Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2013 в 20:53, курсовая работа
Целью курсовой работы является статистическое изучение уровня и качества жизни населения России.
Предметом курсовой работы является система показателей, характеризующих уровень и качество жизни населения.
Объектом исследования является совокупность регионов Российской Федерации.
Субъектом исследования является взаимоотношение тех или иных регионов по уровню доходов, обеспеченности жильем.
Введение...................................................................................................................5 1.Теоретические основы статистического изучения уровня и качества жизни населения………………………………………………………..............................7
1.1 Понятия и задачи статистического изучения уровня и качества жизни населения..................................................................................................................7
1.2 Система показателей уровня и качества жизни населения....................10
1.3 Методы оценки уровня и качества жизни населения………………….14
2. Статистическое изучение уровня и качества жизни населения……………19
2.1 Анализ индекса развития человеческого потенциала (ИРЧП) в России и других странах мира…………………………………………………………...19
2.2 Уровень бедности в России как показатель уровня и качества жизни населения…………………………………………………………………………26
2.3 Перспективы развития уровня и качества жизни населения………….29
Заключение.............................................................................................................32
Список использованной литературы...........................
Рейтинг стран по ИРЧП |
ИРЧПН |
Индекс ОПЖ (н)** |
Индекс уровня образования (н) |
Индекс дохода (н) | ||
значение |
потери, процент |
изменение позиции* |
потери, процент | |||
44. Чили |
0,652 |
19,0 |
-11 |
6,6 |
13,7 |
34,1 |
45. Аргентина |
0,641 |
19,5 |
-13 |
9,7 |
12,1 |
34,4 |
57. Мексика |
0,589 |
23,5 |
-15 |
10,9 |
21,9 |
35,6 |
101. КНР |
0,534 |
22,3 |
-1 |
13,5 |
23,2 |
29,5 |
123. ЮАР |
… |
… |
… |
28,4 |
20,8 |
… |
134. Индия |
0,392 |
28,3 |
1 |
27,1 |
40,6 |
14,7 |
* Изменения рейтинга основаны на странах, для которых рассчитывается ИРЧПН. **(н) – скорректированный с учетом неравенства. «…» означает отсутствие данных Примечание – Страны расположены в порядке убывания ИРЧПН |
Закрепившись с середины 2000-х гг. в группе стран с высоким ИРЧП, Россия по-прежнему испытывает серьезный дисбаланс между основными компонентами человеческого потенциала. Россия относится к странам, в которых достижения в области национального дохода недостаточно трансформируются в достижения в области образования и особенно здоровья населения. Хотя на мировом фоне неравенство, существующее в российском обществе, оценивается на среднем уровне, политика его сокращения для минимизации потерь человеческого потенциала в России должна быть направлена на улучшение доступа различных слоев населения к образованию и здоровой жизни.
2.2 Уровень бедности в России как показатель уровня и качества жизни населения
В разных странах термином "бедность" обозначают разные явления, отмечает Минфин. Для определения границ бедности применяются несколько методов, в основном - статистический (соотношение доходов со среднедушевыми доходами или доходами малоимущих категорий населения) и нормативный (соотношение доходов с величиной прожиточного минимума на основе потребительской корзины).
Например, в США есть две линии бедности: статистическая, которая используется для сопоставления на страновом уровне, и социальная. Именно эта линия, которая ниже статистической, применяется для идентификации получателей социальной помощи. В странах ЕС помимо относительной, используемой для статистического мониторинга, широко применяются социальные линии бедности.
В России прожиточный минимум рассчитывается нормативным методом на основании потребительской корзины. Минздравсоцразвития внесло в правительство законопроект об актуализации ее состава. Однако Минфин считает приоритетной задачей не уточнение нормативов действующей корзины, а новые подходы к определению величины прожиточного минимума и методики его расчета. Это позволит устанавливать разные линии бедности, которые лучше идентифицируют формы ее проявления. Социальную политику Минфин предлагает осуществлять на основе комбинированного подхода к определению прожиточного минимума.
В рамках этого подхода
будет установлен минимальный уровень потреблени
Социальный уровень
бедности, по мнению Минфина, следует
устанавливать исходя из концепции
"абсолютной бедности". Она выражается
в неспособности граждан
Также Минфин предлагает "инвентаризировать" социальные гарантии, установленные в соотношении с прожиточным минимумом, и на основе различных вариантов его значений разработать комплексную систему размеров гарантий на долгосрочный период. Внедрение такой системы и применение дифференцированных уровней бедности позволят более эффективно осуществлять бюджетную политику и сосредоточить госсредства на наиболее важных направлениях соцобеспечения, считает министерство.
Согласно действующему законодательству, прожиточный минимум в целом по России используется при разработке и реализации социальной политики и федеральных социальных программ, обоснования МРОТ, определении размеров стипендий, пособий и других социальных выплат, формирования федерального бюджета
Численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума в РФ, по данным Росстата, в 2011 году выросла до 18,1 млн. человек с 17,9 млн. человек в 2010 году. Уровень бедности (процент от общей численности населения) в РФ в 2011 году увеличился до 12,8% с 12,6% в 2010 году [20].
Численность бедных выросла впервые с 2008 года - тогда она увеличилась до 18,8 млн. человек (уровень бедности - 13,4%) с 18,7 млн. человек в 2007 году (13,3%), а в 2009 году снизилась до 18,2 млн. человек (13%).
Прожиточный минимум в 2011 году в среднем на 1 человека в I квартале составил 6473 рублей, во II квартале - 6505 рублей, в III квартале - 6287 рублей, в IV квартале - 6209 рублей.
В 1992 году был зафиксирован максимальный показатель уровня бедности в 33,5% (численность бедных достигала 49,3 млн. человек), ниже 20% он впервые опустился в 2004 году - до 17,6% (25,2 млн. человек), в 2007 году снизился уже до 13,3%, но за последние 4 года темпы сокращения бедности резко замедлились - снижение уровня бедности за этот период составило лишь 0,5 процентного пункта, а численность бедных уменьшилась на 600 тыс. человек [16].
В ближайшие годы существенного сокращения бедности в стране, согласно официальному прогнозу правительства, также не предвидится. В 2012 году Минэкономразвития ожидает снижения уровня бедности до 12,7%, в 2013 году - рост до 12,8%, а в 2014 году - опять снижение до 12,5%.
2.3 Перспективы развития уровня и качества жизни населения
Одним из главных аспектов развития страны является повышение его уровня и качества жизни, как одного из составляющих экономического развития. Для улучшения уровня жизни государство разрабатывает целый ряд мер по регулированию социальных процессов, которые должны быть нацелены на повышения уровня жизни.
В настоящее время, несмотря на позитивную динамику макроэкономических показателей, сохраняется значительная дифференциация населения по уровню доходов и высокому уровню бедности. Так, реальные располагаемые доходы населения России по итогам 2006г. достигли 112,5% уровня 1990г., а фактическое конечное потребление домашних хозяйств превысило уровень 1990г. в 1,5 раза [5]. Эти показатели, не вызывают адекватной положительной реакции значительной части населения, поскольку и уровни доходов, и объемы потребления домашних хозяйств в России крайне неравномерны по различным группам населения.
По имеющимся оценкам ожидается, что разрыв в доходах между верхней и нижней 10% группами населения (коэффициент фондов) за предстоящие 10 лет уменьшится примерно в 1,5 раза, а к 2020г. – вдвое [9]. Однако в 2006г. коэффициент фондов не только не уменьшился, но возрос в 15,3 раза по сравнению с 14,9 в 2005г. (в развитых странах он не превышает 6-8 раз). В 2006г. на долю 10% наиболее обеспеченного населения РФ приходилось 30,2% общего объема денежных доходов населения (29,9% в 2005г.), а на долю 10% наименее обеспеченного населения – как и в 2005г. – всего 2%. Еще хуже обстоят дела в отдельных регионах РФ. Так, в 2003г. во всех без исключения регионах Сибирского федерального округа уровень реальной заработной платы и пенсий не достигал 40% уровня 1991г., а во многих регионах и 30% [15].
Еще одним важным показателем
развития уровня и качества жизни
являются жилищные условия, поскольку
именно в нем тесно переплетаются
экономические возможности и
социальные приоритеты, личное благосостояние
и бюджетные ограничения, индивидуальные предпочтения
и государственные стратегии, частные
и общественные интересы.
Специфика «жилищного вопроса» состоит
в том, что его решение представляет собой
результат взаимодействия жилищной политики,
вырабатывающей стратегическое направление
развития, жилищного строительства –
как сегмента инвестиционной активности
и производственной отрасли, реализующей
эту траекторию, и жилищно-коммунального
хозяйства как комплекса, занимающегося
эксплуатационным обеспечением наличного
и строящегося фонда.
Согласно государственной программе по предоставлению жилья категориям граждан, установленных федеральным законодательством, предусмотрено улучшить жилищные условия 76,2 тыс. семей. Это направление намечено профинансировать в объеме 41,7 млрд. руб. на выдачу субсидий в форме государственных жилищных сертификатов.
Еще одной важной проблемой, с которой государство пытается бороться – увеличение площадей ветхого и аварийного жилищного фонда. Так в 2003г. по сравнению с 1995г. количество такого жилья увеличилось в 2,4 раза, а его удельный вес возрос в 2,3 раза [13], в то время как ввод в действие жилых домов сократилось на 11,8%, причем если в 1995г. ввод в действие жилой площади на 9% превышал размеры ветхого и аварийного фонда, то сопоставление данных за 2005-2010гг. приводит к нескольким неутешительным выводам:
1) удельный вес непригодного для проживания жилья в действующем фонде продолжает увеличиваться;
2) новое строительство по темпам не только не перекрывает, но и отстает от увеличения ветхого и аварийного жилого фонда более чем на 60%;
3) такое соотношение объективно снижает возможности для улучшения жилищных условий, так как все большие площади требуются для расселения из ветхих и аварийных строений.
В целом можно предположить, что за счет активной политики государства, направленной на уменьшение бедности в стране, к 2020 году можно ожидать сокращение разрыва в уровне доходов примерно в два раза. Также нужно отметить, что существование в нашей стране большого количества ветхого и аварийного жилья, тоже играет отнюдь не положительную роль в развитии уровня и качества жизни, так за период с 1995 – 2005 годы его количество увеличилось в 2,4 раза.
Заключение
В целом можно сделать вывод о том, что уровень жизни является одной из важнейших социальных категорий, которая характеризует структуру потребностей человека и возможности их удовлетворения. Важнейшими составляющими уровня жизни выступают доходы населения и его социальное обеспечение, потребление им материальных благ и услуг, условия жизни, свободное время.
Важнейшая задача статистики уровня и качества жизни – выявление закономерностей изменения благосостояния населения. Для этого проводятся исследования, охватывающие как все страны, так и их регионы, социально-демографические группы населения и различные типы домашних хозяйств. Это позволит проследить различия в уровне жизни в зависимости от экономических, национальных, природно-климатических и других особенностей, а также от доходов населения. Результаты исследования могут носить либо общий характер, либо частный, связанные, например, с оценкой потребления населением конкретных благ и обеспеченности его различными услугами. Повышение уровня жизни – это не только результат экономического роста, но и его условие. В современной России наиболее актуальными проблемами повышения уровня жизни являются обеспечение занятости, усиление социальной защищенности населения, борьба с бедностью. Хотя снижение жизненного уровня населения – неизбежное следствие столь масштабных преобразований, однако глубина падения – процесс регулируемый.
В настоящее время перед правительством нашей страны стоит проблема улучшения уровня жизни населения, снижения числа людей, находящихся за «чертой бедности», сокращения разницы между доходами наиболее обеспеченных и наименее обеспеченных слоёв населения. Понятие бедности в большинстве случаев достаточно субъективно. Как принципы определения этого понятия, так и количественное выражение минимального уровня доходов, ниже которого человека относят к категории бедных, обусловливаются, в конечном счете, решением властей исходя из конкретной социально-экономической ситуации и материально-финансовых возможностей государства.
В одном из последних выступлений президента РФ В.В. Путина прозвучало, что реальные доходы населения в среднем за последние два года выросли в 2,5 раза, реальный размер пенсий также почти в 2,5 раза, т.е. намечается тенденция улучшения качества жизни граждан нашей страны.
Информация о работе Статистическое изучение уровня и качества жизни населения