Система учёта населения в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2011 в 23:35, реферат

Описание работы

Система учета населения - система сбора, хранения, использования и распространения статистически важной информации о гражданах страны и лицах, постоянно или временно проживающих на территории Российской Федерации, осуществляемая органами государственной власти. Основным способом подсчёта населения в РФ является перепись населения. Перепись – это «моментальный снимок» всего населения страны в определенный момент времени. Во многих странах, как и в России, перепись проводится приблизительно один раз в десять лет

Содержание работы

I.Введение……………………………………………………………………3
II.Процесс формирования СУН в РФ………………………………………..3
III.Сегодняшнее состояние системы учёта населения, проведение переписи 2010 года…………………………………………………………8
IV.Перспективы развития системы учёта населения в РФ………………...10
V.Вывод………………………………………………………………………13
VI.Источники Информации по теме………………………………………...14

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (6).docx

— 43.09 Кб (Скачать файл)

      М). Первая послевоенная перепись 1959 года. Первая послевоенная перепись была проведена 15 января 1959 г. Проведение переписи только в 1959 году обусловлено не только экономическими трудностями послевоенного периода, но и нежеланием привлекать внимание к неоправданно огромным людским потерям в период второй мировой войны. Некоторой заменой переписи стала статистическая разработка списков избирателей после выборов февраля 1946 года. Но в списках избирателей не было большого количества жителей России (находящихся в ссылках, лагерях, тюрьмах, военнослужащих), не говоря уже о детях и подростках до 18 лет. Подобная работа проводилась неоднократно, а в 1954 году в дополнении к спискам был проведен подсчет детей и молодежи в возрасте до 18 лет по полу и году рождения на 1 апреля 1954 года. Но заменить переписи эти операции не могли. По организации и содержанию собранных данных она практически не отличалась от предыдущей. Данные переписи были использованы в планировке управлении, послужили основой для последующих расчетов численности и состава населения. Численность населения - 208,8 миллиона человек.

      Н). Перепись 1970 года. Следующая перепись состоялась 15 января 1970 году. В организационном и методологическом отношении она соответствовала двум предыдущим (1939 и 1959 гг.), однако данных было получено значительно больше. Впервые в практике советских переписей ради экономии времени и средств часть сведений была получена путем опроса не всех, а только 25% жителей. Переписной лист состоял из одиннадцати вопросов. Это дополнялось ответами на 7 вопросов выборочной переписи. Был введен специальный бланк учета передвижения населения, который заполнялся рабочими, служащими и учащимися высших и средних специальных учебных заведений. Интересным новшеством явилась рекомендация после записи в верхней строке родного языка лицам, умеющим свободно разговаривать на каком-либо еще языке народов СССР, указать это. При обработке материалов переписи был применен ряд технических новшеств. Ее данные (241,7 миллиона) широко использовались для социально-экономического планирования и разработки долгосрочных экономических прогнозов. Итог переписи - 262,4 миллиона человек.  

      О). Перепись 1979 года. Существенно отличались от предыдущих организация и обработка материалов переписи населения 17 января 1979 года. Впервые в практике советской статистики записи, сделанные при опросе, вводились в ЭВМ с помощью специальных читающих устройств и записывались на магнитную ленту. Были добавлены новые вопросы, формулировки некоторых других уточнены. Перепись дала обширные сведения об изменениях в составе населения, которые впоследствии широко использовались. При переписи 1979 года впервые был поставлен вопрос о числе рожденных женщиной детей (для углубленного исследования динамики рождаемости и изучения факторов, влияющих на воспроизводство населения). Также при переписи были получены сведения о населении в трудоспособном возрасте, занятом в домашнем и личном подсобном сельском хозяйстве. При заполнении карточек, главу семьи указывают сами члены семьи из числа постоянно проживающих, но если возникали трудности с определением главы семьи, то главою следовало считать того, кто обеспечивает главные средства к существованию. По итогам Всесоюзной переписи населения 1979 года, Якутская АССР вышла на первое место, среди 16 автономных республик РФ, по числу, имевших высшее образование. На 1000 человек работающих имели высшее, среднее и неполное среднее образование 848 человек, а по РСФСР - 803 человека.

      П). Перепись 1989 года. Последняя перепись в СССР проводилась 12 января 1989 года. По данным последней переписи 1989 года, численность населения Советского Союза была 286,7 млн. человек, в том числе городское население - 188,8 млн. человек, или 66 процентов. Численность населения РСФСР составляла 147,4 млн. человек. Отличительной ее особенностью явилось то, что впервые наряду со сведениями о населении были собраны сведения о жилищных условиях. Это позволило получить сведения о жилищных условиях различных социально-демографических групп населения во всех районах страны, о развитии жилищной кооперации, о степени обеспеченности людей жильем и его благоустройстве. Однако у многих достоверность данных последней переписи вызывает сомнение. Чтобы доказать всему миру, что СССР объективно догоняет и обгоняет США, все показатели, касавшиеся здоровья населения, продолжительности жизни, доходов людей, - "подкручивали" в большую сторону. А также существовали закрытые города, не обозначенные на картах, - их данные надо было как-то "размазывать" по всей стране. Значит, смазывалась и вся картина в целом. Не обошлось и без казусов: так, выяснилось, что число замужних женщин в нашей стране несколько превышает число женатых мужчин. По результатам этой переписи оказалось, что в Тольятти в возрастном диапазоне 15 – 25 лет на 1 тысячу женщин приходилось 1200 – 1300 мужчин. Другими словами, если Иваново называют городом невест, то Тольятти, наверное, можно назвать городом женихов. 

III. Сегодняшнее состояние системы учёта населения, проведение переписи 2010 года.

      В наше время учёт населения представляет собой мероприятие, проводимое на всей территории Российской Федерации по единой государственной статистической методологии в целях получения обобщённых демографических, экономических и социальных сведений. Проводится всероссийская перепись населения, организатором которой является Федеральная служба государственной статистики. Федеральная служба государственной статистики (Росстат, ранее Госкомстат) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по формированию официальной статистической информации о социальном, экономическом, демографическом и экологическом положении страны а также функции по контролю и надзору в области государственной статистической деятельности на территории Российской Федерации.

      Подготовка  к проведению переписи начата в 2007 году. Осенью 2008 года была проведена пробная перепись населения в Балашихе Московской области, Петроградском районе Санкт-Петербурга и Центральном районе Хабаровска с охватом ориентировочно 300 тыс. человек в целях отработки программно-методологических и организационных вопросов проведения Всероссийской переписи населения 2010 года, а также технологии автоматизированной обработки полученных сведений и подведения итогов.

      Важно отметить, что данную перепись населения планировали перенести на 2013 год в связи с финансовым кризисом, но позже Владимир Путин объявил, что всё-таки перепись будет проведена в 2010 году, и что на проведение переписи в бюджете было выделено 10,5 миллиардов рублей. Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2009 г. № 1075 «Об организации Всероссийской переписи населения 2010 года» было установлено следующее: «C 14 по 25 октября 2010 года проводится очередная Всероссийская перепись населения. На отдалённых и труднодоступных территориях, транспортное сообщение с которыми затруднено в планируемый период, Всероссийская перепись населения проводится с 1 апреля по 20 декабря 2010 года».

      Касаемо рабочих мест. В переписи могли участвовать все желающие. На перепись было привлечено более 600 тысяч человек, с которыми территориальные органы государственной статистики (ТОГС) заключают договор подряда. Всего было создано около 62 тыс. рабочих мест с занятостью в год и около 700 тыс. временных рабочих мест с занятостью в месяц. Оплата труда работников, привлекаемых к ее подготовке и проведению, составляет две трети средств федерального бюджета, предусмотренного на проведение Всероссийской переписи населения 2010 года. Подробнее по должностям:

  1. Заведующие переписным участком. Принимаются на работу на 2 месяца. В их обязанности входит подготовка документов к переписи, обучение инструкторов и направление результатов переписи уполномоченных Росгостата в регионе.
  2. Инструкторы. Принимаются на работу на 45 дней. Их обязанностями являются обучение переписчиков, проверка правильности заполнения переписных листов, проведение контрольного обхода.
  3. Переписчики. Делятся на переписчиков счётного и стационарного участков. Первые посещают все жилые помещения на своём счётном участке и заполняют переписные формы со слов жителей. Для предотвращения злоупотреблениями доверием все переписчики имеют специальные атрибуты: синий портфель с документами, синий шарф с надписью «Всероссийская перепись населения», фонарик, свисток и удостоверение. В обязанности переписчиков стационарного участка входит заполнение переписных листов для пришедших на стационарный участок или позвонивших по телефону. Все переписчики принимаются на работу на 22 дня (с 8 по 12 октября — обучение и тестирование, 13 — ознакомление с границами своего участка, с 26 по 29 октября — проведение контрольного обхода и сдача материалов).

      Вузы  страны получили указания привлечь студентов  и аспирантов к участию в переписи. Некоторые вузовские чиновники  стали пытаться принуждать студентов  к этой работе. Так, аспиранты математико-механического  факультета СПбГУ получили письмо с  сообщением о том, что они включены в эту работу приказом декана, а  денежное вознаграждение за эту работу составит 5500 рублей. Однако, в дальнейшем руководство университета сообщило, что любые формы принуждения «следует рассматривать как проявление излишнего служебного рвения на местах». Такая же ситуация в НИЯУ МИФИ: приказом ректора большинство студентов 4 и 5 курсов дневного отделения снимается с учебы на две недели и проводит перепись населения за (5500 — 13 %) рублей. В деканатах сообщают, что бойкотирующие перепись студенты вместо этого будут «красить стены и собирать листву, уже без оплаты». Тем не менее, проректор НИЯУ МИФИ Чурсинов А. И. в интервью «Новым Известиям» сообщил, что участие в переписи добровольное, и студентов ни к чему не принуждают.

      В ходе проведения переписи обнаружились факты, когда переписчики записывались «в резерв» и работали без оплаты своего труда, когда для получения денежных средств необходимо было завести кредитную карту, когда некоторые студенты оформили договор с Росстатом, однако работать переписчиками не пошли, а их их зарплатные карты взяли инструкторы. В некоторых вузах деньги студентов-переписчиков присваивают, обещая участие в переписи засчитать как ознакомительную и производственную практику.

      Теперь  непосредственно об организации переписи. Вся территория страны была разбита на переписные участки. Во главе каждого из них работает заведующий переписным участком. Каждый переписной участок поделён на инструкторские участки; их возглавляют инструкторы. Каждый инструкторский участок разделён на счётные участки. За каждым счётным участком закреплён переписчик, который проводит сбор сведений обо всём населении, проживающем на территории его счётного участка. Кроме того, организованы стационарные счётные участки, куда люди (не имеющие жилья, не желающие пускать переписчика домой и т. п.) могут прийти и ответить на вопросы переписного листа.

      Сбор сведений о населении проводился по состоянию на момент счёта населения 0 часов (по местному времени) 14 октября 2010 года. Обработка полученных сведений, формирование итогов, их публикация и распространение запланирована на 2010—2011 годы. Результаты было обещано опубликовать в интернете в открытом доступе. Окончательный срок обработки результатов — декабрь 2012 года.

      Согласно  первым предварительным результатам, оглашённым в ноябре 2010 года, в России было переписано около 141,18 млн. человек, в Москве — 11,7 млн. человек, Волгограду удалось вернуться в число городов-миллионеров за счёт предшествующего присоединения близлежащих территорий, а сделавший такую же попытку Воронеж войти в их число не смог. По данным опроса, проведённого ВЦИОМ, среди опрошенных 65% были переписаны лично, 22% — со слов родственников, 11 % — не были переписаны. Большинство опрошенных было переписано дома (92 %), а на переписной участок пришли 4% опрошенных. В Москве и Санкт-Петербурге на переписной участок пришли 11% из числа опрошенных. По данным Фонда «Общественное мнение» лично приняли участие в переписи 66 % опрошенных, были переписаны со слов родственников — 26%, не приняли участие — 7%. Подведение предварительных итогов переписи запланировано на апрель 2011 года, а окончательных — в четвертом квартале 2012 года. Общие затраты федерального бюджета на проведение переписи в течение шести лет предположительно составят 17 млрд. рублей. Большую часть этих средств планируется потратить на выпуск итогов переписи в 11 томах, а также брошюр и атласов с результатами. 

IV. Перспективы развития системы учёта населения РФ.

      Говоря  о перспективах развития переписи и СУН, стоит сказать в первую очередь о действиях правительства, направленных на доработку и внедрение системы персонального учета населения.

      Персональный  учет населения - система сбора, хранения, использования и распространения  персональной актуализируемой информации о гражданах страны и лицах, постоянно  или временно проживающих на территории Российской Федерации, осуществляемая органами государственной власти. Персональный учёт населения в том или ином виде ведется в большинстве стран мира и обеспечивает возможность решения широкого спектра задач:

      a. Социальные, в т.ч. пенсионное, медицинское и социальное обеспечение;

      b. Экономические, в т.ч. сбор налогов с физических лиц;

      c. Политические, в т.ч. обеспечение политического волеизъявления граждан, регулирование миграции, обороноспособности государства, правопорядка и т.д.

      Ключевой  проблемой ведения персонального  учёта является обеспечение актуальности фактических данных. Вследствие этого  первостепенными являются проблемы, связанные со степенью достоверности  идентификации граждан.

      Зарубежный  опыт создания систем персонального  учета населения свидетельствует  о стремлении органов власти к  оперативному учету граждан, постоянно  проживающих в пределах конкретного  государства. По оценкам специалистов Статистического бюро ООН, системы  учета населения функционируют  почти в 60 странах, т.е. в каждой третьей  стране мира.

      В большинстве западноевропейских стран  основной компонентой систем персонального  учета является наличие у каждого  лица индивидуального идентификационного номера, который присваивается, например, в момент регистрации рождения. Он содержит в закодированном виде сведения об индивидуальных и не изменяющихся со временем признаках конкретного  лица (например, дата рождения, пол, место  рождения, очередность регистрации  в определенный день). Идентификационный  номер проставляется и используется во всех документах, получаемых человеком  на протяжении его жизни, он позволяет  обеспечить интеграцию данных о физическом лице из разных информационных систем.

      В Российской Федерации персональный учёт населения также ведётся  в целом на основании процедур регистрации.  Ключевой проблемой  персонального учета является создание средства индивидуального идентификационного номера. Примером такого идентификатора в настоящее время служит паспорт  гражданина. Однако он не универсален  в своем качестве и обладает ограниченной сферой применения. Это связано с  тем, что паспорт - это не только средство идентификации, т.к. он выполняет также  функции контейнера персональных данных, а также является свидетельством гражданской полноправности человека. Так паспорт отсутствует у  категорий граждан, ограниченных в  правах: военнослужащих, заключенных, детей до 14 лет и пр. По существующему  порядку одновременно с аннулированием паспорта теряют актуальность и соответствующие идентификационные данные.

Информация о работе Система учёта населения в Российской Федерации