Прогнозирование занятости населения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2013 в 18:40, контрольная работа

Описание работы

Опираясь на эти рассуждения и учитывая, что в социальной сфере складываются и удовлетворяются потребности во благах, необходимых для самореализации творческого потенциала человека, группы, рассмотрим эту сферу как систему, обладающую необходимым набором компонентов вещного, процессуального, идейного и человеческого характера. Взаимодействие этих структурных единиц должно порождать присущие данной системе качественные особенности. Отнесем к таковым социальную инфраструктуру и производимые ею продукты потребления, процессы образования, медицинского, социального и бытового обслуживания, органы и институты управления социальной сферой, механизмы и нормативную базу регулирования потребительского поведения населения, человека, группы.

Содержание работы

Введение 3
1 Прогнозирование уровня жизни населения 5
2 Прогнозирование и планирования развития социальной сферы 11
3 Прогнозирование занятости населения 17
Заключение 20
Список использованной литературы 23

Файлы: 1 файл

прогнозирование и планирование социальных процессов-доделанное.docx

— 42.25 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение 3

1 Прогнозирование уровня жизни населения 5

2 Прогнозирование и планирования развития социальной сферы 11

3 Прогнозирование занятости населения 17

Заключение 20

Список использованной литературы 23

 

 

Введение

 

Социальная сфера – это самостоятельная сфера общественной жизни, в которой реализуются многообразные социальные интересы в отношениях субъектов. Она является областью деятельности людей, занятых предоставлением социальных благ и услуг. В современных условиях социальная сфера представляет собой совокупность отношений и условий, влияющих на характер и поведение людей, охватывающих интересы различных социальных общностей, интересы общества и личности, отношений труда, быта, культуры, здравоохранения, социального обеспечения.

Представляется, что в качестве критерия, позволяющего отграничить системные элементы от среды, следует принять функцию  каждого из них в создании системообразующих свойств социальной сферы. В таком случае к социальной сфере относятся все объекты и процессы, которые принимают прямое, непосредственное участие в формировании свойств системы, связанных с воспроизводством и совершенствованием личности (группы), удовлетворением ее витальных и высших потребностей. Их взаимодействие и создает социальную сферу как систему с ее качественными отличиями. Материально-производственная, политическая и культурно-духовная сферы, опосредованно участвуя в формировании интегративных качеств, влияя на социальную сферу через отдельные компоненты, в целом остаются внешними по отношению к системе и потому относятся к среде. Они связаны с ней сетью коммуникаций, каждая из которых имеет неодинаковое значение для функционирования социальной сферы. К среде следует отнести и природно-климатические условия, в которых функционирует социальная сфера. 

Опираясь  на эти рассуждения и учитывая, что в социальной сфере складываются и удовлетворяются потребности  во благах, необходимых для самореализации творческого потенциала человека, группы, рассмотрим эту сферу как систему, обладающую необходимым набором компонентов вещного, процессуального, идейного и человеческого характера. Взаимодействие этих структурных единиц должно порождать присущие данной системе качественные особенности. Отнесем к таковым социальную инфраструктуру и производимые ею продукты потребления, процессы образования, медицинского, социального и бытового обслуживания, органы и институты управления социальной сферой, механизмы и нормативную базу регулирования потребительского поведения населения, человека, группы.

 

1 Прогнозирование уровня  жизни населения

 

Целью социальной политики государства становятся улучшение  материального положения и условий  жизни людей; обеспечение эффективной  занятости населения; конституционных  прав граждан в области социальной защиты, образования, охраны здоровья, культуры. Экономически активному населению  создаются условия для развития предприимчивости и деловой инициативы. Для граждан, которые по возрасту или состоянию здоровья вынуждены  прекратить трудовую деятельность, предусматривается  повышение уровня социальной защищенности, индексация пенсий с учетом роста  потребительских цен.

Обобщающим  показателем социального развития является уровень жизни населения, отражающий степень удовлетворения материальных и духовных потребностей человека. Повышение уровня жизни  находится в центре социальной политики государства. Показатели жизненного уровня кладутся в основу экономического прогнозирования  и планирования, разработки системы  целевых социальных прогнозов.

В рамках социального прогнозирования выделяют три группы факторов, непосредственным образом влияющих на уровень жизни.

Первая  группа охватывает материальные условия поддержания жизнедеятельности людей: питание, одежда, жилье, повседневные предметы домашнего обихода и другие предметы быта. Данная группа является исходной. Основными проблемами здесь являются улучшение структуры питания за счет увеличения потребления мяса, молочных продуктов, яиц, фруктов и других качественных про- дуктов, а также удовлетворение потребности в жилье, товарах длительного пользования.

Вторая  группа связана с потребностями  восстановления сил и постоянным поддержанием необходимого уровня здоровья, что предполагает развитие здравоохранения и медицинского обслуживания, создание условий для активного отдыха, охрану окружающей среды.

Наконец, третья группа включает совершенствование  и всестороннее развитие социального, культурного и духовного мира личности, потребностей творчества, самоутверждения. С ростом благосостояния повышается социальная активность человека, расширяется  его культурный кругозор, возрастает потребность участвовать в политической жизни, в повышении образовательного и культурного уровня.

При прогнозировании  уровня жизни рассчитывается комплекс натуральных и стоимостных показателей. Основными из них являются:

• коэффициенты рождаемости, смертности, естественного  прироста населения в целом и  его отдельных социальных групп;

• состояние  здоровья и его изменения по населению  в целом и отдельным социальным группам (продолжительность жизни, заболеваемость);

• занятость (уровень безработицы, квалификационная структура рабочих мест, продолжительность рабочей недели и т. п.);

• удовлетворение потребностей в развитии личности (распределение населения по уровню образования, доля средств, расходуемых на образование и культуру в фонде потребления и государственном бюджете);

• состояние  окружающей среды;

• фонд потребления;

• общий  объем потребляемых населением благ и услуг;

• сбережения населения.

Используются  относительные или удельные показатели: средняя заработная плата рабочих и служащих; средний размер пенсий и стипендий; совокупный и денежный доход на душу населения; жилая площадь на одного члена семьи; расходы на здравоохранение на душу населения; расходы на образование на одного обучающегося и т. д.

Кроме того, рассчитываются показатели, отражающие качественные стороны удовлетворения потребностей: потребление важнейших продуктов питания на душу населения; калорийность; доля благоустроенных жилищ, потребление питьевой воды на душу населения. Сюда же относятся показатели, характеризующие объем и качество предоставляемых населению услуг: число физкультурных сооружений на 10 тыс. чел.; число мест в рекреационных учреждениях на 10 тыс. чел.; количество больничных и санитарных коек, число врачей по специальностям и среднего медицинского персонала на 10 тыс. чел.; среднее число больных на одну палату; доля детей дошкольного возраста, посещающих детские учреждения; текущие расходы государства на одного ребенка, в том числе на питание; основные фонды и текущие расходы на одного ученика начальной и средней школы; число учеников в классе.

Важнейшим обобщающим показателем уровня жизни  являются доходы населения. Их величина определяется размерами национального дохода и пропорцией его деления на необходимый и прибавочный продукт.

Доходы  населения подразделяются на денежные, натуральные и косвенные (бесплатные услуги непроизводственной сферы), а также на номинальные и реальные.

Номинальные доходы определяются как сумма денежных, натуральных и косвенных доходов. Основной частью номинальных доходов являются денежные доходы. Выделяют три источника денежных доходов: заработная плата, доходы от собственности (дивиденды, проценты, рента), социальные выплаты (пенсии, пособия, стипендии и т. п.).

Реальные  доходы населения определяются как  разница между номинальными доходами и суммой налога и других обязательных платежей. На динамику реальных доходов  оказывают влияние все социально-экономические  факторы, определяющие жизненный уровень. В первую очередь реальные доходы зависят от развития производства, потребительских цен, характера самих распределительных отношений (по труду, через социальные фонды, по капиталу, результатам индивидуальной деятельности).

В прогнозных расчетах реальных доходов используется баланс денежных доходов и расходов населения, характеризующий движение той части общественного продукта, которую население получает в форме денежных доходов.

Балансы денежных доходов и расходов также  разрабатываются по социальным группам  и отражают дифференциацию населения. Они используются для регулирования  денежного обращения, прогнозирования  объема розничной торговли, для исчисления покупа-

тельских фондов населения и др.

По данным Госкомстата России, среднедушевые  денежные доходы населения в месяц  с 1998 по 2001 г. выросли с 1012 до 3060 руб. в месяц, а среднемесячная начисленная  заработная плата на одного работника  за этот же срок увеличилась с 1052 до 3240 руб., средний размер назначенных  месячных пенсий вырос с 399 до 1024 руб. В бюджете страны 2002 г. было предусмотрено  повышение оплаты труда работников организаций бюджетной сферы (18 млн чел. занятых) с 1 декабря 2001 г. в 1,89 раза. В октябре 2001 г. Принят Федеральный закон о повышении тарифной ставки 1-го разряда ETC до 450 руб. Наметившийся рост благосостояния граждан внушает оптимизм, но нельзя забывать и о том, что уровень жизни в стране является чрезвычайно низким и потребуется еще много лет для достижения нормального среднеевропейского уровня. Большой интерес вызывает дифференциация денежных доходов населения. Соотношение доходов 10% наиболее и наименее обеспеченного населения в 2001 г, характеризовалось показателем 13,8 раза и положительных тенденций к снижению не имеет. Поэтому возникает необходимость вмешательства государства в сферу распределения и обеспечения социальной защиты населения, снижения социальной напряженности в обществе.

Прожиточный минимум, с помощью которого определяется уровень бедности, выражается в двух видах социальный и физиологический  прожиточный минимум. Социальный прожиточный  минимум обеспечивает минимальные  нормы удовлетворения физических, духовных и социальных потребностей. Он представляет собой совокупность товаров и услуг, выраженных в стоимостной форме и предназначенных для удовлетворения потребностей, которые общество признает необходимыми для сохранения приемлемого уровня жизни (предполагается, что бедные имеют более или менее нормальные жилищные условия). Физиологический прожиточный минимум рассчитан на удовлетворение только главных физических потребностей и оплату основных услуг, причем в течение относительно короткого периода, практически без приобретения одежды, обуви и других непродовольственных товаров. Для определения прожиточного минимума используется метод потребительской корзины. Минимальная потребительская корзина включает 25 видов продуктов питания (хлебопродукты, некоторые молочные и мясные продукты, сахар, картофель, капуста, лук, яблоки). В зависимости от соответствия доходов прожиточному минимуму нуждающаяся часть населения получает право на получение социальной помощи. При этом используется избирательный подход к определению лиц, действительно нуждающихся в ней. В основе этого подхода лежат различные процедуры выявления уровня дохода, размеров личного имущества, состояния здоровья, семейного положения и т. д.

В прогнозировании  уровня жизни население особенно важное значение имеют прогнозы доходов  населения и среднемесячной заработной платы. Наиболее простые способы  расчета имеют следующий вид1.

1. Для  прогнозирования доходов населения используется величина лично располагаемого дохода (ЛРД). Этот показатель включает оплату труда и трансфертные платежи. Расчет осуществляется по формуле:

ЛРД = ВНП-АО - Пр+ ТП- КН,

где АО — амортизационные отчисления;

Пр — прибыль коммерческих организаций;

ТП —  трансфертные платежи;

КН — косвенные налоги (косвенные налоги — наценка на товары и услуги: НДС, акцизы, таможенные пошлины и пр.)

2. Для  расчета среднемесячной зарплаты в экономике используется индекс роста производительности труда в производственной сфере. Показатель производительности труда исчисляется как отношение объема продукции (в сопоставимых ценах) к численности работающих в производственной сфере. Для расчетов производительности труда используется индекс — соотношение темпов роста среднемесячной заработной платы и производительности труда (обычно определяется экспертным путем). Желательно установление общего индекса на основе нормативного прогноза индекса по отраслям. При этом используются и отраслевые данные по объему производства (0/7) продукции:

ОП= ЗП+ АО + Пр + КН,

где ЗП — годовая заработная плата работающих;

АО — объем амортизационных отчислений;

Пр — балансовая прибыль;

КН— косвенные налоги.

Отсюда:

ЗП= ОП-АО- Пр- КН.

На основании  среднегодового фонда заработной платы  по прогнозируемым коэффициентам исчисляется  объем социальных трансфертных платежей. Аналогичным образом рассчитываются среднемесячная заработная плата в сфере услуг, а также косвенные доходы населения.

 

2 Прогнозирование и планирования  развития социальной сферы

 

Главная роль в реализации социальной политики принадлежит развитию образования, здравоохранения, укреплению их материально-технической базы, расширению жилищного строительства, коммунального хозяйства, а также социально-культурному комплексу Состояние образования в современных условиях характеризуется противоречивыми тенденциями. В целом за годы реформ удалось обеспечить конституционные права граждан на получение образования, включая среднее и высшее профессиональное образование на конкурсной основе, сохранить сеть государственных и муниципальных образовательных учреждений, контингент учащихся, коллективы учителей и профессорско-преподавательского состава, создать сеть негосударственных образовательных учреждений. В то же время развитие образования сдерживалось из-за сокращения финансирования отрасли.

Информация о работе Прогнозирование занятости населения