Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2013 в 10:56, курсовая работа
Управление делами общество, осуществляемое в первую очередь посредством специально создаваемых государственных органов (учреждений), не может не включать в себя такой важный как с экономической, так и с социальной точек зрения вопрос в какой степени государство вправе и обязано регулировать сферу занятости населения (точнее - регулировать рынок рабочей силы).
Развитие социального партнерства означает развитие взаимоотношений между профсоюзами, предпринимателями и правительством. Условиями социального взаимодействия являются: поддержание баланса интересов партнеров, готовность к поиску компромиссов, четкая фиксация прав и обязанностей каждой стороны, существование центральных организаций предпринимателей и профсоюзов.
Главная задача государства (одного из партнеров) состоит в создании условий для социального взаимодействия, полной реализации гражданских и политических прав, обеспечивающих свободу действий, без глубокого вмешательства в образование и деятельность предпринимателей и профсоюзов. Целью государства также является установление рамок, в пределах которых социальные партнеры сохраняют свою независимость.
Задачи профсоюзов зависят от того, насколько полно данное объединение представляет интересы, входящих в него членов. Падение престижа профсоюзов в большинстве развитых стран связывают с их стремлением к государственной власти и установлению общих принципов отношений с предпринимателями.
Цели создания объединений предпринимателей состоят в содействии развитию частного предпринимательства, рыночной экономики; совершенствовании трудовых отношений; защите интересов предпринимателей во взаимоотношениях с государством; координации тактики и стратегии предпринимательства в области забастовочного движения. Социальное партнерство предполагает сотрудничество различных групп и слоев для достижения общих целей, согласование интересов работников и работодателей для обеспечения социального мира.
Социально-трудовые отношения регулируются соответствующими законодательными актами, конвенциями Международной организации труда, соглашениями между правительством, объединениями профсоюзов и нанимателей. На региональном и отраслевом уровнях заключаются тарифные соглашения, направленные на обеспечение стабильной работы предприятий и отраслей, защиту прав и интересов работников, обеспечение установленных государством минимальных социальных гарантий. На предприятиях, в учреждениях и организациях заключаются коллективные договора.
В области достижения социального партнерства в странах СНГ существуют следующие проблемы: отсутствие правового статуса объединений нанимателей, сложности в определении представительства от трудящихся на всех уровнях социального партнерства, необходимость учета в коллективных договорах сложной экономической ситуации, отсутствие научно обоснованной концепции развития системы социального партнерства.
Как показывает опыт многих стран, наиболее приемлемой государственной политикой является политика комплексного подхода к решению этих проблем при сохранении приоритета за "активной политикой", т.е. политикой создания рабочих мест. В таком подходе просматривается не столько "корыстный подход" государства, сколько психологический маневр, заставляющий безработного смотреть на себя не как на государственного иждивенца, а как на потенциального работника.
Комплексная реализация государственной политики занятости населения включает следующие основные направления:
а) создание правовой базы, регулирующей вопросы занятости и индивидуальной защиты безработных.
б) создание
условий со стороны государства
для самозанятости. Мировой опыт
показывает, что наибольший эффект
приносит содействие со стороны государства
развитию малого и среднего бизнеса.
Для этого должна быть сформирована
соответствующая
в) Обучение, переобучение и повышение квалификации кадров. Структурная перестройка централизованной экономики и становление ее на рыночные рельсы неизбежно порождают структурирую безработицу, которая характерна в переходный период для стран СНГ. Следует заметить, что переобучение кадров не должно носить временный характер, а осуществляться постоянно в соответствии с изменениями рыночной конъюнктуры. В Германии, например, большое внимание уделяется подготовке кадров к конкретному производству. Для этого обучение организуется непосредственно на предприятиях и при этом выплачиваются стипендии.
г) Поощрение
территориальной мобильности
д) Регулирование международных потоков рабочей силы.
В этих целях должны быть подписаны международные соглашения, регулирующие передвижение рабочей силы между государствами. В свою очередь каждая из стран, исходя из собственной экономической ситуации, формирует внутреннее законодательство, поощряющее или ограничивающее приток иммигрантов в страну. В международной практике всегда поощряется приток в страну видных ученых и специалистов уникальных профессий.
е) Регулирование демографических процессов. Государство отслеживает процессы рождаемости и смертности и в случае проявления негативных тенденций принимает меры по их регулированию.
Наряду
с вопросами занятости
а) гарантии лицам, высвобожденным с предприятий, из учреждений и организаций. Они предусматривают: выплату выходного пособия, досрочное назначение пенсий и др.
б) Выплата стипендий безработным на период профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки.
в) Выплата пособия по безработице.
Условия назначения, порядок выплаты и размер пособия по безработице определяются законодательством.
г) Пенсионное обеспечение и др.
Заключение
Вопрос о необходимости и пределах вмешательства государственных органов (учреждений), собственно и составляющих механизм государства, в ситуацию, складывающуюся на рынке труда (рынке рабочей силы), на протяжении многих столетий волновавший умы величайших мыслителей - экономистов, будучи в той или иной степени затронутым в их работах, до сих пор остается актуальным.
Рынок труда (рабочей силы), формируясь не стихийно, а под влиянием множества факторов, не может не быть объектом пристального внимания (опеки) государства с лице его должностных лиц (чиновников). Функционально, государство как институт по управлению делами общества посредством специально созданного, финансируемого на средства, уплачиваемые в виде налогов, сборов, иных платежей, государственного аппарата осуществляет вмешательство в сферу занятости населения, в первую очередь определяя юридическую основу такого рода деятельности. Создавая различного рода учреждения, эффективно реализующие государственную политику в этой сфере, государство определяет в своем законодательстве такой порядок, при котором максимально могут быть достигнуты его цели, согласующиеся с мировыми тенденциями, тенденциями формирования социального государства, политика которого направлена на обеспечение достойного уровня жизни населения.
Вопросы
государственного регулирования рынка
труда не перестанут быть актуальными.
Поскольку именно люди, их уровень
жизни и развитие является конечной
целью любой экономической
Безработица, с одной стороны, является позитивным моментом рыночной экономики, стимулируя конкуренцию за лучшие места на рынке труда. Однако вместе с тем, одна приносит немало социальных проблем, поскольку безработный теряет законный источник доходов, с течением времени ослабевает его квалификация, снижается самооценка – растет напряженность в обществе в целом.
Забота
государства о достижении в стране
наиболее полной и эффективной занятости
как важной социальной гарантии для
экономически активного населения
является важнейшим аспектом государственного
регулирования рынка труда, механизм
формирования которого будет постоянно
совершенствоваться применительно
к новым условиям развития экономики,
структурной перестройки
В распоряжении государства присутствует немало способов и административных мер воздействия на рынок труда с целью его корректировки в нужном направлении. Политика занятости населения находится в тесном взаимодействии с другими областями государственного регулирования: трудовое законодательство, область социальной защиты, налоги и др.
Проводить государственную политику в области занятости необходимо на основе тщательного изучения и анализа всех тенденций и особенностей конкретного объекта регулирования.
В работе проведен анализ рынка труда в Чувашии за последние 5 лет.
Данный анализ позволяет сделать выводы, что государственная политика занятости является достаточно эффективной. В результате действий правительства, различных правительственный организаций и в том числе службы занятости постепенно удается снизить уровень безработицы, в том числе среди молодежи и инвалидов.
Однако остается ряд негативных тенденций таких как например занятость в сельской местности. Для решения указанной проблемы выделяются дополнительные средства для проведения различных мероприятий в области занятости населения в сельской местности. Изучаются и претворяются в жизнь программы по социальному партнерству, позволяющие увеличить эффективность усилий по повышению занятости в сельской местности. Регулярно проводятся ярмарки вакансий, гражданам, зарегистрированным в службе занятости выплачивается небольшое пособие, стимулирующее желание безработного всё-таки найти работу и вместе с тем хоть как-то облегчающее его положение. Кроме того, предлагается ряд бесплатных консультаций для всех, кто обращается в службу занятости и желает найти работу.
К дальнейшим
направлениям совершенствования
Список литературы
Приложение
Приложение 1.
Среднесписочная численность работников
(без внешних совместителей)
по полному кругу организаций в 2011 году
в ЧР
№ пп |
Виды экономической деятельности |
Среднесписочная численность работников | |
человек |
процентов |
1 |
2 |
3 |
4 |
Всего |
374993 |
98,0 | |
в том числе по видам |
|||
Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство |
17830 |
92,5 | |
в том числе сельское |
17035 |
93,0 | |
Рыболовство, рыбоводство |
59 |
89,4 | |
Добыча полезных ископаемых |
396 |
87,0 | |
в том числе добыча полезных ископаемых, кроме топливно-энергетических |
390 |
87,2 | |
Обрабатывающие производства |
85662 |
98,9 | |
в том числе: |
|||
производство пищевых продуктов, включая напитки |
12085 |
94,5 | |
текстильное и швейное производство |
9680 |
88,0 | |
производство кожи, изделий из кожи и производство обуви |
1812 |
104,5 | |
обработка древесины и производство изделий из дерева |
1913 |
89,6 | |
целлюлозно-бумажное производство; издательская и полиграфическая деятельность |
2682 |
88,9 | |
химическое производство |
4717 |
96,9 | |
производство
резиновых и пластмассовых |
1853 |
107,3 | |
производство прочих неметаллических минеральных продуктов |
6289 |
105,8 | |
металлургическое производство и производство готовых металлических изделий |
9378 |
102,6 | |
производство машин и оборудования |
7201 |
100,6 | |
производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования |
14797 |
103,6 | |
производство транспортных средств и оборудования |
10127 |
106,8 | |
прочие производства |
1867 |
101,8 | |
Производство
и распределение |
12577 |
98,0 | |
Строительство |
27114 |
98,0 | |
Оптовая
и розничная торговля; ремонт автотранспортных
средств, мотоциклов, бытовых изделий
и предметов личного |
42018 |
102,8 | |
в том числе: |
|||
торговля автотранспортными средствами и мотоциклами, их техническое обслуживание и ремонт |
3956 |
101,4 | |
оптовая торговля, включая торговлю через агентов, кроме торговли автотранспортными средствами и мотоциклами |
13453 |
98,0 | |
розничная торговля, кроме торговли автотранспортными средствами и мотоциклами; ремонт бытовых изделий и предметов личного пользования |
24609 |
105,9 | |
Гостиницы и рестораны |
8364 |
96,6 | |
Транспорт и связь |
21309 |
99,3 | |
в том числе связь |
5612 |
96,8 | |
Финансовая деятельность |
6447 |
100,3 | |
Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг |
29718 |
94,4 | |
в том числе научные |
925 |
105,8 | |
Государственное управление и обеспечение военной безопасности; обязательное социальное обеспечение |
25654 |
95,7 | |
Образование |
44129 |
96,6 | |
Здравоохранение и предоставление социальных услуг |
37576 |
98,3 | |
Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг |
16140 |
98,8 | |
в том числе деятельность по
организации отдыха и |
8035 |
101,2 |