Современная организация статистики в России и ее основные задачи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2014 в 19:02, контрольная работа

Описание работы

Исторически в России сложилась система государственной статистики, представляющая собой сеть иерархически и функционально взаимосвязанных организаций, занимающихся сбором, разработкой и распространением статистических данных, характеризующих темпы и пропорции социально-экономического и демографического развития страны и ее положения в современном мире .

Файлы: 1 файл

контрольная по статистике.doc

— 86.00 Кб (Скачать файл)

 

 

  1. Введение.
  2. Содержание.
  3. Ответ на практическое задание.
  4. Заключение.
  5. Список используемой литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Современная организация статистики в России и ее основные задачи.

 

Введение.

Исторически в России сложилась система государственной статистики, представляющая собой сеть иерархически и функционально взаимосвязанных организаций, занимающихся сбором, разработкой и распространением статистических данных, характеризующих темпы и пропорции социально-экономического и демографического развития страны и ее положения в современном мире1.

Система сформирована в  соответствии с административно-территориальным  делением страны в целях обеспечения  органов государственной власти и управления всех уровней, средств  массовой информации, научной общественности, коммерческих структур, населения и международных организаций полной и объективной статистической информацией по вопросам социально-экономического развития Российской Федерации, ее регионов, отраслей и секторов экономики.

Высшим органом государственной статистики Российской Федерации в настоящее время является Федеральная служба государственной статистики (официальное сокращение - Росстат). Росстат возглавляет и координирует получение статистических данных в территориальном разрезе.

Территориальные органы государственной статистики являются федеральными органами исполнительной власти. Они осуществляют руководство официальным статистическим учетом на территории субъекта Федерации.

Районный уровень представлен  порядком 2000 районных (городских) отделов статистики.

В основу организации  статистической работы Российской Федерации  положены следующие принципы:

Принцип 1 - актуальность, объективность и доступность: "Официальные  статистические данные, отвечающие требованиям  практической значимости, должны составляться и предоставляться официальными органами статистики на основе беспристрастности для обеспечения права граждан на открытое получение информации".

Принцип 2 - профессионализм: "Необходимо принять решение о  методах и порядке сбора, обработки, хранения и предоставления статистических данных, строго руководствуясь принципами профессионализма, включая научные принципы и профессиональную этику".

Принцип 3 - использование  статистических стандартов: "Для  обеспечения правильной трактовки  данных статистические ведомства должны предоставлять информацию в соответствии с научными стандартами, установленными для источников, методов и порядка составления статистики".

Принцип 4 - правильное использование  и интерпретация статистических данных: "Статистические ведомства имеют право комментировать искажения в трактовке и использовании статистических данных".

Принцип 5 – эффективность  статистических наблюдений: "Статистические данные могут собираться из любых  источников информации, будь то статистические обзоры или данные административного характера. При этом источники данных должны выбираться с учетом качества, своевременности, эффективности затрат, а также нагрузки на респондентов".

Принцип 6 – конфиденциальность: "Индивидуальные данные, собираемые статистическими ведомствами, должны быть строго конфиденциальными и использоваться исключительно в целях статистики, независимо от того, касаются ли они физических или юридических лиц".

Принцип 7 – законодательство и гласность: "Законы, нормативно-правовые документы, определяющие работу статистической системы, подлежат обнародованию".

Принцип 8 – координация  на национальном уровне: "Для достижения последовательности и эффективности  функционирования статистической системы  в рамках государств должна проводится координация работы статистических ведомств".

Принцип 9 – координация  на международном уровне: "Использование  статистическими ведомствами каждой отдельной страны международных  концепций, классификаций и методов  способствует достижению последовательности и эффективности работы статистических систем на всех официальных уровнях".

Принцип 10 – международное  сотрудничество в области статистики: "Двустороннее и многостороннее сотрудничество в области статистики способствует усовершенствованию официальных  статистических систем во всех странах".

Основные принципы официальной  статистики ориентируют национальные статистические ведомства на обеспечение  высокого качества статистической информации, объективность и доверие со стороны  обществ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание.

Основной функцией государственной статистики, является формирование официальной статистической информации о социальных, экономических, демографических, экологических и других общественных процессах. Эта функция определяет систему статистических показателей, с помощью которых возможно характеризовать и анализировать рыночную экономику.

Исходя из стратегических задач развития государства, одной  из основных задач статистики сегодня  является обеспечение пользователей  достоверными статистическими данными, отвечающими международным статистическим стандартам, путем формирования единой межведомственной информационно-статистической системы.

На основе статистической информации государство разрабатывает  свою экономическую и социальную политику, оценивает результаты, составляет социально-экономические и криминологические прогнозы.

Происходящие изменения  в нашей стране вызвали потребность  в качественно новой статистике. В условиях становления рыночной экономики первоочередной и основополагающей задачей развития теории и практики является реформирование общеметодологических и организационных основ государственной статистики. Она становится достоянием всего общества. Приятно отметить то, что это коснулось и данных правовой статистики.

Из сказанного можно  сделать вывод, что в основу организации статистической работы в нашей стране на современном этапе положены следующие основные принципы:

а) централизованное руководство  статистикой;

б) единые организация  и методология;

в) неразрывная связь  статистических органов с органами государственного управления;

г) достоверность и  открытость данных социально-экономической  статистики.

Структура органов государственной  статистики соответствует административно-территориальному делению страны. Низовыми органами государственной статистики являются городские и районные управления, которые имеются в административных районах краев и областей, крупных городов. В двух городах — Москве и Санкт-Петербурге, в автономных республиках, в краях и областях имеются местные комитеты по статистике.

Руководящим организационным и методическим центром служб государственной статистики является Госкомстат России. Его основные задачи:

— представление официальной  статистической информации Президенту РФ, Правительству РФ, Федеральному Собранию РФ, федеральным органам  исполнительной власти, общественности, а также международным организациям; разработка научно обоснованной статистической методологии, соответствующей потребностям общества на современном этапе, а также международным стандартам;

— координация статистической деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, обеспечение условий использования указанными органами официальных статистических стандартов при проведении отраслевых (ведомственных) статистических наблюдений;

— разработка экономико-статистической информации, ее анализ, составление  национальных счетов, необходимых балансовых расчетов;

— гарантирование полноты  и научной обоснованности всей официальной  статистической информации;

— предоставление всем пользователям равного доступа к открытой статистической информации путем распространения официальных докладов о социально-экономическом положении Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, отраслей и секторов экономики, публикации статистических сборников и других статистических материалов. Для выполнения этих задач Госкомстат России осуществляет государственное управление всей находящейся в его ведении единой системой статистических органов; делом статистики; учетом и отчетностью во всех отраслях народного хозяйства; зданием и функционированием статистической информационной системы на основе единой научной методологии. В структуре имеется специальное Управление методологии статистических работ. Здесь разрабатываются федеральный план статистических работ на год и на перспективу, методология расчёта статистических показателей, сбора и разработки статистических данных. Кроме того, в состав Госкомстата России входят управления: аналитическое; информационных ресурсов и регистров; статистических стандартов и классификаций; организации статистического наблюдения; системы национальных счетов и балансов; статистики промышленности, финансов и платежного баланса, цен, товарных рынков и торговли; сводный отдел; социальной статистики (народонаселения, здравоохранения); отдел моральной статистики и др.

Задачи государственной  статистики в РФ до настоящего времени были определены Федеральной целевой программой "Развитие государственной статистики России в 2007 – 2011 годах":

Целью Программы является обеспечение  пользователей достоверными статистическими данными, отвечающими международным статистическим стандартам, путем формирования единой межведомственной информационно-статистической системы, направленной на повышение эффективности принятия управленческих решений.

Достижение цели Программы обеспечивается решением следующих задач:

задача № 1 - оптимизация состава  официальной статистической информации, разрабатываемой федеральными органами государственной власти для принятия управленческих решений и прогнозирования  на различных уровнях государственного, муниципального и корпоративного управления, с учетом международного опыта;

задача № 2 - минимизация информационной нагрузки на респондентов на основе применения современных методов статистического  наблюдения;

задача № 3 - интеграция и гармонизация статистических информационных ресурсов, разрабатываемых федеральными органами государственной власти;

задача № 4 - модернизация системы  сбора, обработки, хранения и распространения  статистической информации органов  государственной статистики на основе применения современных информационно-телекоммуникационных технологий;

задача № 5 - развитие системы обратной связи с респондентами и пользователями статистической информации.

Федеральная целевая  программа «Развитие государственной  статистики России в 2007-2011 годах» (далее – Программа) была утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2006 года № 595. Выбор приоритетных целей и задач Программы опирался на стратегические цели общества и анализ сложившихся тенденций его развития с учётом эволюции экономической и правовой среды.

Эта Программа явилась  продолжением реформирования российской статистики, которое успешно реализовывалось  в двух долгосрочных федеральных целевых программах:

  • Государственная программа перехода Российской Федерации на принятую в международной практике систему учёта и статистики в соответствии с требованиями развития рыночной экономики (1992-1996 годы), утвержденная постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23 октября 1992 года № 3708-1;
  • Федеральная целевая программа «Реформирование статистики в 1997-2000 годах», утверждённая постановлением Правительства Российской Федерации от 23 ноября 1996 года № 1410.

Кроме того, была реализована  Программа развития государственной  статистической системы до 2005 года, утверждённая приказом Госкомстата России от 28 ноября 2001 года № 162 по согласованию с Минэкономразвития России, б. Минпромнауки России, Минфином России, б. Минтрудом России и б. ГТК России.

В результате реализации этих программ были сформированы основы статистики, адекватной рыночной экономике, базирующейся на принятых в международной  практике системе учёта и статистики, созданы система национальных счетов, единая система классификации и  кодирования технико-экономической информации, а также совокупная система статистических показателей, комплексно характеризующая количественную сторону социальных, экономических, демографических, экологических и других общественных процессов в Российской Федерации.

Однако процесс становления  российской статистики, соответствующей потребностям общества и опыту развитых стран, не был завершён. В государстве происходили значительные социально-экономические перемены, обусловленные модернизацией экономики, обеспечением защиты прав и свобод, безопасности граждан, повышения уровня их жизни, проведением административной реформы, реформированием бюджетного процесса, переходом на международные стандарты финансовой отчётности. Это послужило отправной точкой при определении задач поиска и реализации принципиально новых подходов к официальной статистической деятельности, формированию гибкой, быстро реагирующей на изменения жизни государства системы информационно-статистического обеспечения2.

Информация о работе Современная организация статистики в России и ее основные задачи