Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2014 в 10:40, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является статистическое исследование различных аспектов занятости населения в Чеченской Республике.
Руководствуясь этой целью необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть теоретические и методологические аспекты статистического анализа занятости населения;
изложить основные категории населения и трудовых ресурсов;
провести описательный анализ современного состояния рынка труда;
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….4
1. Теоретические аспекты статистики рынка труда…………………………...5
1.1 Содержание и задачи статистики рынка труда………………………..……5
1.2 Статистика занятости и безработицы…………….…………………………8
2. Статистические методы изучения занятости населения…………………...15
2.1 Метод статистической сводки и группировки.
Сводка статистических данных…………………………………………….…15
2.2. Метод рядов динамики: понятие, содержание, система показателей
Понятие о рядах динамики……………………………………….…………….22
2.3 Методы изучения взаимосвязи между явлениями…………….…………..25
3. Трудовые ресурсы и экономически активное население России………….28
3.1 Анализ состава экономически активного населения ЮФО………….…28
3.2 Динамика численности состава экономически активного населения ЧР.36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………….………………………………………………39
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………….…..41
Связи между признаками и явлениями классифицируются по ряду оснований. Признаки по значению для изучения взаимосвязи делятся на два класса. Признаки, обуславливающие изменения других, связанных с ними признаков, называются факторными. Признаки, изменяющиеся под действием факторных признаков, являются результативными.
Функциональной называют такую связь, при которой определенному значению факторного признака соответствует одно значение результативного признака.
Если причинная зависимость проявляется не в каждом отдельном случае, а в общем, среднем при большом числе наблюдений, то такая зависимость называется стохастической. Частным случаем стохастической является корреляционная связь, при которой изменение среднего значения результативного признака обусловлено изменением факторных признаков.
По направлению выделяют связь прямую и обратную. При прямой связи с увеличением или уменьшением значений факторного признака происходит увеличение или уменьшение значений результативного. В случае обратной связи значения результативного признака изменяются под действием факторного, но в противоположном направлении.
Если статистическая связь между явлениями может быть приближенно выражена уравнением прямой линии, то ее называют линейной связью, если же она выражается уравнением какой-либо кривой линии, то такую связь называют нелинейной.
Для выявления наличия связи, ее характера и направления в статистике используются методы приведения параллельных данных, аналитических группировок, графический, корреляционный, регрессионный.
Метод проведения параллельных данных основан на сопоставлении двух или нескольких рядов статистических величин. Такое сопоставление позволяет установить наличие связи и получить представление о ее характере.
Корреляционный метод имеет своей задачей количественное определение тесноты связи между двумя признаками и между результативным и множеством факторных признаков. Теснота связи количественно выражается величиной коэффициентов корреляции. Коэффициенты корреляции дают возможность определить полезность факторных признаков при построении уравнений множественной регрессии. Величина коэффициента корреляции служит также оценкой соответствия уравнения регрессии выявленным причинно-следственным связям.
Корреляция и регрессия тесно связаны между собой: корреляция оценивает силу (тесноту) статистической связи, регрессия исследует ее форму.
Регрессионный метод заключается в определении аналитического выражения связи, в котором изменение одной величины обусловлено влиянием одной или нескольких независимых величин. Регрессия может быть однофакторной или многофакторной. По форме зависимости различают линейную и нелинейную регрессию. По направлению связи различают прямую регрессию (положительную) и обратную (отрицательную) регрессию.
3. Трудовые ресурсы и экономически активное население России
3.1 Анализ состава экономически активного населения ЮФО
Обеспечение рационального использования трудовых ресурсов во всех регионах страны составляет одну из важнейших задач социально-экономического развития хозяйственного комплекса России. Для ее решения требуется объективная оценка трудовых ресурсов, которыми располагает общество, потребностей хозяйственного комплекса в рабочей силе и путей наиболее эффективного и полного использования трудовых ресурсов в стране и регионах, исходя из интересов всего общества.
Предпосылкой развития общественного производства, главной производительной силой выступает население - та часть, которая обладает совокупностью физических и духовных способностей, позволяющих ему трудится. Трудоспособное население выступает как часть населения, ограниченная определенными возрастными границами. Границы трудоспособного возраста носят подвижный характер и определяются социально-экономическими условиями и физиологическими особенностями развития человека.
К трудовым ресурсам относится население в трудоспособном возрасте. Для мужчин он составляет 44 года (от 16 до 59 лет включительно), а для женщин - 39 лет (от 16 до 54 лет включительно). Трудовые ресурсы включают в себя как занятое, так и незанятое в экономике трудоспособное население. Численность трудовых ресурсов охватывает две категории лиц. Первая - трудоспособное население в трудоспособном возрасте. Вторая - работающее население вне пределов трудоспособного возраста. Первая категория лиц определяется посредством вычитания из численности населения в трудоспособном возрасте неработающих инвалидов I и II групп, а также неработающих лиц, получивших пенсию на льготных условиях. Численность второй категории населения определяется численностью работающих подростков (до 16 лет) и работающих пенсионеров.
Различают трудовые ресурсы потенциальные и фактически используемые. Последние характеризуют реальное функционирование трудового потенциала трудоспособного населения. Трудовые ресурсы как экономическая категория выражают экономические отношения, складывающиеся в обществе на определенном этапе его развития в процессе производства, распределения, перераспределения и использования трудоспособного населения в экономике страны.
Трудовые ресурсы обладают количественной и качественной определенностью, образуя в своей совокупности абсолютную меру, предопределяющую трудовой потенциал общества, который, в свою очередь, имеет количественный и качественный аспект. Количественный аспект характеризуется следующими параметрами:
Важнейшей проблемой наличных трудовых ресурсов является их полная занятость и эффективное использование, обеспечивающие экономический рост и на этой основе - повышение уровня и качества жизни населения. Управление трудовыми ресурсами является центральной проблемой управления общественным воспроизводством, ибо функционирование главной производительной силы выступает решающим фактором экономического развития и общественного прогресса в целом.
С середины 1993 г. в нашей статистике осуществлен переход на систему классификации населения, в соответствии с которой оно делится на экономически активное и экономически неактивное.
Экономически активное население (рабочая сила) это часть населения, обеспечивающая предложение рабочей силы для производства товаров и услуг. Численность этой группы населения включает занятых и безработных.
Занятость - деятельность граждан для удовлетворения личных и общественных постребностей, не противоречащая законодательству РФ и приносящая, как правило, заработок, трудовой доход.
Занятыми считаются граждане:
Ниже представлены данные по структуре и динамике экономически активного населения ЮФО с 2003-2007 гг.
Таблица 1. – По материалам выборочных обследований населения по проблемам занятости: С 2006 г. – включая данные по Чеченской Республике
Тысяч человек |
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
Экономически активное население -всего |
72835 |
72909 |
73811 |
74156 |
75046 |
в том числе: |
|||||
занятые в экономике |
67152 |
67134 |
68603 |
69157 |
70813 |
безработные |
5683 |
5775 |
5208 |
4999 |
4232 |
Мужчины |
37206 |
37079 |
37511 |
37627 |
37967 |
в том числе: |
|||||
занятые в экономике |
34199 |
34177 |
34710 |
34996 |
35702 |
безработные |
3007 |
2902 |
2801 |
2631 |
2264 |
Женщины |
35629 |
35831 |
36300 |
36529 |
37079 |
в том числе: |
|||||
занятые в экономике |
32953 |
32958 |
33893 |
34161 |
35111 |
безработные |
2676 |
2873 |
2407 |
2368 |
1968 |
Таблица 2. – По материалам выборочных обследований населения по проблемам занятости: с 2006 г. – включая данные по ЧР (в %).
В процентах к итогу |
|||||
Экономически активное население - всего |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
в том числе: |
|||||
занятые в экономике |
92,2 |
92,1 |
92,9 |
93,3 |
94,4 |
безработные |
7,8 |
7,9 |
7,1 |
6,7 |
5,6 |
Мужчины |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
в том числе: |
|||||
занятые в экономике |
91,9 |
92,2 |
92,5 |
93 |
94 |
безработные |
8,1 |
7,8 |
7,5 |
7 |
6 |
Женщины |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
в том числе: |
|||||
занятые в экономике |
92,5 |
92 |
93,4 |
93,5 |
94,7 |
безработные |
7,5 |
8 |
6,6 |
6,5 |
5,3 |
К занятым в составе экономически активного населения относят лиц обоего пола в возрасте 16 лет и старше, а также лиц моложе 16 лет, которые в рассматриваемый период:
а) выполняли работу по найму за вознаграждение на условиях полного или неполного рабочего времени, а также иную приносящую доход работу;
б) временно отсутствовали на работе из-за болезни, отпуска, выходных дней, забастовки или других подобных причин;