Система национального счетоводства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2013 в 12:13, реферат

Описание работы

В середине ХХ века подавляющее большинство развитых и развивающихся стран пришли к пониманию необходимости государственного регулирования своей экономической деятельности. Регулирование может, осуществляться в самых разнообразных формах, которые условно делятся на административные, выражающиеся в законодательных актах и постановлениях органов власти, и экономические предполагающие использование таких рычагов, как налоги, цены, кредиты, и т.п.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………….... 3
1 История развития СНС…………………………………………………………….. 4
1.1 Переход от БХН к СНС……………………………………………………. 5
2 Основные макроэкономические показатели и методы их измере-ний… 7
3 Резиденты…………………………………………………………………………….. 11
4 Сектора ………………………………………………………………………………. 12
5 Состав национальных счетов……………………………………………………... 15
Заключение…………………………………………………………………………….. 22
Список используемой литературы………………………………………………….. 23

Файлы: 1 файл

СНС.doc

— 213.00 Кб (Скачать файл)

 

Министерство образования  и науки Российской Федерации

 

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования 

 

 

Томский  Государственный  Университет

Систем  Управления  и  Радиоэлектроники  (ТУСУР)

Кафедра автоматизации обработки информации (АОИ)

 

 

 

 

 

 

 

 

                   Система национального счетоводства

 

 

 

 

 

 

 

 

 

             

                                                                                 Выполнил:

                              Студент гр. 471-1

                         ___________ Д. М. Доценко

                           «____»___________ 2013 г.

 

 

                                                                                    Проверил:

   Доцент кафедры АОИ     

                          __________З. П. Лепихина

                            «____»___________ 2013 г.

 

 

    

2013

Содержание

 

Введение………………………………………………………………………………....

3

1 История развития  СНС……………………………………………………………..

4

1.1 Переход  от БХН к СНС…………………………………………………….

5

2 Основные макроэкономические показатели и методы их измерений…

7

3 Резиденты……………………………………………………………………………..

11

4 Сектора ……………………………………………………………………………….

12

5 Состав национальных счетов……………………………………………………...

15

Заключение……………………………………………………………………………..

22

Список используемой литературы…………………………………………………..

23


 

 

 

 

 

Введение

В середине ХХ века подавляющее большинство  развитых и развивающихся стран  пришли к пониманию необходимости  государственного регулирования своей  экономической деятельности. Регулирование может, осуществляться в самых разнообразных формах, которые условно делятся на административные, выражающиеся в законодательных актах и постановлениях органов власти, и экономические предполагающие использование таких рычагов, как налоги, цены, кредиты, и т.п. Вмешательство государства позволяет смягчить негативные последствия кризисных явлений, более эффективно и рационально использовать имеющиеся людские, природные, материальные и финансовые ресурсы.

Для государственной регуляции  экономической деятельности необходима достоверная экономика – статистическая информация, которая должна объективно отражать предпосылки, ход и результат процесса воспроизводства. Ценность результатов, получаемых с использованием статистических подходов. Поставила перед специалистами широкого круга вопрос о необходимости овладения хотя бы основами статистических знаний и приемов анализа.

СНС — современная система информации, используемая практически во всех странах  мира для описания и анализа развития рыночной экономики на макроуровне: для исследования экономической деятельности в масштабах страны и ее регионов на основе взаимосвязанных балансов (счетов), отражающих потоки движения продуктов и их финансовых эквивалентов между экономическими агентами в процессе совершения ими различных экономических операций.

Суть СНС сводится к формированию обобщающих показателей функционирования экономики на различных стадиях процесса воспроизводства и взаимной вязке этих показателей между собой.

СНС позволяет решать следующие основные задачи:

•определение темпов экономического роста, а также выявление  роли факторов, определяющих характер этих процессов (производительность, фондовооруженность и энерговооруженность и т.д.);

•установление отраслевой структуры экономики и ее изменений во времени;

•установление пропорций  на первой стадии распределения доходов;

•выявление соотношений  между конечным потреблением и накоплением;

•выявление факторов, влияющих на динамику инвестиций;

•определение размера  национального сбережения как основного источника финансирования инвестиций;

•выявление размеров кредитования по экономике в целом  и по отдельным ее секторам;

•изучение уровней и  динамики реальных доходов и потребления  населения;

•установление влияния  на экономику страны внешнеэкономических  связей;

•анализ влияния на экономику  инфляционных процессов[1].

 

 

 

1 История развития  СНС

СНС - система национального  счетоводства - призвана удовлетворить потребность органов государственного управления в информации, необходимой для разработки экономической политики и принятия решений о мерах по регулированию рыночной экономики.

Необходимость такой информации была особенно ясно осознана после Великой  депрессии 1929-1933 гг. Для многих исследователей стало очевидным, что рыночная экономика не обладает какими-то встроенными в нее саморегулирующими механизмами, которые, как полагали многие экономисты до депрессии, должны автоматически возвращать рыночную экономику в состояние равновесия. После депрессии многие экономисты-теоретики пришли к выводу, что для того чтобы вернуть рыночную экономику в состояние первоначального равновесия, нужны меры государственного воздействия. Одним из ученых, кто обосновал идею и методы государственного регулирования в наиболее отчетливой и последовательной форме был выдающийся английский экономист Дж. М. Кейнс. В своей работе "Общая теория занятости, процента и денег", опубликованной в 1936 году, Кейнс разработал несколько принципов формирования системы информации, необходимой для анализа экономики и ее регулирования органами государственного управления. Тем самым он сформулировал некоторые важные принципы будущей СНС. Он представлял ее в виде системы взаимосвязанных макроэкономических переменных, таких как общий доход, потребление, инвестиции, сбережения и показал, что государство, воздействуя на одни переменные, может добиваться изменения других переменных.

Но не только у Кейнса работы имели  макроэкономическую направленность, расчеты и выводы многих экономистов подготавливали почву для создания национального счетоводства. Начало применению экономико-статистических методов для описания и анализа хозяйства положил XVII век: именно тогда впервые в истории английские экономисты У. Петти и Г. Кинг построили оценки национального дохода Англии и Франции и использовали их для исследования влияния изменения налоговой системы на экономику. А в 1758 году Ф. Кенэ опубликовал первую формализованную модель национального хозяйства в виде "Экономической таблицы".

"Экономическая таблица" Ф.  Кенэ, несомненно, представляет собой  прообраз современной системы национальных счетов - СНС, однако теория физиократов о границах экономической деятельности соответствовала тому этапу развития производства, когда сельское хозяйство было основной отраслью экономики, а потому рассматривала лишь сельское хозяйство и добывающую промышленность в качестве производящих отраслей.

В период развития капитализма, когда  резко возрос вклад обрабатывающей промышленности в удовлетворение потребностей общества, А.Смит сформулировал концепцию материального производства, в соответствии с которой все виды деятельности по производству материальных благ следует рассматривать как производящие, т.е. участвующие в производстве национального дохода, в отличие от деятельности по оказанию услуг, которая является лишь основанием для его перераспределения. Эта концепция явилась теоретической основой для использовавшейся в советской статистике макромодели хозяйства - балансе народного хозяйства (БНХ). Эта система моделирования соответствовала, во-первых, приоритетам государственной экономической политики ("производство средств производства" и "создание материально-технической базы коммунизма"), и, во-вторых, такому уровню экономического развития, когда вклад сферы услуг в национальный доход действительно был практически неразличим.

В основе СНС лежит также теория факторов производства Ж.-Б. Сэя, рассматривающая труд, землю и капитал в качестве факторов, равно участвующих в производстве национального продукта и дохода и, следовательно, равно имеющих право на соответствующее вознаграждение. В начале ХХ века на усовершенствование методик экономических исследований большое влияние оказали А.Маршалл, В. Леонтьев и другие экономисты. Так Ричард Стоун включил национальный доход в рамки двойной бухгалтерии, в которой учитывались данные о доходах и расходах в домашнем хозяйстве, частном секторе и в правительственной деятельности, что позволяло производить сравнительный анализ результатов деятельности, как в различных секторах экономики, так и в разных странах.

После второй мировой войны начался  новый этап в развитии СНС. Наиболее значительную работу по унификации и стандартизации счетов, проблемам международной сопоставимости проводят статистические органы ООН. Эта деятельность стимулируется необходимостью исчислять размер взносов государств - членов ООН, определяемый пропорционально объемам национального дохода разных стран.

Современная система национальных счетов в самом общем смысле представляет собой используемую в современной  статистической практике большинства  государств мира макростатистическую  модель описания и анализа большой полиструктурной системы - национального хозяйства - в виде определенного набора основных счетов, соответствующих трем фазам экономического оборота (производству, распределению и использованию), и дополнительных балансовых таблиц.

Первая версия СНС ООН разработана в 1952 году (опубликована в 1953 и носит название "голубая книга"). Это взаимосвязанная система из шести счетов, характеризующих результаты и ход основных процессов в экономике. Дальнейшее развитие национального счетоводства нашло отражение в версии международного стандарта 1968 года.С 1993 года действует третья модификация международной стандартной системы национальных счетов, вобравшая в себя последние достижения в теории и практике национального счетоводства в отдельных странах.

 

1.1  Переход от БНХ к СНС

 

В России в течение 70 лет  для решения задач, сходных с  теми, для которых разрабатывается СНС, применялся баланс народного хозяйства (БНХ). Схема БНХ представляла собой систему взаимосвязанных балансовых таблиц, каждая из которых отражала отдельные, наиболее принципиальные аспекты экономического процесса с позиции примата материального производства по отношению к другим видам деятельности.

БНХ был разработан в  СССР для описания и анализа экономики, основанной на принципах централизованного планирования и распределения материальных ресурсов. По этой причине многие аспекты экономического процесса, особенно важные в условиях рыночной экономики, не получили в нем должного развития и представлены в упрощенном виде, например, анализ внешнеэкономических связей. В БНХ он ограничен потоками экспорта и импорта товаров и не охватывает других важных элементов платежного баланса. Упрощенный подход характерен для БНХ и в отношении анализа процесса движения доходов и финансовых ресурсов. Он не предусматривает, в частности, таких общепринятых в мировой практике показателей, как располагаемый доход и сбережения. В одной из центральных таблиц БНХ – финансовом балансе – не проводится четкого различия между операциями с доходами и финансовыми активами и пассивами.

В 80-е годы потребность в более  глубоком и комплексном анализе  макроэкономики стала ощущаться  ещё более ясно. Органами государственной  статистики в дополнении к БНХ. в  его традиционном виде стал разрабатываться  ряд новых таблиц, была начата разработка баланса нематериальных услуг, затрат на их оказание, также в практику были введены макроэкономические расчеты показателя общего объема потребления населением, охватывающего в дополнении к стоимости потребления материальных благ также стоимость нематериальных услуг, поступивших населению из всех источников (за счет личных доходов, за счет общественных фондов потребления и т.п.).

В 1988 году был сделан следующий  важный шаг в совершенствовании  макроэкономической статистики нашей страны, им стало введение в регулярную статистическую практику показателя валового внутреннего продукта (ВВП), основывающегося на принципах СНС. Исчисление ВВП и его модификации – валового национального продукта (ВНП) не только облегчают международное сопоставление уровней и темпов экономического развития, структуры народного хозяйства; не только содействуют нашему диалогу со всем миром на едином статистическом языке, но и позволяют углубить экономический анализ на макроуровне, рассматривать экономический процесс через призму широкой концепции сферы производства продукции (дохода), что важно для изучения многих аспектов и факторов экономического роста.

Данные о размерах и динамике ВНП публиковались официальными статистическими органами, но следует отметить, что расчеты этого показателя осуществлялись не системно, то есть они получались вне скоординированной системы макропоказателей и на основе действовавшей устаревшей системы учета. Отсюда неинтегрированность информации, несостыкованность разных уровней формирования новых макропоказателей, крайняя ограниченность включения их в аполитический оборот для принятия управленческих решений. Выход может быть только один: создание принципиально новой системы учета в рамках национального хозяйства (СНС, как более универсальной и адекватной рыночной экономике макростатистической модели), интегрированной на макроуровне, с действовавшим в нашей статистике в течение многих десятилетий БНХ, базировавшимся на концепции примата материального производства и марксовых системах воспроизводства общественного продукта.

В конце 1992 года Совет РФ одобрил  Государственную программу перехода на международные стандарты. Центральное  место в этой программе занимает раздел, предусматривающий переход в течение 5 лет от БНХ на систему национальных счетов, разрабатываемую более чем в 20-и странах мира и рекомендованную ООН и другими международными организациями. Аналогичные программы и планы приняты во многих странах СНГ. Переход на СНС объективно был необходим из-за трансформирования единого евроазиатского экономического пространства на рыночных принципах, а также из-за включения стран в интенсивное международное разделение труда[2].

Информация о работе Система национального счетоводства