Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 16:16, контрольная работа
Юридическую статистику интересуют далеко не все результаты той или иной деятельности, регулируемой правом, а только те, которые свидетельствуют о соблюдении или нарушении действующих правовых норм. Например, количественные результаты банковской деятельности в основе своей являются предметом банковской, финансовой и экономической статистики, а вот количественная сторона нарушений норм закона о банковской деятельности, финансового, гражданского или уголовного законодательства относится к юридической статистике. Причем соотношение между данными различных отраслей юридической статистики такое же, как между перекрещивающимися логическими кругами, имеющими общие «поля».
Юридическую статистику интересуют далеко не все результаты той или иной деятельности, регулируемой правом, а только те, которые свидетельствуют о соблюдении или нарушении действующих правовых норм. Например, количественные результаты банковской деятельности в основе своей являются предметом банковской, финансовой и экономической статистики, а вот количественная сторона нарушений норм закона о банковской деятельности, финансового, гражданского или уголовного законодательства относится к юридической статистике. Причем соотношение между данными различных отраслей юридической статистики такое же, как между перекрещивающимися логическими кругами, имеющими общие «поля».
К юридической статистике относятся не только статистические показатели правового характера, но и данные, имеющие то или иное юридическое значение. Способы совершения преступлений не регулируются правом и их использование нередко не является нарушением каких-то норм, но они могут иметь различное юридическое значение. В уголовном праве некоторые способы совершения преступлений (применение оружия, боеприпасов, физического или психического принуждения и др.) представляют собой квалифицирующие признаки или обстоятельства, отягчающие наказание. На массовом уровне эти способы отражаются в уголовно-правовой статистике. На единичном и массовом уровнях различные способы совершения преступлений (технические, химические, биологические и иные) представляют большой интерес для криминалистики в целях раскрытия преступлений и построения версий, а также для криминологии в целях профилактики возможных преступлений.
Из сферы сугубо «правовой» статистики выпадает множество других сведений, имеющих юридическое значение, например, данные о численности персонала органов уголовной юстиции, результативности их деятельности, причинах и обстоятельствах совершения преступлений и иных правонарушений, личности правонарушителей, путях и способах предупреждения преступлений и других правонарушений. Но они вполне укладываются в предмет юридической статистики.
Если дифференцировать юридическую статистику по отраслям права и другим юридическим наукам, опирающимся на ее данные, то каждой юридической научной дисциплине соответствует своя отрасль или подотрасль юридической статистики. Есть достаточные основания говорить о статистике уголовно-правовой, уголовно-процессуальной, гражданско-правовой, гражданско-процессуальной, административно-правовой, пенитенциарно-правовой, финансово-правовой, избирательно-правовой и т.д., а также о криминологической, криминалистической, судебно-медицинской, судебно-психиатрической. Есть и другой срез: статистика органов дознания, предварительного следствия, прокурорского надзора, судов, адвокатуры, нотариата, органов исполнения наказания, которая может интегрировать в себе различные отрасли юридической статистики применительно к деятельности того или иного органа. Например, в отчетности федеральных судов, арбитражных и общей юрисдикции, об уголовном, административном и гражданском судопроизводстве может присутствовать весь спектр отраслей юридической статистики. То же, хотя и с определенными поправками, можно сказать об отчетности прокуратуры и милиции, где отчетность не делится по отраслям права и юридическим дисциплинам.
Учитывая степень научной и практической разработки различных отраслей юридической статистики, мы ограничим их рассмотрение тремя комплексными отраслями: уголовно-правовой, административно-правовой и гражданско-правовой. Комплексными в том смысле, что каждая из них, кроме собственно своей сферы, охватывает все иные смежные правоотношения.
1. Уголовно-правовая статистика имеет своим непосредственным объектом количественную сторону преступности, судимости и деятельности государственных органов по борьбе с преступностью, предупреждению преступных проявлений и исправлению правонарушителей. Она подразделяется на следующие разделы:
а) статистику предварительного расследования, учитывающую преступность и деятельность органов предварительного расследования (количество возбужденных уголовных дел, зарегистрированных преступлений, совершивших их лиц, задержанных, арестованных, сроки расследования, раскрываемость, возвращенных на дополнительное расследование дел и другие показатели);
б) статистику уголовного судопроизводства, охватывающую учет судимости и деятельности судов (количество рассмотренных уголовных дел, осужденных, освобожденных от уголовной ответственности и наказания, оправданных, меры наказания, работу кассационной и надзорной инстанций, мировых судей и т. п.);
в) статистику исполнения приговоров, включающую учет деятельности прокуратуры по надзору за местами лишения свободы и исправительными учреждениями, а также работу судов по условно-досрочному освобождению и замене наказания более мягким (учет осужденных заключенных, подследственных заключенных, по срокам наказания, срокам содержания под стражей, видам преступлений и другим показателям).
В последние годы в виде самостоятельной отрасли или подотрасли выделяется криминологическая статистика, которая тесно связана с уголовно-правовой и рассматривается как часть криминологии, изучающая количественные характеристики преступности, ее причин, личности преступника и профилактической деятельности. Указанные характеристики в большинстве своем лежат как в рамках, так и за рамками уголовно-правовой статистики, особенно такие, как латентная преступность, причинная обусловленность преступности и отдельных преступлений, процесс формирования личности преступника и мотивации преступного поведения, деятельность субъектов профилактики, которые не относятся к правоохранительным органам. Один из разделов криминологической статистики — виктимилогическая статистика, т. е. статистика о жертвах преступлений или потерпевших от преступлений и их роли в генезисе преступлений.
Особое место в
2. Административно-правовая
статистика занимается учетом
административных
В России общее число органов, обладающих административной юрисдикцией, велико, более тридцати пяти. К ним относятся органы внутренних дел, железнодорожного, воздушного, водного и городского транспорта; санитарного, технического, пожарного, охотничьего, экологического, пробирного, атомного, ветеринарного надзора; водо- и рыбоохраны, таможенного и пограничного контроля и т. д. Особое место в системе субъектов административной юрисдикции занимают суды, роль которых в последние годы интенсивно возрастает.
По своему характеру административно-
3.Гражданско-правовая
Гражданско-правовая статистика включает в себя статистику:
а) судов общей юрисдикции, специализированных судов и мировых судей по рассмотрению гражданских дел, их число, характер, порядок и сроки прохождения, решения по делам первой, второй и надзорной инстанций, ошибки и нарушения законов при рассмотрении дел и другие показатели;
б) аналогичные сведения о деятельности арбитражных судов по решению экономических и иных споров по первой, апелляционной, кассационной и надзорной инстанциями;
в) исполнения судебных решений;
г) о составе судов, присяжных, народных и арбитражных заседателей.
Особое место в гражданско-
Юридическая статистика не
исчерпывается тремя
2 Понятие статистической сводки и группировки
В результате статистического наблюдения (первой стадии статистического исследования) получают статистическую информацию, представленную огромным количеством первичных сведений, отраженных в статистических карточках, учетных журналах и других первичных документах. Все эти сведения характеризуют лишь отдельные единицы исследуемой совокупности (например, пол, возраст, национальность, образование и другие признаки, характеризующие отдельных лиц, совершивших преступления). С помощью разрозненных сведений нельзя сделать выводы об объекте исследования в целом.
Для того, чтобы дать сводную характеристику правовым и юридически значимым явлениям и процессам, необходимо привести материалы статистического наблюдения (разнообразные данные об отдельных правонарушителях, преступлениях, уголовных делах, гражданских исках и т.д.) в определенный порядок, систематизировать, что достигается на втором этапе статистического исследования, называемом статистической сводкой.
Статистическая сводка представляет собой научную обработку материалов статистического наблюдения, включающую в себя систематизацию и группировку первичных статистических сведений, внесение их в таблицы, подсчет групповых и общих итогов, расчет производных показателей для характеристики групп и объекта в целом (процентов, коэффициентов, средних).
Статистическая сводка позволяет перейти от первичных материалов из статистических карточек, журналов учета и т.д. к обобщающей характеристике совокупности в целом (от отдельных преступлений к преступности как социально-правовому явлению и т.п.), осуществлять анализ и прогнозировать развитие изучаемых явлений и процессов.
Статистическая сводка не менее важна, чем статистическое наблюдение, так как неправильная обработка материалов может привести к утрате первоначального (истинного) смысла первичных данных. Поэтому статистическая сводка должна проводиться по определенной программе и плану.
Программа статистической сводки включает следующие этапы:
−разработка системы показателей, характеризующих преступность или другое социально-правовое явление в целом и его отдельные группы;
−статистическая группировка полученных данных;
−подсчет групповых и общих итогов (техника (вручную, на ЭВМ) и способы сводки);
−разработка макетов сводных статистических таблиц для представления результатов сводки (например, форм статистической отчетности).
Содержание программы сводки определяется задачами конкретного статистического исследования.
План статистической сводки содержит информацию о последовательности и сроках выполнения отдельных этапов сводки, ее исполнителях и порядке представления результатов.
По форме (способу) обработки статистических данных сводка может быть децентрализованной (документы первичного учета сводятся на местах и в вышестоящий орган направляются уже в окончательном варианте), смешанной (обработка первичного материал осуществляется частично на местах и завершается полностью в вышестоящем органе) и централизованной (первичные данные обрабатываются в центральном органе, на пример Госкомстате РФ или ГИЦМВДРФ).
Наиболее распространенной в правоохранительных органах и органах юстиции является смешанная форма сводки. Местными органами внутренних дел, прокуратурой или судом на основании первичных документов составляется отчетность, которая обобщается по региону на уровне субъекта Федерации, а затем ведомственная обработка данных завершается в ГИЦМВДРФ, Генеральной прокуратуре или Министерстве юстиции РФ, и в
виде государственной статистической отчетности предстает в Госкомстат РФ, где обобщается вместе с отчетностью по другим отраслям.
В основе сводки любого статистического материала всегда лежит группировка (объединение в группы) отдельных единиц совокупности.
Статистическая группировка – это процесс расчленения статистической совокупности на качественно однородные группы или объединения единичных случаев в качественно однородные группы по существенным для них признакам. Например, группировка преступлений по видам, категориям тяжести, способам совершения, объекту посягательства (против личности, государства, в сфере экономики и т.д.) и т.п. Отбор существенных (группировочных) признаков определяется целями и задачами исследования. При этом правильный отбор таких признаков является очень важным моментом, поскольку применение различных приемов группировок при анализе одного и того же статистического материала может привести к совершенно противоположным выводам. Поэтому для выявления закономерностей развития правовых явлений и процессов необходимо применять такие группировочные признаки, которые вытекают из реально существующих закономерностей.