Статистические показатели уровня жизни населения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2012 в 14:36, курсовая работа

Описание работы

Классификация уровня жизни населения. Распределение населения по уровню среднедушевых доходов. Статистика домашних хозяйств населения. Статистический анализ уровня жизни населения в России по различным показателям.

Файлы: 1 файл

Уровень жизни.doc

— 569.50 Кб (Скачать файл)

Статистика домашних хозяйств населения – одна из отраслей социально- экономической статистики, изучающая уровень жизни населения страны и, главным образом, его материальное положение. Материалы обследования домашних хозяйств населения характеризуют изменения структуры доходов и потребительских расходов населения, уровень доходов, расходов, потребления и т.п. различных групп населения, позволяют выявить различия в этих уровнях в зависимости от состава семьи, занятости ее членов; показывают роль отдельных источников в формировании доходов, зависимость потребления от уровня доходов; позволяют проследить за изменением потребительского спроса; характеризуют дифференциацию населения по уровню дохода и т.д. Используется для обоснования приоритетных мероприятий в области определения эффективности мероприятий по социальной защите населения, особенно малообеспеченных его слоев при переходе к рыночной экономике.

Данные домашних хозяйств населения широко используются статистикой в различных экономических расчетах: индексов потребительских цен, национального дохода и его распределения, исчисления реальных доходов населения, составление баланса производства и использования сельскохозяйственной продукции и многих других.

Денежный доход домашних хозяйств состоит из поступлений в денежной форме, которые, как правило, являются возобновляемыми по своей природе и начисляются домашнему хозяйству или отдельным членам данного домашнего хозяйства регулярно на месячной основе. Денежный доход домашних хозяйств получается из следующих основных источников: заработная плата работников, работающих по найму и другие соответствующие поступления от работодателей, чистый доход от самостоятельного занятия, прибыль от предпринимательской деятельности, доход от личных инвестиций (рента, проценты, дивиденды), гонорары и комиссионные сборы. В составе денежных доходов домохозяйств также учитываются алименты, пенсии, стипендии, вознаграждения и другая помощь в форме наличных денег, регулярно получаемая. Изъятие из сбережений, взятые ссуды или полученные возвращенные ссуды и т.д. – даже если они используются для целей потребления – не считаются доходами домашних хозяйств.

Расходы домашних хозяйств, включают расходы на потребление и расходы, не связанные с потреблением.

Расходы, не связанные с потреблением, включают налог на доход, и другие прямые доходы, отчисления на пенсии и на социальное страхование и аналогичные страховые взносы, денежные переводы, подарки и аналогичные трансферты, произведенные данным домашним хозяйством или его отдельными членами. Не включаются добавления к сбережениям, суммы инвестированные или отданные взаймы, возврат ссуд и расходы на другие финансовые операции.

Потребительские расходы включают в себя все текущие расходы на товары и услуги для использования данным домашним хозяйством или его отдельными членами. В потребительские расходы не включаются прямые налоги, отчисления на пенсии по выслуге лет, и другие виды социального страхования, депозиты в сберегательные банки, отчисления жилищно-строительным кооперативам, страховые взносы по страхованию жизни, трансферты в форме начисленных денег и расходы в пользу лиц, не являющихся членами домашнего хозяйства, и возврат ссуд. Также исключаются расходы, являющиеся по своей природе инвестиционными, безвозмездные трансферты наличных денег и пожертвования. Услуги образования, медицины и другие услуги, полученные бесплатно, в потребительские расходы не включаются.


Статистический анализ уровня жизни населения в России

2.1 Общий российский классификатор

Один из факторов дифференциации - это политика региональных властей. Во-первых, регионы по-разному входили в рынок: например, в Ульяновской области и Татарстане до середины 1990-х годов сохранялись продовольственные дотации. Во-вторых, в регионах с высокой бюджетной обеспеченностью (Москва, Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий АО, республика Татарстан) сохранились большие объемы льгот, субсидий и дотаций из доходов регионального бюджета или предприятий. Максимальные дотации на ЖКХ выделяют, как правило, наиболее развитые субъекты, особенно Москва, что еще более увеличивает региональные диспропорции в потреблении домохозяйств. В слабейших и депрессивных регионах качественное и количественное сокращение социальных трансфертов в 1990-е годы было максимальным, что привело к нарастанию различий в потреблении населения.

В результате региональные различия в уровне доходов и бедности в 1990-е годы стали намного сильнее. Значительная межрегиональная дифференциация уровня бедности отмечается всеми исследователями как специфическая социальная проблема России. Исследование неравенства в России за 1992-2009 гг., проведенное под руководством Л.Н. Овчаровой на основе данных Российского мониторинга экономического благосостояния и здоровья населения (RLMS), показало, что в течение всего переходного периода именно региональное неравенство было определяющим фактором дифференциации российских домохозяйств по уровню расходов (рис. 1). Помимо межрегиональных различий, на неравенство влияют факторы, связанные с типом поселения, занятостью и образованием членов семьи. Исследование «Бедность, этничность и гендер в странах с переходной экономикой», проведенное при поддержке Йельского университета, показало, что и в других странах с переходной экономикой наибольший вклад в неравенство вносят внешние по отношению к домохозяйству характеристики – региональные и поселенческие различия.

Базовая ставка выкупной стоимости земельного участка для населенных пунктов различной численности рассчитывается как произведение усредненной по экономическим районам ставки земельного налога, установленной Федеральным законом «О плате за землю», и коэффициента региональной дифференциации.

Расчет коэффициента региональной дифференциации (Крд.) осуществляется в целях учета различия регионов по уровню экономического развития. При этом при определении площади территории субъектов Российской Федерации, используемой для расчёта этого показателя, для районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к ним, вводится коэффициент 0,5. Коэффициент уменьшает площадь территории с тем, чтобы снять диспропорции, обусловленные наличием значительных неосвоенных пространств и необходимостью повысить действительную значимость «анклавных», незначительных по площади территорий, на которых сосредоточена основная экономическая активность в соответствующих регионах, где и будет происходить выкуп земель под предприятиями.

 

Рис. 1. Определение тенденции ИРЧП

На рисунке 1 представлен график ИРЧП и полиномиальный тренд.

2.2 Состав и структура показателей уровня жизни населения

В таблице 1 представлены данные ИРЧП РФ и составляющих его показателей в период с 2007г. по 2010г.

Таблица 1

ИРЧП и показатели его расчета для Российской Федерации

Год

ВВП долл. ППС

Индекс дохода

ОПЖ

Индекс долголетия

Грамотность

Доля учащихся в возрасте 7-24 лет,
%

Индекс образования

ИРЧП

2007

7278

0,716

65,3

0,672

99,0

77

0,919

0,769

2008

7926

0,730

64,82

0,664

99,0

73,5

0,905

0,766

2009

8800

0,747

64,9

0,664

99,0

73,9

0,906

0,773

2010

9922

0,767

65,3

0,671

99,0

73,7

0,906

0,781

Таблица 2

Лечебно профилактические учреждения (на конец года)

 

2007

2008

2009

Число больничных учреждений тыс.

12,1

10,9

10,7

Число больничных коек тыс.

1716,5

1672,4

1671,6

Из общего числа больничных коек койки для больных детей тыс.

250,1

236,4

228,6

Число коек для беременных и рожениц тыс.

95,2

91,6

90,7

Число коек для гинекологических больных тыс.

101,4

97,7

98,1

Число врачебных амбулаторно-поликлинических учреждений тыс.

21,1

21,1

21,3

Число женских консультаций, детских поликлиник и амбулаторий тыс.

15,6

15,8

16,0

Число фельдшерских пунктов тыс.

44,8

44,7

44,6

За три года число больниц уменьшилось на 0,4 (или на 3,6%), число врачебных амбулаторно-поликлинических учреждений возросло на 0,9%, число женских консультаций, детских поликлиник и амбулаторий увеличилось на 2,6%, а число фельдшерско-акушерских пунктов понизилось на 0,4%.

Не смотря на вышеуказанные данные, объемы строительства медицинских учреждений увеличиваются. Например, если в 2007 г. было введено в действие больничных учреждений (коек) 7321, то в 2009 г.– на 2213 коек, или на 30,2% больше.

Почти такая же ситуация сложилась и с амбулаторно-поликлиническими учреждениями. По сравнению с 2007 г. в 2008 г. было введено в действие на 21268 посещений в смену, то в 2009 г. – на 3506, или на 16,5% больше. А если сравнить 2009 г. с 2008 г., то замечается значительное понижение ввода амбулаторно-поликлинических учреждений, то есть в 2008 г. было 27997 посещений в смену, что на 11,5% больше чем в 2009 г.

Трудное положение складывается с формированием и развитием школьной сети (см. таблицу 3).

Таблица 3

Государственные дневные общеобразовательные учреждения (на начало года)

 

2007

2008

2009

Число общеобразовательных учреждений, тыс.

67,3

66,9

66.4

В том числе:

начальных

15,7

15,4

14,9

основных

13,2

13,0

12,7

средних (полных)

36,4

36,5

36,8

образовательных учреждений для детей с ограниченными возможностями здоровья

2,0

2,0

2,0

Информация о работе Статистические показатели уровня жизни населения