Статистические методы управления качеством

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2012 в 22:04, реферат

Описание работы

Обострение конкуренции на национальном и международном уровнях заставило многих обратиться к статистическим методам. Статистические методы признаются важным условием рентабельного управления качеством, а также средством повышения эффективности производственных процессов и качества продукции.
Какие же мероприятия требуют применения статистических методов? Все без исключения.

Файлы: 1 файл

Курсовая работа. Никишев.docx

— 519.43 Кб (Скачать файл)

СТАТИСТИЧЕСКИЕ  МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ

Один из основоположников применения статистических методов при серийном производстве американский математик У. А. Шухарт писал: "В течение длительного времени эффективность статистики будет зависеть в меньшей степени от существования отряда статистиков, имеющих превосходную подготовку, чем от подготовки всего поколения, воспитанного в духе статистики, с физиками, химиками, инженерами и многими другими специалистами, которые будут отвечать за подготовку и управление новыми процессами производства".

Обострение конкуренции  на национальном и международном  уровнях заставило многих обратиться к статистическим методам. Статистические методы признаются важным условием рентабельного  управления качеством, а также средством  повышения эффективности производственных процессов и качества продукции. 
Какие же мероприятия требуют применения статистических методов? Все без исключения. И по всему жизненному циклу продукции, от определения требований в самом начале до их выполнения в конце. 
Какие статистические методы следует использовать? Ответ в значительной степени зависит от специалистов, но существует принцип, согласно которому важность статистического метода равна его математическому потенциалу, умноженному на вероятность его применения. Следовательно, когда речь идет о широком применении статистических методов, рассматривать следует только те из них, которые понятны и которые могут легко применяться нестатистиками.

Для решения проблем, связанных  с качеством продукции, широко применяются 7 традиционных методов ("инструментов" качества), а именно:

  1. гистограммы
  2. временные ряды
  3. диаграммы Парето
  4. причинно-следственные диаграммы Исикавы
  5. контрольные листки
  6. контрольные карты
  7. диаграммы рассеяния

Известный японский специалист по качеству профессор К. Исикава говорил: "Основываясь на опыте своей деятельности, могу сказать, что 95% всех проблем фирмы могут быть решены с помощью этих семи приемов". 
Области применения упомянутых "инструментов" качества показаны на рис. 1.1; там же приведены еще два приема, часто используемы на начальной стадии работы:

  1. мозговая атака
  2. схема процесса

Рассмотрим суть указанных  методов.

МОЗГОВАЯ АТАКА

Мозговая атака используется, чтобы помочь группе выработать наибольшее число идей по какой-либо проблеме в  возможно коротко время, и может  осуществляться двумя путями:

  1. Упорядоченно - каждый член группы подает идеи в порядке очередности по кругу или пропускает свою очередь до следующее раза. Таким способом можно побудить к разговору даже самых молчаливых людей, однако, здесь присутствует некоторый элемент давления, что может помешать.
  2. Неупорядоченно - члены группы просто подают идеи по мере того, как они приходят на ум. Так создается более раскованная атмосфера, правда, есть опасность, что самые говорливые возьмут верх.

В обоих методах общие  правила поведения одинаковы. Желательно придерживаться такой линии поведения:

    1. Никогда не критиковать идей. Записывать на лист или доску каждую идею. Если слова видны всем, это помогает избежать неверного понимания и рождает новые идеи.
    2. Каждый должен согласиться с вопросом или повесткой дня предстоящей мозговой атаки.
    3. Заносить на доску или на лист слова выступающего буквально, не редактируя их.
    4. Делать все быстро, лучше всего проводить мозговую атаку за 5 - 15 минут.

Рис.1.1. Область применения "инструментов" качества:

    1. выявление проблем
    2. анализ проблем

СХЕМА ПРОЦЕССА

Схема процесса (последовательности операций, маршрутная карта) применяется, когда требуется проследить фактические  или подразумеваемые стадии процесса, которые проходит изделие или  услуга, чтобы можно было определить отклонения. 
При изучении схем процессов часто можно обнаружить скрытые ловушки, которые служат потенциальными источниками помех и трудностей. 
Необходимо собрать специалистов, располагающих наибольшими знаниями о данном процессе, для того, чтобы:

    1. построить последовательную схему стадий процесса, который действительно происходит
    2. построить последовательную схему стадий процесса, который должен протекать, если все будет работать правильно
    3. сравнить две схемы, чтобы найти, чем они отличаются, и таким образом найти точку, в которой возникают проблемы

КОНТРОЛЬНЫЙ ЛИСТОК (ТАБЛИЦА ПРОВЕРОК)

Контрольный листок позволяет  ответить на вопрос: "Как часто  случается определенное событие?". С него начинается превращение мнений и предположений в факты. Построение контрольного листка включает в себя следующие шаги, предусматривающие необходимость:

    1. установить как можно точнее, какое событие будет наблюдаться. Каждый должен следить за одной и той же вещью
    2. договориться о периоде, в течение которого будут собираться данные. Он может колебаться от часов до недель
    3. построить форму, которая будет ясной и легкой для заполнения. В форме должны быть четко обозначены графы и колонки, должно быть достаточно места для внесения данных
    4. собирать данные постоянно и честно, ничего не искажая. Еще раз убедитесь, что назначенное вами время достаточно для выполнения за дачи по сбору данных

Собранные данные должны быть однородными. Если это не так, необходимо сначала сгруппировать данные, а  затем рассматривать их по отдельности. 

Рис 1.2. Контрольный листок.

ВРЕМЕННОЙ РЯД (ЛИНЕЙНЫЙ ГРАФИК)

Временной ряд применяется, когда требуется самым простым  способом представить ход изменения  наблюдаемых данных за определенный период времени. 
Временной ряд предназначен для наглядного представления данных, очень прост в построении и использовании. Точки наносятся на график в том порядке, в каком они были собраны. Поскольку они обозначают изменение характеристики во времени, очень существенна последовательность данных. 
Опасность в использовании временного ряда заключается в тенденции считать важным любое изменение данных во времени. 
Временной ряд, как и другие виды графической техники, следует использовать, чтобы сосредоточить внимание на действительно существенных изменениях в системе. 
Одно из наиболее эффективных применений временного ряда заключается в выявлении существенных тенденций или изменений средней величины (рис. 1.3)

Рис. 1.3. Временной ряд

 

 

ДИАГРАММА ПАРЕТО

Применяется, когда требуется представить относительную важность всех проблем или условий с целью выбора отправной точки для решения проблем, проследить за результатом или определить основную причину проблемы. 
Диаграмма Парето - это особая форма вертикального столбикового графика, которая помогает определить, какие имеются проблемы, и выбрать порядок их решения. Построение диаграммы Парето, основанное или на контрольных листках или на других формах сбора данных помогает привлечь внимание и усилия к действительно важным проблемам. Можно достичь большего, занимаясь самым высоким столбиком, не уделяя внимание меньшим столбикам (рис.1.4)

Рис. 1.4. Диаграмма Парето

Порядок построения диаграммы  Парето.

  1. Выберите проблемы, которые необходимо сравнить и расположите их в порядке важности (путем мозговой атаки, используя существующие данные - отчеты)
  2. Определите критерий для сравнения единиц измерения (натуральные или стоимостные характеристики)
  3. Наметьте период времени для изучения
  4. Сгруппируйте данные по категориям, сравните критерии каждой группы
  5. Перечислите категории слева направо на горизонтальной оси 1 порядке уменьшения значения критерия. В последний столбик включите категории, имеющие наименьшее значение

ПРИЧИННО-СЛЕДСТВЕННАЯ ДИАГРАММА (диаграмма Исикавы)

Диаграмма Исикавы ("рыбий скелет") применяется, когда требуется исследовать и изобразить все возможные причины определенных проблем или условий. 
Позволяет представить соотношения между следствием, результатом и всеми возможными причинами, влияющими на них. Следствие, результат или проблема обычно обозначаются на правой стороне схемы, а главные воздействия или "причины" перечисляются на левой стороне (рис.1.5)

Рис.1.5. Причинно-следственная диаграмма

Порядок построения причинно-следственной диаграммы:

  1. Начинайте процесс с описания выбранной проблемы, а именно:
    • ее особенности
    • где она возникает
    • когда проявляется
    • как далеко распространяется
  2. Перечислите причины, необходимые для построения причинно следственной диаграммы одним из следующих способов:
    • проведите мозговую атаку, на которой обсудите все возможные причины без предварительной подготовки
    • внимательно проследите все стадии производственного процесса и на контрольных листках укажите возможные причины возникающей проблемы
  3. Постройте действительную причинно-следственную диаграмму
  4. Попытайтесь дать толкование всем взаимосвязям

Чтобы отыскать основные причины  проблемы, ищите причины, которые  повторяются. 
Основные причинные категории нужно записывать в самом общем виде. Используйте как можно меньше слов.

ГИСТОГРАММА

Применяется, когда требуется  исследовать и представить распределение  данных о числе единиц в каждой категории с помощью столбикового графика. Как мы уже видели на диаграмме  Парето, очень полезно представить  в форме столбикового графика  частоту, с которой появляется определенное событие (так называемое частотное распределение). Однако, диаграмма Парето имеет дело только с характеристиками продукции или услуги: типами дефектов, проблемами, угрозой безопасности и т. п.

Гистограмма, напротив, имеет  дело с измеряемыми данными (температура, толщина) и их распределением. Распределение  может быть критическим, т.е. иметь  максимум. Многие повторяющиеся события  дают результаты, которые изменяются во времени. 
Гистограмма обнаруживает количество вариаций, которые имеет процесс. Типичная гистограмма может выглядеть так, как показано на рис. 1.6.

Рис.1.6. Гистограмма


 

Количество  классов (столбиков на графике) определяется тем, как много взято образцов или сделано наблюдений. 
Некоторые процессы по своей природе искажены (несимметричны), поэтому не следует ожидать, что каждое распределение будет иметь форму колоколообразной кривой. 
Не доверяйте точности данных, если классы внезапно остановились на какой-то точке, например, границе спецификации, хотя перед этим число не уменьшалось. 
Если у кривой имеется два пика, это означает, что данные собраны из двух или более различных источников, т.е. смен, машин и т.п.


 

ДИАГРАММА РАЗБРОСА (РАССЕЯНИЯ)

Применяется, когда требуется представить, что происходит с одной из переменных величин, если другая переменная изменяется, и проверить предположение о взаимосвязи двух переменных величин. 
Диаграмма рассеяния используется для изучения возможной связи между двумя переменными величинами. Глядя на диаграмму рассеяния нельзя утверждать, что одна переменная служит причиной для другой, однако диаграмма проясняет, существует ли связь между ними и какова сила этой связи. 
Диаграмма рассеяния строится в таком порядке: по горизонтальной оси откладываются измерения величин одной переменной, а по вертикалькой оси - другой переменной. Вид типичной диаграммы рассеяния представлен на рис. 1.7.

 

 

 

 

Рис 1.7. Диаграмма рассеяния

 

КОНТРОЛЬНАЯ КАРТА

Одним из основных инструментов в обширном арсенале статистических методов контроля качества являются контрольные карты. Принято считать, что идея контрольной карты принадлежит  известному американскому статистику Уолтеру Л. Шухарту. Она была высказана в 1924 г. и обстоятельно описана в 1931 г. 
Первоначально они использовались для регистрации результатов измерений требуемых свойств продукции. Выход параметра за границы поля допуска свидетельствовал о необходимости остановки производства и проведении корректировки процесса в соответствии со знаниями специалиста, управляющего производством.

Информация о работе Статистические методы управления качеством