Статистическое изучение себестоимости промышленной продукции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2012 в 14:23, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является определение резервов снижения себестоимости продукции на предприятии на основе анализа показателей статистики себестоимости и использовании статистических методов в их исчислении. Выявление возможностей повышения эффективности использования материальных, трудовых и денежных ресурсов в процессе производства и сбыта продукции должно опираться на комплексный анализ работы предприятия: изучение технического и организационного уровня производства, использование производственных мощностей и основных фондов, сырья и материалов, рабочей силы, хозяйственных связей.

Содержание работы

1. Введение ……………………………………………………. 3
2. Статистическое изучение себестоимости продукции …... 4
3. Выполнение плана и динамики себестоимости товарной продукции и определение размера экономии от снижения себестоимости …………………………………………….. 11
4. Показатели затрат на 1 рубль товарной продукции …. .. 16
5. Построение корреляционной модели влияния фондоотдачи на себестоимость продукции. ……………………………. 20
6. Заключение. ………………………………………………...24
7. Список литературы. ……………………………………

Файлы: 1 файл

курсовая по стат 2.doc

— 374.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

Таблица 2.

 

Постатейный состав себестоимости

по трем предприятиям

 

Наименование

Статей 
затрат

 

Предприятие№1

Предприятие№2

Предприятие№3

Себестои
мость произвед продукц

В % к

итогу

Себестои
мость произвед продукц

В % к

итогу

Себестои
мость произвед продукц

В % к

итог

1.Сырье и материалы (за вычетом отходов)

65742

43,5

31441

39,9

29849

39,1

2.Покупные изделия и полуфабрикаты

16009

19,5

18546

23,5

24578

32,2

3.Топливо и энергия на технические цели

1386

1,7

1285

1,6

574

0,8

4.Заработная плата производственных рабочих и отчисления на соцстрахование

2211

2,7

6842

8,7

5824

7,6

5.Расходы на содержание и эксплуатацию оборудования

16543

20,1

11259

14,3

7854

10,3

6.Цеховые расходы

4131

5

4773

6,1

4056

5,3

7.Общезаводские расходы

5439

6,6

4173

5,3

3056

4

8.Потери от брака

257

0,3

98

0,1

119

0,2

9.Прочие производственные расходы

32

0,1

11

0

0

0

10.Итого
производственная себестоимость товарной продукции

81750

99,5

78428

99,5

75910

99,5

11.Внепроизводственные расходы

394,5

0,5

404

0,5

394,5

0,5

12.Итого полная себестоимость товарной продукции

82144,5

100

78832

100

76304,5

100

 

 

 

Анализируя данные таблицы 2, мы можем сделать следующие выводы, что наибольшие затраты произведены на сырье и материалы (за вычетом отходов (43,5%; 39,9%; 39,1%). Меньше всего средств потрачено на топливо и энергию (1,7%; 1,6%; 0,8%), внепроизводственные расходы одинаковы на всех трех предприятиях и составляют 0,5%, потеря от брака (0,3%,0,1% и 0,2%). Затраты на покупные изделия и полуфабрикаты, заработную плату и отчисления на социальное страхование, расходы на содержание и эксплуатацию оборудования, цеховые расходы в среднем составили на первом предприятии 19,5%, 2,7%, 20,1%, 5%, на втором – 23,5%; 8,7%; 14,3%; 6,1%, на третьем – 32,2%;7,6%; 10,1%; 5,3%, к полной себестоимости товарной продукции (Рис. 2).

 

 

 

 

 

 

 

Предприятие № 1

 

  Предприятие № 2

 

 

Предприятие № 3

 

 

 

Рис.2 Постатейный состав себестоимости на трех предприятиях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнения плана и динамики себестоимости товарной продукции и определение размера экономии от снижения себестоимости продукции.

 

Одним из важных вопросов статистики промышленности является изучение динамики себестоимости продукции, выполнения плана и планового задания.

Для их оценки используют следующие индексы, где:

Z1,  Z0,  Zпл  - себестоимость единицы продукции соответственно в отчетном, базисном периодах и по плану, руб.

1.      Индекс планового задания:

                      iZпл  = Zпл  / Z0

2.      Индекс выполнения плана:

                     iZв.п.  = Z1  / Zпл

 

3.      Индекс фактической себестоимости:

                      iZф  = Z1  / Z0

 

Индексы динамики, выполнения плана и планового задания связаны между собой отношением:

       iZф = iZпл  × iZв.п.

Для определения размера экономии используют абсолютные  изменения:

  

                     Эпл  = Zпл  - Z0

            Эсверхпл = Z1  - Zпл

            ЭФ = Z1  - Z0

Рассмотрим вычисления приведенных индексов по данным себестоимости пяти предприятий (таблица № 3)

 

 

 

Таблица № 3.

 

Предприятия

Себестоимость, руб.

Процент
плано
вого
задания

Процент
выпол
нение

лана

Процент
фактичес

кой
себесто

имости

Данные

по
базисному

периоду

Отчетный период

По
плану

Факти

ческая

1.Мираторг

2.Инко
3.Агат
4.Карат
5.Юникайп

11610
20850
67220
5805
40550

11952
20735
71214
5996
40510

11894
20553
71031
5947
40695

103
99,5
106
103,3
99,9

99,5
99,1
99,7
99,2
99,8

102,5
98,6
105,7
102,5

100,4

 

Индекс планового задания:

       iZпл Мираторг   = 11952 /11610×100%= 103%

                     iZпл Инко           = 20735 /20850×100%= 99,5%

                    iZпл Агат          = 71214 / 67220×100% =105,9%

                    iZпл Карат          = 5996 / 5805 × 100% =103,3%

                  iZпл  Юникайп  = 40510 / 40550 × 100% =99,9%

По расчетам можно сделать следующие выводы: более высокий процент установления планового задания приходится на предприятие Агат – 106%, в то время как на предприятии Мираторг – 103%, Инко – 99,5%, Карат – 103,3%, Юникайп – 99,9%.

То есть планом предусмотрено снизить себестоимость, на предприятиях Инко и Юникайп на 0,5% и 0,1% соответственно, и повысить себестоимость на предприятии Мираторг на 3%, Агат – на 5,9% и на Карате – на 103,3%.

Плановое задание составляет на предприятии Инко- -115 у. е., а на предприятии Юникайп - -40 у. е.

           Эпл =  20735 -20850 = -115

             Эпл = 40510 – 40550 = -40

 

Индекс выполнения плана:

      iZв.п. Мираторг =11894  /11952 × 100%= 99,5%

    iZв.п. Инко          =20553 / 20735 × 100%=99,1%

   iZв.п. Агат           =71031 / 71214 × 100%=99,7%

    iZв.п. Карат         =5947 / 5996 × 100%=99,2%

  iZв.п. Юникайп  =40695 / 40510 × 100%=99,8%

 

На всех предприятиях наблюдается не выполнение плана: на Мираторге – 0,5%, на Инко – 0,9%, на Агате – 0,3%, на Карате – 0,8%, на Юникайпе – 0,2%, т. е экономия составила соответственно: 58 у. е., 182 у. е., 183 у. е., 49 у. е., 185 у. е. (Рис.3)

 

        Эсверхпл Мираторг   =11894 - 11952= -58

               Эсверхпл Инко            =20553 - 20735= -182

               Эсверхпл Агат             =71031 - 71214= -183

       Эсверхпл Карат           =5947 - 5996= -49

              Эсверхпл Юникайп   =40695 - 40510= -185

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 3

Рис. 3  Выполнение плана себестоимости по пяти предприятиям

 

Фактический  индекс себестоимости:

     iZф Мираторг =11894 / 11610 × 100% = 102,5%

     iZф Инко         =  20553 / 20850 × 100% = 98,6%

    iZф Агат            = 71031 / 67220 × 100% = 105,7%

     iZф Карат         = 5947 / 5805  × 100% = 102,5%

    iZф Юникайп    = 40695 / 40550 × 100% = 100,4%

 

То есть фактическое снижение себестоимости произошло только на предприятии Инко и составило 98,6% или -297 у. е.

 

                        ЭФ Инко  = 20553 – 20850 = -297

На остальных предприятиях наблюдается повышение себестоимости по сравнению с базисом: на предприятии Мираторг на 102,5% или 284 у.е.,на Агате на 105,7% или 3811 у.е., на Карате – 102,5% или 142 у.е.,  на Юникайпе – 100,4% - 145 у.е.(Рис. 4)

             ЭФ Мираторг  = 11894 – 11610 = 284

             ЭФ Агат           = 71031 – 67220 = 3811

              ЭФ Карат        = 5947 – 5805 = 142

              ЭФ Юникайп = 40695 – 40550 =145

Рисунок 4

Рис. 4 Фактическое изменение себестоимости по пяти предприятиям

 

 

 

 

 

 

 

Показатели затрат на 1 рубль товарной продукции

 

Для определения динамики всей продукции предприятия, как сравнимой, так и не сравнимой с базисным периодом, применяется показатель затрат на 1 рубль товарной продукции.

В общем виде показатель уровня затрат на рубль товарной продукции (з) представляет собой отношение полной себестоимости всей товарной продукции (∑qz) к ее себестоимости в оптовых ценах предприятия (∑qp), то есть:

 

З = ∑qz / ∑qp

 

Поскольку уровень затрат на рубль товарной продукции характеризует затраты, приходящиеся в среднем на обезличенную единицу продукции, то можно получить сводные данные и в отраслевом и в территориальном разрезах. Показатель затрат на 1 рубль товарной продукции – один из показателей экономической эффективности производственной деятельности предприятия.

Различают два основных показателя уровня затрат на 1 рубль товарной продукции:

 

Плановый:  зпл =∑qплzпл /  ∑qплpпл

 

Фактический: з1 = ∑q1z1 /  ∑q1p1

Выполнение задания по затратам на один рубль товарной продукции определяют в относительных величинах (Jз) и в абсолютных величинах (∆з) по формулам:

               

Jз = (∑q1z1 /  ∑q1p1) / (∑qплzпл /  ∑qплpпл)

 

∆з =(∑q1z1 /  ∑q1p1) - (∑qплzпл /  ∑qплpпл)

 

Как видно из формулы, на изменение затрат на 1 рубль товарной продукции по сравнению с планом оказывают влияние три фактора:

 

1.      изменение себестоимости единицы продукции (z):

 

Jз(z) = (∑q1z1 /  ∑q1pпл) / (∑q1zпл /  ∑q1pпл);

 

∆з(z) =(∑q1z1 /  ∑q1pпл) - (∑q1zпл /  ∑q1pпл);

 

Информация о работе Статистическое изучение себестоимости промышленной продукции