Статистический анализ рынка труда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2013 в 10:56, курсовая работа

Описание работы

Управление делами общество, осуществляемое в первую очередь посредством специально создаваемых государственных органов (учреждений), не может не включать в себя такой важный как с экономической, так и с социальной точек зрения вопрос в какой степени государство вправе и обязано регулировать сферу занятости населения (точнее - регулировать рынок рабочей силы).

Файлы: 1 файл

курсач.docx

— 100.01 Кб (Скачать файл)

в режиме неполного рабочего времени работали 1766 человек (78,2%);

в простое по вине администрации  предприятий находились 254 человека (11,2%);

в отпусках без сохранения заработной платы пребывали 239 человек (10,6%).

В большинстве отраслей экономики  республики наблюдается тенденция к росту спроса на рабочую силу. В банк вакансий органов службы занятости в 2011 году поступили сведения от работодателей о 96 тыс. свободных рабочих мест (должностей служащих), что на 11,0% больше по сравнению с 2010 годом. За содействием в трудоустройстве в органы службы занятости республики в отчетном году обратились 59,3 тыс. человек, что составляет 82,2% к соответствующему периоду прошлого года.

В 2011 году сложилась стабильная ситуация на рынке труда Чувашской  Республики. Основные показатели рынка  труда достигли значений показателей  докризисного уровня 2008 года.

Уровень безработицы, рассчитанный в соответствии с методологией Международной  организации труда, снизился с 9,9% в I квартале 2011 г. до 6,5% в IV квартале 2011 г. Уровень безработицы в среднегодовом  исчислении за 2011 год составил 7,7% (в 2010 г. – 9,2%, 2008 г. – 8,1%).

На 1 января 2012 г. на учете  в органах службы занятости населения  в качестве безработных граждан  состояли 8062 человека, что на 6416 человек  меньше по сравнению с численностью безработных граждан на 1 января 2011 года. Уровень регистрируемой безработицы по отношению к численности экономически активного населения снизился с 2,1% на 1 января 2011 г. до 1,2% на 1 января 2012 г. (на 1 октября 2008 г. – 1,2%), коэффициент напряженности на рынке труда – соответственно с 2,9 до 0,6 единицы (на 1 октября 2008 г. – 0,7 единицы).

Численность зарегистрированных безработных граждан в течение  отчетного года снизилась во всех муниципальных образованиях республики. На 1 января 2012 г. в 19 муниципальных районах  и городских округах (73,1% их общего количества) уровень регистрируемой безработицы по отношению к численности  трудоспособного населения составил менее одного процента. Количество муниципальных районов и городских  округов, в которых уровень регистрируемой безработицы превышает средний  показатель по республике, снизилось  с 9 в начале года до 7 в конце года.

Анализ данных за 2011 год  по образовательному, половому и возрастному составу зарегистрированных безработных граждан, а также причин их незанятости показывает, что наблюдается рост городских жителей – с 75,0 до 78,9%, женщин – с 59,5 до 63,1%, граждан из числа работников, уволенных в связи с ликвидацией организаций либо сокращением в них численности или штата работников (массовые увольнения работников из филиалов ФГУП «Росспиртпром», ОАО «Волжская Текстильная Компания», ООО «Пике»), – с 15,2 до 16,8%, граждан предпенсионного возраста – с 8,8 до 11,2%, инвалидов – с 10,1 до 12,1%.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3.  Государственное регулирование  занятости в Чувашии  

 

3.1  Приоритетные направления  государственной политики

Следует отметить роль малого предпринимательства  в Чувашии. Дальнейшее развитие малого предпринимательства является резервом, дающим возможность поднять жизненный  уровень населения и создать  новые рабочие места. Особое значение в силу ряда объективных экономических  и социальных причин (рост численности  трудоспособного населения, имеющиеся  резервы в развитии агропромышленного  комплекса, специфика условий сельского  труда и ряд других факторов) имеет  развитие малого предпринимательства  для поддержания занятости сельского  населения.

К приоритетным направлениям государственной политики занятости в Чувашии необходимо отнести направления, которые могут  способствовать улучшению общей  ситуации на рынке труда в республике и способны принести наилучший положительный результат.

К таким  направлениям можно отнести

1. Совершенствование нормативной правовой базы в сфере занятости населения республики, направленное на создание необходимых условий для решения следующих задач государственной политики занятости: обеспечение социальных гарантий гражданам, потерявшим работу, и усиление социальной защиты неконкурентоспособных на рынке труда групп населения; повышение качества рабочей силы на основе развития рынка образовательных услуг в соответствии с требованиями рынка труда; развитие трудовой мобильности на основе динамичного развития системы рабочих мест и свободного передвижения рабочей силы по отраслям, профессиям, территориям; поддержка малого бизнеса и предпринимательства как источника для создания новых рабочих мест, особенно в сельской местности; повышение уровня занятости молодежи, в том числе выпускников учебных заведений; улучшение условий и охраны труда в отраслях экономики.

2. Развитие  социального партнерства на рынке  труда, которое предусматривает  следующие направления действий: обеспечение комплексного подхода  к решению проблем занятости  путем укрепления взаимодействия  органов исполнительной власти  Чувашской Республики всех уровней,  работодателей, общественных организаций  при разработке и реализации  республиканской, районных и городских  программ содействия занятости  населения; учет целей политики занятости при принятии решений в области инвестиционной, налоговой и кредитно-финансовой политики, а также при разработке и реализации инвестиционных, отраслевых, образовательных и иных программ; проведение социальной экспертизы проектов программ социально-экономического развития территорий и иных программ по вопросам их влияния на создание и сохранение рабочих мест, ситуацию на республиканском рынке труда; создание в организациях, предусматривающих увольнение работников в процессе реструктуризации отраслей экономики, пунктов для их консультирования перед увольнением и содействия в дальнейшем трудоустройстве; организация общественных работ в целях обеспечения временной занятости работников, увольняемых в условиях реструктуризации отдельных отраслей экономики.

3. Повышение  качества рабочей силы и конкурентоспособности  граждан на рынке труда следующими  способами:

3.1. Профессиональная ориентация граждан и психологическая поддержка безработных граждан в виде: совершенствование системы профессиональной ориентации и психологической поддержки населения как важнейшего средства развития профессиональной карьеры; развитие профессиональной ориентации учащихся общеобразовательных школ, повышение их мотивации к трудовой деятельности по профессиям, специальностям, востребованным на рынке труда; развитие системы социально-профессиональной адаптации выпускников учреждений профессионального образования в целях повышения их конкурентоспособности на рынке труда; оказание психологической поддержки безработным гражданам, профессиональная адаптация на рынке труда длительно не работающих безработных граждан, а также безработных граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы (инвалиды; несовершеннолетние граждане в возрасте от 14 до 18 лет; беженцы и вынужденные переселенцы; граждане, уволенные с военной службы, и члены их семей; лица, освобожденные из исправительных учреждений; одинокие и многодетные родители, воспитывающие несовершеннолетних детей или детей-инвалидов; лица предпенсионного возраста и др.).

3.2. Профессиональное обучение безработных граждан направленное на: обеспечение соответствия объемов и профилей их подготовки потребностям рынка труда в рамках реализации Указа Президента Чувашской Республики от 4 августа 2003 г. N 81 "О Республиканской программе сбалансированности потребностей экономики в кадрах и рынка образовательных услуг на 2003 - 2005 годы и на период до 2010 года"; повышение эффективности профессионального обучения безработных граждан путем осуществления контроля качества обучения, внедрения в учебный процесс современных педагогических технологий; развитие системы стажировок безработных граждан в организациях республики как самостоятельного вида обучения.

4. Реализация  профилактических мер по содействию  трудоустройству населения, оказание  адресной поддержки при трудоустройстве  граждан, особо нуждающихся в  социальной защите, включающих в  себя: повышение информированности  населения и работодателей о  положении на рынке труда; организацию  ярмарок вакансий и учебных  рабочих мест; организацию общественных работ, позволяющих обеспечить потребность районов и городов в работах, носящих временный или сезонный характер, сохранить у безработных граждан мотивацию к трудовой деятельности и обеспечить им материальную поддержку в виде временного заработка; временное трудоустройство безработных граждан, особо нуждающихся в социальной защите (инвалидов, имеющих показания к труду; одиноких и многодетных родителей; граждан, освобожденных из мест лишения свободы, и других); организацию временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет; организацию временного трудоустройства безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников начального и среднего профессионального образования, ищущих работу впервые; социальную адаптацию безработных граждан на рынке труда; оказание содействия самозанятости населения, особенно проживающего в сельской местности.

5. Содействие  занятости сельского населения:  содействие развитию самозанятости  и предпринимательской инициативы  безработных граждан, проживающих  в сельской местности; организация  профессионального обучения безработных граждан по профессиям, специальностям, ориентированным на занятость в сельскохозяйственном производстве, сфере бытового обслуживания, потребительской кооперации и других отраслях экономики, а также в народных промыслах; организация общественных работ в сельской местности для обеспечения потребности территорий и организаций в выполнении работ, носящих временный или сезонный характер; проведение ярмарок вакансий для сельских безработных.

6. Содействие  организации альтернативной гражданской  службы: формирование банка рабочих  мест для прохождения альтернативной  гражданской службы в организациях, подведомственных федеральным органам  исполнительной власти и органам  исполнительной власти Чувашской  Республики; участие специалистов органов службы занятости населения в работе призывных комиссий; взаимодействие с военными комиссариатами, заинтересованными министерствами и ведомствами в разработке и реализации комплекса мер по организации учета и контроля за прохождением гражданами альтернативной гражданской службы на территории республики.

7. Регулирование  трудовой миграции: внутренней –  использование федерального банка  вакансий в целях содействия  гражданам в трудоустройстве в другой местности; информирование населения республики о наличии свободных рабочих мест и вакансий в регионах Российской Федерации; заключение договоров с организациями других регионов о направлении к ним рабочей силы; внешней – разработка предложений в Министерство труда и социального развития РФ по определению ежегодной квоты на прием иностранной рабочей силы; выдача заключений о целесообразности привлечения и использования иностранной рабочей силы; содействие занятости беженцев и вынужденных переселенцев.

8. Социальная  поддержка безработных граждан:  выплата пособий по безработице  в период поиска подходящей  работы; стипендий в период прохождения  безработными гражданами профессиональной  подготовки, повышения квалификации  и переподготовки по направлению  органов службы занятости населения;  оказание материальной помощи; обеспечение  выплат пенсий, оформленных безработным  гражданам досрочно.

3.2  Регулирование рынка труда  в странах СНГ: опыт для Чувашии

На  государственную политику занятости  в странах СНГ оказывают воздействие  особенности формирования их рынка  труда: отсутствие длительного эволюционного  пути развития рынка труда, обособленное развитие после распада СССР, совпадение периода становления с формированием других рынков, наличие стереотипов нравственных критериев, сложившихся в эпоху административно-командной экономики. Эти и другие обстоятельства привели к необходимости обновления всего комплекса трудового законодательства.

Анализ  рынка труда стран СНГ позволяет  выявить некоторые тенденции  его развития. В области предложения  рабочей силы – это ухудшение  демографической ситуации, сверхзанятость ряда социально демографических групп, расширение предложения рабочей силы за счет высвобождаемых из производства, нетрудоустроенных выпускников, беженцев. Основными тенденциями в области спроса на рабочую силу являются сокращение совокупного спроса на рабочую силу со стороны государственных предприятий, рост спроса на трудовые ресурсы со стороны негосударственного сектора, изменения отраслевой структуры спроса на рабочую силу.

Основной  целью государственного регулирования  занятости является достижение сбалансированности спроса и предложения на рынке  труда и воздействие на процессы воспроизводства рабочей силы.

На  рынке труда в СНГ используют несколько видов государственного регулирования: защитное – в целях  уменьшения незащищенности отдельных  групп трудящихся; поощрительное – стимулирование определенных видов деятельности; ограничительное – исключение неоправданных преимуществ; директивное – прямые меры воздействия на рынок труда; регулирование посредством экономических финансовых мер. Особую группу составляют мероприятия по социальной защите на рынке труда. При этом на одном рынке труда реализовываются как отдельные, так и все виды регулирования.

Перечисленные виды регулирования осуществляются согласно программам занятости населения, составлению которых предшествует прогнозирование рынка труда. Целью составления такого прогноза является определение величины спроса и предложения на рабочую силу в предстоящем периоде на основе анализа состояния рынка труда и занятости в отчетном периоде, статистической и другой информации, складывающихся условий. При определении предложения рабочей силы учитывается только трудоспособное население. Величину спроса определяет наличие свободных мест и вакантных должностей, образующихся в результате выбытия работников, создание новых рабочих мест и наличие свободных рабочих мест на начало года.

Спрос и предложение на рынке труда  приводятся в соответствие с помощью  активных и пассивных методов  и мер. Совокупность методов и  мер по созданию дополнительных сфер занятости относится к активным, а частичное возмещение безработным их потерь в доходах – к пассивным методам.

Актуальными проблемами на рынке труда являются создание единой информационной системы  в масштабе отдельной страны, располагающей  сведениями о вакантных рабочих  местах на предприятиях разных форм собственности, развитие служб по профориентации и переподготовке кадров, центров по переквалификации, бюро по трудоустройству; формирование системы организационно-правового регулирования межгосударственных отношений со странами СНГ и другими государствами по найму, миграции, социальной защите и пенсионному обеспечению граждан.

Информация о работе Статистический анализ рынка труда