Статистический анализ рынка труда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2013 в 10:56, курсовая работа

Описание работы

Управление делами общество, осуществляемое в первую очередь посредством специально создаваемых государственных органов (учреждений), не может не включать в себя такой важный как с экономической, так и с социальной точек зрения вопрос в какой степени государство вправе и обязано регулировать сферу занятости населения (точнее - регулировать рынок рабочей силы).

Файлы: 1 файл

курсач.docx

— 100.01 Кб (Скачать файл)

Развитие  социального партнерства означает развитие взаимоотношений между профсоюзами, предпринимателями и правительством. Условиями социального взаимодействия являются: поддержание баланса интересов партнеров, готовность к поиску компромиссов, четкая фиксация прав и обязанностей каждой стороны, существование центральных организаций предпринимателей и профсоюзов.

Главная задача государства (одного из партнеров) состоит в создании условий для социального взаимодействия, полной реализации гражданских и политических прав, обеспечивающих свободу действий, без глубокого вмешательства в образование и деятельность предпринимателей и профсоюзов. Целью государства также является установление рамок, в пределах которых социальные партнеры сохраняют свою независимость.

Задачи  профсоюзов зависят от того, насколько  полно данное объединение представляет интересы, входящих в него членов. Падение  престижа профсоюзов в большинстве  развитых стран связывают с их стремлением к государственной власти и установлению общих принципов отношений с предпринимателями.

Цели  создания объединений предпринимателей состоят в содействии развитию частного предпринимательства, рыночной экономики; совершенствовании трудовых отношений; защите интересов предпринимателей во взаимоотношениях с государством; координации тактики и стратегии предпринимательства в области забастовочного движения. Социальное партнерство предполагает сотрудничество различных групп и слоев для достижения общих целей, согласование интересов работников и работодателей для обеспечения социального мира.

Социально-трудовые отношения регулируются соответствующими законодательными актами, конвенциями Международной организации труда, соглашениями между правительством, объединениями профсоюзов и нанимателей. На региональном и отраслевом уровнях заключаются тарифные соглашения, направленные на обеспечение стабильной работы предприятий и отраслей, защиту прав и интересов работников, обеспечение установленных государством минимальных социальных гарантий. На предприятиях, в учреждениях и организациях заключаются коллективные договора.

В области  достижения социального партнерства  в странах СНГ существуют следующие проблемы: отсутствие правового статуса объединений нанимателей, сложности в определении представительства от трудящихся на всех уровнях социального партнерства, необходимость учета в коллективных договорах сложной экономической ситуации, отсутствие научно обоснованной концепции развития системы социального партнерства.

Как показывает опыт многих стран, наиболее приемлемой государственной политикой является политика комплексного подхода к решению этих проблем при сохранении приоритета за "активной политикой", т.е. политикой создания рабочих мест. В таком подходе просматривается не столько "корыстный подход" государства, сколько психологический маневр, заставляющий безработного смотреть на себя не как на государственного иждивенца, а как на потенциального работника.

Комплексная реализация государственной политики занятости населения включает следующие  основные направления:

а) создание правовой базы, регулирующей вопросы  занятости и индивидуальной защиты безработных.

б) создание условий со стороны государства  для самозанятости. Мировой опыт показывает, что наибольший эффект приносит содействие со стороны государства  развитию малого и среднего бизнеса. Для этого должна быть сформирована соответствующая законодательная  база.

в) Обучение, переобучение и повышение квалификации кадров. Структурная перестройка  централизованной экономики и становление  ее на рыночные рельсы неизбежно порождают структурирую безработицу, которая характерна в переходный период для стран СНГ. Следует заметить, что переобучение кадров не должно носить временный характер, а осуществляться постоянно в соответствии с изменениями рыночной конъюнктуры. В Германии, например, большое внимание уделяется подготовке кадров к конкретному производству. Для этого обучение организуется непосредственно на предприятиях и при этом выплачиваются стипендии.

г) Поощрение  территориальной мобильности рабочей  силы. Это значит, что государство  должно оказывать всяческое содействие и материальную помощь тем гражданам  и семьям, которые решили поменять место жительства и переехать  в те районы, которые испытывают недостаток рабочей силы. Кроме того, сюда относятся мероприятия по организованному  набору рабочей силы. Организованный набор рабочей силы позволяет решать вопросы трудоустройства с меньшими издержками для человека и большим эффектом для экономики (например, вахтовый метод работы в районах Дальнего Севера или в районах, пораженных аварией на ЧАЭС).

д) Регулирование международных потоков рабочей силы.

В этих целях должны быть подписаны международные  соглашения, регулирующие передвижение рабочей силы между государствами. В свою очередь каждая из стран, исходя из собственной экономической ситуации, формирует внутреннее законодательство, поощряющее или ограничивающее приток иммигрантов в страну. В международной практике всегда поощряется приток в страну видных ученых и специалистов уникальных профессий.

е) Регулирование демографических процессов. Государство отслеживает процессы рождаемости и смертности и в случае проявления негативных тенденций принимает меры по их регулированию.

Наряду  с вопросами занятости безработных  государство решает проблемы их социальной защиты. Сюда входят:

а) гарантии лицам, высвобожденным с предприятий, из учреждений и организаций. Они предусматривают: выплату выходного пособия, досрочное назначение пенсий и др.

б) Выплата стипендий безработным на период профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки.

в) Выплата пособия по безработице.

Условия назначения, порядок выплаты и  размер пособия по безработице определяются законодательством.

г) Пенсионное обеспечение и др.

 

 

 

Заключение

 

Вопрос  о необходимости и пределах вмешательства  государственных органов (учреждений), собственно и составляющих механизм государства, в ситуацию, складывающуюся на рынке труда (рынке рабочей  силы),  на протяжении многих столетий волновавший умы величайших мыслителей - экономистов, будучи в той или  иной степени затронутым в их работах, до сих пор остается актуальным.

Рынок труда (рабочей силы), формируясь не стихийно, а под влиянием множества  факторов, не может не быть объектом пристального внимания (опеки) государства  с лице его должностных лиц (чиновников). Функционально, государство как институт по управлению делами общества посредством специально созданного, финансируемого на средства, уплачиваемые в виде налогов, сборов, иных платежей, государственного аппарата осуществляет вмешательство в сферу занятости населения, в первую очередь определяя юридическую основу такого рода деятельности. Создавая различного рода учреждения, эффективно реализующие государственную политику в этой сфере, государство определяет в своем законодательстве такой порядок, при котором максимально могут быть достигнуты его цели, согласующиеся с мировыми тенденциями, тенденциями формирования социального государства, политика которого направлена на обеспечение достойного уровня жизни населения. 

Вопросы государственного регулирования рынка  труда не перестанут быть актуальными. Поскольку именно люди, их уровень  жизни и развитие является конечной целью любой экономической политики, а политика занятости связана  непосредственно с созданием  благоприятных условий для труда  и соответственно, роста благосостояния нации.

Безработица, с одной стороны, является позитивным моментом рыночной экономики, стимулируя конкуренцию за лучшие места на рынке  труда. Однако вместе с тем, одна приносит немало социальных проблем, поскольку безработный теряет законный источник доходов, с течением времени ослабевает его квалификация, снижается самооценка  – растет напряженность в обществе в целом.

Забота  государства о достижении в стране наиболее полной и эффективной  занятости  как важной социальной гарантии для  экономически активного населения  является важнейшим аспектом государственного регулирования рынка труда, механизм формирования которого будет постоянно  совершенствоваться применительно  к новым условиям развития экономики, структурной перестройки производства, формирования эффективной социальной политики.

В распоряжении государства присутствует немало способов и административных мер воздействия  на рынок труда с целью его  корректировки в нужном направлении. Политика занятости населения находится  в тесном взаимодействии с другими  областями государственного регулирования: трудовое законодательство, область  социальной защиты, налоги и др.

Проводить государственную политику в области  занятости необходимо на основе тщательного  изучения и анализа всех тенденций  и особенностей конкретного объекта  регулирования.

В работе проведен анализ рынка труда в  Чувашии за последние 5 лет.

Данный  анализ позволяет сделать выводы, что государственная политика занятости  является достаточно эффективной. В  результате действий правительства, различных  правительственный организаций  и в том числе службы занятости  постепенно удается снизить уровень  безработицы, в том числе среди  молодежи и инвалидов.

Однако  остается ряд негативных тенденций  таких как например занятость в сельской местности. Для решения указанной проблемы выделяются дополнительные средства для проведения различных мероприятий в области занятости населения в сельской местности. Изучаются и претворяются в жизнь программы по социальному партнерству, позволяющие увеличить эффективность усилий по повышению занятости в сельской местности. Регулярно проводятся ярмарки вакансий, гражданам, зарегистрированным в службе занятости выплачивается небольшое пособие, стимулирующее желание безработного всё-таки найти работу и вместе с тем хоть как-то облегчающее его положение. Кроме того, предлагается ряд бесплатных консультаций для всех, кто обращается в службу занятости и желает найти работу.

К дальнейшим направлениям совершенствования государственной  политики занятости в Чувашии  относится совершенствование нормативной  правовой базы в сфере занятости  населения республики, в том числе  в области миграции, дальнейшее развитие социального партнерства на рынке  труда, повышение качества рабочей  силы и конкурентоспособности граждан  на рынке труда с помощью психологической  помощи и поддержки и переквалификации и дополнительного обучения безработных. Кроме того, оказание адресной поддержки при трудоустройстве граждан и безусловно содействие занятости сельского населения, в том числе в организации собственного дела.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

  1. Закон «О занятости населения в Российской Федерации»;
  2. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г с изменениями и дополнениями;
  3. Ананьев А. Новые процессы в занятости населения в условиях перехода к рыночной экономике – М.: Юнити, 2000;
  4. Базылев Н.И., Гурко С.П.  Экономическая  теория (макроэкономика).- М: Дис, 2003;
  5. Козырев В. М. Основы современной экономики, учеб. пособие. – М.: Финансы и статистика, 2000;
  6. Рофе А. И., Збышко Б. Г., Ишин В. В. Рынок труда, занятость населения, экономика ресурсов для труда, учеб. пособие.- М.: «МИК», 2004;
  7. Мониторинг социально-экономических реформ в России, 2005. – http://www.recep.ru/ru;
  8. Славуцкий О. Повысить взаимную ответственность субъектов рынка труда – М.: Человек и труд, 2003;
  9. Уровень безработицы в развитых странах мира. – http://www.dengi-info.com;
  10.   Российский статистический ежегодник: Стат. сб./ Госкомстат России.– М.: Финансы и статистика, 2011;
  11.   http://www.gks.ru Госкомстат России
  12.   http://zakon.chuvashia.com

 

 

 

 

 

 

Приложение

Приложение 1.

 

Среднесписочная численность работников (без внешних совместителей)  
по полному кругу организаций в 2011 году в ЧР

 

№ пп

Виды  экономической деятельности

Среднесписочная численность работников

человек

процентов  
к 2010 г.


 

1

2

3

4

 

Всего

374993

98,0

 

    в том числе по видам экономической  деятельности:

   
 

Сельское  хозяйство, охота и лесное хозяйство

17830

92,5

 

    в том числе сельское хозяйство,  охота и предоставление услуг  в этих областях

17035

93,0

 

Рыболовство, рыбоводство

59

89,4

 

Добыча  полезных ископаемых

396

87,0

 

    в том числе добыча полезных  ископаемых, кроме топливно-энергетических

390

87,2

 

Обрабатывающие  производства

85662

98,9

 

    в том числе:

   
 

производство  пищевых продуктов, включая напитки

12085

94,5

 

текстильное и швейное производство

9680

88,0

 

производство  кожи, изделий из кожи и производство обуви

1812

104,5

 

обработка древесины и производство изделий  из дерева

1913

89,6

 

целлюлозно-бумажное производство; издательская и полиграфическая  деятельность

2682

88,9

 

химическое  производство

4717

96,9

 

производство  резиновых и пластмассовых изделий

1853

107,3

 

производство  прочих неметаллических минеральных  продуктов

6289

105,8

 

металлургическое  производство и производство готовых  металлических изделий

9378

102,6

 

производство  машин и оборудования

7201

100,6

 

производство  электрооборудования, электронного и оптического оборудования

14797

103,6

 

производство  транспортных средств и оборудования

10127

106,8

 

прочие  производства

1867

101,8

 

Производство  и распределение электроэнергии, газа и воды

12577

98,0

 

Строительство

27114

98,0

 

Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий  и предметов личного пользования

42018

102,8

 

    в том числе:

   
 

торговля  автотранспортными средствами и  мотоциклами, их техническое обслуживание и ремонт

3956

101,4

 

оптовая торговля, включая торговлю через  агентов, кроме торговли автотранспортными  средствами и мотоциклами

13453

98,0

 

розничная торговля, кроме торговли автотранспортными  средствами и мотоциклами; ремонт бытовых  изделий и предметов личного  пользования

24609

105,9

 

Гостиницы и рестораны

8364

96,6

 

Транспорт и связь

21309

99,3

 

    в том числе связь

5612

96,8

 

Финансовая  деятельность

6447

100,3

 

Операции  с недвижимым имуществом, аренда и  предоставление услуг

29718

94,4

 

    в том числе научные исследования  и разработки

925

105,8

 

Государственное управление и обеспечение военной  безопасности; обязательное социальное обеспечение

25654

95,7

 

Образование

44129

96,6

 

Здравоохранение и предоставление социальных услуг

37576

98,3

 

Предоставление  прочих коммунальных, социальных и  персональных услуг

16140

98,8

 

    в том числе деятельность по  организации отдыха и развлечений,  культурных и спортивных мероприятий

8035

101,2

Информация о работе Статистический анализ рынка труда