статистические методы можно подразделить на следующие категории:

- методы высокого уровня  сложности, которые используются  разработчиками систем управления  предприятием или процессами. К  ним относятся методы кластерного  анализа, адаптивные робастные  статистики и др.;

- методы специальные,  которые используются при разработке операций технического контроля, планировании промышленных экспериментов, расчетах на точность и надежность и т.д.;

- методы общего назначения, в разработку которых большой  вклад внесли японские специалисты.  К ним относятся "Семь простых  методов" (или "Семь инструментов качества"), включающие в себя контрольные листки; метод расслоения; графики; диаграммы Парето; диаграммы Исикавы; гистограммы; контрольные карты.

 

1.3. Освоение статистических методов

 

   Определение потребности и выбор конкретных статистических методов в системе качества являются достаточно сложной и длительной работой аналитического и организационного характера. В связи с этим данную работу целесообразно вести на основе специальной программы, которая может содержать следующий комплекс организационных мероприятий (рис. 1). Начинать освоение статистических методов следует с применения простых и доступных и уже после этого переходить к более сложным методам. Учитывая трудности освоения статистических методов в производственной практике, эти методы целесообразно подразделять на два класса: простые и сложные методы.

   При выборе статистических методов стремятся к тому, чтобы они соответствовали характеру производственного процесса, наличию средств измерений и обработки статистической информации. Поскольку для решения определенной производственной проблемы можно выбрать несколько разных статистических методов, выбирается такой из них, который обеспечит достижение наилучшего результата при минимальных затратах.

 

Создание на предприятии  специальной службы и обеспечение методического руководство работами по применению статистических методов, оснащение ее надлежащими методическими средствами.

Определение состава  производственных проблем, подлежащих решению с помощью статистических методов.

Обучение работников предприятия статистическим методам.

Экономическая оценка эффективности  применения статистических методов.

 

Рис.1 Программа освоения статистических методов.

 

 

 

 

 

 

1.4. Простые статистические методы.

 

    Среди простых статистических методов, названных так ввиду их сравнительной несложности, убедительности и доступности, наибольшее распространение получили семь методов, выделенных в начале 50-х годов японскими специалистами под руководством К. Исикавы. В своей совокупности эти методы образуют эффективную систему методов контроля и анализа качества. С их помощью, по свидетельству самого К. Исикавы, может решаться от 50 до 95% всех проблем, находящихся в поле зрения производственников. Для применения семи простых методов не требует специального образования (стандартная японская программа обучения этим методам рассчитана на 20 занятий и ориентирована на уровень старшеклассников). О популярности семи простых методов можно судить по тому, что сегодня в японских фирмах ими владеют все - от президента до рядового рабочего.

   Семь простых  методов могут применяться в  любой последовательности, в любом  сочетании, в различных аналитических  ситуациях, их можно рассматривать  и как целостную систему, как  отдельные инструменты анализа.  В каждом конкретном случае предлагается определить состав и структуру рабочего набора методов. Хотя они являются простыми методами, но это отнюдь не значит, что при использовании многих из них нельзя воспользоваться компьютером, чтобы быстрее и без затруднений сделать подсчеты и наглядней представить статистические данные.

Согласно К. Исикаве в семь простых методов входят:

- гистограммы;

- временные ряды;

- диаграммы Парето;

- причинно-следственные диаграммы Исикавы;

- контрольные листки;

- контрольные карты;

- диаграммы рассеяния.

Кроме того на начальной  стадии работы часто используются еще  два приема:

- мозговая атака;

- схема процесса.

   Мозговая атака. Мозговая атака используется, чтобы помочь группе выработать наибольшее число идей по какой-либо проблеме в возможно коротко время, и может осуществляться двумя путями:

- Упорядоченно - каждый член группы подает идеи в порядке очередности по кругу или пропускает свою очередь до следующего раза. Таким способом можно побудить к разговору даже самых молчаливых людей, однако, здесь присутствует некоторый элемент давления, что может помешать.

- Неупорядоченно - члены группы просто подают идеи по мере того, как они приходят на ум. Так создается более раскованная атмосфера, правда, есть опасность, что самые говорливые возьмут верх.

   В обоих методах общие правила поведения одинаковы. Желательно придерживаться такой линии поведения:

- никогда не критиковать идей. Записывать на лист или доску каждую идею. Если слова видны всем, это помогает избежать неверного понимания и рождает новые идеи.

- каждый должен согласиться с вопросом или повесткой дня предстоящей мозговой атаки.

- заносить на доску или на лист слова выступающего буквально, не редактируя их.

- делать все быстро, лучше всего проводить мозговую атаку за 5 – 15 минут.

- выявление проблем.

- анализ проблем.

  Схема процесса. Схема процесса (последовательности операций, маршрутная карта) применяется, когда требуется проследить фактические или подразумеваемые стадии процесса, которые проходит изделие или услуга, чтобы можно было определить отклонения.

   При изучении схем процессов часто можно обнаружить скрытые ловушки, которые служат потенциальными источниками помех и трудностей.

   Необходимо собрать специалистов, располагающих наибольшими знаниями о данном процессе, для того, чтобы:

- построить последовательную схему стадий процесса, который действительно происходит;

- построить последовательную схему стадий процесса, который должен протекать, если все будет работать правильно;

- сравнить две схемы, чтобы найти, чем они отличаются, и таким образом найти точку, в которой возникают проблемы.

   Контрольный листок. Контрольный листок позволяет ответить на вопрос: "Как часто случается определенное событие?". С него начинается превращение мнений и предположений в факты. Построение контрольного листка включает в себя следующие шаги, предусматривающие необходимость:

- установить как можно точнее, какое событие будет наблюдаться. Каждый должен следить за одной и той же вещью;

- договориться о периоде, в течение которого будут собираться данные. Он может колебаться от часов до недель;

- построить форму, которая будет ясной и легкой для заполнения. В форме должны быть четко обозначены графы и колонки, должно быть достаточно места для внесения данных;

- собирать данные постоянно и честно, ничего не искажая. Еще раз убедитесь, что назначенное вами время достаточно для выполнения за дачи по сбору данных.

  Собранные данные должны быть однородными. Если это не так, необходимо сначала сгруппировать данные, а затем рассматривать их по отдельности.

   Временной ряд (линейный график). Временной ряд применяется, когда требуется самым простым способом представить ход изменения наблюдаемых данных за определенный период времени. Временной ряд предназначен для наглядного представления данных, очень прост в построении и использовании. Точки наносятся на график в том порядке, в каком они были собраны. Поскольку они обозначают изменение характеристики во времени, очень существенна последовательность данных.

   Опасность в использовании временного ряда заключается в тенденции считать важным любое изменение данных во времени.

   Временной ряд, как и другие виды графической техники, следует использовать, чтобы сосредоточить внимание на действительно существенных изменениях в системе.

  Одно из наиболее эффективных применений временного ряда заключается в выявлении существенных тенденций или изменений средней величины

 

Рис. 2. Временный ряд.

 

   Диаграмма Парето. Применяется, когда требуется представить относительную важность всех проблем или условий с целью выбора отправной точки для решения проблем, проследить за результатом или определить основную причину проблемы.

   Диаграмма Парето - это особая форма вертикального столбикового графика, которая помогает определить, какие имеются проблемы, и выбрать порядок их решения. Построение диаграммы Парето, основанное или на контрольных листках или на других формах сбора данных помогает привлечь внимание и усилия к действительно важным проблемам. Можно достичь большего, занимаясь самым высоким столбиком, не уделяя внимания меньшим столбикам.

 

 Рис.3. Диаграмма Парето

 

   Порядок построения диаграммы Парето:

 

- Выберите проблемы, которые необходимо сравнить и расположите их в порядке важности (путем мозговой атаки, используя существующие данные - отчеты).

- Определите критерий для сравнения единиц измерения (натуральные или стоимостные характеристики).

- Наметьте период времени для изучения.

- Сгруппируйте данные по категориям, сравните критерии каждой группы.

- Перечислите категории слева направо на горизонтальной оси 1 порядке уменьшения значения критерия. В последний столбик включите категории, имеющие наименьшее значение.

Причинно-следственная диаграмма (диаграмма Исикавы). Диаграмма Исикавы ("рыбий скелет") применяется, когда требуется исследовать и изобразить все возможные причины определенных проблем или условий.

   Позволяет представить соотношения между следствием, результатом и всеми возможными причинами, влияющими на них. Следствие, результат или проблема обычно обозначаются на правой стороне схемы, а главные воздействия или "причины" перечисляются на левой стороне.

Рис. 4. Причинно-следственная диаграмма.

 

   Порядок построения причинно-следственной диаграммы:

Начинайте процесс с  описания выбранной проблемы, а именно:

- ее особенности;

- где она возникает;

- когда проявляется;

- как далеко распространяется.

  Перечислите причины, необходимые для построения причинно следственной диаграммы одним из следующих способов:

- проведите мозговую атаку, на которой обсудите все возможные причины без предварительной подготовки;

- внимательно проследите все стадии производственного процесса и на контрольных листках укажите возможные причины возникающей проблемы.

- постройте действительную причинно-следственную диаграмму.

- попытайтесь дать толкование всем взаимосвязям.

   Чтобы отыскать основные причины проблемы, ищите причины, которые повторяются. Основные причинные категории нужно записывать в самом общем виде. Используйте как можно меньше слов.

   Гистограмма. Применяется, когда требуется исследовать и представить распределение данных о числе единиц в каждой категории с помощью столбикового графика. Как мы уже видели на диаграмме Парето, очень полезно представить в форме столбикового графика частоту, с которой появляется определенное событие (так называемое частотное распределение). Однако, диаграмма Парето имеет дело только с характеристиками продукции или услуги: типами дефектов, проблемами, угрозой безопасности и т. п. Гистограмма, напротив, имеет дело с измеряемыми данными (температура, толщина) и их распределением. Распределение может быть критическим, т.е. иметь максимум. Многие повторяющиеся события дают результаты, которые изменяются во времени.

   Гистограмма обнаруживает количество вариаций, которые имеет процесс. Типичная гистограмма может выглядеть так, как показано на рис. 5.

 

Рис.5. Гистограмма.

 

   Количество классов (столбиков на графике) определяется тем, как много взято образцов или сделано наблюдений.

   Некоторые процессы по своей природе искажены (несимметричны), поэтому не следует ожидать, что каждое распределение будет иметь форму колоколообразной кривой.

   Не доверяйте точности данных, если классы внезапно остановились на какой-то точке, например, границе спецификации, хотя перед этим число не уменьшалось.

   Если у кривой имеется два пика, это означает, что данные собраны из двух или более различных источников, т.е. смен, машин и т.п.

 

 

 

 

 

   Диаграмма рассеяния. Применяется, когда требуется представить, что происходит с одной из переменных величин, если другая переменная изменяется, и проверить предположение о взаимосвязи двух переменных величин.

   Диаграмма рассеяния используется для изучения возможной связи между двумя переменными величинами. Глядя на диаграмму рассеяния нельзя утверждать, что одна переменная служит причиной для другой, однако диаграмма проясняет, существует ли связь между ними и какова сила этой связи. Диаграмма рассеяния строится в таком порядке: по горизонтальной оси откладываются измерения величин одной переменной, а по вертикалькой оси - другой переменной. Вид типичной диаграммы рассеяния представлен на рис. 6.

 

 

Рис. 6. Диаграмма рассеяния.

 

 

Контрольная карта. Одним из основных инструментов в обширном арсенале статистических методов контроля качества являются контрольные карты. Принято считать, что идея контрольной карты принадлежит известному американскому статистику Уолтеру Л. Шухарту. Она была высказана в 1924 г. и обстоятельно описана в 1931 г.

Информация о работе Основные этапы и способы применения статистических методов управления качеством