Предмет и задачи статистики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2013 в 15:52, лекция

Описание работы

Статистика, как любая другая наука, возникла из практических потребностей людей. Еще в древнем мире необходимость сбора налогов, несения военной службы и для других общественных целей возникла потребность учета населения, его размещения, рода занятий. В средние века с развитием феодализма учет распространился на имущество, земельные угодья и т.д. В крупных хозяйствах организуется даже внутрихозяйственный учет. Возникновение и развитие капитализма потребовало обширной и достоверной информации о состоянии производства, источниках сырья, рынках труда и сбыта продукции и т.п.

Содержание работы

1.1. Роль и значение статистики в обществе. Основные этапы развития статистической науки. Связь дисциплины «Статистика" с другими дисциплинами.
1.2. Предмет статистики.
1.3. Общие понятия о статистической методологии (о методе статистики).
1.4. Система учёта и статистики, задачи статистики.
1.5. Организация статистики в Республике Беларусь.
1.6. Отчетность предприятий и ее виды.
1.7. Специальные статистические наблюдения и их виды.

Файлы: 1 файл

ТЕМА 1.docx

— 39.82 Кб (Скачать файл)

Особенность бухгалтерского учёта заключается  в том, что каждое данное предприятие  рассматривается как хозяйственно обособленная единица. Следовательно, бухгалтерский учёт обеспечивает выявление, например, результатов хозяйственной деятельности именно данного предприятия за данный отчетный период. Соответственно бухгалтерский учёт по объединению, тресту, министерству и т.д. рассматривает сводные балансы по объединению, тресту, министерству и т.д. как хозяйственных звеньев (единиц), как итог деятельности подчинённых хозяйственных подразделений, а не как сводные характеристики совокупности предприятий.

Основными задачами бухгалтерского учёта являются:

1) Дать денежную оценку  средств предприятия и финансовых  результатов его хозяйственной деятельности;

2) Фиксация всех хозяйственных  операций предприятия;

3) Отражение фактических затрат  и результатов предприятия, т.е.  фиксация всех операций, как правило,  в фактических ценах (действующих  на момент операции).

Оперативно-технический учёт обеспечивает органы управления предприятия сведениями о состоянии и функционировании как предприятия в целом, так и каждого цеха, участка, рабочего места. При этом конкретные единичные факты учитываются, как правило, в их непосредственном натуральном выражении и измерении.

Специфика оперативно-технического учёта предопределяет его основные задачи:

1) срочность;

2) своевременность  (оперативность);

3) конкретность  сведений о состоянии и функционировании  предприятия в целом, каждого  цеха, участка, рабочего места  в каждый данный момент времени.

Так, на основании материалов табельного учёта  явок на работу, а также первичных  данных о приёме на работу и увольнении подсчитывается среднесписочная численность работников (по отдельным категориям и в целом по предприятию) за месяц, квартал, год; определяют движение рабочей силы и причины этого явления.

Бухгалтерский учёт  фиксирует выплаты заработной платы каждому отдельному работнику за определённые периоды времени. Статистика обобщает эти факты путём исчисления фондов и средней заработной платы по однородным группам (категориям работников, по формам оплаты труда и т.д.)

В обществе все виды учёта и статистики (бухгалтерского, оперативно- технического, статистического) образуют единую взаимосвязанную систему  учёта и статистики, которая характеризуется следующими основными чертами:

1) единством  методологии и постановки учёта  на всех предприятиях;

2) взаимной  согласованностью материалов отдельных  видов учёта на предприятиях (они взаимно дополняют друг друга, их показатели согласованы и взаимно связаны друг с другом);

3) единством  первичной учётной документации.

 Говоря  о системе учёта и статистики, задачах статистики Республики  Беларусь необходимо иметь в  виду следующее.

Во-первых, демократизация общества предполагает существенное расширение гласности  и доступности сводной статистической информации при сохранении конфиденциальности индивидуальных данных.

Во-вторых, предстоит решить вопрос о переходе от сплошной отчётности к несплошным видам статистики наблюдения. Периодические  выборочные обследования должны стать  главным инструментом статистических исследований с учётом свойственной рыночной экономике коммерческой тайны  и конкуренции.

В- третьих, переход к рыночной экономике  обуславливает необходимость внедрения  в первичный (бухгалтерский и  оперативно- технический) учёт и статистику системы национальных счетов (СНС). Это способствует развитию профессиональных контактов с международными статистическими службами ООН, прежде всего с её статистической комиссией.

В- четвёртых, особое значение будет иметь усиление прогностической направленности статистической аналитической работы.

1.5. Организация статистики в Республике  Беларусь

 

Статистика:

1) использует  разнообразные единицы измерений  (стоимостные, натуральные, условные);

2) обобщение  фактов носит в ней всеобщий  характер;

3) применяет  как сплошные, так и не сплошные  наблюдения;

4) обеспечивает  сравнимость изучаемых фактов  во времени и в пространстве;

5) при  необходимости проводятся специальные  статистические обследования;

В различных странах существуют два основных типа организации статистики: необособленная и обособленная.

Необособленная организация предполагает проведение статистической работы в подразделениях различных органов управления государства.

Обособленная организация предполагает создание в числе государственных органов специальных статистических учреждений, осуществляющих сбор и обработку информации в масштабе всей страны. Это более высокий тип организации статистики.

На практике наблюдается сочетание этих форм статистики: наличие государственных  органов статистики и функционирование ведомственной статистики.

Обособленная  организация в свою очередь может быть централизованной и децентрализованной.

Децентрализованная система состоит в том, что сбор и обработка статистической информации осуществляется в подразделениях государственных  органов управления в рамках их компетенции и далее от них данные поступают в специальный статистический орган для сводки и анализа в масштабах государства в целом. Статистические исследования в стране направляются методическими рекомендациями, разрабатываемыми этим органом. Соблюдение этих рекомендаций обеспечивает сводимость и сопоставимость показателей, поступающих в статистический орган из различных источников.

Централизированная система сбора и обработки статистической информации предполагает, что основная часть работы (или вся работа) централизируется в специальных статистических органах. Последние образуют целостную общегосударственную  систему, включающую центральное статистическое учреждение и разветвленную сеть местных статистических органов, размещенных по всей территории страны и ведущих наблюдение за всеми основными сферами хозяйственной жизни и социальных явлений. Эти статистические учреждения обеспечивают обработанными данными органы государственного управления, хозяйственные, научные и общественные организации.

В этом случае создаются наилучшие условия  для обеспечения метологического  и организационного единства статистических исследований, автоматизации статистической работы.

В чистом виде централизованной системы нет. Однако во всем мире наблюдается общая тенденция к повышению уровня централизации статистических исследований, более тесного взаимодействия статистики с другими видами социально-экономической информации, с задачами учета и контроля.

Развитие  НТП, компьютеризация вносят определенное своеобразие в организацию статистики, так как изменяется традиционная структура статистической работы (разработка методов и систем статистических показателей, организации методик  проведения исследований).

Статистическая  работа в Республике Беларусь строится в соответствии с методологическими  и организационными принципами и  положениями системы государственной статистики. В основе построения системы  государственной статистики лежат идеи единства методологии и принципов организации, сбора и обработки статистических данных, тесной связи статистических службы с органами управления, единства системы учета и статистики. Все это отражено в законе “О государственной статистике”.

Руководящим организационным  и методологическим центром статистики в Республике Беларусь является Комитет по статистике и анализу Республики Беларусь. Это главный учетно-статистический центр страны по управлению статистикой, учетом и отчетностью во всех отраслях народного хозяйства.

В состав комитета входят Управление совершенствования методологии статистики, Управление сводной статистики, Управление баланса народного хозяйства, Управление статистики населения и др.

Основными функциями Комитета являются:

  1. разработка, анализ и предоставление органам государственного управления статистических данных о состоянии экономики, производственных ресурсов, развитии различных форм собственности и т.д.;
  2. проведение статистической работы по совершенствованию системы статистических показателей; методов обработки и анализа экономической, социальной и другой информации; организация государственных статистических  наблюдений;
  3. утверждение и совершенствование форм статистической отчетности и инструкций по их заполнению, обеспечение бланками статистической отчетности;
  4. проверка постановки учета и достоверности отчетных данных в министерствах и ведомствах, на предприятиях и организациях;
  5. руководство автоматизацией сбора и обработки статистической информации и создание автоматизированных банков данных;
  6. публикация статистических материалов, научной и популярной статистической литературы.

На Комстат РБ возложена также задача создания и обеспечения функционирования статистической информационной системы на общегосударственном, отраслевом и региональном уровнях на основе единой научной методологии как составной части системы информатизации Республики Беларусь.

В областях  и в столице Республики Беларусь созданы статистические управления.

Основной  задачей местных органов государственной  статистики являются:

а) сбор, обработка, проверка и своевременное  предоставление хозяйственным и другим органам управления соответствующего уровня необходимой статистической информации;

б) проведение анализа статистических материалов;

в) публикация статистических материалов.

Комстат РБ и его местные органы утверждают минимум показателей и формы статистической отчетности на каждый год. Издание инструкций по заполнению форм отчетности и рекомендаций по другим вопросам статистики обеспечивает единую методологию учета и статистики.

В отраслевых органах управления (министерствах  и ведомствах) и на предприятиях, объединениях статистическая работа возглавляется, как правило, экономическими управлениями (отделами). На каждом предприятии имеются работники, которым поручено ведение учета, выполнение статистической разработки данных учета и составление отчетов по установленной форме.

Содержание  статистической отчетности предприятий  и организаций будет рассмотрено в следующем вопросе темы.

Объем отчетности, порядок и сроки ее предоставления регламентируются специальным документом – табелем (перечнем) форм государственной статистической отчетности. Этот документ (табель) обычно содержит три раздела:

  1. формы общегосударственной статистической отчетности;
  2. формы межотраслевой отчетности;
  3. формы отраслевой (ведомственной) отчетности.

Руководители предприятий на основании  табелей утверждают внутрипроизводственный перечень форм статистической отчетности по подразделениям и направлениям производственно-хозяйственной деятельности.

В современных  условиях в Республике Беларусь решаются проблемы совершенствования системы  статистических органов; создания единой информационной статистической системы Республики Беларусь; рационализации, сокращения и упрощения государственной статистической отчётности; улучшения комплексного анализа; повышения достоверности и качества информации; своевременности её предоставления потребителям.

1.6. Отчетность предприятий и ее  виды

 

Сбор  статистических данных (наблюдение) осуществляется в двух основных формах:

  1. в форме отчетности организаций и предприятий;
  2. в форме специальных статистический наблюдений.

В следующей теме “Статистические  наблюдения” эти формы будут  упомянуты во взаимосвязи с раскрытием содержания стадий статистических наблюдений в статистических исследованиях. Однако эти формы тесно взаимосвязаны с организацией статистики в РБ, т.е. имеют вполне самостоятельное значение. Поэтому более подробно с ними ознакомимся в теме №1.

Статистическая  отчетность – это официальный  документ в котором содержатся сведения о работе, о состоянии (развитии) подотчетного объекта, занесенные в специальную форму. Другими словами, отчетность представляет совокупность отчетных документов (отчетов, форм), содержащих систему показателей, которые характеризуют результаты функционирования предприятий и организаций за определенный (отчетный) период.

Отчетность  как форма наблюдения характеризуется  следующими основными особенностями:

а) Обязательность (каждая организация или предприятие  обязано представить отчетные данные об определенном перечне показателей по формам, в адреса и сроки, которые утверждаются в установленном порядке);

Информация о работе Предмет и задачи статистики