Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2012 в 14:36, курсовая работа
Классификация уровня жизни населения. Распределение населения по уровню среднедушевых доходов. Статистика домашних хозяйств населения. Статистический анализ уровня жизни населения в России по различным показателям.
Статистика домашних хозяйств населения – одна из отраслей социально- экономической статистики, изучающая уровень жизни населения страны и, главным образом, его материальное положение. Материалы обследования домашних хозяйств населения характеризуют изменения структуры доходов и потребительских расходов населения, уровень доходов, расходов, потребления и т.п. различных групп населения, позволяют выявить различия в этих уровнях в зависимости от состава семьи, занятости ее членов; показывают роль отдельных источников в формировании доходов, зависимость потребления от уровня доходов; позволяют проследить за изменением потребительского спроса; характеризуют дифференциацию населения по уровню дохода и т.д. Используется для обоснования приоритетных мероприятий в области определения эффективности мероприятий по социальной защите населения, особенно малообеспеченных его слоев при переходе к рыночной экономике.
Данные домашних хозяйств населения широко используются статистикой в различных экономических расчетах: индексов потребительских цен, национального дохода и его распределения, исчисления реальных доходов населения, составление баланса производства и использования сельскохозяйственной продукции и многих других.
Денежный доход домашних хозяйств состоит из поступлений в денежной форме, которые, как правило, являются возобновляемыми по своей природе и начисляются домашнему хозяйству или отдельным членам данного домашнего хозяйства регулярно на месячной основе. Денежный доход домашних хозяйств получается из следующих основных источников: заработная плата работников, работающих по найму и другие соответствующие поступления от работодателей, чистый доход от самостоятельного занятия, прибыль от предпринимательской деятельности, доход от личных инвестиций (рента, проценты, дивиденды), гонорары и комиссионные сборы. В составе денежных доходов домохозяйств также учитываются алименты, пенсии, стипендии, вознаграждения и другая помощь в форме наличных денег, регулярно получаемая. Изъятие из сбережений, взятые ссуды или полученные возвращенные ссуды и т.д. – даже если они используются для целей потребления – не считаются доходами домашних хозяйств.
Расходы домашних хозяйств, включают расходы на потребление и расходы, не связанные с потреблением.
Расходы, не связанные с потреблением, включают налог на доход, и другие прямые доходы, отчисления на пенсии и на социальное страхование и аналогичные страховые взносы, денежные переводы, подарки и аналогичные трансферты, произведенные данным домашним хозяйством или его отдельными членами. Не включаются добавления к сбережениям, суммы инвестированные или отданные взаймы, возврат ссуд и расходы на другие финансовые операции.
Потребительские расходы включают в себя все текущие расходы на товары и услуги для использования данным домашним хозяйством или его отдельными членами. В потребительские расходы не включаются прямые налоги, отчисления на пенсии по выслуге лет, и другие виды социального страхования, депозиты в сберегательные банки, отчисления жилищно-строительным кооперативам, страховые взносы по страхованию жизни, трансферты в форме начисленных денег и расходы в пользу лиц, не являющихся членами домашнего хозяйства, и возврат ссуд. Также исключаются расходы, являющиеся по своей природе инвестиционными, безвозмездные трансферты наличных денег и пожертвования. Услуги образования, медицины и другие услуги, полученные бесплатно, в потребительские расходы не включаются.
Статистический анализ уровня жизни населения в России
2.1 Общий российский классификатор
Один из факторов дифференциации - это политика региональных властей. Во-первых, регионы по-разному входили в рынок: например, в Ульяновской области и Татарстане до середины 1990-х годов сохранялись продовольственные дотации. Во-вторых, в регионах с высокой бюджетной обеспеченностью (Москва, Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий АО, республика Татарстан) сохранились большие объемы льгот, субсидий и дотаций из доходов регионального бюджета или предприятий. Максимальные дотации на ЖКХ выделяют, как правило, наиболее развитые субъекты, особенно Москва, что еще более увеличивает региональные диспропорции в потреблении домохозяйств. В слабейших и депрессивных регионах качественное и количественное сокращение социальных трансфертов в 1990-е годы было максимальным, что привело к нарастанию различий в потреблении населения.
В результате региональные различия в уровне доходов и бедности в 1990-е годы стали намного сильнее. Значительная межрегиональная дифференциация уровня бедности отмечается всеми исследователями как специфическая социальная проблема России. Исследование неравенства в России за 1992-2009 гг., проведенное под руководством Л.Н. Овчаровой на основе данных Российского мониторинга экономического благосостояния и здоровья населения (RLMS), показало, что в течение всего переходного периода именно региональное неравенство было определяющим фактором дифференциации российских домохозяйств по уровню расходов (рис. 1). Помимо межрегиональных различий, на неравенство влияют факторы, связанные с типом поселения, занятостью и образованием членов семьи. Исследование «Бедность, этничность и гендер в странах с переходной экономикой», проведенное при поддержке Йельского университета, показало, что и в других странах с переходной экономикой наибольший вклад в неравенство вносят внешние по отношению к домохозяйству характеристики – региональные и поселенческие различия.
Базовая ставка выкупной стоимости земельного участка для населенных пунктов различной численности рассчитывается как произведение усредненной по экономическим районам ставки земельного налога, установленной Федеральным законом «О плате за землю», и коэффициента региональной дифференциации.
Расчет коэффициента региональной дифференциации (Крд.) осуществляется в целях учета различия регионов по уровню экономического развития. При этом при определении площади территории субъектов Российской Федерации, используемой для расчёта этого показателя, для районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к ним, вводится коэффициент 0,5. Коэффициент уменьшает площадь территории с тем, чтобы снять диспропорции, обусловленные наличием значительных неосвоенных пространств и необходимостью повысить действительную значимость «анклавных», незначительных по площади территорий, на которых сосредоточена основная экономическая активность в соответствующих регионах, где и будет происходить выкуп земель под предприятиями.
Рис. 1. Определение тенденции ИРЧП
На рисунке 1 представлен график ИРЧП и полиномиальный тренд.
2.2 Состав и структура показателей уровня жизни населения
В таблице 1 представлены данные ИРЧП РФ и составляющих его показателей в период с 2007г. по 2010г.
Таблица 1
ИРЧП и показатели его расчета для Российской Федерации
Год | ВВП долл. ППС | Индекс дохода | ОПЖ | Индекс долголетия | Грамотность | Доля учащихся в возрасте 7-24 лет, | Индекс образования | ИРЧП |
2007 | 7278 | 0,716 | 65,3 | 0,672 | 99,0 | 77 | 0,919 | 0,769 |
2008 | 7926 | 0,730 | 64,82 | 0,664 | 99,0 | 73,5 | 0,905 | 0,766 |
2009 | 8800 | 0,747 | 64,9 | 0,664 | 99,0 | 73,9 | 0,906 | 0,773 |
2010 | 9922 | 0,767 | 65,3 | 0,671 | 99,0 | 73,7 | 0,906 | 0,781 |
Таблица 2
Лечебно профилактические учреждения (на конец года)
| 2007 | 2008 | 2009 |
Число больничных учреждений тыс. | 12,1 | 10,9 | 10,7 |
Число больничных коек тыс. | 1716,5 | 1672,4 | 1671,6 |
Из общего числа больничных коек койки для больных детей тыс. | 250,1 | 236,4 | 228,6 |
Число коек для беременных и рожениц тыс. | 95,2 | 91,6 | 90,7 |
Число коек для гинекологических больных тыс. | 101,4 | 97,7 | 98,1 |
Число врачебных амбулаторно-поликлинических учреждений тыс. | 21,1 | 21,1 | 21,3 |
Число женских консультаций, детских поликлиник и амбулаторий тыс. | 15,6 | 15,8 | 16,0 |
Число фельдшерских пунктов тыс. | 44,8 | 44,7 | 44,6 |
За три года число больниц уменьшилось на 0,4 (или на 3,6%), число врачебных амбулаторно-поликлинических учреждений возросло на 0,9%, число женских консультаций, детских поликлиник и амбулаторий увеличилось на 2,6%, а число фельдшерско-акушерских пунктов понизилось на 0,4%.
Не смотря на вышеуказанные данные, объемы строительства медицинских учреждений увеличиваются. Например, если в 2007 г. было введено в действие больничных учреждений (коек) 7321, то в 2009 г.– на 2213 коек, или на 30,2% больше.
Почти такая же ситуация сложилась и с амбулаторно-поликлиническими учреждениями. По сравнению с 2007 г. в 2008 г. было введено в действие на 21268 посещений в смену, то в 2009 г. – на 3506, или на 16,5% больше. А если сравнить 2009 г. с 2008 г., то замечается значительное понижение ввода амбулаторно-поликлинических учреждений, то есть в 2008 г. было 27997 посещений в смену, что на 11,5% больше чем в 2009 г.
Трудное положение складывается с формированием и развитием школьной сети (см. таблицу 3).
Таблица 3
Государственные дневные общеобразовательные учреждения (на начало года)
| 2007 | 2008 | 2009 |
Число общеобразовательных учреждений, тыс. | 67,3 | 66,9 | 66.4 |
В том числе: начальных | 15,7 | 15,4 | 14,9 |
основных | 13,2 | 13,0 | 12,7 |
средних (полных) | 36,4 | 36,5 | 36,8 |
образовательных учреждений для детей с ограниченными возможностями здоровья | 2,0 | 2,0 | 2,0 |
Информация о работе Статистические показатели уровня жизни населения