Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2013 в 15:52, лекция
Статистика, как любая другая наука, возникла из практических потребностей людей. Еще в древнем мире необходимость сбора налогов, несения военной службы и для других общественных целей возникла потребность учета населения, его размещения, рода занятий. В средние века с развитием феодализма учет распространился на имущество, земельные угодья и т.д. В крупных хозяйствах организуется даже внутрихозяйственный учет. Возникновение и развитие капитализма потребовало обширной и достоверной информации о состоянии производства, источниках сырья, рынках труда и сбыта продукции и т.п.
1.1. Роль и значение статистики в обществе. Основные этапы развития статистической науки. Связь дисциплины «Статистика" с другими дисциплинами.
1.2. Предмет статистики.
1.3. Общие понятия о статистической методологии (о методе статистики).
1.4. Система учёта и статистики, задачи статистики.
1.5. Организация статистики в Республике Беларусь.
1.6. Отчетность предприятий и ее виды.
1.7. Специальные статистические наблюдения и их виды.
Особенность
бухгалтерского учёта заключается
в том, что каждое данное предприятие
рассматривается как
Основными задачами бухгалтерского учёта являются:
1) Дать денежную оценку
средств предприятия и
2) Фиксация всех хозяйственных операций предприятия;
3) Отражение фактических затрат
и результатов предприятия, т.
Оперативно-технический учёт обеспечивает органы управления предприятия сведениями о состоянии и функционировании как предприятия в целом, так и каждого цеха, участка, рабочего места. При этом конкретные единичные факты учитываются, как правило, в их непосредственном натуральном выражении и измерении.
Специфика оперативно-технического учёта предопределяет его основные задачи:
1) срочность;
2) своевременность (оперативность);
3) конкретность
сведений о состоянии и
Так, на основании материалов табельного учёта явок на работу, а также первичных данных о приёме на работу и увольнении подсчитывается среднесписочная численность работников (по отдельным категориям и в целом по предприятию) за месяц, квартал, год; определяют движение рабочей силы и причины этого явления.
Бухгалтерский учёт фиксирует выплаты заработной платы каждому отдельному работнику за определённые периоды времени. Статистика обобщает эти факты путём исчисления фондов и средней заработной платы по однородным группам (категориям работников, по формам оплаты труда и т.д.)
В обществе все виды учёта и статистики (бухгалтерского, оперативно- технического, статистического) образуют единую взаимосвязанную систему учёта и статистики, которая характеризуется следующими основными чертами:
1) единством
методологии и постановки
2) взаимной
согласованностью материалов
3) единством
первичной учётной
Говоря о системе учёта и статистики, задачах статистики Республики Беларусь необходимо иметь в виду следующее.
Во-первых,
демократизация общества предполагает
существенное расширение гласности
и доступности сводной
Во-вторых, предстоит решить вопрос о переходе от сплошной отчётности к несплошным видам статистики наблюдения. Периодические выборочные обследования должны стать главным инструментом статистических исследований с учётом свойственной рыночной экономике коммерческой тайны и конкуренции.
В- третьих,
переход к рыночной экономике
обуславливает необходимость
В- четвёртых, особое значение будет иметь усиление прогностической направленности статистической аналитической работы.
Статистика:
1) использует
разнообразные единицы
2) обобщение фактов носит в ней всеобщий характер;
3) применяет как сплошные, так и не сплошные наблюдения;
4) обеспечивает сравнимость изучаемых фактов во времени и в пространстве;
5) при
необходимости проводятся
В различных странах существуют два основных типа организации статистики: необособленная и обособленная.
Необособленная организация предполагает проведение статистической работы в подразделениях различных органов управления государства.
Обособленная организация предполагает создание в числе государственных органов специальных статистических учреждений, осуществляющих сбор и обработку информации в масштабе всей страны. Это более высокий тип организации статистики.
На практике наблюдается сочетание этих форм статистики: наличие государственных органов статистики и функционирование ведомственной статистики.
Обособленная организация в свою очередь может быть централизованной и децентрализованной.
Децентрализованная система состоит в том, что сбор и обработка статистической информации осуществляется в подразделениях государственных органов управления в рамках их компетенции и далее от них данные поступают в специальный статистический орган для сводки и анализа в масштабах государства в целом. Статистические исследования в стране направляются методическими рекомендациями, разрабатываемыми этим органом. Соблюдение этих рекомендаций обеспечивает сводимость и сопоставимость показателей, поступающих в статистический орган из различных источников.
Централизированная система сбора и обработки статистической информации предполагает, что основная часть работы (или вся работа) централизируется в специальных статистических органах. Последние образуют целостную общегосударственную систему, включающую центральное статистическое учреждение и разветвленную сеть местных статистических органов, размещенных по всей территории страны и ведущих наблюдение за всеми основными сферами хозяйственной жизни и социальных явлений. Эти статистические учреждения обеспечивают обработанными данными органы государственного управления, хозяйственные, научные и общественные организации.
В этом случае
создаются наилучшие условия
для обеспечения
В чистом виде централизованной системы нет. Однако во всем мире наблюдается общая тенденция к повышению уровня централизации статистических исследований, более тесного взаимодействия статистики с другими видами социально-экономической информации, с задачами учета и контроля.
Развитие
НТП, компьютеризация вносят определенное
своеобразие в организацию
Статистическая работа в Республике Беларусь строится в соответствии с методологическими и организационными принципами и положениями системы государственной статистики. В основе построения системы государственной статистики лежат идеи единства методологии и принципов организации, сбора и обработки статистических данных, тесной связи статистических службы с органами управления, единства системы учета и статистики. Все это отражено в законе “О государственной статистике”.
Руководящим организационным и методологическим центром статистики в Республике Беларусь является Комитет по статистике и анализу Республики Беларусь. Это главный учетно-статистический центр страны по управлению статистикой, учетом и отчетностью во всех отраслях народного хозяйства.
В состав комитета входят Управление совершенствования методологии статистики, Управление сводной статистики, Управление баланса народного хозяйства, Управление статистики населения и др.
Основными функциями Комитета являются:
На Комстат РБ возложена также задача создания и обеспечения функционирования статистической информационной системы на общегосударственном, отраслевом и региональном уровнях на основе единой научной методологии как составной части системы информатизации Республики Беларусь.
В областях и в столице Республики Беларусь созданы статистические управления.
Основной
задачей местных органов
а) сбор, обработка, проверка и своевременное предоставление хозяйственным и другим органам управления соответствующего уровня необходимой статистической информации;
б) проведение анализа статистических материалов;
в) публикация статистических материалов.
Комстат РБ и его местные органы утверждают минимум показателей и формы статистической отчетности на каждый год. Издание инструкций по заполнению форм отчетности и рекомендаций по другим вопросам статистики обеспечивает единую методологию учета и статистики.
В отраслевых органах управления (министерствах и ведомствах) и на предприятиях, объединениях статистическая работа возглавляется, как правило, экономическими управлениями (отделами). На каждом предприятии имеются работники, которым поручено ведение учета, выполнение статистической разработки данных учета и составление отчетов по установленной форме.
Содержание
статистической отчетности предприятий
и организаций будет
Объем отчетности, порядок и сроки ее предоставления регламентируются специальным документом – табелем (перечнем) форм государственной статистической отчетности. Этот документ (табель) обычно содержит три раздела:
Руководители предприятий на основании табелей утверждают внутрипроизводственный перечень форм статистической отчетности по подразделениям и направлениям производственно-хозяйственной деятельности.
В современных условиях в Республике Беларусь решаются проблемы совершенствования системы статистических органов; создания единой информационной статистической системы Республики Беларусь; рационализации, сокращения и упрощения государственной статистической отчётности; улучшения комплексного анализа; повышения достоверности и качества информации; своевременности её предоставления потребителям.
Сбор статистических данных (наблюдение) осуществляется в двух основных формах:
В следующей теме “Статистические наблюдения” эти формы будут упомянуты во взаимосвязи с раскрытием содержания стадий статистических наблюдений в статистических исследованиях. Однако эти формы тесно взаимосвязаны с организацией статистики в РБ, т.е. имеют вполне самостоятельное значение. Поэтому более подробно с ними ознакомимся в теме №1.
Статистическая отчетность – это официальный документ в котором содержатся сведения о работе, о состоянии (развитии) подотчетного объекта, занесенные в специальную форму. Другими словами, отчетность представляет совокупность отчетных документов (отчетов, форм), содержащих систему показателей, которые характеризуют результаты функционирования предприятий и организаций за определенный (отчетный) период.
Отчетность как форма наблюдения характеризуется следующими основными особенностями:
а) Обязательность (каждая организация или предприятие обязано представить отчетные данные об определенном перечне показателей по формам, в адреса и сроки, которые утверждаются в установленном порядке);