Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2013 в 08:10, реферат
Гипотезы проверяются с помощью статистических критериев (обозначается в общем виде R). Статистический критерий – это правило, которое позволяет принимать истинную и отклонять ложную гипотезу с высокой вероятностью или другими словами на определенном уровне значимости -a (т.е. с указанием ошибки 1-ого рода, которая возникает в результате отклонения по результатам выборочного исследования истинной нулевой гипотезы; принятие истинной гипотезы Н0 характеризуется доверительной вероятностью 1-a; ошибка 2-ого рода b возникает в результате принятия по результатам выборочного исследования ложной Н0;
Теоретическая часть………………………………………………………………………………………3
Критерий Стьюдента……………………………………………………………………………………..5
F -- критерий Фишера………………………………………………………………………………...…10
Критерий χ2 Пирсона ………………………………………………………………………12
Критерий Манна-Уитни………………………………………………………………………………...15
P=0.97*100 =97%
7.Отклонение сопротивления резисторов представляет:
δR = 1,25 ома.
F -- критерий Фишера
Критерий Фишера позволяет сравнивать величины выборочных дисперсий двух рядов наблюдений. Для вычисления нужно найти отношение дисперсий двух выборок, причем так, чтобы большая по величине дисперсия находилась бы в числителе, а меньшая знаменателе. Формула вычисления по критерию Фишера F такова:
Где
и
Поскольку, согласно условию критерия, величина числителя должна быть больше или равна величине знаменателя, то значение всегда будет больше или равно единице, т.е. . Число степеней свободы определяется также просто: для первой (т.е. для той выборки, величина дисперсии которой больше) и для второй выборки. В таблице 18 Приложения 6 критические значения критерия Фишера находятся по величинам (верхняя строчка таблицы) и (левый столбец таблицы).
Пример 4.
В двух третьих классах проводилось тестирование умственного развития по тесту ТУРМШ десяти учащихся. Полученные значения величин средних достоверно не различались, однако психолога интересует вопрос - есть ли различия в степени однородности показателей умственного развития между классами.
Для критерия Фишера необходимо сравнить дисперсии тестовых оценок в обоих классах. Результаты тестирования представлены в табл. 2.
Таблица 2
№ учащихся |
Первый класс X |
Второй класс Y |
1 |
90 |
41 |
2 |
29 |
49 |
3 |
39 |
56 |
4 |
79 |
64 |
5 |
88 |
72 |
6 |
53 |
65 |
7 |
34 |
63 |
8 |
40 |
87 |
9 |
75 |
77 |
10 |
79 |
62 |
Суммы |
606 |
636 |
Среднее |
60,6 |
63,6 |
Как видно из табл. 11, величины
средних в обеих группах
Рассчитав дисперсии для переменных X и Y, получаем
Тогда, по формуле для расчета
по F - критерию Фишера находим:
По таблице F - критерия при степенях свободы в обоих случаях равных df = 10 - 1 = 9 находим :
3,18 для P 0,05
5,35 для P 0,01
Строим ``ось значимости'':
Таким образом, полученная величина попала в зону неопределенности. В терминах статистических гипотез можно утверждать, что Н 0 (гипотеза о сходстве) может быть отвергнута на уровне 5%, а принимается в этом случае гипотеза Н1. Психолог может утверждать, что по степени однородности такого показателя, как умственное развитие, имеется различие между выборками из двух классов.
Для применения критерия F Фишера необходимо соблюдать следующие условия:
1. Измерение может быть проведено в шкале интервалов и отношений.
2. Сравниваемые выборки должны быть распределены по нормальному закону.
Критерий χ2 Пирсона
Использование критерия χ2 для оценки соответствия экспериментальных распределений теоретическим (нормальному или равномерному) подробно обсуждалось в разделе 6. Тот же критерий может использоваться и для сравнения двух эмпирических распределений на предмет достоверности различий между ними.
Пример 5.
В опытах с участием 100 испытуемых (50 мужчин и 50 женщин) регистрировалось время простой сенсомоторной реакции (ВСМР) в ответ на звуковой стимул. Получены следующие результаты (табл. 3):
Таблица 3
ВСМР в секундах | |||||||
Классовый Интервал |
0,10 ¸ 0,12 |
0,12 ¸ 0,14 |
0,14 ¸ 0,16 |
0,16 ¸ 0,18 |
0,18 ¸0,20 |
0,20 ¸0,22 |
0,22 ¸0,24 |
Частоты встречаемости ВСМР | |||||||
Мужчины |
2 |
15 |
26 |
5 |
2 |
0 |
0 |
Женщины |
0 |
12 |
20 |
8 |
7 |
2 |
1 |
Задание
Пользуясь критерием χ2 Пирсона, определить, достоверны ли различия распределений ВСМР у мужчин и женщин.
Решение
1. Строим рабочую таблицу для предварительных расчетов (табл. 4):
Таблица 4
Обозна-чение интер-вала |
Классовый интервал в секундах |
Эмпирические частоты (мужчины) |
Эмпирические частоты (женщины) |
Сумма эмпирических частот |
Теоретические частоты |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
A В C D E F G |
0,10 ÷ 0,12 0,12 ÷ 0,14 0,14 ÷ 0,16 0,16 ÷ 0,18 0,18 ÷ 0,20 0,20 ÷ 0,22 0,22 ÷ 0,24 |
2 15 26 5 2 0 0 |
0 12 20 8 7 2 1 |
2 27 46 13 9 2 1 |
1 13,5 23 6,5 4,5 1 0,5 |
Сумма |
50 |
50 |
100 |
Столбец 1 служит исключительно
для экономии: в дальнейшем мы не
будем указывать границы
Теоретические частоты (столбец 6) в данном случае вычисляются следующим образом:
1) в случае равноценных
выборок теоретическая частота
в каждом классе вычисляется
как среднее арифметическое
2) если объемы выборок
различны, то теоретическая частота
вычисляется как сумма
Для дальнейших вычислений вносим данные в табл. 5:
Таблица 5
Мужчины |
Женщины | ||||||
Интервал |
fэксп |
.fтеор. |
|
fэксп |
.fтеор. |
| |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 | |
A В C D E F G |
2 15 26 5 2 0 0 |
1 13,5 23 6,5 4,5 1 0,5 |
1,00 0,17 0,39 0,35 1,39 1,00 0,50 |
0 12 20 8 7 2 1 |
1 13,5 23 6,5 4,5 1 0,5 |
1,00 0,17 0,39 0,35 1,39 1,00 0,50 |
Можно видеть, что это – типичная таблица для вычисления критерия χ2 .Значения в столбцах 3 и 6 для мужчин и женщин одинаковы; это естественно, так как теоретические частоты соответствуют средним значениям экспериментальных частот в каждой выборке. Тем не менее χ2 следует рассчитывать, суммируя все значения в столбцах 4 и 6 (т. е. по обеим выборкам).
В итоге получаем χ2 = 9,6. В табл. VI Приложений для уровня значимости 0,95 и ν = N – 1 = 6 находим значение χ2кр., равное12,6.
Вывод:
Различия между
Критерий Манна-Уитни
U-критерий Манна-Уитни используется для оценки различий между двумя малыми выборками (n1,n2≥3 или n1=2, n2≥5) по уровню количественно измеряемого признака. При этом первой выборкой принято считать ту, где значение признака больше.
Нулевая гипотеза H0={уровень признака во второй выборке не ниже уровня признака в первой выборке}; альтернативная гипотеза – H1={уровень признака во второй выборке ниже уровня признака в первой выборке}.
Рассмотрим алгоритм применения U-критерия Манна-Уитни:
1. Перенести все данные испытуемых на индивидуальные карточки, пометив карточки 1-й выборки одним цветом, а 2-й – другим.
2. Разложить все карточки в единый ряд по степени возрастания признака и проранжировать в таком порядке.
3. Вновь разложить карточки по цвету на две группы.
4. Подсчитать сумму рангов отдельно по группам и проверить, совпадает ли общая сумма рангов с расчетной.
5. Определить большую из двух ранговых сумм .
6. Вычислить эмпирическое значение U:
, где - количество испытуемых в - выборке (i = 1, 2), - количество испытуемых в группе с большей суммой рангов.
7. Задать уровень значимости α и, используя специальную таблицу, определить критическое значение Uкр(α). Если , то H0 на выбранном уровне значимости принимается.
Рассмотрим использование U критерия Манна-Уитни на примере.
Проведение срезовой контрольной работы по математике (алгебра и геометрия) в средней общеобразовательной школе дало следующие результаты по 10-балльной шкале для класса, обучающегося по программе «Развивающего обучения» (7 «Б»), и класса, обучающегося по традиционной системе (7 «А»),представленные в табл. 6
Таблица 6
Ученик \ Класс |
7 «А» (баллы) |
7 «Б» (баллы) |
1 |
9 |
5 |
2 |
7 |
10 |
3 |
7 |
7 |
4 |
8 |
8 |
5 |
6 |
8 |
6 |
4 |
4 |
7 |
4 |
6 |
8 |
8 |
8 |
9 |
6 |
8 |
10 |
6 |
9 |
11 |
5 |
7 |
12 |
- |
10 |