Статистические методы исследования выборов В РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 15:11, научная работа

Описание работы

Выборы — процедура, с помощью которой определяются исполнители на некоторые ключевые позиции в различных общественных структурах (государства, организации). Выборы осуществляются путём голосования (тайного, открытого), проводимого в соответствии с регламентом выборов.1

Содержание работы

Введение …………………………………………………………………………. 3
1.Российская политическая система …………………………………………… 5
1.1 Общие сведения о политической системе РФ ……………………………. 5
1.2 Порядок выборов президента России ……………………………………… 8
2.Статистические исследования результатов российских выборов президента 2012г. …………………………………………………………………………… 13
2.1 Распределение избирательных участков по явке ………………………... 13
2.2 Выявление фальсификации при помощи статистического анализа…… 18
Заключение …………………………………………………………………….. 22
Библиографический список ………………

Файлы: 1 файл

катановские.doc

— 321.50 Кб (Скачать файл)


                                                    Оглавление

Введение …………………………………………………………………………. 3

1.Российская политическая  система …………………………………………… 5

1.1 Общие сведения о  политической системе  РФ ……………………………. 5

1.2 Порядок выборов  президента России ……………………………………… 8

2.Статистические исследования  результатов российских выборов  президента  2012г. …………………………………………………………………………… 13

2.1 Распределение избирательных  участков по явке ………………………... 13

2.2 Выявление фальсификации  при помощи статистического анализа……  18

Заключение …………………………………………………………………….. 22

Библиографический список …………………………………………………… 24

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                            Введение

 

Выборы — процедура, с помощью которой определяются исполнители на некоторые ключевые позиции в различных общественных структурах (государства, организации). Выборы осуществляются путём голосования (тайного, открытого), проводимого в соответствии с регламентом выборов.1

Иными словами, выборы –  это всегда борьба за власть. И очень важно, чтобы как можно больше людей понимали существо этого политического процесса, прежде всего свое место в нем, и участвовали в выборах осознанно, а не в качестве механизма для голосования, добиваясь избрания действительно достойных.

Статистические подходы к анализу результатов выборов в России используются с начала 1990-х годов, с тех самых пор, как появились свободные выборы.

Тема статистического  анализа результатов выборов  вновь стала популярной в связи  с недавними выборами президента РФ 4 марта.2012г. Такой факт  подтверждает актуальность изучения результатов прошедших выборов.

Цель исследования: анализ результатов выборов президента России (2012г.) по РХ при помощи статистических методов.

 В соответствии с поставленной  целью необходимо решить следующие задачи:

  • изучить общие сведения о российской политической системе
  • разобраться в порядке проведения выборов президента  РФ
  • сгруппировать отчетные данные по выборам президента 2012г. (РХ)
  • произвести расчеты, построить графики
  • проанализировать полученные результаты
  • выявить статистические особенности результатов российских выборов 2012г по РХ.

В данной научной работе представлены результаты собственных исследований статистики выборов. Материалом для исследования являются исключительно данные голосований по  территориальным комиссиям, полученные с официального сайта Центризбиркома.

Объект исследования: статистическая совокупность

Предмет исследования: результаты выборов президента РФ 2012г.

Статистические методы весьма полезны для выявления участков и территорий, подозрительных с точки зрения фальсификаций. Существует методика выявления фальсификации с помощью корреляции между явкой и голосованием за кандидатов, которая была описана А.А. Собяниным и В.Г. Суховольским. Для использования данного метода требуются данные достаточно большого числа избирательных комиссий (не менее 30).

Недавно С.А. Шпильским  был предложен метод, основанный на тех же принципах, что и метод  Собянина-Суховольского. Он также может  использоваться для выявления фальсификации типа «вброса». В отличие от метода Собянина-Суховольского, метод Шпильского позволяет оценить и количество  «аномальных» голосов. Недостатком этого метода является то, что он может применяться только на большом массиве данных (более 2тыс. избирательных участков), то есть им можно пользоваться в большом регионе или в целом по всей России.

По сути, каждые выборы представляют собой гигантский эксперимент, дающий огромный полный (без пропусков) структурированный массив данных. При  этом количество отсчетов данных настолько велико, что этот массив можно разбивать на большое количество подкатегорий, и каждая из этих категорий будет по-прежнему содержать статистически значимое количество отсчетов данных. Эта работа не строгое статистическое исследование, а скорее поиск «срезов» данных, позволяющих выявить интересные особенности выборов.

                                     1.Российская политическая система

                    1.1 Общие сведения о политической системе  РФ

 

Российская Федерация  – Россия есть демократическое федеративное государство с республиканской формой правления.2 С действующей  конституцией, принятой на всенародном референдуме 12 декабря 1993.

Политическая система  это сложный комплекс государственных  институтов, политических партий, общественных организаций, в рамках которого протекает политическая жизнь общества и осуществляется политическая власть. Политическая система представляет собой совокупность политических институтов, политических партий, отношений, процессов, принципов политической организации общества, подчиненных кодексу политических, социальных, юридических, идеологических норм.  Социальная сущность политической системы состоит в том, чьи интересы (каких социальных групп) приоритетно она реализует, какими средствами и методами. Следует понять, что политическая система является формой выражения отношений (интересов) социальных групп по поводу власти. Она включает организацию политической власти, отношения между обществом и государством, характеризует протекание политических процессов, включающих институционализацию власти, состояние политической деятельности, уровень политического творчества в обществе.   

Политическая система  имеет свою структуру и выполняет  ряд функций. Она включает в себя три подсистемы: институциональную, информационно-коммуникативную и нормативно-регулятивную.3 Главным институтом политической системы является государство.

Содержание политического  процесса может быть различным. Оно  может быть связано с разработкой  какой-либо концепции развития, формирование общественного мнения по проблеме, затрагивающей интересы власти и общества, проведение выборов и т.д.

Содержание политического  процесса в современной России составляет укрепление и повышение эффективности  государственной власти, реформирование государственного аппарата, укрепление рыночных отношений, утверждение гласности в действиях государственных органов, партий, общественных организаций, развитие политического плюрализма и конструктивной оппозиции власти.

На содержание политического  процесса оказывают влияние следующие факторы: степень разделения и уравновешенности законодательной, исполнительной и судебной власти; уровень централизации (децентрализации) власти; взаимодействие партийных и государственных структур прямо или косвенно влияющих на процесс принятия политических решений; способы принятии и реализации политических решений; соотношение прав и прерогатив центральных и местных органов власти; взаимосвязи внутри правящего слоя (отношения между правящей и оппозиционной элитами, уровень коррумпированности и т.д.).

Одним из наиболее распространенных современных политических процессов  является демократизация. Отечественный политолог В.Никонов, определяя направленность политического процесса в современной России, полагает, что для придания ему демократической направленности необходимо соблюдение двух принципов.

Первый из них гласит: «…политический процесс должен действовать  и развиваться в соответствии с правилами и процедурами, которые  неподконтрольны одному человеку, даже самому могущественному», исходя из чего политические лидеры не должны определять правила, по которым они будут играть.

Второй принцип заключается  в том, что «существующая реальность, конфликты, которая порождает эпоха, не должны диктовать процесс создания политической системы, не должны находить своего немедленного разрешения в тот момент, когда создается новое демократическое государство. Потому что стремление примирить интересы всех участников политической игры на стадии создания новой конституции грозит будущими конфликтами, природу которых невозможно предсказать полностью».4

В каждой стране складывается своя институциональная структура  власти, Так, в Российской Федерации  государственные и политические структуры представлены. Президентом (глава государства), Федеральным Собранием (парламентом), состоящим из двух палат - Совета Федерации и Государственной Думы, Правительством. 

Существенным элементом  политической системы являются политические принципы и нормы, закрепляемые в  конституциях, законах и нормативных  актах. К числу элементов политической системы общества относятся также политическое сознание и политическая культура, от которых зависит поведение людей и их организаций, процесс подготовки и принятия политико-управленческих решений.

При помощи механизмов политической системы разрешаются социальные противоречия, достигается консенсус (согласие) относительно направления общественного развития.5

В административном отношении  Россия состоит из республик, краёв, областей, городов федерального подчинения, автономных округов, которые являются субъектами Федерации. Согласно Конституции РФ все субъекты Федерации равноправны. В то же время Конституция РФ фиксирует и некоторые различия в правовом положении субъектов Федерации. Так, республики в составе РФ имеют собственные Конституции, а все прочие субъекты Федерации — уставы. Республикам в составе России предоставлено право устанавливать свои государственные языки, которые в государственных учреждениях республик употребляются наряду с русским языком.

Российская Федерация  — президентская республика.

Президент занимает центральное  место в системе органов власти РФ. По Конституции он определяет основные направления внутренней и внешней  политики страны. В ряде случаев  президент может выполнять функции, которые обычно осуществляются законодательными и судебными органами власти.

Как глава государства  президент является гарантом соблюдения Конституции, прав и свобод граждан. Ему принадлежит ведущая роль в назначении высших должностных  лиц РФ. Президент с согласия нижней палаты парламента назначает на должность председателя правительства РФ; по представлению председателя правительства назначает его заместителей и федеральных министров. Президент также назначает и увольняет с должности высшее командование Вооружённых сил, руководителей других силовых структур, дипломатических представителей РФ за рубежом, полномочных представителей президента в федеральных округах, формирует и возглавляет Совет безопасности РФ, формирует администрацию президента. Президент представляет для назначения парламентом кандидатуры председателя Центрального банка РФ, судей Конституционного, Верховного и Высшего Арбитражного судов РФ, генерального прокурора страны.6

               

                   1.2 Порядок выборов президента России

 

Порядок проведения выборов  Президента Российской Федерации в принципе определен двумя Федеральными Законами, которые действуют с 1994 года: Законом «Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации» и Законом «О выборах Президента Российской Федерации». Помимо этого отдельные компоненты избирательного процесса находятся в сфере действия и ряда других федеральных законов. К таким законам относится, например, Закон «О средствах массовой информации», который непосредственным образом регулирует некоторые вопросы освещения предвыборной борьбы и доступа кандидатов к средствам массовой информации. Положения Уголовного кодекса Российской Федерации предусматривают санкции по ряду нарушений избирательного процесса. Кодекс об административных правонарушениях предусматривает санкции и наказания в отношении должностных лиц, ответственных за обеспечение различных аспектов избирательного процесса. 7

Так же порядок выборов Президента определяется Конституцией Российской Федерации в статье 81.

В соответствии с Конституцией выборы главы государства осуществляются наиболее демократическим путем – на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. На конституционном уровне не закрепляется, как и в отношении депутатов Государственной Думы, альтернативность выборов, однако в законодательстве о выборах она признается обязательной. Имеет место она и в практике избирательных кампаний при выборах Президента.8

Президент Российской Федерации избирается сроком на шесть лет гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. 
 Президентом Российской Федерации может быть избран гражданин РФ не моложе 35 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации не менее 10 лет. Одно и то же лицо не может занимать должность президента Российской Федерации более двух сроков подряд.9

Выборы президента Российской Федерации  проводятся по единому федеральному избирательному округу, включающему  в себя всю территорию Российской Федерации. В соответствии с Конституцией, выборы президента России назначает Совет Федерации. Решение о назначении выборов должно быть принято не ранее чем за 100 дней и не позднее чем за 90 дней до дня голосования.

Подготовку и проведение выборов Президента Российской Федерации осуществляют: Центральная избирательная комиссия РФ; избирательные комиссии субъектов РФ; территориальные избирательные комиссии; участковые избирательные комиссии.

Кандидаты на должность  президента Российской Федерации могут быть выдвинуты как политическими партиями, имеющими право в соответствии с Федеральным законом "О политических партиях" принимать участие в выборах, в том числе выдвигать кандидатов, так и в порядке самовыдвижения при условии поддержки самовыдвижения группой избирателей. Для самовыдвижения кандидата на должность президента ему необходима поддержка инициативной группы в количестве не менее 500 человек. Кандидат может дать согласие баллотироваться только от  одной политической партии. Политической партией не может быть выдвинут кандидат, выдвинувший свою кандидатуру в порядке самовыдвижения. Группа избирателей вправе поддержать самовыдвижение только одного кандидата.

Кандидат, выдвинутый в  порядке самовыдвижения, в свою поддержку, а политическая партия в поддержку  выдвинутого ею кандидата обязаны  собрать не менее двух миллионов  подписей избирателей. При этом на один субъект Российской Федерации должно приходиться не более 50 тысяч подписей избирателей, место жительства которых находится на территории данного субъекта Российской Федерации. Если сбор подписей избирателей осуществляется среди избирателей, постоянно проживающих за пределами территории Российской Федерации, общее количество этих подписей не может быть более 50 тысяч.

Информация о работе Статистические методы исследования выборов В РФ