Статистический анализ показателей производства, реализации и себестоимости продукции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2013 в 14:36, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является анализ показателей производства и реализации продукции, оценка взаимосвязи объёма товарной продукции и её себестоимости, а также прогноз динамики объёма товарной продукции и её себестоимости.
Задачи курсовой работы:
• кратко описать понятия показателей производства и реализации продукции предприятия, а также понятие себестоимости продукции;
• провести анализ показателей производства, реализации и себестоимости продукции предприятия (РКУП ГСКБ);
• проанализировать динамику показателей производства и реализации продукции

Содержание работы

Введение.
Глава 1. Теоретические основы изучения производства, реализации
продукции и себестоимости продукции предприятия.
1.1 Показатели производства и реализации продукции.
1.2 Показатели себестоимости продукции.
1.3 Зарубежный опыт калькулирования себестоимости продукции.
Глава 2. Статистический анализ показателей производства,
реализации и себестоимости продукции.
2.1 Динамика показателей производства и реализации продукции
2.2 Анализ изменения товарной и чистой продукции.
2.3 Факторный анализ изменения реализованной продукции предприятия.
2.4 Анализ уровня качества выпускаемой продукции.
2.5 Динамика уровня затрат на рубль товарной продукции и
определение влияние факторов на их изменение.
2.6 Анализ затрат на рубль стоимости продукции по статьям калькуляции.
Глава 3. Корреляционный анализ и прогноз динамики объёма товарной продукции и её себестоимости на предприятии
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

КурсавойСтатистика производства, реализации и себестоимости продукции предприятия.doc

— 813.00 Кб (Скачать файл)

Обратная величина рассматриваемого коэффициента (ВО/ВП) называется коэффициентом внутрипроизводственного комбинирования. Он приблизительно характеризует число стадий производственного процесса, которые проходит исходный предмет труда до превращения в окончательный результат производства. Изменение коэффициента свидетельствует об изменениях в организации производственного процесса, изменении числа стадий переработки.

2. Коэффициент товарности — Кт - непосредственно характеризует стоимость товарной продукции, приходящейся на 1руб. валовой продукции (ТП/ВП). Его рост означает относительное уменьшение остатков незавершенного производства и полуфабрикатов и, возможно, является следствием произошедших изменений во внутрипроизводственном планировании.

3. Коэффициент отгрузки - Ко - определяется как соотношение стоимости отгруженной и товарной продукции (ОП/ТП). Он может служить косвенной характеристикой качества работы сбытового подразделения предприятия. Рост коэффициента характеризует сокращение запасов готовых изделий на складах предприятия.

4. Коэффициент реализации - Кр - характеризует соотношение стоимости реализованной и отгруженной продукции (РП / ОП). Рост коэффициента может характеризовать деятельность финансовых служб предприятия, улучшение работы по контролю за своевременностью поступления платежей от покупателей. [1, стр. 392]

 

1.2 Показатели себестоимости продукции.

Что же касается себестоимости  продукции, то можно сказать, что она представляет выражение в денежной форме текущих затрат предприятий на производство и реализацию продукции (работ, услуг).

Себестоимость продукции  является не только важнейшей экономической  категорией, но и качественным показателем, так как она характеризует уровень использования всех ресурсов (переменного и постоянного капитала), находящихся в распоряжении предприятия.

Как экономическая категория  себестоимость продукции выполняет  ряд важнейших функций:

  • учёт и контроль всех затрат на выпуск и реализацию продукции;
  • база для формирования цены на продукцию предприятия и определение прибыли и рентабельности;
  • экономическое обоснование целесообразности вложения реальных инвестиций на реконструкцию, техническое перевооружение и расширение действующего предприятия;
  • определение оптимальных размеров предприятия;
  • экономическое обоснование и принятие любых управленческих решений и др. [4. стр.148]

Различают четыре вида себестоимости  промышленной продукции.

Цеховая себестоимость  включает затраты данного цеха на производство продукции.

Общефабричная (производственная) себестоимость показывает все затраты  предприятия не только на производство продукции.

Полная себестоимость  – отражает все затраты из производственной себестоимости и внепроизводственных  расходов (расходы на тару и упаковку, транспортировку продукции, прочие расходы).

"Так же различают  индивидуальную и среднеотраслевую  себестоимость.

Индивидуальная себестоимость  обуславливается конкретными условиями, в которых действует то или  иное предприятие.

Среднеотраслевая себестоимость определяется как средневзвешенная величина и характеризует средние затраты на единицу продукции по отрасли, поэтому она находится ближе к общественно необходимым затратам труда".[5, стр. 298]

В условиях перехода к  рыночной экономике роль и значение себестоимости продукции для предприятия резко возрастают с экономических и социальных позиций значение снижения себестоимости продукции для предприятия заключается в следующем:

  • в увеличении прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, а следовательно, в появлении возможности не только в простом, но и в расширенном воспроизводстве;
  • в появлении большей возможности для материального стимулирования работников и решения многих социальных проблем коллектива предприятия;
  • в улучшении финансового состояния предприятия и снижении степени риска банкротства;
  • в возможности снижения продажной цены на свою продукцию, что позволяет в значительной мере повысить конкурентоспособность продукции и увеличить объём продаж;
  • в снижении себестоимости продукции в акционерных обществах, что является хорошей предпосылкой для выплаты дивидендов и повышения их ставки.

Из всего сказанного вытекает очень важный вывод, что  проблема снижения себестоимости продукции  всегда должна быть в центре внимания на предприятиях.

Что касается проблем себестоимости, то для их решения предоставлены следующие выходы:

Повышение технического уровня производства. Это внедрение  новой, прогрессивной технологии, механизация  и автоматизация производственных процессов; улучшение использования  сырья и применение новых его видов и материалов; изменение конструкций и технических характеристик изделий, прочие факторы, повышающие технический уровень производства.

Снижение себестоимости может  произойти при создании автоматизированных систем управления, использование ЭВМ, совершенствование и модернизация существующей техники и технологии. Уменьшаются затраты использования сырья, применения экономических заменителей, полного использования отходов в производстве. Большой резерв таит в себе и совершенствование продукции, снижение её материалоёмкости и трудоёмкости, снижения веса машин и оборудования, уменьшение габаритных размеров и др.

Совершенствование организации производства и труда. Снижение себестоимости  может произойти в результате изменения в организации производства, формах и методах труда при развитии специализации производства; совершенствования управления производством и сокращение затрат на него; улучшение использования основных фондов; улучшение материально-технического снабжения; сокращение транспортных расходов; прочих расходов, повышающих уровень организации производства.

При улучшении использования основных фондов снижение себестоимости происходит в результате повышения надёжности и долговечности оборудования; совершенствование  системы планово-предупредительного ремонта; централизации и внедрения индустриальных методов ремонта, содержания и эксплуатации основных фондов.

Совершенствование материально-технического снабжения и использования материальных ресурсов находит отражение в  уменьшении норм расхода сырья и материалов, снижения их себестоимости за счёт изменения заготовительно-складских расходов. Транспортные расходы сокращаются в результате уменьшения затрат на доставку сырья и материалов от поставщика до складов предприятия, от заводских складов до мест потребления.

Определённые резервы снижения себестоимости заложены в устранении или сокращении затрат, которые не являются необходимыми при нормальной организации производственного  процесса. Выявление этих затрат требуют  особых методов и внимания коллектива предприятия. Их можно выявить проведением специальных обследований и единовременного учёта, при анализе данных нормативного учёта затрат на производстве, тщательном анализе плановых и фактических затрат на производство.

Изменение объёма и структуры продукции, которые могут привести к относительному изменению условно-постоянных расходов, относительно уменьшения амортизационных отчислений, изменению номенклатуры и ассортимента продукции, повышению её качества. Условно-постоянные расходы не зависят непосредственно от количества выпускаемой продукции. С увеличением объёмах производства их количество на единицу продукции уменьшается, что приводит к снижению её себестоимости.

Изменение номенклатуры и ассортимента производимой продукции является одним из важных факторов, влияющих на уровень затрат на производство. При различной рентабельности отдельных изделий сдвиги в составе продукции, связаны с совершенствованием её структуры и повышением эффективности производства, могут проводить и к уменьшению и к увеличению затрат на производство. Влияние изменений структуры продукции на себестоимость анализируется по переменным расходам по статьям калькуляции типовой номенклатуры.

Улучшение использования природных  ресурсов. Здесь учитывается изменение  состава и качества сырья; изменение продуктивности месторождений, объёмов подготовительных работ при добыче, способов добычи природного сырья; применение других природных условий.

Отраслевые и прочие факторы. К  ним относятся: ввод и освоение новых  цехов, производственных единиц и производств, подготовка и освоение производства в действующих объединениях и по предприятиям; прочие факторы.

 

    1.  Зарубежный опыт калькулирования себестоимости продукции.

В отечественных и  зарубежных изданиях имеется множество  публикаций по методам управленческого учёта промышленных предприятий и расчётов себестоимости продукции. В настоящее время в России появилось множество созданных коммерческих предприятий. Платежеспособный спрос на товары стал более умеренным. Это происходит, с одной стороны, в результате невысоких средних доходов населения, а, с другой, по причине более плотного предложения товаров по высоким ценам, для граждан со средними доходами. Множество предприятий на рынке являются убыточными. Чтобы увеличить покупательский спрос, повысить конкурентоспособность или просто выжить, многим коммерческим структурам необходимо выбирать наиболее рентабельные товары для продаж. Снижать цены на товары в соответствии с платёжеспособным спросом покупателей. Только так многие из них могут обеспечить достаточный объём реализации и получить прибыль. Но снижать цены можно лишь до величины, не превышающих сумму расходов, требуется для производства и реализации данного товара. Иначе предприятие понесёт убытки. А выбор наиболее рентабельных товаров возложен только в случае, если известна их издержкоёмкость.

Для этого требуется калькулирования  издержек. Под калькуляцией издержек обращенья понимают исчисление издержкоёмкости  по группам товаров.  Чтобы получить данные о рентабельности товарных групп, кроме издержкоёмкости необходимо также знать потоварногрупповую доходоёмкость. Исчисление издержкоёмкости и доходоёмкости товарных групп в целом составляет коммерческую калькуляцию.

За рубежом в изучении товарногруппровых издержек обращение  в торговле в начале XIV в. были сделаны лишь первые попытки, связанные с именем профессора Шера. По данным российских учёных, он проанализировал в 1910 году калькуляции Базельского общества потребителей в Швеции по 12 группам товаров за 14 лет с 1898 по 1908 гг. калькуляции рассматривались по 8 группам продовольственных и 4 группам непродовольственных товаров.

Позднее в США и  Германии доли проведены специальные  исследования по данной проблеме исследования того времени ещё не давали удовлетворительных методов калькулирования, расходоёмкость по товарным группам определялась в них весьма условно. Распределение общих издержек между группами товаров производили пропорционально объёму или стоимости товарных запасов, товарообороту, весу реализованных товаров и др.

О важности калькулирования издержек обращения в торговле свидетельствуют также и расчёты немецкого исследователя Манфреда Вебера. Торговые расходы, пишет он, являются накладными расходами, так как причиной их возникновения являются все или несколько товаров. Их нельзя непосредственно соотнести с каким-либо определённым товаром, и поэтому они не могут быть непосредственно причислены к определённому товару как одноэлементные затраты. Каждый товар должен нести соответствующую долю торговых расходов. По рекомендациям Вебера при калькулировании затрат отдельных товаров торговые расходы рассчитываются с помощью торговой надбавки на их закупочную цену. А собственно калькуляция представлена лишь в виде распределения переменных издержек пропорционально весу товаров, а постоянных – пропорционально размеру рассчитанных сумм.

Методы калькулирования  издержек обращения просты по содержанию. Они основаны на распределении расходов пропорционально удельным весом  этих или иных показателей. Однако по объёму они очень громоздки и  весьма трудоёмки, требуют точной работы. Это является существенным предприятием к их применению без использования ЭВМ. В настоящее время, когда использование персональных компьютеров стало распространенным явлением в практике предприятий, коммерческое калькулирование становится одним из простейших и нетрудоёмких методов для использования в управленческом учёте и анализе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Статистический анализ показателей производства, реализации и себестоимости продукции.

 

2.1 Динамика показателей и реализацию продукции.

Так как значения основных показателей производства и реализации продукции известны (см. приложение), то можно сразу, не прибегая к их расчету, показать их взаимосвязь в  виде схемы (рис. 2.1.1.)

Информация о работе Статистический анализ показателей производства, реализации и себестоимости продукции