Статика населения, ее значение, методика изучения и анализа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 12:55, контрольная работа

Описание работы

Слово «демография» образовано из двух греческих слов: «демос» - народ - и «графо» - пишу, то есть, если трактовать это словосочетание буквально, оно будет означать «народоописание», или описание населения. Но демография с самого начала своей истории никогда не ограничивалась лишь описанием, ее предмет всегда был шире и глубже. По мере развития демографических исследований, расширения круга факторов, привлекаемых демографией для объяснения взаимосвязей демографических процессов с другими общественными процессами, расширяется и методический аппарат, используемый демографией в своих исследованиях.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………...3
1. Объект и предмет демографии…………………………………………………..4
2. Статика населения, ее значение, методика изучения и анализа……………….7
Заключение………………………………………………………………………….12
Список использованных источников………………

Файлы: 1 файл

Демография.docx

— 28.85 Кб (Скачать файл)

Содержание:

Введение……………………………………………………………………………...3

1. Объект и предмет   демографии…………………………………………………..4

2. Статика населения, ее  значение, методика изучения и  анализа……………….7

Заключение………………………………………………………………………….12

Список использованных источников…………………………………………..….13

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Слово «демография» образовано из двух греческих слов: «демос»  - народ - и «графо» - пишу, то есть, если трактовать это словосочетание буквально, оно будет означать «народоописание», или описание населения. Но демография с самого начала своей истории никогда не ограничивалась лишь описанием, ее предмет всегда был шире и глубже. По мере развития демографических исследований, расширения круга факторов, привлекаемых демографией для объяснения взаимосвязей демографических процессов с другими общественными процессами, расширяется и методический аппарат, используемый демографией в своих исследованиях.

Сотрудничество с другими  науками в исследовании своего предмета, привлечение специалистов из других наук для тех же целей (т.е. исследования проблем естественного воспроизводства  населения) привело к возникновению  внутри демографии ряда ее отраслей (или  разделов), объединенных общим предметом, но различающихся по кругу изучаемых  факторов, воздействующих на этот предмет, и, соответственно, различающихся методами исследования. В этом, кстати, демография не отличается от большинства естественных и общественных наук, разве лишь тем, что она в этом отношении сильно отстала от них.

Вышеприведенные факторы  обуславливают актуальность и значимость тематики работы на современном этапе, направленной на глубокое и всестороннее изучение предмета, объекта демографии.

Также в работе мы рассмотрим такой вопрос как статика населения. Статистика населения – наука, изучающая количественные закономерности явлений и процессов, происходящих в населении, в непрерывной связи с их качественной стороной. Статистика населения изучает свой объект в конкретных условиях места и времени, выявляя все новые формы его движения: естественное, миграционное, социальное.

1. Объект и предмет   демографии

 

В самом общем виде демографию часто определяют как науку о  населении. Однако этого общего определения  недостаточно для понимания того, что есть демография, каковы ее собственные, отличные от других наук объект и предмет.

Объект науки – определенная область реальности (природной или  социальной), на которую направлен  процесс научного познания.

Как известно, под объектом науки обычно понимают определенную область реальности (природной или  социальной), на которую направлен  процесс научного познания. Под предметом  же понимают наиболее значимые свойства, стороны, характеристики, особенности  объекта, которые подлежат непосредственному  изучению или познание которых особенно важно для решения той или  иной проблемы (теоретической или  практической). В отличие от объекта  науки, содержание которого не зависит  от исследователя и исследовательской  процедуры, предмет науки – это  результат взаимодействия исследователя  и реальности, та ее часть, которая  выделяется субъектом познания с  целью решения тех или иных конкретных научных или практических задач. Именно поэтому предмет науки  носит исторический характер и может  меняться в соответствии с теми задачами, которое ставит перед собой и  решает наука, общество в целом [2, С. 36].

Предмет науки – наиболее значимые свойства, стороны, характеристики, особенности объекта, которые подлежат непосредственному изучению или  познание которых особенно важно  для решения той или иной проблемы (теоретической или практической).

Население как объект научного познания интересует многие науки –  и естественные, и гуманитарные. Можно даже сказать, что население  является всеобщим и универсальным  объектом исследования для очень  многих наук. Но каждая из них выделяет в этом общем для них объекте те стороны, аспекты и отношения, которые интересуют именно данную науку и никакую другую и которые образуют предмет именно этой науки.

   Первая трудность,  с которой приходится сталкиваться  в логико-теоретическом анализе  терминов «объект» и «предмет»,  – это нестрогость их употребления в обыденном языке, перешедшая затем и в научное сознание. Долгое время и в самой истории эти два термина обозначали, по существу, одно и то же. Предмет выступает как нечто уже захваченное (человеческим разумом или опытом), развернутое вовне, наконец, как представленное созерцающему субъекту, и в этом своем значении. понятие предмет близко латинскому глаголу «prehendo» (схватывать умом, обнять, ясно понимать, постигать). Понятие же «объект» со временем перестает быть синонимом предмета и по значению приближается к понятию «вещь». Объект, как и вещь, остается неразвернутым вовне бытием. Оно, это бытие вещи, существует независимо от нашего познания, от действия ученого и навсегда таковым останется [3, С. 145].

Таким образом, предмет –  это пропущенный через призму нашего разума объект. Сам объект функционирует  по своим собственным, независимым  от нас законам. В отличие от него, предмет существует и действует  по законам, которыми наделяет его познающий  разум. Предмет – это познавательная модель реально существующего объекта, а в социологии – даже нескольких объектов.

Экономисты изучают экономические  отношения людей, т. е. отношения  по поводу производства, распределения, обмена и потребления материальных благ и услуг. Юристы изучают правовые отношения, т. е. отношения, кодифицированные, закрепленные в правовых актах или в обычаях. Этнологи исследуют национальные и межэтнические отношения. Политологи – политические отношения. У социологов – свой собственный взгляд на население, свой собственный предмет исследования: человек в структурах институционального неравенства, поведение людей в разных сферах социальной жизни. Специалисты в области популяционной генетики изучают распространенность тех или иных генов в разных человеческих «популяциях», а также их так называемый «дрейф», т. е. движение от одной «популяции» к другой [7, С. 94].

Этот перечень можно продолжать до бесконечности. Важно то, что каждая из названных и неназванных наук по своему определит население как предмет своего собственного познавательного интереса. Население как всеобщий и универсальный объект оказывается растворенным между конкретными предметами отдельных наук. Более того, каждая из этих наук имеет, по существу, свое собственное определение населения, хотя во всех этих определениях сохраняется некое общее, инвариантное содержание.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Статика населения,  ее значение, методика изучения  и анализа

 

Статистика населения  использует для изучения своего объекта  весь арсенал статистических методов. Кроме того, применяются и методы, разработанные только для изучения населения. В теоретической части  работы описаны следующие статистические методы анализа: статистическое наблюдение, группировка, анализа рядов динамики, индексный, выборочный.

В демографии область применения статистических методов весьма обширна. Она обхватывает процесс наблюдения и получения сведений о населении  и отдельных демографических  процессах, обработку данных и построение рядов распределения, анализ демографических  закономерностей и связей, вычисление сводных показателей воспроизводства  населения.

Сбор и оценка исходной информации - это первый этап всякого  статистического наблюдения. Информация для целей демографического анализа  основывается на данных трех основных источников: переписей населения, текущего учета, а также выборочных демографических  исследований.

Многообразие числовых данных, получаемых в результате статистического  наблюдения, требует соответствующей  обработки и анализа. Для этого  строятся ряды распределения, которые  представляют упорядоченные по соответствующим  признакам статистические совокупности в какой - либо момент или отрезок времени [4, С. 198].

Распределение самого населения  по отдельным признакам (по полу, возрасту, занятиям, образованию и т.п.); распределение  совокупностей населения (семей  или типов поселения по величине, возрасту и т.п.); распределение демографических  событий (числа рождений по очередности, возрасту матери, умерших по причинам, брачности, по продолжительности брака).

Частота распространения  того или иного демографического события в определенной среде  характеризует его интенсивность  и измеряется различными коэффициентами. Они представляют отношение числа  событий к численности населения, в котором произошли, или к  численности его определенной группы. В зависимости от того, с какой  именно численностью эти числа событий  соотносятся, различают общие, специальные  и частные коэффициенты. Используются также суммарные коэффициенты, представляющие собой сумму возрастных (т. е. частных) коэффициентов, например, суммарный  коэффициент рождаемости. Иногда в  анализе встречаются коэффициенты сравнения противоположных процессов, показывающие, во сколько раз интенсивность  одного больше интенсивности другого, например, сколько браков приходится на один развод (коэффициент устойчивости брака).

Математические модели - это формальные представления зависимости  некоторой демографической переменной от возраста или числа рожденных  детей. Модель может быть представлена в виде явной математической функции, включающей или нет табулированную зависимость, или вычислительной процедурой. Зависимой переменной, как правило, является возрастной коэффициент или  мера интенсивности процесса, такого как смертность, рождаемость, миграция, но может быть и какой - либо ее производный  показатель - чаще всего переменная соответствующей демографической  таблицы [6, С. 74].

Статика населения изучается  по следующим основным признакам: пол, возраст, социальные группы, профессия, брачное состояние, национальность, образование, гражданство, место жительства, плотность населения на определенный (критический) момент времени. Эти данные получают из переписей населения и специальных выборочных исследований. Они необходимы, прежде всего, для анализа и перспективного планирования социально-экономического развития страны.

Перепись населения - всеобщий (сплошной) учет населения, в процессе которого осуществляется сбор данных, характеризующих на определенный момент времени каждого жителя страны или  административной территории.

Наряду со сплошным учетом населения осуществляются выборочные социально-демографические исследования, которые позволяют проследить изменения  численности и структуры населения  в межпереписной период.

На основании расчета  удельного веса лиц в возрасте 0-14; 15-49; 50 лет и старше можно определить возрастной тип населения. Различают  следующие типы возрастных структур населения:

- прогрессивный;

- стационарный;

- регрессивный.

Прогрессивным считается  тип населения, в котором доля детей в возрасте 0-14 лет превышает долю населения в возрасте 50 лет и старше.

Стационарным называется тип, при котором доля детей равна  доле лиц в возрасте 50 лет и  старше.

Регрессивным типом принято  считать население, в котором  доля лиц в возрасте 50 лет и  старше превышает долю детского населения.

Прогрессивный тип народонаселения  обеспечивает дальнейшее увеличение численности  населения, регрессивный тип угрожает нации депопуляцией. На сегодняшний день в целом по России сложился регрессивный тип населения: доля населения в возрасте 0-14 лет составляет 15%, а старше 50 лет - 31% [5, С. 189].

Методы изучения это перепись населения.

Перепись населения проводится:

1. Для планирования развития сети ЛПУ, центров санэпиднадзора, для разработки планов оздоровительных мероприятий, для подготовки и распределения медицинских кадров.

2. Для вычисления общих  и особенно, специальных возрастно-половых показателей рождаемости,  смертности, заболеваемости, обеспеченности    населения    различными    видами медицинской помощи.

Требования к проведению переписи населения:

1. Охват всего населения.

2. Единая программа для всего населения.

3. Поименность  при сборе информации, но последующее "обезличивание" данных.

4. Личный  опрос  каждого  взрослого  по месту фактического проживания.

5. Строгое соблюдение тайны.

6. Одномоментность проведения переписи.

В межпереписной период население учитывается посредством:

1. Текущего учета ряда демографических явлений (рождение, смерть, регистрация брака, развод и пр.),

2. Выборочных социально-гигиенических исследований,  изучающих значимые демографические аспекты.

Информация о работе Статика населения, ее значение, методика изучения и анализа