Правовая статистика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2012 в 11:12, контрольная работа

Описание работы

Увеличение и усложнение задач и функций, стоящих перед органами внутренних дел, повышение требовании к эффективности управления ими и усиление интенсивности их работы вызывает повышенное внимание к вопросам анализа комплекса факторов, влияющих на состояние правопорядка, так как успешная деятельность системы органов внутренних дел возможна только на основе систематического изучения как причин и условий, порождающих эти правонарушения и способствующих их совершению, так и мер, предпринимаемых государственными и общественными организациями по борьбе с ними.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ.......................................................................................................

1. МЕТОДИКА ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ В ОРГАНАХ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ


2. ПРАВОВАЯ СТАТИСТИКА КАК ОТРАСЛЬ НАУКИ СТАТИСТИКИ, ЕЕ ПРЕДМЕТ, МЕТОД, ЗАДАЧИ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ.........................................................................


3. ТАБЛИЧНЫЙ И ГРАФИЧЕСКИЙ МЕТОДЫ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ДАННЫХ ПРАВОВОЙ СТАТИСТИКИ.......................................................


4. ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ....................................................................

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ........................................

Файлы: 1 файл

К.Р. ПО ПРАВОВОЙ СТАТИСТИКЕ..doc

— 135.00 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

ВВЕДЕНИЕ.......................................................................................................

2

 

 

1. МЕТОДИКА ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ  ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ  В ОРГАНАХ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

 

3

 

 
   

2.  ПРАВОВАЯ СТАТИСТИКА  КАК ОТРАСЛЬ НАУКИ СТАТИСТИКИ, ЕЕ ПРЕДМЕТ, МЕТОД, ЗАДАЧИ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ.........................................................................

 
 

10

 

 
   

3. ТАБЛИЧНЫЙ И ГРАФИЧЕСКИЙ  МЕТОДЫ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ДАННЫХ  ПРАВОВОЙ СТАТИСТИКИ.......................................................

 

12

 

 
   

4. ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ....................................................................

14

 

 
   

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ........................................

17


 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время информационно-аналитическая работа широко внедряется в деятельность всей системы органов внутренних дел и осуществляется на сегодняшний день, как на всех уровнях, так и всеми службами и подразделениями системы.

Как отмечается в работах  по кибернетике и управлению, компетентность и обоснованность управления социальными системами находится в прямой зависимости от уровня информационной обеспеченности, управление неразрывно связано с информационными процессами, происходящими как внутри системы, так и в окружающей ее среде функционирования. Таким образом, информационные процессы, составляют основу управления, так как любой управленческий цикл осуществляется в пределах поступающей в систему информации. В связи с этим, рассмотрение вопросов организации информационного обеспечения управления органами внутренних дел и путей его совершенствования имеет как теоретическое, так и чисто практическое значение, а также является необходимой предпосылкой внедрения электронно-вычислительной техники в управленческую, административную, следственную и оперативно-розыскную деятельность органов внутренних дел. Все это, в конечном счете, определяет важность информационного обеспечения управления в органах внутренних дел. Как известно, развитие общества и эффективность функционирования всех его социальных институтов идет тем успешней, чем правильней обеспечивается учет взаимосвязи объективных закономерностей и существующих субъективных факторов общественной жизни. Поэтому справедливо отмечается, что управлять общественными процессами - это значит проводить реалистическую политику, основанную на учете объективных закономерностей общественного развития.

Увеличение и усложнение задач и функций, стоящих перед  органами внутренних дел, повышение  требовании к эффективности управления ими и усиление интенсивности их работы вызывает повышенное внимание к вопросам анализа комплекса факторов, влияющих на состояние правопорядка, так как успешная деятельность системы органов внутренних дел возможна только на основе систематического изучения как причин и условий, порождающих эти правонарушения и способствующих их совершению, так и мер, предпринимаемых государственными и общественными организациями по борьбе с ними.

 

1. МЕТОДИКА  ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКОЙ  РАБОТЫ В ОРГАНАХ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

 

Изучение информации об оказывающих влияние на состояние  правопорядка факторах внешней среды  в сопоставлении с уже полученными  выводами анализа по первому блоку  дает возможность объяснить сформировавшиеся закономерности и тенденции развития правонарушений вполне определенными географическими, политическими, социально-экономическими и демографическими факторами, выявить объективные причины этих отклонений и определить обстоятельства, способствующие совершению отдельных видов правонарушений и их распространенности.

При анализе информации о состоянии органа внутренних дел  и его деятельности выясняется, насколько  его внутренние параметры (структура, штаты, функциональные обязанности, расстановка  сил и средств и прочее) отвечают состоянию правопорядка и детерминирующим его условиям внешней среды, а также насколько изменения в организации деятельности органа соответствовали изменениям в состоянии правопорядка и насколько гибкой оказалась организация органа для адекватной реакции на конкретные ситуации в оперативной обстановке. В этом же блоке устанавливается, какие формы и методы деятельности органа по борьбе с правонарушениями оказались эффективными, а какие не дали ожидаемого результата и в чем состоят причины успехов и неудач в каждой отдельной области работы.

 

Переходя к рассмотрению конкретных методов исследований отдельных  компонентов оперативной обстановки, необходимо сделать несколько общих  замечаний.

Хотя об оперативной  обстановке, в основном, и дают представление  абсолютные значения того или иного  показателя (количество совершенных и раскрываемых преступлений, количество предотвращаемых и т.п.), однако, зачастую, эти показатели целесообразно рассматривать в совокупности с их преобразованными относительными показателями (такими, как уровень преступности, коэффициенты криминогенной активности, плотность милиции, нагрузка на основные категории сотрудников и т.п.). Это позволяет более объективно говорить об интенсивности анализируемого показателя и использовать его для сравнительных оценок.

Наряду с этим, следует помнить, что искать тенденции преступности в масштабах района, если число регистрируемых преступлений незначительно, видимо, не следует, так как закономерности в статистике проявляются лишь при большом массиве регистрируемых преступлений. Тем более не следует искать тенденции в этих масштабах на основе статистики отдельных групп и, особенно, конкретных видов преступлений, носящих зачастую ситуативный характер.

В связи с этим следует  иметь в виду, что для статистического  изучения правопорядка в районе цифровых сведений о состоянии только преступности недостаточно. Здесь надо собирать и исследовать статистику о всех правонарушениях, так как только эта совокупность отражает в полной мере состояние общественного порядка и общественной безопасности (причем, многие административные правонарушения и уголовно наказуемые деяния носят пограничный характер), а, во-вторых, их значительный массив позволяет делать более обоснованные выводы о существующих тенденциях и закономерностях.

Кроме того, эффективность  административной деятельности милиции зачастую имеет и прямое отношение к состоянию преступности и ее отдельных видов (уголовно наказуемое хулиганство и мелкое хулиганство, борьба с пьянством и количество преступлений, совершенных в состоянии алкогольного опьянения и пр.).

Также следует отметить, что все показатели, характеризующие  оперативную обстановку, должны обязательно  изучаться в динамике и в сравнении  с аналогичными показателями, являющимися  средними по региону (либо сравнение  с органами, функционирующими в аналогичных условиях). Оценка в данных случаях проводится путем сравнения показателя, характеризующего деятельность органа, и усредненного аналогичного показателя по региону в целом или соответствующих показателей аналогичного региона.

Исследование правонарушений проводится, главным образом, на основе изучения статистических сведений о зарегистрированных преступлениях и административных правонарушениях, сосредоточенных в органах внутренних дел, органах юстиции и судах.

Как правило, исследование правонарушений начинается с анализа динамики зарегистрированных правонарушений за отчетный период. Для осуществления этого вида анализа составляются так называемые сравнительные таблицы, которые характеризуют общее количество зарегистрированных преступлений и административных правонарушений, количество преступлений, зарегистрированных по линиям отдельных служб, а также количество правонарушений по отдельным составам (например: общее количество зарегистрированных преступлений, преступления, регистрируемые по линии УР, БЭП, др. служб, тяжкие, против личности, убийства, разбои и пр.)

Абсолютный прирост, темпы  роста (прироста) по данным сравнительным  таблицам рассчитываются либо цепным методом (сравнение с предшествующим периодом, взятым за 100%, а при небольшом  количестве рассчитывается лишь абсолютный прирост), либо методом постоянной базы (когда сравнение осуществляется по отношению к какому-то периоду (году), взятому как база. Метод постоянной базы позволяет выявить принципиальную тенденцию в динамике за анализируемый период. Цепной же метод дает возможность уточнить динамику и представить изменения внутри рассматриваемого периода.

При помощи расчета показателей  динамики определяется, какие службы, а внутри них какие группы и  виды правонарушений предопределили изменение динамики всего массива правонарушений, зарегистрированных за анализируемый период.

Полученные в результате расчетов показатели динамики обязательно  сравниваются с аналогичными показателями по региону в целом, а также  с аналогичными показателями по органу за предшествующий период, либо за аналогичный период предшествующего года (например, показатели динамики зарегистрированных преступлений за второй квартал сравниваются с показателями динамики за первый квартал, либо с показателями динамики второго квартала предшествующего года).

Однако при расчете  показателей динамики необходимо учитывать, что, чем меньше исследуемый временный  период, тем меньше возможность для  дробного деления правонарушений на группы и виды, т. к. выводы о каких-либо тенденциях отдельных видов преступлений на основе, например, месячных данных, будут абсурдны. В данном случае можно говорить лишь о тенденциях преступности в целом или, по крайней мере, ее отдельных групп. Сравнение же динамики не только с предшествующим периодом, а с аналогичным периодом предшествующего года будет учитывать так называемые сезонные колебания состояния правопорядка, которые зачастую бывают весьма значительны.

Для того чтобы исключить  при оценке состояния правопорядка влияние изменяемой численности  населения региона, используется такой относительный показатель, как уровень правонарушений (либо уровень преступности), рассчитываемый как количество зарегистрированных правонарушений по отношению к количеству населения (выраженному в 10 тыс. или 100 тыс. человек).

Расчет уровня правонарушений (преступности) дает возможность сравнить состояние правонарушений, как во времени, так и в пространстве. С его помощью можно сравнивать состояние преступности в нынешнем году с состоянием преступности за любой минувший год, несмотря на то, что численность населения в регионе за эти годы как угодно сократилась или увеличилась. Применение данного показателя позволяет также сравнивать состояние преступности в исследуемом регионе с состоянием преступности в любом другом, как угодно большом или малом, а также в регионе и в России в целом. Таким образом, расчет этого показателя, отвечает на вопрос, является ли увеличение количества регистрируемых преступлений ростом собственно преступности или это следствие роста количества населения в регионе, то есть позволяет определить реально степень сложности оперативной обстановки.

В процессе анализа рассчитываются различные показатели уровня. Так, в  частности, рассчитывается общий уровень  преступности, уровень административных правонарушений, уровень преступности несовершеннолетних (по отношению к количеству лиц в возрасте 14--17 лет), уровень рецидивной преступности(по отношению к количеству проживающих в регионе лиц, ранее судимых), уровень дорожно-транспортных происшествий (по отношению к количеству состоящего на учете автотранспорта либо протяженности дорог) и пр.

Интересным с точки  зрения анализа являются не только сравнение показателей уровней  с аналогичными показателями по региону  в целом или с показателями предшествующего периода, но и сопряжение различных сравнительных показателей уровня, между которыми существуют определенные корреляционные зависимости. Так, например, обнаружение существенных различий в сравнительных показателях изменения уровня преступности и уровня административных правонарушений может свидетельствовать о недостатках административной практики. Аналогичным образом проводится сопряжение и между другими взаимосвязанными сравнительными показателями (такими, например, как уровень судимого населения, уровень рецидивной преступности и пр.)

Анализ структуры правонарушений позволяет определить распространенность каждой группы правонарушений или вида правонарушений в исследуемой совокупности зарегистрированных правонарушений в  регионе обслуживания. Структура  исчисляется как долевое соотношение отдельных групп или видов правонарушений в общем количестве зарегистрированных правонарушений. В процессе комплексного анализа, как правило, исчисляются: доля преступности по линиям отдельных служб (УР, БЭП, др. служб) в общем количестве зарегистрированных преступлений, далее структура отдельных групп преступлений (тяжких преступлений, преступлений против личности, преступления против собственности и пр.); структура отдельных видов преступлений, а также структура административных правонарушений.

Рассчитанные показатели структуры  также, как и показатели динамики, для их оценки соотносятся с аналогичными показателями предшествующего периода  и со средними показателями по региону  в целом. Однако, при анализе структуры  необходимо учитывать, что этот показатель может эффективно работать лишь при достаточно большом исходном массиве зарегистрированных правонарушений. При небольшом массиве структуру более целесообразно оценивать с помощью абсолютных показателей.

Анализ «географии»  правонарушений включает в себя определение степени пораженности правонарушениями отдельных административных участков, микрорайонов (населенных пунктов), а также отдельных предприятий, учреждений, учебных заведений, объектов торговли, отдыха и пр. Для большей точности выявления «пораженных участков» необходимо анализировать распространенность, уровень и прирост не только общей преступности и административных правонарушений, но также наиболее опасных их видов или групп.

Информация о работе Правовая статистика