Понятие статистического учёта. Развитие учёта в современных условия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2013 в 23:18, реферат

Описание работы

Управление социально-экономическими процессами как на макро, так и на микро уровне требует наличия значительного объема информации. При этом сбор и анализ информации о макроэкономических показателях, об объемах производства и уровне издержек в отраслях экономики, об уроне доходов населения и демографических показателях не возможен на уровне предприятия или отдельного частного лица. Таким образом, возникает необходимость в организации статистического учета на государственном уровне.

Содержание работы

Введение. 3 1.Общие принципы организации статистического учёта в Российской Федерации. 4
2. Задачи государственной статистики. 5
3. Государственный статистический регистр. 6
4. Основные функции Госкомстата России. 7

5. Формирование единого информационного пространства
Российской Федерации. 10
6. Научно-методическая деятельность Госкомстата России. 14
7. Методология ведения КСП. 17
Заключение. 20
Список литературы.

Файлы: 1 файл

Соц. статистика.doc

— 103.00 Кб (Скачать файл)

Статистическая информация, полученная федеральным органом  исполнительной власти в области статистической деятельности и его территориальными органами в рамках выполнения Федеральной программы статистических работ, предоставляется федеральным органам законодательной и исполнительной власти, судам, органам прокуратуры, органам законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления на безвозмездной основе.

Юридическим лицам и гражданам  по их запросам статистическая информация предоставляется на платной основе.

Статистической информации с ограниченным доступом предоставляется пользователям в соответствии с законодательством Российской Федерации.

5. Формирование единого информационного пространства.

В процессе осуществления  статистического учета Федеральные  органы исполнительной власти и их территориальные органы взаимодействуют с судами, Центральным банком Российской Федерации, органами прокуратуры, государственной налоговой инспекцией государственными внебюджетными фондами и другими государственными организациями.

Взаимодействие осуществляется на основании соответствующих соглашений между Госкомстатом РФ и соответствующей организацией, так взаимодействие с Центральным банком осуществляется на основании «Соглашения об информационном взаимодействии Государственного комитета Российской Федерации по статистике и Центрального банка Российской Федерации», введенного Приказом Госкомстата РФ от 15 октября 2003 г. N 465 "Об информационном взаимодействии Государственного комитета Российской Федерации по статистике и Центрального банка Российской Федерации", а взаимодействие с Государственной налоговой инспекцией – «Порядка взаимодействия Министерства Российской Федерации по налогам и сборам и Государственного комитета Российской Федерации по статистике при государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в электронном виде", утвержденного Приказом МНС РФ и Госкомстата РФ от 31 декабря 2003 г. N БГ-3-09/738/531.

Целями информационного взаимодействия между Госкомстатом РФ и Центральным  банком РФ являются:

- создание условий для повышения уровня информационного обеспечения деятельности Сторон, принятия управленческих решений;

- обеспечение совместимости информационных  ресурсов Сторон; организация обмена  статистической информацией между  ними; повышение эффективности использования государственных информационных ресурсов.

Информационное взаимодействие между  Госкомстатом РФ и Центральным банком РФ осуществляется в следующих направлениях:

- предоставление официальной статистической  информации, разрабатываемой в рамках  Федеральной программы статистических работ;

- предоставление сводных данных  банковской отчетности;

- взаимный обмен методическими  материалами и оказание консультаций  по ним;

- проведение Госкомстатом России  и его территориальными органами  статистических работ, не входящих в Федеральную программу статистических работ, по заказу Банка России при условии их финансирования на федеральном и региональном уровнях;

- обеспечение обязательности применения  Единой системы классификации  и кодирования информации в  целях достижения совместимости информационных ресурсов, создаваемых Сторонами.

Для достижения целей информационного  взаимодействия стороны:

- обеспечивают согласование нормативных  правовых актов по направлениям  информационного взаимодействия, предусмотренного  настоящим Соглашением;

- решают методологические и  организационные вопросы взаимодействия  баз данных, формирующихся у Сторон;

- используют единую идентификацию  субъектов учета, основанную на  применении общероссийских классификаторов;

- организуют по согласованным перечням и форме взаимный обмен информацией (без права использования ее в коммерческих целях);

- координируют информационное  взаимодействие между территориальными  органами Госкомстата России  и территориальными учреждениями  Банка России;

- при необходимости  проводят совместные мероприятия  по организации и проведению  профессиональной подготовки своих  сотрудников (совещания, семинары  и т.д.);

- заключают дополнительные  договоры по вопросам, представляющим  обоюдный интерес.

При этом стороны обязуются: не разглашать (не распространять) информацию, предоставляемую в соответствии с настоящим Соглашением без письменного согласия Стороны, предоставившей эту информацию;

- не разглашать в  общем и в частности какой-либо  третьей Стороне и не использовать при формировании расчетных данных для публикаций информацию, представляемую в рамках настоящего Соглашения, до ее официального опубликования Стороной, представившей информацию, кроме случаев, установленных законодательством Российской Федерации.

В процесс информационного взаимодействия на Госкомстат России возлагаются следующие обязанности:

- предоставление официальной  статистической информации, разрабатываемой  органами государственной статистики  в соответствии с Федеральной  программой статистических работ;

- координация работы  территориальных органов Госкомстата  России по их взаимодействию  с территориальными учреждениями  Банка России;

- предоставление Банку  России Общероссийских классификаторов  технико-экономической и социальной  информации и изменений к ним, ответственность за ведение которых возложена на Госкомстат России;

- ежегодное предоставление  в согласованном формате Банку  России на федеральном уровне  сведений о кодах юридических  ниц - учредителей (участников) кредитных  организаций (ОКАТО, ОКОГУ, ОКФС, ОКОПФ), присвоенных органами государственной статистики в соответствии с общероссийскими классификаторами технико-экономической и социальной информации. Указанные сведения предоставляются на основании списков кодов ОКПО юридических лиц - учредителей (участников) кредитных организаций, направляемых Банком России в Госкомстат России;

- проведение на федеральном  уровне совместно с Банком  России работы по ежегодной  сверке информации о кредитных  организациях (филиалах), содержащейся  в Едином государственном регистре предприятий и организаций всех форм собственное и и хозяйствования (ЕГРПО) и Книге государственной регистрации кредитных организаций для обеспечения ее полноты и достоверности;

- обеспечение в обязательном  порядке ссылки на источник  информации при использовании данных, предоставленных Банком России.

На Банк России возлагаются  следующие обязанности:

- предоставление Госкомстату  России сводных данных банковской  отчетности (включая сроки представления,  разрезы разработки и способы  предоставления информации);

- координация работы  территориальных учреждений Банка  России по их взаимодействию  с территориальными органами  Госкомстата России по упорядочению  взаимного предоставления статистической  информации;

- проведение на федеральном  уровне совместно с Госкомстатом России работы по ежегодной сверке информации о кредитных организациях (филиалах), содержащейся в ЕГРПО и Книге государственной регистрации кредитных организаций, для обеспечения ее полноты и достоверности;

- обеспечение в обязательном  порядке ссылки на источник информации при использовании данных, предоставленных Госкомстатом России.

Обмен информацией между  Сторонами, территориальными учреждениями Банка России и территориальными органами Госкомстата России осуществляется на основании Перечней статистической информации, предоставляемой на федеральном и региональном уровнях. Согласование Перечней статистической информации, предоставляемой на безвозмездной основе Госкомстатом России и Банком России, производится по мере необходимости.

 

6. Научно-методическая деятельность Госкомстата России

Научно-методологическая деятельность в Госкомстате России проводится в соответствии с Федеральным  законом от 23 августа 1996 г. N 127-ФЗ "О  науке и государственной научно-технической  политике", Положением о Государственном комитете Российской Федерации по статистике, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 2 февраля 2001 г. N 85, Федеральным законом от 6 мая 1999 г. N 97-ФЗ "О конкурсах на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд", другими правовыми актами по вопросам науки, федеральными целевыми комплексными программами, Федеральной программой статистических работ, приказами Госкомстата России, Положением об организации научно-методологической деятельности Госкомстата России и организуется на основе Программы долгосрочного развития государственной статистической системы и Плана научно-методологической работы Госкомстата России на год.

Под научно-методологической деятельностью Госкомстата России понимается разработка и совершенствование научно обоснованной официальной статистической методологии для проведения государственных статистических наблюдений и формирования статистических показателей, обеспечение соответствия официальной статистической методологии международным статистическим стандартам.

Основными целями и задачами научно-методологической деятельности Госкомстата России являются:

- переход к применению  научно обоснованной системы  статистических показателей, характеризующих  состояние рыночной экономики и социальной сферы страны и отвечающих требованиям эффективного ее функционирования в интересах общества;

- формирование единой  методологической основы разработки  статистической информации, как  в целом, так и по отдельным  отраслям экономики и социальной сферы;

- обеспечение соответствия  официальной статистической методологии  в Российской Федерации международным  статистическим стандартам;

- совершенствование методов  сбора, обработки, хранения и  представления статистических данных, в том числе на основе современных информационных технологий;

- обеспечение максимальной  оперативности, объективности и  качества разрабатываемой статистической  информации.

Научно-методологическая деятельность Госкомстата России осуществляется по следующим направлениям: разработка и совершенствование научно обоснованной методологии проведения государственных статистических наблюдений и формирования статистических показателей; разработка и совершенствование системы статистических показателей, характеризующих состояние экономики и социальной сферы страны; совершенствование методов анализа и обработки информации, получаемой в ходе статистических наблюдений; развитие информационной системы государственной статистики, обеспечение ее совместимости и взаимодействия с другими государственными информационными системами по формированию государственных информационных ресурсов об экономическом, демографическом и социальном положении страны в едином информационном пространстве Российской Федерации; обеспечение хранения и защиты официальной статистической информации.

Планирование научно-методологической работы Госкомстата России на год  осуществляется на основе Программы  долгосрочного развития государственной  статистической системы и программ развития отраслей статистики в пределах выделяемых средств бюджетных ассигнований на "фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу", а также средств из других предусмотренных законодательством источников.

Разработка Плана научно-методологической работы Госкомстата России на год и организация его исполнения осуществляется в соответствие с Положением об организации научно-методологической деятельности Госкомстата России

Одним из направлений  научно-методической работы Госкомстата  России является формирование системы  статистических показателей, которые находят своё отражение в каталоге статистических показателей (КСП).

 

7. Методология ведения КСП

Каталог статистических показателей - развивающаяся система, способная к изменениям применительно  к новым условиям и потребностям в статистической информации, которая постоянно актуализируется.

Ведение Каталога представляет собой совокупность операций, связанных  с его функционированием, движением, изменением состава, характера показателей  и признаков, системой кодирования, хранения, рассматриваемых как постоянный процесс.

Все показатели, используемые в органах государственной статистики, подлежат обязательной загрузке в КСП, согласно "Временному порядку ведения  Электронного каталога статистических показателей", утвержденному руководством Госкомстата России 01.04.1999 г.

Изменение оснований  показателей во времени при изучении одних и тех же явлений, по определению, невозможно. Поэтому процесс изменения  показателей КСП сводится к процессу изменения их состава, характера, тесно  связанных с практикой пересмотра форм статистической отчетности, совершенствования комплексов, уточнения других источников информации.

Все регистрируемые в  КСП показатели являются отражением процесса этих изменений. Задача состоит  в том, чтобы своевременно, а также  структурно и методологически грамотно загружать в КСП показатели с учетом разработанных в данном проекте положений, исключая при этом дублирование ранее загруженных показателей.

Загрузка показателей  в КСП должна проводиться в  полном соответствии с предлагаемой межотраслевой структурой рубрикатора с учетом их систематизации внутри рубрик (подрубрик). Это означает, что местоположение новых показателей определяется соответствием их характера характеру отдельных рубрик (подрубрик) в КСП. При этом они должны располагаться не в конце рубрики (подрубрики), а внутри соответствующих рубрик (подрубрик), групп, подгрупп, выделенных в процессе внутренней систематизации показателей.

Информация о работе Понятие статистического учёта. Развитие учёта в современных условия