Статистическое наблюдение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2013 в 18:43, реферат

Описание работы

Успех дела сбора качественных и полных исходных данных с учетом требования экономного расходования материальных, трудовых и финансовых ресурсов во многом определяется решением вопроса о выборе вида, способа и организационной формы статистического наблюдения.
Статистика имеет многовековую историю. Её возникновение и развитие обусловлены общественными потребностями: подсчет населения, скота, учета земельных угодий, имущества и т.д. Наиболее ранние сведения о таких работах в Китае относятся к 13 в. до нашей эры. В Древнем Риме проводились учеты свободных граждан и их имущества.

Содержание работы

Введение………………………………………………………3
1.Информационная база статистического исследования, статистическое наблюдение и его этапы………………………………………………4
2. Программно-метологические и организационные задачи
статистического наблюдения…………………………………………6
3. Формы, виды и способы проведения статистического наблюдения…………………………………………………………….9
4.Вопросы организационного обеспечения, подготовки и проведения статистического наблюдения………………………………………..14
5.Точность наблюдения и методы проверки достоверности
данных………………………………………………………………...15
Вывод………………………………………………………………...18

Файлы: 1 файл

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО.docx

— 152.89 Кб (Скачать файл)

Объект статистического наблюдения - это статистическая

совокупность, в которой проистекают исследуемые социально-экономические

явления и процессы. Установление объекта  наблюдения означает

определение точных границ и состава совокупности. Например, при переписи

населения необходимо установить, какое население  следует регистрировать

- наличное, под которым понимается фактически находящееся в момент

переписи  в данной местности, или постоянное, т. е. живущее на данной

территории  постоянно.

В ряде случаев  для отграничения объекта наблюдения используют

понятие ценза. Ценз есть пороговое значение признака, которое ограничивает

объект  наблюдения. Например, при обследовании промышленности объектом

могут быть средние и крупные предприятия, к которым в соответствии с

существующим  законодательством, относятся предприятия  с числом

работников  более 100 человек.

Любой объект наблюдения состоит из единиц наблюдения.

Единица наблюдения – элемент статистической совокупности,

являющийся  носителем признаков, подлежащих регистрации, то есть это то

первичное звено, от которого должны быть получены необходимые

статистические  сведения. Например, при проведении демографических

обследований  это может быть человек, но может  быть и семья, при

бюджетных обследованиях – домохозяйство или семья.

В соответствии с поставленной целью, задачами, выбранным  объектом

разрабатывается программа наблюдения.

Программа наблюдения – перечень признаков, подлежащих

регистрации (при непосредственном наблюдении), либо это перечень

вопросов, по которым собираются сведения (при  опросах). Составление

программы наблюдения является сложной и ответственной  задачей,

поскольку от этого зависит качество собранной  информации. Состав и

содержание  программы наблюдения определяются задачами исследования и

особенностями изучаемого общественно-экономического явления. Всякое

явление обладает множеством признаков. Собирать информацию по всем –

нецелесообразно и невозможно. Поэтому необходимо отобрать наиболее

важные, отвечающие поставленным задачам и  соответствующие цели

наблюдения.

К программе  наблюдения предъявляются следующие  требования:

• в программу включаются только существенные признаки,

непосредственно характеризующие изучаемое явление, его тип,

основные  черты и свойства. Не должны включаться второстепенные

вопросы, не связанных с решением представленных задач.

• в программу не включаются вопросы, на которые могут быть получены

заведомо  неточные ответы, - то есть вопросы, способные  вызвать

подозрения, что ответы на них могут быть использованы во вред

опрашиваемым.

• в программу должны включаться вопросы контрольного характера для

проверки  собираемой информации, например, это  логически связанные

вопросы о возрасте, семейном положении, образовании, наличии детей

и т.д.

• все вопросы программы должны быть ориентированы на определенную

форму ответа: либо цифровую, либо альтернативную, либо

многовариантную.

При цифровой – ответ дается в количественной форме (о возрасте,

стаже, заработке  и т.д.); при альтернативной – в форме «да» или «нет» (пол,

семейное  положение и т.д.); при многовариантной – выбор одного или

нескольких  вариантов из предлагаемого меню. Например, на вопрос о

состоянии в браке возможны следующие варианты ответов: - состоит в браке;

- никогда  не состоял; - вдовец; - разведен.

• ответы в программах для облегчения обработки кодируются числовыми

кодами.

• при разработке программы необходимо не только определить состав

вопросов, но и их последовательность, так  как логика

расположения  вопросов способствует получению более  достоверных

данных.

Одновременно  с программой разрабатывается инструментарий

наблюдения  в виде статистических формуляров и инструкций по их

заполнению.

Статистический формуляр – это документ единого образца,

содержащий программу и результаты наблюдения. Он может иметь разные

названия: бланк обследования, переписной лист, анкета, отчет и т. д.

Обязательными элементами статистического формуляра  являются

титульная и адресная части. В титульной  части указываются: наименование

статистического наблюдения и органа, его проводящего; номер формуляра, а

также, кто  и когда его утвердил. В адресной – адрес отчетной единицы, ее

подчиненность.

Кроме формуляра  разрабатывается инструкция по порядку  проведения

наблюдения, по заполнению формуляра. В зависимости  от сложности

программы наблюдения это может быть документ в виде отдельной

брошюры, либо подсказки в ответах, либо разъяснения  на обратной стороне

бланка.

При подготовке статистического наблюдения помимо программно-

методологических  вопросов необходимо решить и организационные

вопросы. К ним относятся:

• определение органа (исполнителя) наблюдения. Наблюдение может

проводиться собственными силами или организациями,

специализирующимися на проведении наблюдений;

• определение времени наблюдения: даты начала, даты окончания

наблюдения, критической даты. Срок (период) наблюдения

устанавливается исходя из объема работы и численности  персонала,

занятого сбором данных. Критической датой считается конкретный

день  года, час дня, по состоянию на который  проводится регистрация

признаков по каждой единицы статистической совокупности.

• определение места (территории) проведения наблюдения. Выбор места

проведения  наблюдения определяется его целью. Например, если

определяется  стоимость потребительской корзины  в Санкт-Петербурге,

то местом проведения наблюдения будет территория города.

Важнейшим организационно-методологическим вопросом,

определяющим  эффективность статистического  наблюдения (достоверность

полученной  информации, затраты на проведение наблюдения и т.д.) является

выбор формы, вида и способа проведения наблюдения.

3. Формы, виды и способы проведения  статистического

наблюдения

В статистической практике используют три организационные формы

статистического наблюдения:

• отчетность (предприятий, организаций, учреждений и т. п.);

• специально организованное статистическое наблюдение;

• регистры.

Статистическая отчетность является основной формой

статистического наблюдения в Российской Федерации. Статистические

сведения  в виде установленных законом  отчетных документов в

определенные  сроки представляются всеми предприятиями, организациями и

учреждениями  страны.

Статистическая  отчетность является составной частью

государственной статистики, для нее характерно следующее:

• она утверждается органами Государственной статистики;

• имеет обязательный характер;

• имеет юридическую силу (подписывается должностными лицами);

• имеет документальную обоснованность (базируется на документах

первичного  учета).

Постановлением  Государственного Комитета по Статистике РФ от 16

сентября 1997года с 1 января 1998 года предприятия  и организации

(юридические  лица) обязаны предоставлять следующие  унифицированные

формы федерального государственного статистического  наблюдения:

Форма №  П-1 «Сведения о производстве и  отгрузке товаров и услуг»;

Форма №  П-2 «Сведения об инвестициях»;

Форма №  П-3 «Сведения о финансовом состоянии  организации»;

Форма №  П-4 «Сведения о численности, заработной плате и движении

работников»;

Форма №  П-5(м) «Основные сведения о деятельности организации»

(введена постановлением Росстата от 27.07.2004 № 34).

Состав  представляемых форм является различным  для разных

организаций в зависимости от специфики деятельности и количества

работников. Предприятия с численностью работников более 15 человек с

января 2005г обязаны ежемесячно представлять формы № П-1 с

приложением 3 «Сведения об объемах платных  услуг населению по видам»,

П-3, П-4, а  ежеквартально – форму № П-2. Малые предприятия, штат которых

не превышает 15 человек отчитываются ежемесячно по форме № П-4 и

ежеквартально – по форме № П-5.

Статистическая  отчетность подается в территориальные  управления

статистики. Региональные подразделения отраслевых ведомств, структуры,

регулирующие деятельность естественных монополий.

Специально организованные статистические наблюдения

представляют  собой сбор сведений посредством переписей, единовременных

учетов  и обследований. Эта форма наблюдения позволяет более углубленно

изучать изменения в составе населения, семейном бюджете, изучать

рыночный  спрос и т.д. Такие наблюдения проводятся с целью получения

данных, отсутствующих в отчетности, или  для проверки сведений, взятых из

нее.

Специально  организованное статистическое наблюдение требует

специально  подготовленных людей, специально разработанной  программы,

является  трудоемким и дорогостоящим.

Например, перепись населения проводится одновременно по всей

территории  страны, охватывает всех живущих на критический момент

времени.

Регистром называется форма непрерывного статистического

наблюдения  за долговременными процессами по совокупности

показателей.

К наиболее известным относятся два вида регистров: регистры

населения и регистры предприятий.

Регистры  населения представляет собой поименованный и регулярно

обновляемый перечень жителей страны. Наблюдение проводится по

следующим признакам: пол, дата и место рождения (постоянные данные),

брачное состояние (переменный признак).Информация в регистр заносится на

каждого родившегося или прибывшего из-за границы. В случае смерти или

отъезда на постоянное место жительства в  другую страну данные из регистра

убираются. Такие регистры ведутся в государствах с небольшой

численностью  населения и по ограниченному  числу признаков, так как это

требует больших затрат.

Регистр предприятий ведется по всем видам экономической

деятельности. По каждому предприятию в регистре находятся следующие

сведения: время регистрации предприятия; его название; адрес;

организационно-правовая форма; организационная структура  и структура

управления; виды экономической деятельности; численность  занятых; и т.д.

В настоящее  время в Российской Федерации  действует единый

государственный регистр предприятий и организаций (ЕГРПО), который

содержит  данные по всем предприятиям, организациям, учреждениям,

любой формы  собственности и любого вида деятельности, в том числе и

общественным  организациям.

В информационном фонде регистра содержатся следующие  данные:

- сведения  об отраслевой принадлежности  и территориальной, вид

экономической деятельности;

- вид  собственности и организационная  форма;

Информация о работе Статистическое наблюдение