Прогнозирование занятости населения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2013 в 18:40, контрольная работа

Описание работы

Опираясь на эти рассуждения и учитывая, что в социальной сфере складываются и удовлетворяются потребности во благах, необходимых для самореализации творческого потенциала человека, группы, рассмотрим эту сферу как систему, обладающую необходимым набором компонентов вещного, процессуального, идейного и человеческого характера. Взаимодействие этих структурных единиц должно порождать присущие данной системе качественные особенности. Отнесем к таковым социальную инфраструктуру и производимые ею продукты потребления, процессы образования, медицинского, социального и бытового обслуживания, органы и институты управления социальной сферой, механизмы и нормативную базу регулирования потребительского поведения населения, человека, группы.

Содержание работы

Введение 3
1 Прогнозирование уровня жизни населения 5
2 Прогнозирование и планирования развития социальной сферы 11
3 Прогнозирование занятости населения 17
Заключение 20
Список использованной литературы 23

Файлы: 1 файл

прогнозирование и планирование социальных процессов-доделанное.docx

— 42.25 Кб (Скачать файл)

Дальнейшее  развитие образования прогнозируется по следующим основным направлениям.

Дошкольное образование

• Оптимизация структуры и ведомственной принадлежности сети дошкольных образовательных учреждений с учетом рыночных отношений. Прогнозы развития отрасли включают проведение ее структурной перестройки с обязательным сохранением общедоступной медицинской и лекарственной помощи всем гражданам России по

следующим направлениям. ф

• Преобразования в сфере первичной медико-санитарной помощи в целях улучшения качества и повышения эффективности медицинских услуг на догоспитальном этапе, в том числе на дому и неотложной медицинской помощи; оказание медицинской помощи на всех уровнях; снижение по-

требности в госпитализации и более рациональное использование коечного фонда.

• Реформирование скорой медицинской помощи, оказываемой  бесплатно и беспрепятственно во всех лечебно-профилактических учреждениях  независимо от форм собственности и

ведомственной принадлежности; реорганизация стационарной медицинской помощи.

Прогнозируется  также внедрение санитарно-эпидемиологического  надзора, гигиенической экспертизы, мониторинга за состоянием здоровья населения и среды обитания человека.

В сложных  условиях радикальных преобразований в целом удалось сохранить  накопленный ранее культурный потенциал, межрегиональные культурные связи, сеть учреждений культуры. Начались процессы становления негосударственных организаций культуры, формирования внутреннего художественного рынка. Однако существенно ослабла материально-техническая база организаций культуры и искусства, кинематографии, архивного дела, снизился уровень культурного обслуживания населения. Многовековые национальные культурные традиции все больше вытесняются упрощенными формами массовой культуры. В прогнозировании развития культуры основной акцент поэтому делается на повышение эффективности выделяемых финансовых ресурсов, создание условий для частичного самофинансирования учреждений культуры, концентрации средств для поддержки объектов, включенных в списки всемирного культурного и природного наследия и отнесенных к особо ценным объектам культурного наследия Российской Федерации. Одновременно предусматривается сделать доступным пользование услугами учреждений культуры и искусства для малоимущих и наиболее уязвимых групп населения, определив перечень услуг, предоставляемых бесплатно или на льготных условиях.

Для улучшения  положения дел в сфере культуры намечено осуществить следующие  мероприятия с учетом специфики  отраслей и объектов культуры:

• провести модернизацию российских библиотек, сделав доступным для жителей всех регионов России пользование фондами;

• разработать  систему мер по поддержке и  распространению лучших образцов массовой художественной продукции, в первую очередь изделий народных промыслов;

• оказать  содействие созданию и развитию сети центров народного творчества;

• создать  общероссийские системы мониторинга  состояния и использования памятников культуры, истории; хранения предметов  музейного фонда и книжных  памятников;

• разработать  и осуществить систему мер  государственного протекционизма в  отношении распространения отечественных  произведений искусства, включая культурные и образо-

вательные программы в электронных средствах массовой информации;

• обеспечить проведение жесткой государственной  политики в области защиты авторских  прав;

• содействовать  формированию и. развитию системы негосударственных  институтов поддержки художественного  творчества.

В сфере физической культуры, санаторно-курортного дела и туризма в последние годы сложилась неоднозначная ситуация. Мно-

гие объекты этой сферы закрылись или были перепрофилированы, произошло резкое удорожание услуг, ухудшилась материально-техническая база, сократились объемы и номенклатура отечественной спортивной и туристской продукции. Одновременно начался процесс структурной перестройки, наметилась тенденция к стабилизации основных социально-экономических показателей, активизировалась спортивно-оздоровительная работа по месту жительства и в спортивных школах, ведутся реконструкция истроительство ряда объектов санаторно-курортного комплекса и туристской индустрии.

Планами дальнейшего развития этой отрасли  намечается: • расширить и модернизировать  физкультурно-оздоровительные объекты  массового посещения, предоставляя бесплатные услуги в первую очередь  молодежи, подросткам и детям;

• повысить доступность и эффективность  санаторно-курортного лечения;

• ускорить формирование отечественного туристского  рынка на основе развития конкуренции, углубления специализации и кооперации в работе туристских предприятий, развития

материальной  базы туризма.

Приоритетом в этой работе является реализация быстро окупающихся проектов с максимальным использованием внебюджетных источников финансирования, прежде всего собственных  средств предприятий, частных инвестиций, государственных и коммерческих кредитов, лотерей и игрового бизнеса.

Несмотря  на резкое сокращение бюджетных ассигнований в области жилищного строительства, удалось преодолеть, негативные последствия сокращения ввода жилья в основном за счет развития индивидуального строительства (табл. 6.6). В большинстве субъектов Российской Федерации выпущены жилищные ценные бумаги, образованы фонды

развития  жилищного строительства, расширилось  привлечение в эту сферу иностранных  инвестиций, организуется предоставление малоимущим семьям субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг, а  также субсидий на строительство  и приобретение жилья. Однако острота  жилищной проблемы не снижается. Поэтому  целью жилищной политики на новом  этапе является обеспечение доступности  улучшения жилищных условий для  семей со скромным и средним достатком, сохранение бесплатного предоставления жилья малоимущим гражданам, военнослужащим, сотрудникам органов внутренних дел и членам их семей. Эта политика реализуется по следующим основным направлениям:

• активизация  усилий субъектов Российской Федерации  и местных органов власти по увеличению ввода жилья;

• расширение источников и обеспечение устойчивости финансирования жилищного строительства  с увеличением доли внебюджетных инвестиций;

• обеспечение  приоритета частного жилья, развитие рынка  жилья;

• поэтапный  переход жилищно-коммунальной сферы  в режим безубыточного функционирования при социальной защите малообеспеченных групп населения.

Каждая  из отраслей сферы услуг характеризуется  специфическими показателями развития, среди них есть представительские показатели, которые позволяют показать деятельность каждой из отраслей сферы обслуживания. В жилищном хозяйстве — это размер жи-

лой площади, приходящейся на одного человека; в коммунальном хозяйстве — размер оборудованной жилой площади, приходящейся на одного человека; в народном образовании — численность учащихся всех направлений; в здравоохранении — число больничных коек; в транспортной отрасли — величина пассажирооборота; в бытовом обслуживании населения — количество кресел в парикмахерских; в зрелищных видах искусства — число мест в зрительных залах.

Развитие  отраслей услуг в обобщенном виде можно характеризовать показателем ввода основных фондов и на его базе построить модель прогнозирования сферы обслуживания. Прогнозные величины объема услуг каждой отрасли в данном году определяются на основе заданных темпов строительства в году t.

Расчет  осуществляется в следующем порядке.

1. Определяется  прогнозная величина ввода жилья  в году /.

2. На  основе нормативов комплексной  застройки жилых массивов, ввода  жильяопределяется ввод основных фондов отрасли /.

3. Величина  ввода основных фондов /-и отрасли  в году t является основой для расчета прироста основных фондов, общей стоимости основных фондов /-и отрасли в году t.

4. Величина основных фондов позволяет рассчитать представительские показатели, объем услуг 1-й отрасли в году t, a также численность занятых в данной отрасли, фонд заработной платы.

 

3 Прогнозирование занятости  населения

Потеря  работы, как правило, означает для  человека переход в низшую социальную группу по уровню жизни. Невостребованность на рынке труда крайне отрицательно влияет на моральное состояние человека, обостряет криминогенную обстановку в обществе. Политика государства на рынке труда направлена на обеспечение рациональной структуры занятости, достижение сбалансированности рабочей силы и рабочих мест, предупреждение массовой безработицы, создание новых и повышение эффективности существующих рабочих мест, развитие кадрового потенциала, совершенствование системы обучения, переобучения, переподготовки и повышения квалификации кадров, рост мобильности трудовых ресурсов. В этих целях намечаются меры по структурной перестройке экономики, стимулированию производства, поддержке отечественных производителей, оздоровлению финансового состояния предприятий. Общеэкономическую, бюджетную и кредитную политику предусматривается в большей степени ориентировать на повышение инвестиционной активности и реализацию важнейших целевых инвестиционных программ, на поощрение иностранных инвестиций для создания новых рабочих мест.

Изменилась  отраслевая структура занятости  — уменьшилось число работающих в отраслях обрабатывающей промышленности, особенно в машиностроении и легкой промышленности, несколько возросла занятость в социально-культурных отраслях. Имеют место структурные сдвиги в пользу добывающих отраслей. Отраслевые изменения обострили региональные проблемы занятости.

Кардинально поменялась структура  по формам собственности  — в настоящее время треть  работающих заняты в частном секторе  экономики. Более 4 млн чел. работают неполное время или находятся в вынужденных отпусках. Во многом это связано со стремлением администраций предприятий и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации сдержать массовую безработицу. Развивается вторичная и самостоятельная занятость, в том числе в теневом секторе экономики.

Для преодоления  негативных явлений в сфере занятости  на федеральном и региональном уровнях  предполагается:

• проведение сбалансированной инвестиционной и  налоговой политики, стимулирующей  более полное использование имеющихся  рабочих мест, развитие малых предприятий, направление капитальных вложений как в перспективно развивающиеся  отрасли, так и в отрасли традиционной занятости;

• разработка на основе прогнозов социально-экономического развития генеральной схемы создания рабочих мест;

• введение системы стимулирования предпринимательства, малого и среднего бизнеса, индивидуальной трудовой деятельности прежде всего  в регионах с критической ситуацией на рынке труда;

• совершенствование  механизма привлечения иностранной  рабочей силы, обеспечивающего приоритетное право российских граждан на занятие  вакантных мест, в том числе  за счет установления квоты, соответствующей  возможностям российского и региональных рынков труда;

• разработка специальных программ по стабилизации занятости в регионах с кризисной  ситуацией, монопромышленных городах, районах Крайнего Севера.

Способность рынка труда к саморегулированию  незначительна. Поэтому главным  направлением государственной политики в трудовой сфере является формирование эффективной системы создания рабочих  мест, сохранения кадрового потенциала, прекращение роста безработицы.

Для этого  на основе демографического прогноза определяется общая потребность  в рабочих местах, потребность  отраслей, регионов исходя из общеэкономических  тенденций развития страны.

Данные  о потребности в рабочих местах служат базой для построения генеральной  схемы создания рабочих мест в  региональном и отраслевом разрезах. Она разрабатывается Минтрудом России и Минэкономразвития России и учитывается при формировании федеральных целевых программ, проведении инвестиционных конкурсов, при составлении программ профессиональной подготовки кадров, трудоустройства безработных.

В рамках генеральной схемы создания рабочих  мест определяются:

• сложившаяся  и рациональная структура занятости  населения;

• общая, региональная, отраслевая потребность  в рабочих местах;

• основные направления содействия занятости.

Генеральная схема утверждается Правительством РФ. Оно также ежегодно утверждает перечень федеральных (региональных) целевых  программ, в которые включаются конкретные, задания по созданию рабочих мест с учетом генеральной схемы. Правительство  РФ и органы исполнительной власти субъектов РФ составляют перечень городов, в которых ситуация с занятостью и уровнем жизни населения  приобрела критический характер, и разрабатывают специальные  программы по созданию и сохранению рабочих мест.

Информация о работе Прогнозирование занятости населения