Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2013 в 10:56, курсовая работа
Управление делами общество, осуществляемое в первую очередь посредством специально создаваемых государственных органов (учреждений), не может не включать в себя такой важный как с экономической, так и с социальной точек зрения вопрос в какой степени государство вправе и обязано регулировать сферу занятости населения (точнее - регулировать рынок рабочей силы).
в режиме неполного рабочего времени работали 1766 человек (78,2%);
в простое по вине администрации предприятий находились 254 человека (11,2%);
в отпусках без сохранения заработной платы пребывали 239 человек (10,6%).
В большинстве отраслей экономики республики наблюдается тенденция к росту спроса на рабочую силу. В банк вакансий органов службы занятости в 2011 году поступили сведения от работодателей о 96 тыс. свободных рабочих мест (должностей служащих), что на 11,0% больше по сравнению с 2010 годом. За содействием в трудоустройстве в органы службы занятости республики в отчетном году обратились 59,3 тыс. человек, что составляет 82,2% к соответствующему периоду прошлого года.
В 2011 году сложилась стабильная ситуация на рынке труда Чувашской Республики. Основные показатели рынка труда достигли значений показателей докризисного уровня 2008 года.
Уровень безработицы, рассчитанный
в соответствии с методологией Международной
организации труда, снизился с 9,9% в
I квартале 2011 г. до 6,5% в IV квартале 2011 г.
Уровень безработицы в
На 1 января 2012 г. на учете в органах службы занятости населения в качестве безработных граждан состояли 8062 человека, что на 6416 человек меньше по сравнению с численностью безработных граждан на 1 января 2011 года. Уровень регистрируемой безработицы по отношению к численности экономически активного населения снизился с 2,1% на 1 января 2011 г. до 1,2% на 1 января 2012 г. (на 1 октября 2008 г. – 1,2%), коэффициент напряженности на рынке труда – соответственно с 2,9 до 0,6 единицы (на 1 октября 2008 г. – 0,7 единицы).
Численность зарегистрированных
безработных граждан в течение
отчетного года снизилась во всех
муниципальных образованиях республики.
На 1 января 2012 г. в 19 муниципальных районах
и городских округах (73,1% их общего
количества) уровень регистрируемой
безработицы по отношению к численности
трудоспособного населения
Анализ данных за 2011 год по образовательному, половому и возрастному составу зарегистрированных безработных граждан, а также причин их незанятости показывает, что наблюдается рост городских жителей – с 75,0 до 78,9%, женщин – с 59,5 до 63,1%, граждан из числа работников, уволенных в связи с ликвидацией организаций либо сокращением в них численности или штата работников (массовые увольнения работников из филиалов ФГУП «Росспиртпром», ОАО «Волжская Текстильная Компания», ООО «Пике»), – с 15,2 до 16,8%, граждан предпенсионного возраста – с 8,8 до 11,2%, инвалидов – с 10,1 до 12,1%.
Глава 3. Государственное регулирование занятости в Чувашии
3.1 Приоритетные направления государственной политики
Следует
отметить роль малого предпринимательства
в Чувашии. Дальнейшее развитие малого
предпринимательства является резервом,
дающим возможность поднять жизненный
уровень населения и создать
новые рабочие места. Особое значение
в силу ряда объективных экономических
и социальных причин (рост численности
трудоспособного населения, имеющиеся
резервы в развитии агропромышленного
комплекса, специфика условий сельского
труда и ряд других факторов) имеет
развитие малого предпринимательства
для поддержания занятости
К приоритетным направлениям государственной политики занятости в Чувашии необходимо отнести направления, которые могут способствовать улучшению общей ситуации на рынке труда в республике и способны принести наилучший положительный результат.
К таким направлениям можно отнести
1. Совершенствование нормативной правовой базы в сфере занятости населения республики, направленное на создание необходимых условий для решения следующих задач государственной политики занятости: обеспечение социальных гарантий гражданам, потерявшим работу, и усиление социальной защиты неконкурентоспособных на рынке труда групп населения; повышение качества рабочей силы на основе развития рынка образовательных услуг в соответствии с требованиями рынка труда; развитие трудовой мобильности на основе динамичного развития системы рабочих мест и свободного передвижения рабочей силы по отраслям, профессиям, территориям; поддержка малого бизнеса и предпринимательства как источника для создания новых рабочих мест, особенно в сельской местности; повышение уровня занятости молодежи, в том числе выпускников учебных заведений; улучшение условий и охраны труда в отраслях экономики.
2. Развитие
социального партнерства на
3. Повышение
качества рабочей силы и
3.1. Профессиональная ориентация граждан и психологическая поддержка безработных граждан в виде: совершенствование системы профессиональной ориентации и психологической поддержки населения как важнейшего средства развития профессиональной карьеры; развитие профессиональной ориентации учащихся общеобразовательных школ, повышение их мотивации к трудовой деятельности по профессиям, специальностям, востребованным на рынке труда; развитие системы социально-профессиональной адаптации выпускников учреждений профессионального образования в целях повышения их конкурентоспособности на рынке труда; оказание психологической поддержки безработным гражданам, профессиональная адаптация на рынке труда длительно не работающих безработных граждан, а также безработных граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы (инвалиды; несовершеннолетние граждане в возрасте от 14 до 18 лет; беженцы и вынужденные переселенцы; граждане, уволенные с военной службы, и члены их семей; лица, освобожденные из исправительных учреждений; одинокие и многодетные родители, воспитывающие несовершеннолетних детей или детей-инвалидов; лица предпенсионного возраста и др.).
3.2. Профессиональное обучение безработных граждан направленное на: обеспечение соответствия объемов и профилей их подготовки потребностям рынка труда в рамках реализации Указа Президента Чувашской Республики от 4 августа 2003 г. N 81 "О Республиканской программе сбалансированности потребностей экономики в кадрах и рынка образовательных услуг на 2003 - 2005 годы и на период до 2010 года"; повышение эффективности профессионального обучения безработных граждан путем осуществления контроля качества обучения, внедрения в учебный процесс современных педагогических технологий; развитие системы стажировок безработных граждан в организациях республики как самостоятельного вида обучения.
4. Реализация
профилактических мер по
5. Содействие
занятости сельского населения:
6. Содействие
организации альтернативной
7. Регулирование
трудовой миграции: внутренней –
использование федерального
8. Социальная
поддержка безработных граждан:
На
государственную политику занятости
в странах СНГ оказывают
Анализ
рынка труда стран СНГ
Основной целью государственного регулирования занятости является достижение сбалансированности спроса и предложения на рынке труда и воздействие на процессы воспроизводства рабочей силы.
На
рынке труда в СНГ используют
несколько видов
Перечисленные виды регулирования осуществляются согласно программам занятости населения, составлению которых предшествует прогнозирование рынка труда. Целью составления такого прогноза является определение величины спроса и предложения на рабочую силу в предстоящем периоде на основе анализа состояния рынка труда и занятости в отчетном периоде, статистической и другой информации, складывающихся условий. При определении предложения рабочей силы учитывается только трудоспособное население. Величину спроса определяет наличие свободных мест и вакантных должностей, образующихся в результате выбытия работников, создание новых рабочих мест и наличие свободных рабочих мест на начало года.
Спрос и предложение на рынке труда приводятся в соответствие с помощью активных и пассивных методов и мер. Совокупность методов и мер по созданию дополнительных сфер занятости относится к активным, а частичное возмещение безработным их потерь в доходах – к пассивным методам.
Актуальными проблемами на рынке труда являются создание единой информационной системы в масштабе отдельной страны, располагающей сведениями о вакантных рабочих местах на предприятиях разных форм собственности, развитие служб по профориентации и переподготовке кадров, центров по переквалификации, бюро по трудоустройству; формирование системы организационно-правового регулирования межгосударственных отношений со странами СНГ и другими государствами по найму, миграции, социальной защите и пенсионному обеспечению граждан.