Статистическое изучение инновационных процессов в промышленности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2014 в 13:30, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – провести анализ инновационных процессов в промышленности.
В соответствии с данной целью были поставлены и решены следующие задачи:
- рассмотреть инновации и инновационный процесс;
- определить особенности статистического изучения инновационной деятельности;
- провести статистический анализ инновационной деятельности на примере Калининградской области;

Содержание работы

№ стр.

Введение……………………………………………………………………
3
Теоретическая часть……….…………………………………………….
6
Глава 1. Теоретические основы определения сущности инноваций и инновационного процесса…………………………………………………

6
1.1. Понятие инновации и инновационного процесса…………………
6
1.2. Особенности статистического изучения инновационной деятельности……………………………………………………………….
1.3. Оценка инновационной активности предприятий…………………..

8
10
Практическая часть………………………………………………………
14
Глава 2. Статистический анализ инновационной деятельности на примере Калининградской области ………………………………………
14
2.1. Изучение динамики и структуры затрат на инновационную деятельность и выявление основных тенденций………………………...
2.1.1 Анализ динамики затрат на инновационную деятельность……..
2.1.2 Анализ структуры инвестиций в инновационную деятельность..

14
14
17
2.2. Изучение межрегиональной вариации уровня инвестиций в инновационную деятельность…………………………………………….

18
Заключение…………………………………………………………………
22
Библиографический список..……………………………

Файлы: 1 файл

стат новый вариант.docx

— 168.52 Кб (Скачать файл)

Действующие в настоящее время международные нормы сбора статистических данных об инновациях разработаны применительно только к технологическим инновациям. Они представляют собой конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта (процесса), внедренного на рынке и используемого в практической деятельности. Инновация считается осуществленной в том случае, если она внедрена на рынке или в производственном процессе. Соответственно различаются два типа технологических инноваций - продуктовые и процессные, которые в свою очередь классифицируются в статистике по степени новизны. Продуктовые инновации охватывают внедрение новых или усовершенствованных продуктов. Процессная инновация - это освоение новых или значительно усовершенствованных методов производства, изменения в оборудовании или организации производства либо и то и другое. Нововведения в области организации и управления производством, информационных технологий, коммунальных и социальных услуг не рассматриваются в составе технологических инноваций. Кроме того, не подлежат учету в качестве инноваций несущественные видоизменения продуктов и технологических процессов, под которыми подразумеваются эстетические изменения в продуктах (в цвете, декоре и т.п.). Классификация инноваций по степени новизны осуществляется по технологическим параметрам, а также с рыночных позиций.

С точки зрения технологических параметров инновации подразделяются по следующим признакам: продуктовые инновации — применение новых материалов; применение новых полуфабрикатов и комплектующих; получение принципиально новых функций (принципиально новые продукты); процессные инновации — новая технология производства; более высокий уровень автоматизации; новые методы организации производства (применительно к новым технологиям). С позиций новизны рынка различаются инновации новые для отрасли в стране; новые для данного предприятия.

1.3. Оценка инновационной  активности предприятий

Под инновационной активностью принято понимать интенсивность осуществления экономическими субъектами деятельности по разработке и вовлечению новых технологий или усовершенствующих продуктов в хозяйственный оборот. При анализе инновационной активности, в основном, принято оценивать развитие инфраструктуры предприятий в сфере научно-технических и опытно-конструкторских работ (НИОКР), а также определять их способности по коммерциализации инноваций. Такой подход применяется, главным образом, при формировании отчетных и статистических данных о состоянии и развитии инновационной деятельности в стране в целом. Вместе с тем, оценку инновационной активности можно использовать и в качестве исходного этапа в процессе разработки стратегий инновационного развития отдельных предприятий. При этом подходе главная задача оценки инновационной активности будет состоять в анализе экономического развития конкретного хозяйствующего субъекта в сфере НИОКР и взаимосвязанных с ней структурных элементах. Затем в зависимости от текущего состояния инновационной сферы на анализируемом предприятии будет формироваться дальнейшая инновационная и связанные с ней стратегическая, инвестиционная, финансовая, производственная, маркетинговая политика. Раскроем такой подход, начиная с описания его принципиальной основы.

Понятие оценки инновационной активности, как известно, тесно связано с такой экономической категорией, как инновационная деятельность, которую принято характеризовать как процесс, направленный на воплощение результатов научных исследований и разработок либо иных научно-технических достижений в новый или усовершенствованный продукт, реализуемый на рынке, в новый или усовершенствованный технологический процесс, используемый в практической деятельности. Отсюда следует, что инновационный процесс (и инновационные проекты) на предприятиях изначально можно ориентировать на разработку и внедрение принципиально новых технологий и/или только улучшающих инноваций. [9, c. 212]

В основу выбора в пользу новых или улучшающих инноваций следует ввести научно-исследовательский опыт и экономические возможности предприятий по внедрению базисных или только усовершенствующих технологий, иначе говоря, их инновационную активность. Если у предприятий имеется определенный положительный опыт реализации инновационных проектов и особенно в сфере создания принципиально новых продуктов, то такие хозяйствующие субъекты, как правило, выбирают стратегии исследовательского лидерства, радикального опережения, опережающей наукоемкости, стадийного преодоления [7, с.3]. Если у предприятий превалирует опыт внедрения улучшающих технологий, которые только лишь усовершенствуют и предлагают потребителям модифицированные варианты широко известных товаров, то в данном случае к наиболее вероятным стратегиям инновационного развития можно отнести такие, как выжидание лидера, следования за рынком, технологического трансферта, продуктовой имитации, сохранения технологических позиций, параллельной разработки или лицензионную стратегию. Таким образом, смысл инновационной активности как экономической категории состоит в том, чтобы не только оценивать масштабы внедрения новых или улучшающих технологий по хозяйствующим субъектам в целом, но и позволять отдельным предприятиям осуществлять выбор направления инновационного развития и формировать на этой основе эффективную инвестиционную политику.

Оценку инновационной активности можно построить на анализе состояния деятельности предприятия непосредственно в сфере НИОКР и взаимосвязанных с ней структурных элементов. В зависимости от степени текущего технологического и производственно-хозяйственного развития осуществляется выбор либо стратегии лидера, а значит, разработки принципиально новых продуктов либо стратегии последователя, т. е. внедрения улучшающих технологий. Для разработки такого метода можно использовать классификацию элементов инновационной инфраструктуры, которая позволяет ответить на вопрос, каким необходимым начальным или стартовым капиталом в сфере НИОКР должно обладать предприятие, чтобы эффективно вовлекать новые или усовершенствующие технологии в хозяйственный оборот (табл. 1).

Таблица 1 

 

Элементы

инновационной

инфраструктуры

Инновации

 

Базисные

Улучшающие

 
 

1. Инновационно-

ориентированные подразделения

Подразделение НИР;

конструкторский отдел;

отдел главного технолога;

лаборатория контроля качества продукции;

отдел маркетинга

Подразделение ОКР;

отдел главного технолога;

лаборатория контроля качества;

группа по развитию

 

2. Финансовые

ресурсы

Федеральные;

инвестиционные;

собственные;

заемные;

вовлеченные

Собственные;

заемные;

привлеченные

 

3. Профессионально-

кадровый состав

Лидер-новатор;

кадры, имеющие специальное

образование и опыт

проведения НИР;

специалисты в сфере

маркетинга, планирования

и прогнозирования

Персонал, заинтересованный

в инновациях;

кадры, обладающие

специальным образованием

и опытом проведения ОКР;

маркетологи

 

4. Интеллектуальная

собственность

Изобретения;

товарные знаки и знаки

обслуживания;

промышленные образцы;

полезные модели ноу-хау;

инновационные программы

и планы-проекты

Полезные модели ноу-хау;

бизнес-планы освоения

инноваций

 

5. Материально-техническое

оснащение

Опытно-приборная база;

пилотные установки;

исследовательское,

экспериментальное и

лабораторное оборудование

Пилотные установки;

лабораторное оборудование

 

6. Дополнительные источники

повышения

результатов

инновационной

деятельности

Патентно-лицензионный

и информационный отделы;

отдел стратегического развития;

отдел конкурентной разведки

Стратегическое управление

предприятием

 

 

Выделенные в классификации элементы можно охарактеризовать как минимально необходимый «набор» инфраструктурных составляющих, которым предприятие должно обладать, тот начальный уровень развития, который предприятию необходимо достичь, чтобы эффективно осуществлять разработку и реализацию продуктовых и технологических инноваций. Эти структурированные элементы инновационной инфраструктуры могут стать содержательной основой для разработки экономических показателей оценки инновационной активности предприятий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2.  Статистический анализ инновационной деятельности на примере Калининградской области

 

2.1. Изучение динамики и структуры  затрат на инновационную деятельность  и выявление основных тенденций

 

2.1.1 Анализ динамики затрат на  инновационную деятельность

 

В таблице 2 представлена исходная информация для анализа затрат на инновационную деятельность за период 2003-2012 гг.

Таблица 2

Исходные данные о динамике затрат на инновационную деятельность за 2003-20012 гг.

 

2003

2004

2005

2006

2007

2008

2009

2010

2011

2012

Всего

205,6

687,4

662,1

638,2

273,3

278,6

361,2

398,1

431,6

620,2

в том числе

                   

собственные средства предприятий

163,1

396,6

562,8

506,4

247,1

226,5

296,9

318,5

349,6

489,9

федеральный бюджет

1,9

121,4

39,2

58,1

19,7

43,6

52,5

64,7

73,8

123,6

бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты

0

0

0

5,5

0

3,1

4,5

4,7

5,4

6,1

внебюджетные фонды

2,4

4,7

5,2

0

0

0

0

0

0

0

иностранные инвестиции

0

149,2

0

0,4

0

0

0

0

0

0

прочие

38,2

15,5

54,9

67,8

6,5

5,3

7,3

10,2

2,8

0,6


 

Для количественной оценки инвестиций в инновационную деятельность рассчитаем абсолютные приросты, темпы роста и темпы прироста инвестиций за период 2003-2012 гг. (цепные и базисные) по следующим формулам:

                                                                                              (2.1)

                                                                                             (2.2)

                                                                                                      (2.3)

                                                                                                   (2.4)

                                                                                                 (2.5)

где yi  - уровень сравниваемого периода;

      yi-1 – уровень предшествующего периода;

      y0 – уровень базисного периода;

      Tр – темп роста;

      Тпр – темп прироста.

Для расчетов в настоящем разделе используется программа MS Excel. Расчеты показаны в таблице 3.

Таблица 3

Показатели динамики инвестиций за период 2003 - 2012 гг.

Период

Инвестиции, млн.руб.

Абсолютный прирост ∆yi

Темп роста Тр

Темп прироста Тпр

базисный

цепной

базисный

цепной

базисный

цепной

2003

205,6

-

-

-

-

-

-

2004

687,4

481,8

481,8

3,34

3,34

2,34

2,34

2005

662,1

456,5

-25,3

3,22

0,96

2,22

-0,04

2006

638,2

432,6

-23,9

3,10

0,96

2,10

-0,04

2007

273,3

67,7

-364,9

1,33

0,43

0,33

-0,57

2008

278,6

73

5,3

1,36

1,02

0,36

0,02

2009

361,2

155,6

82,6

1,76

1,30

0,76

0,30

2010

398,1

192,5

36,9

1,94

1,10

0,94

0,10

2011

431,6

226

33,5

2,10

1,08

1,10

0,08

2012

620,2

414,6

188,6

3,02

1,44

2,02

0,44

Информация о работе Статистическое изучение инновационных процессов в промышленности