Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2013 в 12:13, реферат
В середине ХХ века подавляющее большинство развитых и развивающихся стран пришли к пониманию необходимости государственного регулирования своей экономической деятельности. Регулирование может, осуществляться в самых разнообразных формах, которые условно делятся на административные, выражающиеся в законодательных актах и постановлениях органов власти, и экономические предполагающие использование таких рычагов, как налоги, цены, кредиты, и т.п.
Введение……………………………………………………………………………….... 3
1 История развития СНС…………………………………………………………….. 4
1.1 Переход от БХН к СНС……………………………………………………. 5
2 Основные макроэкономические показатели и методы их измере-ний… 7
3 Резиденты…………………………………………………………………………….. 11
4 Сектора ………………………………………………………………………………. 12
5 Состав национальных счетов……………………………………………………... 15
Заключение…………………………………………………………………………….. 22
Список используемой литературы………………………………………………….. 23
Внутренняя экономика формируется как совокупность институциональных единиц-резидентов. Резидент — это институциональная единица (юридическое или физическое лицо), имеющая центр экономического интереса на экономической территории данной страны. Это означает, что единица владеет недвижимостью, осуществляет или намеревается осуществлять свою деятельность на экономической территории страны длительное время (год и более). Резидентами являются все предприятия и учреждения, осуществляющие в стране операции в течение года и более, в том числе коммерческие организации с иностранными инвестициями (совместные и иностранные компании), а также их филиалы и представительства, не являющиеся самостоятельными юридическими лицами. Резидентами являются также физические лица независимо от их гражданства и национальности, находящиеся на экономической территории страны год и более. Исключение составляют сотрудники иностранных посольств, иностранные студенты, лица, находящиеся на лечении, которые остаются резидентами той страны, откуда они прибыли.
Единица считается институциональной, если она ведет полный набор бухгалтерских счетов и является юридическим лицом, т.е. может самостоятельно принимать решения, распоряжаться своими материальными и финансовыми ресурсами, принимать обязательства и осуществлять экономическую деятельность и операции с другими единицами.
Основой для составления всех счетов и балансовых построений системы является институциональная единица, т.е. экономический субъект, способный самостоятельно:
• владеть активами, что дает ему право обмениваться правами собственности на эти активы;
• принимать экономические
• вести полный комплекс балансовых счетов, имеющих экономический смысл и правомерный с точки зрения национального законодательства.
Существует два вида институциональных единиц:
• домашние хозяйства (физические лица или группы лиц);
• юридические лица, признаваемые законом независимо от физических лиц, которым они принадлежат или которые контролируют их деятельность.
Институциональные единицы могут заниматься многими видами производственной деятельности. Основой для анализа производства, формирования показателей для характеристики результатов деятельности отраслей является понятие заведение. Заведение представляет собой обособленную единицу, расположенную в одном месте и занимающуюся преимущественно одним видом экономической деятельности. Совокупность заведений, занимающихся однородным видом деятельности, представляет собой отрасль[4].
4 Сектора
Целью внедрения системы национальных счетов является получение полной картины социальной и экономической деятельности в России с помощью системы взаимосвязанных счетов и таблиц по стране в целом, по секторам экономики и отраслям национального хозяйства.
Сектор экономики — это новое понятие в системе национального
счетоводства. Сектор в СНС определяется
как совокупность институционных единиц,
т. е. единиц, которые могут от своего имени владеть
активами, принимать обязательства, осуществлять
экономическую деятельность и операции
с другими единицами.
Институционными единицами
являются физические лица (или их группы)
в форме домашних хозяйств и юридические
лица.
Основными видами юридических лиц являются корпорации, некоммерческие организации и государственные учреждения. Корпорации создаются в целях рыночного производства товаров, работ и услуг. Они являются источниками прибыли или иной финансовой выгоды для своих владельцев, а также коллективной собственностью акционеров, учредителей или пайщиков и функционируют отдельно от своих владельцев, пользующихся ограниченной ответственностью. Обычно к корпорациям относятся открытые и закрытые акционерные общества, общества с ограниченной и дополнительной ответственностью, полные и коммандитные товарищества, производственные кооперативы.
Предприятие, не подпадающее под определение корпорации, т. е. являющееся унитарным, дочерним предприятием или филиалом, — рассматривается как некорпоративное предприятие.
Если некорпоративное
предприятие действует как
Понятие институционной единицы — более широкое, чем субъект хозяйствования, поскольку включает в себя и не субъектов хозяйствования, в том числе потребительские кооперативы, общественные и религиозные организации, учреждения, финансируемые из бюджета, за счет внебюджетных средств и другими собственниками.
Институционная единица — также шире понятия юридического лица, поскольку к ней относятся фермерские, крестьянские и личные подсобные хозяйства, индивидуальные предприниматели и простые товарищества, обособленные структурные подразделения и филиалы юридических лиц, т. е. субъекты экономической деятельности без права образования юридического лица.
Под сектором экономики в системе национальных счетов, таким образом, понимается часть национального хозяйства, состоящая из однородных институционных единиц, характеризуемых определенными, присущими только им специфическими признаками, обусловленными экономическими и социальными целями, которые они выполняют в условиях рыночной экономики.
Следует признать, что теперь наряду с классификацией (делением) национального хозяйства по признаку разделения труда и специализации производства, в основу управления (учета, анализа, регулирования) экономикой в системе национальных счетов в зависимости от целей, выполняемых институционными единицами, берутся определенные экономические и социальные признаки, предполагающие деление национального хозяйства на секторы экономики. Подобное деление делает сектор главным компонентом экономики по отношению к отрасли, а отрасль становится вторичным подразделением по отношению к каждому из секторов экономики.
Бесспорно, осуществлять статистический учет и анализ в разрезе секторов экономики значительно эффективнее, чем по отраслям экономики, так как становится предельно ясным на макроэкономическом уровне, «кто есть кто» и какой вклад вносит каждый сектор экономики в социально-экономическое развитие страны в целом.
В соответствии с типами
экономического поведения по способу
получения доходов
1. Сектор нефинансовых предприятий.
2. Сектор финансовых учреждений.
3. Сектор общего государственного управления.
4. Сектор домашних хозяйств.
5. Сектор некоммерческих организаций,
обслуживающих домашние хозяйства (НКО).
6. Сектор внешнеэкономических связей
или остального мира.
Сектор нефинансовых предприятий охватывает институционные единицы, основной функцией которых является производство и реализация продукции и нефинансовых услуг по ценам, возмещающим издержки производства. Сюда включаются и те предприятия, затраты на производство в которых частично покрываются за счет субсидий и дотаций из государственного бюджета. В этот сектор входят предприятия всех организационно-правовых форм: государственные, акционерные, арендные, совместные, кооперативные, частные, а также различные ассоциации предпринимателей кроме простых товариществ.
К данному сектору экономики условно относятся также предприятия, полностью финансируемые за счет государственного бюджета, но занятые производством продукции (например, предприятия лесного и водного хозяйства). Сюда включаются и те некоммерческие организации (НКО), которые создаются предприятиями для обслуживания предпринимателей (торговые палаты, концерны, сельскохозяйственные, промышленные и торговые ассоциации, союзы и т. п.).
Они находятся на финансировании предприятий, рассматриваемом в качестве оплаты услуг.
В сектор финансовых учреждений входят институционные единицы, занятые финансовыми операциями на коммерческой основе и операциями по страхованию. Это, во-первых, коммерческие кредитные учреждения, основной функцией которых является выпуск, приобретение, хранение и распределение финансовых средств: выпуск ценных бумаг, хранение денежных средств и предоставление кредитов институционным единицам.
Их ресурсы формируются из фондов, образующихся в результате принятых обязательств (депозиты, сертификаты, облигации и т. п.) и полученных процентов. Во-вторых, страховые учреждения, ресурсы которых образуются за счет платежей по контрактам страхования. В-третьих, в этот сектор входят фондовые и валютные биржи, другие финансовые посредники, оказывающие финансовые услуги за счет комиссионных сборов (депозитарии, чековые фонды и т. п.). В этот сектор входят также некоммерческие организации, созданные и финансируемые финансовыми учреждениями.
С другой стороны, если Банк России неотделим от правительства в финансовом отношении, управляется и контролируется им, являясь частью системы правительственного управления, его следует включить не в сектор финансовых учреждений, а в сектор общего государственного управления.
Сектор общего государственного управления включает государственные учреждения центрального, регионального и местного уровня, состоящие на государственном бюджете. К ним относятся учреждения, оказывающие, во-первых, бесплатные услуги индивидуального характера в области образования, здравоохранения, культуры и спорта, отдыха, социального обеспечения, жилищного хозяйства. Во-вторых, услуги коллективного характера в области государственного управления, поддержания общественного порядка и безопасности, обороны, науки и научного обслуживания, дорожного хозяйства и т. п.
В сектор общего государственного управления включаются также государственные фонды социального обеспечения, другие институционные единицы, функциями которых являются предоставление нерыночных услуг для коллективного пользования, а также перераспределение национального дохода и богатства. Сюда же входят НКО, ресурсы которых формируются за счет обязательных платежей, производимых институционными единицами других секторов экономики.
Сектор домашних хозяйств включает все резидентские домашние хозяйства. Он охватывает группы населения (ведущие домашнее хозяйство) в качестве потребителей продукции и услуг, а также ту предпринимательскую деятельность отдельных лиц, которую невозможно отделить от домашнего хозяйства. В этот сектор экономики включаются подсобные хозяйства рабочих и служащих, индивидуальные крестьянские хозяйства, хозяйства некооперированных кустарей и ремесленников, индивидуальные предприниматели. Особенностью этого сектора экономики является то, что в нем не ведется полного набора бухгалтерских счетов, нет самостоятельного баланса, но всегда присутствует самостоятельное распоряжение своими ресурсами, поэтому субъекты этого сектора считаются институционными единицами.
В сектор некоммерческих организаций, обслуживающих домашние хозяйства, входят не субъекты хозяйствования, а институционные единицы, призванные обслуживать домашние хозяйства. Их функцией является предоставление товаров и услуг домашним хозяйствам бесплатно или по ценам, не имеющим экономического значения.
Выделяются следующие основные типы НКО, обслуживающие домашние хозяйства:
а) НКО, созданные для предоставления услуг, главным образом, их членам. Это профессиональные, творческие и другие союзы, политические партии, религиозные общества, добровольные спортивные общества и т. п. Такие организации финансируются в основном за счет членских взносов;
б) благотворительные общества и фонды, предоставляющие товары и услуги домашним хозяйствам на нерыночной основе, главным источником финансовых ресурсов для которых служат пожертвования в денежной и натуральной форме;
в) подразделения предприятий,
оказывающие социально-
Таким образом, сектор НКО состоит из институционных единиц, целью деятельности которых не является извлечение прибыли. Этот сектор существует за счет членских взносов, пожертвований, субсидий и других целевых средств, полученных из других секторов экономики, а также из доходов от собственности.
Сектор внешнеэкономических связей или остального мира охватывает зарубежные институционные единицы в той мере, в какой они осуществляют операции с резидентами данной страны, а национальные счета внешнеэкономических связей или остального мира характеризуют связи экономики России с экономикой стран как ближнего, так и дальнего зарубежья.
Рассмотренное деление экономики Российской Федерации на сектора экономики делает их главными компонентами народного хозяйства по отношению к отраслям, а отрасли — вторичным подразделением по каждому из секторов экономики. Только после деления экономики на сектора экономики можно будет адресно решать проблему регулирующих воздействий на ту или иную отрасль народного хозяйства в целях оптимизации темпов и пропорций экономического развития России[5].
5 Состав национальных счетов
В основе построения системы национальных счетов в международной практике лежит представление о национальной экономике как системе с определенной структурой, с определенным взаимодействием ее звеньев и элементов.