Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2014 в 03:23, научная работа
Благосостояния общества, однако, не тождественно объёму ВВП. Как известно, валовой внутренний продукт не учитывает результаты производства в домашнем хозяйстве, в натуральном и теневом секторах экономики. Поскольку эти виды деятельности существуют в любой стране, то можно сказать, что реальный объём благ, произведённых в обществе, всегда несколько больше ВВП. Страны с менее развитым товарным хозяйством и с большим объёмом теневой экономики имеют относительно больший объём благ, неучтённых в ВВП. ВВП не учитывает поток доходов между национальным хозяйством.
Введение………………………………………………………………………………………...…….3
Раздел I. Валовой внутренний продукт (ВВП)……..……...................................………………....4
1.1 Общая характеристика ВВП………….….…...……………….………………………………...4
1.2 Методы расчета ВВП…………………...…………………………………….………………….5
Раздел II. Валовой региональный продукт (ВРП)……………..………...……...……………...…7
2.1 Общая характеристика ВРП………………………..…………...…………………………….…7
2.2 Методы расчета ВРП …….………………………….….……………………………………...10
Раздел III. Статистические методы в анализе показателей ВВП и ВРП ………….…….……...17
Заключение…………………………………………………………………………………………..24
Список используемой литературы…………………………...…………………………..……..…26
ВВП как сумма первичных доходов
При определении ВВП распределительным методом он включает следующие виды первичных доходов, выплаченных производственными единицами-резидентами: оплата труда наемных работников, чистые налоги на производство и импорт (налоги на производство и импорт минус субсидии на производство и импорт), валовая прибыль и валовые смешанные доходы. Оплата труда наемных работников представляет собой вознаграждение в денежной форме или натуральной форме, которое должно быть выплачено работодателем наемному работнику за работу, выполненную в отчетном периоде. Она учитывается на основе начисленных сумм и складывается из двух основных компонентов:
а) заработная плата;
б) отчисления работодателей на социальное страхование.
Заработная плата охватывает все виды заработков (включая премии, доплаты, и надбавки), начисленных в денежной форме или натуральной форме независимо от источника финансирования, т. е. за счет себестоимости и прибыли, а также денежные суммы, начисленные работникам в соответствии с законодательством за непроработанное время (ежегодный отпуск, праздничные дни и т.п.). Заработная плата учитывается до вычета налогов и других удержаний, взимаемых с наемных работников. Отметим, что в этом случае показывается заработная плата, выплаченная предприятиями и организациями-резидентами работникам (как резидентам, так и нерезидентам).
Отчисления на социальное
Различают фактические и
Фактические отчисления работодателей на социальное страхование определяются в размере начислений на фонд заработной платы по всем видам социального страхования, т.е. в фонды социального страхования, Пенсионный фонд, Фонд занятости, Фонд социальной поддержки населения и другие аналогичные социальные внебюджетные фонды. К ним относятся также обязательные отчисления работодателей на медицинское страхование и расходы предприятий по оплате услуг поликлиник по договорам, заключенным с органами здравоохранения на предоставление своим работникам медицинской помощи. Добровольные отчисления работодателей на медицинское страхование в негосударственные страховые компании или фонды в пользу отдельных наемных работников согласно полисам личного страхования должны учитываться как заработная плата в натуральной форме.
Условно исчисленные отчисления на социальное страхование представляют собой эквивалент социальным пособиям, выплачиваемым работодателями непосредственно их работникам, бывшим работникам или их иждивенцам, имеющим на это право, за счет своих средств без привлечения третьей стороны (например, страховой компании) и без учреждения для этой цели отдельной институциональной единицы в форме специального фонда или резерва. Хотя никаких платежей с целью страхования не производится, они определяются условно и также включаются в оплату труда наемных работников. На практике в качестве возможной оценки условно исчисленных отчислений работодателей на социальное страхование наемных работников может служить сумма фактически выплаченных работодателями в текущем периоде социальных пособий. К ним относятся, например, выходное пособие при прекращении трудового договора; суммы, выплачиваемые на период трудоустройства уволенным работникам в связи с сокращением штата, реорганизацией или ликвидацией предприятия; пособия в связи с потерей трудоспособности; надбавки к пенсиям, оплата учебных отпусков, предоставляемых работникам; компенсации, выплачиваемые женщинам, находящимся в частично оплачиваемом отпуске по уходу за ребенком; стипендии студентам и учащимся, направленным предприятиями на обучение.
Налоги на производство и импорт - это обязательные безвозмездные невозвратные платежи, взимаемые органами государственного управления с производственных единиц в связи с производством и импортом товаров и услуг или использованием факторов производства. Они называются безвозмездными, потому что государство ничего не предоставляет взамен индивидуальной единице, производящей платеж, хотя оно может использовать средства, собранные с помощью налогов, для предоставления товаров или услуг другим единицам или обществу в целом. Налоги, связанные с производством и импортом, уплачиваются предприятиями и организациями независимо от наличия прибыли.
Налоги на производство и импорт состоят из налогов на продукты и других налогов на производство. О налогах на продукты уже упоминалось раньше. Другие налоги на производство – это налоги, связанные с использованием факторов производства, а также платежи за лицензии и разрешение заниматься какой-либо производственной деятельностью или другие обязательные платежи, уплата которых необходима для деятельности производственной единицы-резидента. Они могут выплачиваться на землю, средства производства или рабочую силу, используемые в процессе производства, или за право осуществлять определенные виды деятельности или операции. Другие налоги на производство не включают налоги на прибыль или на иные доходы, получаемые предприятиями, и подлежат уплате в государственные бюджет независимо от рентабельности производства.
Субсидии – это текущие безвозмездные невозвратные платежи, которые государство производит предприятиям в связи с производством, продажей или импортом товаров и услуг или использованием факторов производства для проведения определенной экономической и социальной политики. Субсидии состоят из субсидий на продукты и других субсидий на производство. О субсидиях на продукты уже говорилось выше. Другие субсидии на производство – субсидии, которые предприятия получают от органов государственного управления в связи с использованием факторов производства:
а) субсидии, выплачиваемые в связи с использованием труда особого контингента лиц (инвалидов, подростков);
б) субсидии, связанные с использованием других факторов производства (например, для стимулирования использования определенных видов сырья, энергии и т. д.);
в) субсидии для уменьшения загрязнения окружающей среды (например, для покрытия стоимости дополнительной обработки отходов производства).
Валовая прибыль и валовые смешанные доходы представляют собой часть валовой добавленной стоимости, которая остается у производителей после вычитания расходов, связанных с оплатой труда наемных работников и уплатой налогов на производство и импорт. Эта статья измеряет прибыль (или убыток), полученную от производства, до учета доходов от собственности. Для некорпорированных предприятий, принадлежащих домашним хозяйствам, в которых члены домашнего хозяйства могут производить неоплачиваемые трудовые затраты, она содержит элемент вознаграждения за работу, который не может быть отделен от дохода владельца или предпринимателя. В этом случае она называется смешанным доходом. К ней относятся доходы от личных подсобных хозяйств населения, доходы мелких индивидуальных предпринимателей и др. Валовая прибыль и валовые смешанные доходы определяются до вычета потребления основного капитала. Если его выделить, то получатся чистая прибыль и чистые смешанные доходы.
Особенность
Раздел II. Валовой региональный продукт (ВРП)
2.1. Общая характеристика ВРП
ВРП – это индикатор (или показатель) состояния экономики региона.
ВРП создается в результате использования факторов производства внутри региона и характеризует потенциально возможный объем предложения товаров и услуг. Значимость показателя ВРП в макроэкономическом аспекте обусловлено тем, что данные о результатах производственной деятельности регионов используются органами государственного регулирования экономики для разработки региональной политики, принятия решений в области социальной, фискальной и кредитно-денежной политики. Кроме того, ВРП позволяет проводить межрегиональные сравнения с целью оценки РФ и выявления закономерностей и диспропорций развития регионов.
Разработанный инструментарий позволяет вычислять ВРП производственным методом, приоритетность которого обусловлено наличием необходимой информации, при этом суммируется ВДС по институциональным единицам, объединенным в группы по видам деятельности или секторам экономики. ВДС по каждому виду деятельности (сектору) рассчитывается как разница между выпуском в основных ценах и промежуточным потреблением. Для оценки ВДС в рыночных ценах (ценах потребления) к полученной сумме в основных ценах прибавляется величина налогов на продукты и вычитают субсидии на продукты.
По своему экономическому содержанию показатель ВРП является близким региональным аналогом показателя ВВП, однако между показателями ВВП на федеральном уровне и ВРП на региональном уровне есть существенная разница. Методологические различия ВВП и ВРП связаны с наличием в ВВП элементов, которые полностью или частично не могут быть определенны на региональном уровне. Часть ВВП, в принципе, не может быть отнесена к какой-либо территории, так как они представляют собой стоимость коллективных услуг, оказываемых обществу в целом (оборона, государственное управление (частично), международное сотрудничество). Финансирование данных услуг идет за счет федерального казначейства. Их стоимость учитывается только при расчете ВВП.
Определенные затруднения связаны с региональным учетом чистых налогов на продукты. Они обусловлены недостаточностью информации о бюджете. В частности, для расчета чистых налогов по регионам необходимо представлять региональное распределение субсидий на продукты, выплачиваемых федеральным бюджетом. В полном объеме таких данных нет, не только в региональной статистике, но и на федеральном уровне, так как определенная часть субсидий на продукты распределяется МинФином России не в регионы, а передается министерствам и ведомствам на развитие соответствующей отрасли или вида деятельности и только затем через ведомственное распределение попадает на предприятие. В результате этого для определенной части чистых налогов на продукты рассчитывается только общая величина по экономике в целом, и при сводке данных по регионам необходим специальный досчет по чистым налогам на продукты и импорт.
Если ВРП, исчисленный производственным методом характеризует предложение товаров и услуг, то спрос на продукты и услуги выражается в форме покупок товаров. Компонентами совокупного спроса являются личное потребление домашних хозяйств, конечное потребление государственных учреждений и некоммерческих организаций, обслуживающих домашние хозяйства, а также инвестиции (накопления) и чистый экспорт. В регионах делаются попытки определять элементы конечного использования ВРП типичного потребления и основных элементов основного накопления, однако на основе существующей статистики, прежде всего из-за отсутствия достоверной и полной информации о межрегиональном объеме продукции практически невозможно оценить ВРП методом конечного использования. Еще большие трудности связаны с расчетом ВРП по методу доходов (т.е. распределительным методом).
Процессы инфляции и дефляции усложняют анализ динамики ВРП. Номинальный ВРП отражает изменение не только количества произведенных товаров и услуг (т.е. физического объема), но и изменение уровня цен. Поэтому для оценки темпов экономического роста колебаний экономической конъюнктуры, анализа изменений уровня жизни требуется пересчет ВРП из текущих цен в постоянные.
Показатель ВРП, скорректированный с учетом инфляции (повышения цен) или дефляции (снижении цен) представляет собой реальный ВРП (ВРП в неизменных (постоянных ценах)). Существуют различные способы корректировки номинального ВРП. Прямым методом дефлятирования является деление номинального ВРП на индекс цен (индекс дефлятор ВРП).
2.2. Методы расчета ВРП
В принципе сумма ВРП регионов должна равняться ВВП. Однако на практике при расчете ВРП возникают проблемы с отнесением к конкретным регионам некоторых экономических единиц и их операций. Эти проблемы носят методологический и информационный характер. Они возникают в следующих случаях:
Информация о работе Статистическое изучение методов ВВП и ВРП